Масштабные социально-политические преобразования российского общества последних десятилетий, распад прежних структур, тотальное переосмысление и трансформация общественных идеалов и ценностей обуславливают актуальность изучение институтов, оказывающих влияние на массовое сознание. Хочется поговорить именно о рекламе, так как она в значительной степени определяет образ и стиль жизни, неизбежно оказывает влияние на наши взгляды, отношение к себе и окружающему миру. Реклама показывает нам готовые формы поведения в той или иной ситуации. Определяет, что хорошо и что плохо. Мы покупаем то, что нам говорят или «советуют». Каждый человек, даже того не осознавая, находится под влиянием рекламы. Мы не замечаем, как она на нас действует, «зомбируя», в буквальном смысле слова. Мы стали рабами научно-технического прогресса, и реклама этим умело пользуется.
Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях, управляя массовым сознанием.
Известно, что для привлечения внимания реклама, воздействуя на человека, может создать у него социально-психологическую установку. Именно поэтому реклама привлекает все больший интерес у исследователей.
Для того, чтобы наиболее подробно рассмотреть влияние рекламы на массовое сознание нами было проведено исследование на примере рекламных акций компании Coca-Cola.
Объект нашего исследование являлось массовое сознание.
Предмет исследования - влияние рекламы на массовое сознание.
Цель исследования - выявить роль рекламы в процессе формирования массового сознания.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие массового сознания;
Ознакомиться с понятием манипуляции;
Рассмотреть рекламу и аспекты рекламного воздействия;
Рассмотреть влияние рекламы на массовое сознание на примере новогодних акций компании Coca-Cola.
Исследование проводилось в соответствии с основной гипотезой: методов и приемов манипулирования общественным сознанием достаточно много. Реклама компании Coca-Cola оказывает влияние на формирование массового сознания.
Достаточно интересным нам представляется такой социальный феномен как массовое сознание. Оно представляет собой совокупность индивидуальных сознаний, но по содержанию не совпадает с индивидуальным сознанием как таковым, состоит из двух уровней: эмоционально-действенном (где преобладают эмоции в связи с происходящими событиями, которые влекут за собой те или иные действия) и рациональном (оценка событий, мнение, ожидание). Массовое сознание изменчиво, аморфно, им легко управлять, меняя нормы, ценности, установки и т.д.
Так как массовое сознание формируется под внешним воздействием, то существуют способы , позволяющие контролировать этот процесс.
Манипуляция массовым сознанием или манипуляция общественным мнением - это один из способов подавления воли людей путем сознательного воздействия через программирование их поведения. Такое воздействие направлено на психику человека, осуществляется скрыто и ставит своей задачей изменить мнение, побуждения, цели людей в нужном для кого-то направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.
Ярким примером манипулирования людьми является реклама, так как она каждодневно и массировано воздействует на абсолютное большинство населения.
Реклама – явление социально-психологическое. Это многоплановый товар, затрагивающий самые затаенные участки психики современного человека. Исследованиями психологов доказано, что восприятие и переработка рекламной информации осуществляются под воздействием множества различных факторов, но три из них присутствуют практически всегда: это когнитивный (познавательный), эмоциональный (аффективный) и поведенческий (конативный) факторы.
Нужно отметить, что чем менее заметно осуществляется воздействие на аудиторию, тем большего эффекта может достичь манипулятор. Реклама использует различные способы воздействия, которые существуют в скрытом виде. Чем лучше будет изучена психологическая основа человека, тем проще будет рекламе управлять массами, так как человек очень сильно подвержен внутренним импульсам, заложенным в его сознании.
Каждый год перед новогодними праздниками начинается грандиозный сезон распродаж и необычных промо-акций, преследующих одну единственную цель: привлечь внимание огромного количества людей, воспользоваться располагающим настроением к покупкам.
Даже компании, товар которых не совсем относится к новогодним торжествам, начинают бороться за лимитированный, но возросший бюджет потребителя.
При рассмотрении новогодних рекламных акций, наиболее интересными для нас показались акции компании «Coca-Cola».
Торговая марка Coca-Cola не известна только 2% населения планеты, этот напиток реализуется в 200 странах в объеме 1 млрд. единиц в день. Широкая реклама напитка не обходит стороной такие события, как празднование Нового Года, ежегодно к этому празднику создается новая песня, смысл которой убедить потребителя, что употребление кока-колы на Новый Год помогает осуществиться всем мечтам. Для поднятия рейтинга продаж и привлечения огромного количества покупателей каждый год компания использует множество акций, особенно в период новогодних праздников. На официальном сайте в 2014 году уже появились такие акции как «Тайный Санта», «Собери коллекцию стаканов с мишками», «Наполни Новый год призами!».
В этих акциях используются различные способы манипуляции:
Наведение психоза - когда нам говорят, что акция продлиться короткий период времени, и мы должны успеть принять участия и получить призы.
Бесплатный сыр из мышеловки – компания предлагает нам принять участие в акции, например, «Собери коллекцию стаканов с мишками»: чтобы приобрести такой стакан, необходимо собрать определенное количество баллов, купив продукцию «Coca-Cola» и люди спешат это сделать, тратив крупную сумму денег, не задумываясь о том, что намного выгоднее было бы просто купить этот стакан.
Апелляция к добрым чувствам - оформление акции строится таким образом, чтобы товар ассоциировался с событиями, вызывающими положительные эмоции у манипулируемого. Санта Клаус, олени, грузовики с кока колой, ёлка, снег, семья и друзья собираются за одним столом- все это вызывает у человека праздничное настроение, желание порадовать близких и, чтобы погрузиться в атмосферу праздника ему необходимо приобрести этот напиток.
Удовольствие – выпивая кока колу заряжаешься настроением праздника «….праздника вкус всегда настоящий»
У корпорации Кока-Кола продажи ее основного напитка в декабре зачастую на десятки процентов превышают продажи августа. Это связано с тем, что креативщики и рекламисты, используя достижения в изучении психологии масс и применяя их в рекламе, выкладываются по полной, чтобы выжать максимум позитивных эмоций из потребителей.
Рисунок 1-рейтинг продаж компании Coca-Cola
На рисунке 1 представлен рейтинг продаж товаров компании Coca-Cola в сравнении с другими брендами в период с 2008 по 2014 год. Анализируя представленные данные, можно сказать что в 2014 году компания впервые занимает 8 место (самый высокий показатель за долгие годы). В связи с быстрыми темпами развития общества происходит усовершенствование средств массовой коммуникации, их более глубокое проникновение в различные сферы жизни общества, разработка наиболее эффективных методов манипуляции, поэтому реклама набирает свои обороты и «преследует» нас везде.
Таким образом, отличительная черта новогодних акций заключается в том, что в этот период становится проще воздействовать на человека, так как люди наиболее подвластны эмоциям, погружены в праздничную атмосферу, их действия, зачастую, становятся не обдуманными, основанными на ложных потребностях, заложенных рекламой. Почему рекламные акции компании Coca-Cola лидируют в продажах по сравнению с другими брендами, можно объяснить тем, что, во-первых, кока кола стала практически традиционным напитком у россиян, во-вторых, в акциях используются всевозможные приемы скрытой манипуляции, к тому же компания не жалеет средств для усовершенствования этих приемов с учетом изменения сознания людей в процессе развития общества.
Таким образом, мотивы потребителей весьма разнообразны и зачастую носят иррациональный характер. Анализ мотивов рекламными специалистами позволяет им воздействовать на бессознательное потребителя, усиливать его положительную мотивацию и тем самым увеличивать эффективность рекламы.
Манипуляции в рекламе опираются на психический процесс принятия решения. Если говорить о манипулятивных приемах, которые применяются на всех каналах СМИ, выделяется ряд наиболее популярных. К ним относятся: фабрикация и умалчивание фактов, ссылки на авторитеты, сенсационность, повторение, использование стереотипов и особенностей восприятия, использование контрастности, особенностей речевой динамики, монтаж и многие другие.
При изучении рекламной деятельности компании Coca-Cola выяснилось, что она использует множество самых популярных приемов манипулирования, умеет их грамотно применить, на протяжении долгих лет на рынке постоянно совершенствует их, с учетом развития общества и изменения сознания людей
6