ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ТРЕНЕРА ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИГУРНЫМ КАТАНИЕМ У ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ТРЕНЕРА ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИГУРНЫМ КАТАНИЕМ У ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ

Мохова Е.Л. 1
1Уральский Федеральный Университет им. Первого Президента России Б.Н.Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевые слова: мотивация, фигурное катание, тренер.

Актуальность. Важным показателем профессионализма тренера является способность тренера использовать психологические средства в своей работе. Особенно это относится к тренерам, работающим с юными спортсменами. От степени владения тренером психологическим методами, будет зависеть то, насколько успешно он будет справляться с проблемами, которые постоянно возникают в его работе: сохранение контингента учащихся, снижение отсева, формирования готовности к спортивной деятельности, повышение эффективности тренировочной работы.

Одной из наиболее сложных проблем, с которыми сталкивается детский тренер, является проблема формирования мотивации к занятиям спортом у детей. Как показали исследования, на начальном этапе занятия спортом в большинстве у юных спортсменов отмечается внешняя мотивация (красивый вид спорта, встречи с друзьями, нравится кататься на коньках), а не внутренняя мотивация (интерес к виду спорта, желания совершенствовать свое спортивное мастерство)[1].

Цель исследования. Изучение спортивной мотивации детей 7-9 лет к занятиям фигурным катанием и психологическое обоснование работы тренера по ее повышению.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось с юными фигуристами 7-9 лет. Это связано с тем, что в фигурном катании занятия начинаются уже в 5-6 лет, то уже к 7-9 годам юные спортсмены имеют стаж от 2-4 лет. В ходе исследования использовалась модифицированная методика «Оценки школьной мотивации» предложенный Т. А. Ратановой (1998).

Результаты и их обсуждение. Как показали результаты опроса: высокий уровень спортивной мотивации отмечен у 60% юных фигуристов, 28% имеет мотивацию выше средней, 12% низкий уровень мотивации.

Можно отметить, что детям нравиться заниматься спортом, потому что им нравиться тренер, у них дружная группа, и им нравиться изучать что – то новое в данном виде спорта, а также желание достижения новых результатов. Все юные спортсмены отметили, что им нравиться выступать на соревнованиях и занимать призовые места.

Эти данные позволяют считать, формирование мотивации на занятия спортом, определяется не только возрастом детей, но не в меньшей степени стажем занятий спортом.

При этом одним из наиболее значимых факторов формирования детской спортивной мотивации является успешное выступление в соревнованиях (при этом успешность для детей данного возраста является не только победа или завоевание призовых мест, но и оценки тренера того, насколько успешно юные спортсмены выполнили элементы, смогли качественно откатать программу, проявили настойчивость и т.д.).

Очень важными факторами формирования мотивации является индивидуальный подход тренера к каждому юному фигуристу, а так же развитие самостоятельности и ответственности у детей данного возраста.

Особенно это касается тех видов спорта, где профессиональный подход в тренировочном процессе начинается в достаточно раннем возрасте (художественная гимнастика, фигурное катание, теннис). Без развития самостоятельности, ответственности достаточно трудно рассчитывать на повышение спортивной мотивации, и как следствие достижение высоких спортивных результатов.

Дело в том, что в фигурном катании уже в 13-15 лет нужно выполнять элементы чрезмерно высокой технической сложности и выступать по наивысшим разрядам. В связи с этим в тренировочном процессе в достаточно раннем возрасте (7-9 лет) необходимо определенную часть технической и физической подготовки переносить на домашнюю работу.

Критерием эффективности самостоятельной работы является как внешний контроль со стороны тренера и родителей, так и самоконтроль самого юного спортсмена. Внешний контроль в этом возрасте необходим, так как компенсирует, возрастные особенности данного возраста – неспособность к долговременной концентрации на каком-нибудь объекте, на какой-нибудь задаче. Одновременно он позволяет развивать такое важное для спорта личностное качество как самоконтроль. Систематическая и постоянная самостоятельная работа формирует ответственность у юных спортсменов.

Работа тренера с юными спортсменами по развитию у них самостоятельности и ответственности должна строиться с учетом их возрастных особенностей. Поэтому, вначале на первом этапе такой работы, должны использоваться несложные для выполнения задания, которые успешно выполнялись на тренировке. Это позволяет с одной стороны, избегать ошибок, чтобы не заниматься их исправлением на тренировках, с другой стороны, не создаст у юных спортсменов ощущения неспособности их выполнить, что нередко приводить к отказу от их выполнения.

Только после того, как юный спортсмен, окажется действительно готов к самостоятельной работе можно начинать усложнять задания.

Для повышения самоконтроля, юные фигуристы должны вести дневник. В них должны отмечаться контрольные результаты тестирований на определенные элементы. Каждые две недели должно проводиться сравнение результатов самостоятельных заданий с реальными результатами.

Дети должны сами дома (возможно с родителями) отмечать, как изменились их результаты (насколько они улучшили или не улучшили свой результат). При этом не надо сравнивать динамику улучшения результатов с другими спортсменами, чтобы не создавать нездоровое соперничество. На данном этапе юные спортсмены должны стремиться улучшить свой личный результат, или другими словами конкурировать только с собой.

Психологически правильным в работе тренера является постоянно связывать успехи или неуспехи юного фигуриста на тренировках (при выполнении тех или иных элементов) с теми результатами, которые они достигли или не достигли при выполнении домашней работы. Видя свои показатели, дети начинают понимать, что, если они хотят улучшить свои спортивные результаты, то надо работать не только на тренировках, но и выполнять домашние задания. Итогом такой работы и станет формирование у юных спортсменов таких качеств как самостоятельность и ответственность. Качества, которые в будущем будут являться залогом их успехов в спорте.

Выводы. Изучение спортивной мотивации детей 7-9 лет к занятиям фигурным катанием показывает важную роль тренера в данном процессе. Главным психологическим направлением в работе тренера с юными спортсменами должно стать повышение их самоконтроля, которое становится возможным только в процессе самостоятельной работы (как на тренировках, так и в домашних условиях). Использование нами данного подхода в процессе работы с юными фигуристами 7-9 лет позволяет говорить о его целесообразности и эффективности.

Список литературы.

  1. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры / Н.Б. Стамбулова. СПб.: Центр карьеры, 1999. 367 с.

Просмотров работы: 2627