ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Короткова В.Ф. 1, Короткова В.Ф. 2
1ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
2МАДОУ "Детский сад № 43", г.Златоуст
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. При расширении связей ребенка с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые, поэтому овладение родным языком – одно из самых важных приобретений в дошкольном возрасте.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

Информационно-коммуникативные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, Д.Б.Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной (коррекционной) педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю.Галанина, Н.Н.Кулишов, О.И.Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции нарушений речи.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Приоритетная задача применения ИКТ в специальной (коррекционной) педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения ИКТ в коррекционно-развивающий процесс. Важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями вследствие органического поражения центральной нервной системы, при помощи компьютерных технологий, научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность исследования данной темы.

Специальное включение компьютерных программ в процесс логопедического воздействия, направленного на преодоление речевых нарушений у детей, оптимизирует процесс коррекции их устной речи и в целом содействует гармонизации развития. Информационные компьютерные программы авторские и личные мультимедийные пособия учитывают ФГОС и направлены на создание системы по преодолению недостатков устной речи и комплексной подготовки данной категории детей к обучению в школе.

Основываясь, на исследованиях, посвящённых разработке научно обоснованных принципов и требований к информационным педагогическим технологиям обучения (В.П.Беспалько, О.И.Кукушкина), реализация инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:

1. Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Использование информационных технологий в коррекционном процессе способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

2. Принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений. Информационные технологии позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематических процессов, лексических и грамматических средств языка, артикуляционной моторики, обратных речевых кинестезий, мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором «мышь», клавиатурой), слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-логического мышление детей.

3. Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с нарушениями развития. Компьютерные программы предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития ребёнка и индивидуальной настройки параметров программ. Упражнения программ содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения. Структура и содержание компьютерных программ позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

5. Принцип доступности обучения. Содержание заданий специализированных компьютерных программ и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме. Визуализация деятельности ребёнка и её объективная оценка происходят на экране монитора в виде доступных мультипликационных образов и символов. Художественное исполнение программ отражает главные существенные детали изображаемых объектов, выдержано в едином стиле и подчинено решению задач коррекционного обучения детей.

6. Принцип индивидуализации обучения. Специализированные компьютерные программы предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

7. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущая роль в обучении с использованием компьютерных программ принадлежит учителю-логопеду, однако решение поставленных задач в рамках деятельностной компьютерной среды доступными для него средствами осуществляет ребёнок.

8. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программы содержат цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребёнка. Оценка деятельности осуществляется программой и в устной форме. Она заведомо исключает отрицательную оценку с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя на преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий. Таким образом, программы дают объективную оценку результатов деятельности в трёх вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребёнка навыки самоконтроля за собственной речью.

9. Принцип игровой стратегии обучения и введения ребёнка в проблемную ситуацию. Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребёнка, и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерного средства обучения.

Один из способов создания проблемных ситуаций – это привлечение героев-помощников. Общение с компьютерным героем и специально подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки путём моделирования ситуации общения.

10. Принцип воспитывающего обучения. Работа с компьютерными программами позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные качества. Этому способствует также деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при повышенной мотивации деятельности.

11. Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование компьютерных программ в рамках смоделированной проблемной ситуации происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности. Со стороны компьютера выступает весёлый и забавный компьютерный герой, который объясняет ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает ему, даёт итоговую или промежуточную оценку деятельности, что создаёт дополнительную положительную мотивацию при работе с программами.

Анализ моей логопедической практики свидетельствует, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее, т.к. в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью представленных ниже учебно-дидактических игр передаются определенные знания, совершенствуются представления об окружающем мире, развивается речь, формируются навыки учебной деятельности, развивается логическое мышление, тренируется память, внимание, воспитывается самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость.

Остановимся на некоторых особенностях организации коррекционного процесса. Компьютерно-опосредованное логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

I этап - «Мотивационно-ознакомительный», обеспечивающий формирование мотивационной готовности ребенка с речевыми нарушениями к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием ТСО. Основные направления работы:

  • Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе.

  • Преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха.

  • Ознакомление детей с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа.

  • Повышение мотивации детей к занятиям с логопедом, развитие более высокой мотивационной готовности к обучению.

II этап - «Содержательно-формирующий», направленный на коррекцию недостатков устной речи дошкольников. Основные направления работы данного этапа:

  • Пошаговое, вариативное использование игровых компьютерных заданий с постепенным усложнением, направленных на коррекцию и развитие:

  • Речевого дыхания;

  • Фонации;

  • Артикуляционного праксиса;

  • Звукового анализа и синтеза;

  • Словарного запаса;

  • Связной речи.

  • Формирование сотруднических взаимоотношений между ребенком и логопедом.

III этап - «Саморазвивающий», формирующий самоконтроль за просодической и произносительной сторонами речи. Основные направления работы:

  • Автоматизация поставленных звуков.

  • Обогащение лексического запаса и развитие связной речи.

  • Адекватная оценка ребенком своих действий.

  • Творческое выполнение заданий.

IV этап - «Аналитико-диагностический», предназначенный для сбора необходимой информации о состоянии динамики и результатах процесса развития речи. Вследствие чего были разработаны рекомендации для воспитателей и других специалистов ДОУ для того, чтобы наметить дальнейший план коррекционно-образовательной деятельности с целью достижения наибольшей эффективности в речевом развитии каждого воспитанника. На данном этапе были выявлены так же наиболее результативные программы, пособия, приемы, способы, формы взаимодействия с родителями по вопросам исправления недостатков в речевом развитии.

Для формирования речемыслительной деятельности в ДОУ был создан банк специализированных компьютерных развивающих и обучающих программ, учитывающих общие закономерности и особенности речевого развития детей.

Созданная медиатека, позволяет осуществить системный подход к формированию речемыслительной деятельности с активным вовлечением родителей в этот процесс. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка.

Комплексная система формирования речемыслительной деятельности с применениемкомпьютерных развивающих и обучающих программ:

1. «Скоро в школу. Развитие речи», «Скоро в школу. Учимся говорить» (IDCOMPANI,2009г.), «В помощь логопеду. Логопедические упражнения» (Учитель, 2012г., авторы – Зубович Е.В., Жуковская Л.Е.), «Ваш домашний логопед. Учим ребенка говорить правильно» (Равновесие ИД, 2011г.).

Развивающие пособия содержат рекомендации для родителей и логопедов, разработки и конспекты практических занятий, комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игровые упражнения и приемы развития различных языковых структур; а также критерии, по которым можно определить правильно ли ребенок произносит звуки. Представлен «Мастер-класс» для родителей по развитию всех речевых компонентов у детей старшего дошкольного возраста.

2. «Логопедия для малышей. Уроки Феи правильных звуков. Сонорные звуки» (ЧП Креминский Д.В., 1С, 2011г.), «Музыкальные обучалочки. Веселая логоритмика» (Железнова Е.С., Весть ТДА, 2007г.).

Предложенный комплект программ содержит презентационные материалы, руководствуясь которыми родители, логопеды, воспитатели речевых групп без труда грамотно смогут выработать систему занятий (правила проведения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игровые упражнения на развитие навыков звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи) с данной категорией детей.

3. «В помощь логопеду. Общее речевое развитие» (Романович О.А., Учитель, 2011г.), «Маша и медведь. Развивающие задания» (PIPE Studio, 1С, 2010г.)

Речевой материал основан на рифмованных миниатюрах. Упражнения направлены на концентрацию внимания, тренировку памяти. Ребенок выбирает для себя определенный блок заданий на одну лексическую тему: «Обитатели леса» (жилье, голоса, детеныши), «День за днем» (времена года, календарь, сутки).

4. «Веселая читай-ка» (Exm Studio, Sky Media2007г.), «Поиграй-ка. Как мышонок буквы ловил. Как мышонок буквы учил» (БАЮН, IDDK 201г.).

Данные медиапособия направлены на обучение детей чтению и письму, развитию звукового анализа и синтеза. Во время игры ребенок путешествует вместе с черепашкой или мышонком и помогает им выполнить разнообразные задания, связанные обучением грамоте.

Для решения локальных коррекционных задач в работе с конкретными воспитанниками ДОУ, кроме компьютерных игр, в коррекционной работе используются и мультимедийные презентации, созданные с помощью программы MS Power Point.

Данная программа позволяет подготовить презентацию к любому логопедическому занятию, материал представлен на экране в цвете, со звуковыми и анимационными эффектами. Компьютер позволяет задействовать визуальный канал восприятия информации дошкольников (цветовая палитра, анимационные эффекты помогают удерживать произвольное внимание детей на занятии) и аудиальный (звуковые файлы – записанный текст, музыка помогает детям лучше понять то, что происходит на экране). У учителя-логопеда появилась возможность увеличить наглядность в процессе обучения. Самая простая презентация – это слайд-шоу картинок с подписями, сделанное в программе. Презентации смотрим с детьми на логопедических занятиях и в режимные моменты.

Презентации могут быть любого типа:

  • просто картинки или фотографии с подписями;

  • по художественным произведениям;

  • анимированные, обычно по сказкам и стихам;

  • музыкальные для ознакомления с различными музыкальными инструментами.

Используя в коррекционно-развивающей работе инновационно-коммуникативные технологии, необходимо помнить и заботиться о состоянии здоровья дошкольников. Изучив СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление от 15 мая 2013 г. № 26), я подобрала и выполняю с детьми следующие упражнения:

  1. Комплексы упражнений для глаз.

  2. Комплексы упражнений физкультминуток.

  3. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

  4. Комплексы упражнений физкультурных пауз.

  5. Зрительная гимнастика во время работы на компьютере.

  6. Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.

Исходя, из вышесказанного можно выделить положительные стороны использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда:

  • Целенаправленное применение компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с ОНР позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности их устной речи.

  • Разработанная система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений у детей составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

  • Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

  • Использование информационных технологий повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности.

  • способствует повышению самооценки ребенка.

И, конечно же, применение компьютерных программ может стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.

  2. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.

  4. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Вестник образования. – М., 2003.

  5. Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки, внедрения.// Логопед. – 2005. — № 7.

  6. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.

  7. Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная комьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / З.А. Репина, Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004, - № 5. – С. 285-287

  8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. — М.: АРКТИ, 2001.

Просмотров работы: 9368