ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ЛЕКГОАТЛЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ЛЕКГОАТЛЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Акимова А.К. 1, Акимова Е.Ю. 2
1Филиал ФГБОУ ВПО "ВГУЭС" в г. Находка
2Филиал ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Находка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье рассматривается метод спортивного совершенствования на учебных занятиях по физкультуре со студентами подготовительной физкультурной группы. Исследована эффективность влияния новой методики проведения занятий спортивно-легкоатлетической направленности на развитие основных физических качеств студентов подготовительного отделения.

Физическая культура является неотъемлемой частью в жизни студентов. Различные виды деятельности студента требуют определенной физической и морально-волевой подготовки. Наряду с этим возникает острая необходимость в повышении уровня качества и эффективности физического воспитания студентов. На сегодняшний день актуальной и не имеющей однозначного подхода проблемой в физическом воспитании является развитие физических качеств студентов, отнесенных к подготовительной физкультурной группе. Существует различие в подготовке и оценке физического развития студентов подготовительного отделения по сравнению со студентами основной физкультурной группы. Раскрывая проблему достижения студентами определенной физической подготовленности, авторы ссылаются на ту или иную методику проведения учебных занятий. Не самым эффективным методом Дьячков В.Н. и Кузнецов В.В. считают метод "круговой тренировки". Зациорский В.М. уверен, что направленность занятий на развитие быстроты средствами легкой атлетики способствует наиболее эффективному развитию основных физических качеств. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. считают наиболее эффективным «повторный» метод. Коробко А.В., Темкин М.Б. придерживаются мнения, что улучшение показателей физических качеств достигается за счет метода силовой подготовки с использованием статико-динамических упражнений. Озолин Н.Г. в проведении занятий рекомендует шире использовать соревновательный и возрастающий по трудности одного и того же упражнения методы, так как волевые качества рождаются в борьбе с трудностями, в борьбе с самим собой. В большинстве вузов и ссузов учебные занятия по физической культуре для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, проводятся на основе общей физической подготовки. Однозначного подхода не выработано. Возникает вопрос рассмотреть эффективность нового метода спортивного совершенствования в развитии физических качеств студентов подготовительного отделения и доказать целесообразность его применения. В нашей практической работе мы внедряли учебные занятия легкоатлетической направленности.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Потребности в физической культуре – главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечении, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиции своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др. Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности. Большие воспитательные и образовательные возможности физического воспитания не реализуются сами по себе, если соответствующим образом не организован процесс преподавания. Физическое воспитание студентов в вузе содержит одну из важных проблем, связанную с организацией учебных занятий методом спортивного совершенствования. Чаще всего мы встречаемся с организацией учебных занятий путем освоения программы общей физической подготовки. Довольно большой процент первокурсников не имеет достаточной физической подготовки, чтобы стать на путь спортивного совершенствования.

Целью исследования в данной работе является изучение эффективности влияния организации учебных занятий спортивно-легкоатлетической направленности на развитие основных физических качеств и физическое развитие студентов подготовительного отделения.

Проводя свой практический эксперимент, мы рассматриваем возможность повышения уровня физического развития студентов-первокурсников подготовительного отделения с помощью внедрения в организацию учебных занятий метода спортивного совершенствования, в частности спортивно-легкоатлетической направленности. Одним из контрольных нормативов взят бег на 100 метров.

Изучение эффективности метода осуществлялось посредством следующих задач:

определение состояния здоровья, уровня физической подготовленности студентов и анализ состояния физического развития студентов подготовительного отделения;

подбор необходимых средств и методов для организации учебных занятий студентов первого курса с использованием специальных легкоатлетических упражнений;

внедрение специальных комплексов физических упражнений в учебный процесс, проверка их эффективности.

Решение поставленных в работе задач осуществлялось с помощью следующих методов:

обзор литературных источников;

составление рабочего плана, регламентирующего работу по физическому воспитанию студентов;

изучение опыта работы старших преподавателей и доцента кафедры физического воспитания;

контрольные испытания физической подготовленности;

антропометрия и динамометрия физического развития студентов в практическом эксперименте (рост стоя, вес, окружность грудной клетки и динамометрия кистей).

Физическая подготовленность оценивалась уровнем:

скоростно-силовых качеств (метание набивного мяча из-за головы, прыжок в длину с места);

быстроты (бег на дистанцию 100 метров);

выносливости (бег на дистанцию 200 метров);

силовых возможностей (отжимания от пола и подтягивания на перекладине, ручная динамометрия).

Вегетативные функции изучались на основании показателя ЧСС до и после нагрузки на каждом занятии.

Практический эксперимент проведен на 19 исследуемых, из них 9 человек составили экспериментальную группу и 10 человек контрольную группу. Занятия с группами проводились в спортивном зале и на спортивной площадке.

Для контрольной группы были организованы учебные занятия путем освоения программы общей физической подготовки. Экспериментальная группа занималась по учебному плану, в методику проведения занятий которого были включены подготовительные и специальные упражнения легкоатлетической направленности. В учебные занятия были включены специальные беговые упражнения, различные эстафеты, на занятиях обязательно присутствовал соревновательный метод.

Учебный процесс экспериментальной и контрольной группы проводился в равных условиях в объеме 32 часов.

Представим вниманию примерный план занятий со студентами подготовительного отделения экспериментальной группы:

1 занятие

Медленный бег –10 мин;

Обще развивающие упражнения – 15 мин;

Специальные беговые упражнения – 150-200метров;

Упражнения на быстроту:

а) бег на месте в ускоренном темпе – 30 сек;

б) работа руками в ускоренном темпе – 30сек;

в) быстрая смена ног под команду – 30 сек;

Легкоатлетические эстафеты;

Спортивные игры (баскетбол – 30-40 мин);

Упражнения на гибкость.

2 занятие

Медленный бег – 10 мин;

Обще развивающие упражнения – 10 мин;

Специальные беговые упражнения – 100 метров;

Челночный бег 4 х 30 м.;

Прыжки в длину с места, с разбега;

Спортивные игры;

Упражнения на гибкость.

3 занятие

Медленный бег – 10 мин;

Обще развивающие упражнения – 10 мин;

Бег 3 х 30 метров с преодолением сопротивления;

Упражнения с набивным мячом;

Бег с низкого старта 30 метров;

Спортивные игры;

Упражнения на гибкость.

4 занятие

Медленный бег – 10 мин.;

Обще развивающие упражнения – 10 мин;

Специальные беговые упражнения – 100 метров;

Бег 3 х 10 м + 3 х 30 м;

Контрольный бег 2 х 100 м, интервал отдыха 5 мин.;

Отработка передачи эстафетной палочки;

Медленный бег 5 мин.

Проанализируем динамику средних показателей на 30 м. с ходу и 100 м. студентов контрольной и экспериментальной групп, представленную в табл. 1.

Таблица 1

 

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

Бег 30 м. с ходу

Число

обследуемых

Муж. 3

Жен. 6

Муж. 4

Жен. 6

Первичное

обследование, с.

Муж. 4,0

Жен. 5,06

Муж. 3,9

Жен. 5,0

Вторичное

обследование, с.

Муж. 3,72

Жен. 4,55

Муж. 3,8

Жен. 4,7

Прирост, с.

Муж. 0,28

Жен. 0,51

Муж. 0,1

Жен. 0,3

Бег 100 м.

Число

обследуемых

Муж. 3

Жен. 6

Муж. 4

Жен. 6

Первичное

обследование, с.

Муж. 14,9

Жен. 19,0

Муж. 14,2

Жен. 18,0

Вторичное

обследование, с.

Муж. 13,9

Жен. 18,0

Муж. 13,9

Жен. 17,7

Прирост, с.

Муж. 1,0

Жен. 1,0

Муж. 0.3

Жен. 0,3

Динамика средних показателей студентов контрольной и экспериментальной группы

При первичном обследовании на 30 м. с ходу в экспериментальной группе (3 юношей, 6 девушек) средний показатель у юношей – 4,0 с., у девушек – 5,06 с. На 100 м. у юношей – 14,9 с., у девушек – 19,0 с. При первичном обследовании на 30 м. с ходу в контрольной группе (4 юношей, 6 девушек) средний показатель у юношей – 3,9 с., у девушек – 5,0 с. На 100 м. у юношей – 14,2 с., у девушек – 18,0 с.

При вторичном обследовании на 30 м. с ходу средний показатель у юношей экспериментальной группы – 3,72 с., у девушек – 4,55 с. На 100 м. у юношей – 13,9 с., у девушек – 18,0 с. При вторичном обследовании на 30 м. с ходу средний показатель у юношей контрольной группы – 3,8 с., у девушек – 4,7 с. На 100 м. у юношей – 13,9 с., у девушек – 17,7 с.

Как мы видим, в экспериментальной группе прирост в секундах на 30 м. у юношей составил 0,28, у девушек 0,51; на 100 м. прирост в секундах у юношей составил 1,0, у девушек 1,0. В контрольной группе прирост в секундах на 30 м. у юношей составил 0,1, у девушек 0,3; на 100 м. прирост в секундах у юношей составил 0,3, у девушек 0,3.

Подводя итог практического эксперимента, мы выявили, что в экспериментальной группе отмечены положительные изменения физической спортивно-технической подготовки студентов: увеличилась дальность прыжка в длину с места, возросло сгибание и разгибание рук в упоре лежа, особенно стало значительным сокращение времени пробегания 30 метров с ходу и 100 метров. Практический эксперимент показал, что учебные занятия легкоатлетической направленности способствуют более эффективному освоению учебной программы и овладению двигательными навыками и качествами.

Таким образом, внедрение метода спортивного совершенствования указывает на эффективность учебных занятий, на положительное освоение и развитие физических качеств студента. Осуществление обучения студентов по структуре отделения спортивной направленности позволяет решать задачи профессионально-прикладной и спортивно-технической подготовки.

На наш взгляд, метод спортивной направленности требует дальнейшего научного изучения и разработки новой методики проведения занятий в рамках образовательного процесса со студентами подготовительной физкультурной группы.

Список литературы:

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / учебник для педагогических институтов. – М.: «Просвещение», 1990.- 287 с.

  2. Дьячков В.М. Методы совершенствования физической подготовки. - М.: Физкультура и спорт,1973.-160с.

  3. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А. В. Карасева.— М.: Лептос, 1994.— 368 с.

  4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. – М.: «Советский спорт», 2009.-200 с.

  5. Мамедов К. Физкультура для учащихся специальных медицинских групп. – М.: Учитель, 2007.- 84 с.

  6. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. — М.: Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.

  7. Физическая культура студента. Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.

Просмотров работы: 1106