СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Ведешкина Е.А. 1, Рамазанова Э.А. 2, Парванян Р.Г. 2
1ФГБОУ ВПО МГТУ им.Г.И. Носова
2ФГБОУ ВПО «МГТУ им.Г.И. Носова»; институт педагогики, психологии и социальной работы; магистратура
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование у младших школьников субъектной позиции, является для современной школы одной из важных педагогических задач. В современной ситуации развития общества проблема становления опыта личности приобретает всё большую актуальность в связи с возникающей угрозой дегуманизации человека, что является следствием его отчуждения от труда, общества и культуры. Гуманизация образования, его поворот к человеку предполагает создание условий для развития субъектных свойств личности. Развитие такого качества личности, как субъектность позволяет человеку стать творцом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие поставленной цели.

Для определения понятия «субъектная позиция» применительно к личности младшего школьника, имеет смысл рассмотреть сложившиеся в науке подходы к трактовке каждого из данных понятий.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у школьников субъектной позиции, показателем которой является приобретаемый мим в процессе образования субъектный опыт дает основание утверждать что это одна из актуальных, но мало изученных проблем. Так, субъектный опыт учащихся рассматривается как «опыт в обучении» (Л. И. Божович[4], Д. Б. Эльконин[15] и др.); как опыт правил и организации собственных действий и собственного отношения (Ю. А. Артемьева [3], Е. В. Бондаревская [5], А. В. Брушлинский [6], Н. П. Локалова [8], В. А. Петровский [11], В. В. Сериков [13], А. В. Хуторской [14], И. С. Якиманская [16] и др.).

Согласно положениям, которых придерживается И. А. Зимняя [7], категория субъекта одна из центральных в философии, особенно в онтологии, где человек предстает как субъект познания, то есть индивид с его материальным механизмом рефлекторной деятельности мозга – субъекта сознания. При этом человек как субъект труда, учения и других видов деятельности не может быть полностью понят лишь в системе общественных отношений, при абстрагировании от природных основ и материального субстрата деятельности. В философии субъект – это человек как познающее и действующее существо, вступающее в контакт с миром, изменяющее предметную обстановку своего бытия и самого себя в процессе решения практических и духовно-теоретических задач [12].

Разнообразные аспекты процесса формирования человека как субъекта познания и труда разрабатываются в психологии и в педагогике, где человек рассматривается как активно действующий, познающий, обладающий сознанием индивид, носитель предметно-практической активности и познания, способный давать отчет о своих действиях, ставить и осуществлять цели, проводить анализ процесса и результатов, как своей деятельности, так и деятельности других людей, принимать решения и осуществлять их реализацию. Кроме того, человек как субъект способен развиваться и самосовершенствоваться, а будучи наделенным определенной свободой, преобразовывать окружающий мир и себя в этом мире. В составе коллектива субъект может проявлять инициативу и самостоятельность [10].

В психологии субъект определяется, как индивид, проявляющий активность по отношению к окружающему миру, а в лингвистике, этике человек выступает как субъект общения, то есть участник процессов коммуникации со всеми присущими ему в этой роли функциями субъекта деятельности. В самом широком смысле деятельность означает занятие, труд [9], а с точки зрения психологии – это активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которой он выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности [10].

По отношению к обучающимся разных уровней учение, как считает Б. Г. Ананьев, является основной деятельностью, складывающейся из взаимодействия человека как субъекта обучения с изучаемым предметом посредством познания, которое должно быть активным для осуществления этой деятельности [1]. Следует заметить, что когда ребенок приходит в школу учение – это суть трудовой процесс, или, по-другому, учебный труд. Таким образом, уже в младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера его деятельности.

Божович Л. И. указывает на то, что учебная деятельность школьников постепенно изменяет их отношение к действительности, ставит перед ними теоретические учебно-познавательные задачи, заставляет проникать за видимость вещей в их внутреннюю сущность. В этой деятельности развивается и совершенствуется отвлеченное логическое мышление ребенка и высшие формы его восприятия и памяти, то есть ученик становится субъектом образовательного процесса.

Все сказанное позволяет сделать вывод о взаимосвязи понятий «субъект» и «деятельность»: человек, выполняющий какое-либо действие, находится в активной субъектной позиции.

Следующее понятие, которое следует раскрыть в связи с определением содержания рассматриваемого нами понятия – это позиция.

Позиция с точки зрения бытового представления – это мнение, в каком-то вопросе [9]. В психологии позиция обозначает место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль его поведения. В этом значении позиция синонимична понятию «статус». В педагогике [10] понятие «позиция учащегося» связывается с высоким уровнем развития учебной мотивации и самосознания, что способствует появлению у детей нового тип отношения к учению, к взрослым, делает их истинными субъектами мотивированной и увлекательной учебной деятельности. Таким образом, можно утверждать, что формирование у учащихся мотивации на учебную деятельность – это, можно сказать, одна из главных педагогических задач.

«Позиция школьника, – как пишет Д. Б. Эльконина, – не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя» [15]. В этой мысли Д. Б. Эльконина прослеживаются предпосылки формирования субъектной позиции младших школьников и определяется ее основная характеристика – устремленность личности растущего человека на самосовершенствование По словам Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность по самоизменению», поэтому для исследования проблемы формирования субъектных свойств личности больше всего подходит определение субъекта как носителя предметно-практической активности и познания [15].

На основании изложенного можно заключить, что понятия «субъект», «позиция» и «деятельность» взаимосвязаны между собой и составляют основу для воспитания как основной формы направленного воздействия общества на растущего человека, социального управления процессом его формирования как личности. Важно, что в процессе социального формирования личности человек, как отмечает Б. Г. Ананьев, образуется как субъект общественного поведения и познания, складывается его готовность к дальнейшей деятельности [2]. В связи с этим актуальной становится задача – научить детей осознавать собственный опыт, рефлексировать его и встраивать в структуру уже имеющегося опыта, а также пользоваться этим опытом в процессе различных видов деятельности, что закономерно обеспечивает расширение их субъектной позиции.

Наличие учебных интересов и стремление овладеть основами наук как средством познания действительности, а также отношение к учению как к общественно значимой деятельности, за качество выполнения которой ученик несет личную ответственность перед школой и родителями, создает те условия, при которых знания, приобретаемые в школе, становятся убеждениями школьников, основой для формирования их мировоззрения.

Однако средствами учебной деятельности, как считают В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман, развить самостоятельность младших школьников удается лишь наполовину, так как способность младших школьников выступать индивидуальным субъектом рефлексии учебной деятельности, то есть рефлексировать ее процесс и результаты по собственной инициативе, без побуждения со стороны взрослого, представляется весьма проблематичным делом [15]. Однако признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по мнению И. С. Якиманской, личностно-ориентированная педагогика. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие учащихся и есть развивающее обучение, в рамках которого возможно наиболее успешное формирование субъектных качеств личности [16].

Таким образом, под субъектной позицией младшего школьника мы будем понимать такую форму его учебной активности, в рамках которой он выступает как инициатор собственной познавательной деятельности, активно действующий участник образовательного процесса с устойчивой внутренней мотивацией, способный осознанно планировать и регулировать свои действия, осуществлять анализ своей учебной деятельности и давать адекватную оценку ее результатов. Проявляется субъектная позиция ученика в умении проектировать такую учебную деятельность, новообразованием которой становится действительное умение учиться.

Список литературы

  1. Ананьев, Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания в начальной школе / Б. Г. Ананьев. – М. : Учпедгиз., 1960. – 226 с.

  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.

  3. Артемьева, Ю. А. Модель формирования субъектной позиции / Ю. А. Артемьева // Успехи современного естествознания . – 2008. – №8. – С. 14-17.

  4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. -Москва; Воронеж : Ин-т практической психологии. - 1995. – 349 с.

  5. Бондаревская, Е. В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е. В. Бондаревская. – Ростов н/Д., 1997. – 28 с.

  6. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский.- Москва. : Институт психологии РАН. – 1994. – 47 с.

  7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А, Зимняя. – М. : Логос, 2004. – Ч. IV. – 234 с.

  8. Локалова, Н. П. Уроки психологического развития как средство формирования субъекта учения / Н. П. Локалова; под общей ред. М. Г. Ковтунович и С. Б. Малых. – Ч.1. – М : ПЕР СЭ, 2004. – 58 с.

  9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – 24-е изд. М. : ОНИКС, 2003. – 896 с.

  10. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / В. И. Загвязинский и др.; под ред. В. И Загвизинского. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 352 с.

  11. Петровский, В. А. Личность. Деятельность. Коллектив / В. А. Петровский. – М. : Педагогика, 1984. – 256 с.

  12. Психологический словарь Немова / Р. С. Немов. – М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.

  13. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В. В. Сериков. – Волгоград, 1994. – С. 42-43.

  14. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.

  15. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М., 1974. – 265 с.

  16. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская, – М. : Сентябрь, 1996 – 96 с.

Просмотров работы: 3681