ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Маликова А.В. 1, Тугулева Г.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В положении о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации выделены следующие цели и задачи психологической службы

Целями службы являются:

- содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

- содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

- оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи службы:

- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

- содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

- формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитие обучающихся, воспитанников;

- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

- участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

- содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

- соединение в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

А.А. Майер утверждает, что в условиях дошкольного учреждения сопровождение - это создание пространства становления ребенка в целях оптимизации развития во взаимодействии с окружающим миром.

По нашему мнению организация психологического сопровождения в дошкольном учреждении может осуществляться в виде психологического мониторинга. Для нашего исследования важно определение Никорчук Н. В.: «Психологический мониторинг - это комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель».

Рассмотрим каждое направление психологического мониторинга:

1. Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Подготовка к диагностике предполагает: наличие раздаточного материала; подготовку помещения; ограничения в продолжительности диагностической работы (10-20 мин); подготовку бланков результатов.

Интерпретация результатов:

- индивидуальная обработка тестов и результатов;

- вывод о групповом развитии, средний показатель;

- словесная обработка полученных результатов.

Психодиагностическая работа осуществляется поэтапно:

Первый этап. Изучение запроса и уточнение психологической проблемы.

Второй этап. Выбор методов психологического обследования.

Третий этап. Проведение психологического обследования.

Четвертый этап. Анализ полученных результатов.

Пятый этап. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Планирование необходимой коррекционной или развивающей работы.

2. Психологическая профилактика в дошкольном учреждении.

Психологическая профилактика - деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Задачи профилактической работы:

- соблюдение в дошкольном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психологического и личностного развития на каждом возрастном этапе;

- своевременное выявление детей с определёнными сложностями, отклонениями в развитии, поведении, общении;

- предупреждение возможных отклонений в связи с переходом с одной возрастной ступени на другую.

Средства профилактики: игра, психогимнастика (мимика, жесты, пантомимика), памятка для родителей, рекомендация для педагога.

Правила профилактической работы:

- доброжелательность (терпение к ребёнку);

- личный пример взрослого в различных проблемных ситуациях;

- достаточное внимание чрезмерно активным легковозбудимым детям;

- последовательная тренировка у детей способности к самоконтролю.

3. Коррекционно-развивающая работа в дошкольном учреждении.

Коррекция – исправление или ослабление, каких либо недостатков психического или физического развития человека средствами психолого-педагогического воздействия и лечебными мероприятиями.

Психологическая коррекция направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Виды коррекции:

- симптоматическая коррекция - кратковременное воздействие с целью снятия симптомов в отклонении развития;

- каузальная, направленная на источники и причины отклонений (длительный характер).

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка; изменение результатов развития, привидение в норму; развитие и совершенствование показателей психического и личностного развития.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении проводится с детьми, воспитателями, родителями по направлениям: детско-родительские отношения; взаимодействие педагога с детьми; взаимодействие в педагогическом коллективе. Методы коррекционно-развивающей работы (см. Таблица 1).

Методы психотерапии (средства и способы, направленные на исправление недостатков, изменение личностных особенностей человека, характеристик его общения):

- метод конкретных ситуаций;

- мозговой штурм;

- формирующие методы (эксперимент, психологические игры);

- метод игровой работы, в котором моделируются какие-либо ситуации;

- групповая дискуссия;

- тренинги (форма групповой работы, направленные на развитии общения, саморегуляции, профессиональных умений), (тренинг личностного роста);

- групповая психотерапия, использующая закономерности межличностных изменений в группе:- группа встреч;

- групповая арт-терапия;

- телесно-ориентированная терапия;

- детская психотерапия (игровая терапия, сказка-терапия);

- метод субъективной психотерапии (внушение);

- форма-гипноз, самовнушение.

Таблица 1

Методы коррекционно-развивающей работы

Метод

Назначение

Виды/техники

арт-терапия

Положительный эффект в эмоциональном и личностном развитии человека.

Техники: рисования, лепка, коллаж.

песочная терапия

Современный метод исследования внутреннего мира ребенка с помощью множества миниатюрных фигурок и подноса с песком.

Юнгианская песочная терапия-поднос с песком и миниатюрными предметами.

сказка-терапия

Метод использования сказочной формы для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром и людьми.

Техники: роспись, резьба, плетение, народная игрушка.

библио-терапия

Использование специально подобранного для чтения материала, как терапевтического средства с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения.

Виды: библио-терапия чтением, интерактивная библио-терапия - обсуждение прочитанного.

музыка-терапия

Музыкальный массаж-метод тренировки подвижности нервных процессов, основанный на последовательном восприятии контрастных музыкальных произведений.

Контролируемое использование музыки в коррекции и стабилизации психологического и физического здоровья детей.

Виды:

-пассивная(восприятие музыки);

-активная(музыкальная деятельность, связанная с опорно-двигательными реакциями человека на музыку);

Психогимнастика

Курс специальных занятий направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) [М. Чистякова].

Научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Научить осознавать связь между мыслями, чувствами и поведением.

Каждое занятие включает ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы.

4. Психологическое консультирование.

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей.

Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Обязательно:

- консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и семье в интересах ребенка.

5. Психологическое просвещение и обучение.

Психологическое просвещение - знакомство воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризация и разъяснение результатов психологических исследований, формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности.

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации дошкольном учреждении и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Задачи:

- знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного развития дошкольников;

- формировать у взрослых потребность в психологических знаниях, желание использовать их в целях психологического развития детей или в интересах развития собственной личности нужно:

- повысить психологическую культуру педагогов и родителей;

- формировать потребность и желание сотрудничать с психологом;

- обеспечить информацию по психологическим проблемам.

Формы работы: лекции, беседы, семинары, выступления на родительских собраниях, выпуск психологических газет, размещение информации в родительских уголках.

Обязательно:

- проведение систематизированного психологического просвещения педагогов;

- проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Детская практическая психология в кратком изложении : учеб.-метод. пособие / сост. и авт. О. В. Токарь. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 224с.

2. Мокрицкая, М.В., Тугулева, Г.В./ Перспективный план работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса дошкольников / М.В. Мокрицкая, Г.В. Тугулева // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 48-51

3. Никорчук, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в режиме психологического мониторинга / Н.В.Никорчук // – Фестиваль педагогических идей. Изд. Дом 1 сентября, 2006. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/410336

4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.

5. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы

Просмотров работы: 2070