ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ШОС - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ШОС

Семкина Е.В. 1
1Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматриваются интересы России и Китая в ШОС. Анализируются проблемы и перспективы их сотрудничества. Делается вывод о необходимости дальнейшего развития и укрепления роли ШОС.

Ключевые слова: Центральная Азия, региональная безопасность, ШОС, Россия, Китай, экономическое сотрудничество.

Шанхайская организация сотрудничества была создана в 2001 г. и включает Россию, Китай, Узбекистан, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Фактически лидерами ШОС являются Россия и Китай, что является достаточно нетипичной ситуацией для региональных международных организаций. Например, в рамках таких организаций на постсоветском пространстве, как СНГ и ЕАЭС, очевидным лидером является РФ, а вот в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) он отсутствует. По этой причине многие эксперты говорят о том, что в рамках Шанхайской организации у Китая и России есть как общие цели, так и противоречия, которые во многом могут повлиять на дальнейшую перспективу ее развития.

В качестве общих целей России и Китая в ШОС в первую очередь стоит отметить заинтересованность в стабильности и безопасности Центральной Азии (ЦА).

Для КНР это актуально в силу внутренних причин. Ситуация в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) является нестабильной, отсюда периодически поступает информация о деятельности террористических группировок и сепаратистов. Это больная точка Китая, поэтому он заинтересован в уничтожении подобного рода организаций как в СУАР, так и в соседнем регионе Центральной Азии.

Россия заинтересована, прежде всего, в военно-политическом взаимодействии в рамках ШОС, в борьбе с экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом. С 2003 г. функционирует Региональная антитеррористическая структура (РАТС). В 2014 г. на территории Китая прошли самые масштабные антитеррористические учения Вооруженных сил ШОС. Всего в них приняли участие свыше 7 тыс. военнослужащих и почти 500 единиц военной техники, включая самолеты, вертолеты, танки, боевые машины и др. [1]

Еще один аспект, по которому у сторон практически отсутствуют противоречия – это гуманитарное и культурное сотрудничество.

С середины 2000-х гг. Китай начал обращать внимание на гуманитарное взаимодействие в ШОС, выдвигая конкретные инициативы. Еще на саммите в Астане в 2005 г. Ху Цзиньтао выступил с идеей организации в КНР трехлетней подготовки 1500 специалистов и управленцев стран-членов ШОС. Такого рода инициативы способствуют дальнейшему укреплению авторитета КНР в регионе Центральной Азии, а также отвечают курсу Пекина на распространение китайской культуры в мире. В таком контексте руководство Китая последовательно выдвигает предложения выделять специальные стипендии для студентов из стран-членов ШОС, организовывать в КНР курсы для иностранных студентов.

В.В. Путин, в свою очередь, обосновал в 2007 г. необходимость создания Университета ШОС. Сегодня он представляет собой сеть уже существующих университетов в странах-членах Шанхайской организации (всего участвуют 82 вуза), а подготовка кадров ведется по приоритетным направлениям научного и экономического сотрудничества стран-участниц.

Если вопросы безопасности, научное и культурное взаимодействие не являются предметом спора России и Китая в ШОС, то экономический аспект более уязвим.

Китай весьма активно налаживает торговые связи с центральноазиатскими республиками. Он пытается углубить экономическое сотрудничество в рамках Шанхайской организации, превращая ее в инструмент реализации своей экономической стратегии в Центральной Азии [2]. Одним из достижений Китая в этом направлении можно считать созданный Фонд экономического развития, в рамках которого Таджикистан, Киргизия и Узбекистан получили небольшие гранты и кредиты [3]. В 2011 г. Шанхайская организация сотрудничества по инициативе Китая приступила к созданию Единого банка развития, главной целью которого является содействие многостороннему экономическому сотрудничеству в рамках ШОС.

Россия, в свою очередь, ведет себя менее инициативно. Одной из причин является то, что у нее есть собственные проекты на постсоветском пространстве и в Центральной Азии в частности, в которые она вкладывает большие средства – это Таможенный союз, Евразийский экономический союз, а также Организация Договора о коллективной безопасности. Важно подчеркнуть, что Китай не является членом ни одного из этих объединений.

Россия видит в лице Китая конкурента на центральноазиатских рынках, однако она не в состоянии даже потенциально занять его место. На саммите в Пекине в 2012 г. китайская сторона выступила с несколькими экономическими инициативами, в том числе по созданию в рамках Шанхайской организации зоны свободной торговли. В итоге российские дипломаты смогли убедить коллег в том, что принимать решения по этим проектам преждевременно [4]. Отсутствие прогресса по предложениям Пекина указывает на то, что Россия и республики Центральной Азии осознают вызов, идущий от Китая [5].

Таким образом, подходы Москвы и Пекина к их роли в ШОС заметно отличаются. Каждая из двух стран стремится задействовать собственные сильные стороны: Китай хочет, чтобы основной сферой деятельности ШОС были экономика и развитие, а Россия делает акцент на вопросах безопасности [6]. В результате выходит, что лидеров в ШОС два, но Китай – лидер экономический, а Россия – политический. Под политическим лидерством в данном случае можно подразумевать вес российской стороны в организации: ее роль в выдвижении, принятии или отказе от тех или иных инициатив является одной их ключевых.

Кроме различий интересов двух стран, ШОС сегодня сталкивается со множеством вызовов как регионального, так и глобального уровня, решение которых, на наш взгляд, должно занимать первое место. Эти вызовы могут как негативно повлиять на ШОС и превратить ее в неэффективную структуру, так и дать дополнительный стимул к ее дальнейшему развитию. Второй сценарий выгоден для всех сторон: он будет способствовать не только укреплению сотрудничества и решению общих проблем, но и поможет ослабить противоречия двух ведущих стран-участниц Шанхайской организации.

Главная проблема ШОС состоит в том, что «отцы-основатели» понимают главные задачи и само будущее этой организации неодинаково [7]. Поэтому, прежде всего, необходимо дать толчок развитию, определив четкий спектр целей. На саммите в Душанбе в 2014 г. страны-участницы договорились о разработке и принятии Стратегии развития-2025, которая определит ориентиры взаимодействия государств-членов на перспективу и повысит эффективность выполнения стоящих перед организацией задач [8].

Актуальность военно-политического сотрудничества в ШОС возрастает на фоне событий в Афганистане, который в 2014 г. покинула бóльшая часть натовских войск. Ответственность ШОС за обеспечение безопасности в Центральной Азии и соседних регионах в данном случае значительно увеличивается. Организации необходимо адекватно и своевременно реагировать на вызовы и угрозы, вести более скоординированную и плановую работу.

РФ вряд ли способна на конкуренцию с Китаем в экономике, но у нее по-прежнему есть собственные механизмы воздействия. Поэтому ей стоит более активно рассматривать инициативы партнеров по ШОС, не замыкаясь на развитии своих проектов (ЕАЭС и др.). Для России экономическое сотрудничество в рамках ШОС способствует сохранению и расширению участия в экономическом развитии Центральной Азии [9]. Вероятнее всего, отдельный акцент стоит сделать на энергетике. На территории стран ШОС сосредоточено около 25 % мировых запасов нефти, более 50 % мировых запасов газа, 35 % угля, около половины мировых разведанных запасов урана [10].

В свое время В.В. Путин предложил создать Энергетический клуб ШОС, в который должны входить как экспортеры, так и импортеры сырья с целью координации действий и решения общих проблем по развитию добычи и транспортировки энергоресурсов. Данная инициатива представляется актуальной в свете последних событий, связанных с падением цен на нефть. Россия и Китай серьезно заинтересованы в центральноазиатских энергетических ресурсах. Роль Китая в этом секторе постепенно увеличивается, но диалог ведется в основном в двустороннем формате. Влияние же России снижается, невзирая даже на наследие экономики Советского Союза.

Общие проекты в ШОС помогут России хотя бы отчасти координировать действия с китайскими коллегами. Для КНР, в свою очередь, это еще один механизм по продвижению своих экономических интересов наравне с традиционным двусторонним форматом. В целом же ШОС необходимы масштабные проекты по развитию не только энергетического сотрудничества, но и других сфер экономики – инфраструктуры, транспорта и др.

После саммита в Душанбе в средствах массовой информации появилась информация о том, что к лету 2015 г. в Шанхайскую организацию будут приняты Индия и Пакистан. В этом случае ШОС имеет шансы превратиться в очень важную площадку развития международных отношений и сотрудничества в регионе и мире, т.к. станет неоспоримым лидером и по охвату территории и ресурсов, и по количеству населения стран-участников [11].

Для России принятие новых участников поможет сохранить баланс в организации и снизить опасения по поводу того, что Китай станет единственным лидером. Организация в политическом отношении получит бóльший вес и значение, что также актуально для Москвы в свете событий в Украине и ухудшения диалога с Западом. Тем не менее, Россия будет утрачивать свою прежнюю роль в ШОС, и даже привлечение новых стран с целью установления баланса сил будет иметь лишь кратковременный эффект. Москва сохранит в качестве ведущей повестки дня в организации вопрос о военно-политической роли ШОС в регионе, но ей стоит проявлять бóльшую активность по экономическому и культурному сотрудничеству. Для российской стороны лучше, если Китай будет проводить свои инициативы в рамках ШОС под ее контролем, нежели более активно взаимодействовать с центральноазиатскими республиками на двустороннем уровне.

Трудно говорить о том, удастся ли сторонам преодолеть все проблемы, однако понятно одно: они не должны стать причиной ослабления роли Шанхайской организации сотрудничества, ведь она выступает редким примером организации с двумя сильными лидерами. ШОС, в целом, является полезным инструментом геополитического партнерства России с Китаем. Кроме того, в настоящее время альтернативы такой организации не существует. Наблюдая за нынешним развитием российско-китайского сотрудничества, можно утверждать, что обе стороны как никогда заинтересованы в сохранении и укреплении значимости ШОС. Однако одной лишь заинтересованности недостаточно: необходимо не только разрабатывать программы по развитию, но и стремиться активно воплощать их на практике.

Литература

1. Военные ШОС завершают «Мирную миссию-2014» // Вестник Кавказа. – 29.08.2014. – Режим доступа: http://www.vestikavkaza.ru/news/Voennye-SHOS-zavershayut-Mirnuyu-missiyu-2014.html

2. Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. – М.: МГИМО-Университет, 2008. – 382 с.

3. Малашенко А.В. Центральная Азия: на что рассчитывает Россия? – М.: РОССПЭН, 2012. – 118 с.

4. Пресса: Россия перед саммитом ШОС сорвала планы Китая, помешав ему укрепить позиции // NEWSru.com. – 06.06.2012. – Режим доступа: http://www.newsru.com/world/06jun2012/sco.html

5. Bobo Lo. Axis of Convenience: Moscow, Beijing, and the New Geopolitics. – L.: Chatham House, 2008. – 278 p.

6. Тренин Д.В. Верные друзья? Как Россия и Китай воспринимают друг друга. – М.: Московский центр Карнеги, 2012. – 74 с.

7. Арьков В.А. Юрий Солозобов: «ШОС – это китайская отмычка для Центральной Азии» // Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS. – 02.06.2011. – Режим доступа: http://www.politrus.com/2011/06/02/%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B2-2/

8. СМИД ШОС в Душанбе одобрил проект стратегии развития до 2025 г. // РИА Новости. – 31.07.2014. – Режим доступа: http://ria.ru/economy/20140731/1018260028.html

9. Энергетический клуб ШОС: каким ему быть? // ИнфоШОС. – 13.03.2012. – Режим доступа: http://www.infoshos.ru/?idn=9616

10. Канавский С.В. «Энергетический клуб ШОС» – не элитный клуб «шанхайской шестерки», а структура, готовая к взаимодействию с разными странами // ИнфоШОС. – 19.09.2013. – Режим доступа: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=11969

11. Расширение ШОС: быть или не быть? // Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина). – Режим доступа: http://rusrand.ru/news/rasshirenie-shos-byt-ili-ne-byt

Просмотров работы: 7466