ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Абрамовских А.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Челябинский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы остро стоит вопрос необходимости оптимизации в системе специального (коррекционного) дошкольного образования, обусловленный изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, которые представляют собой достаточно широкий класс взаимосвязанных научных, технологических дисциплин и областей деятельности, обладающих уникальными возможностями, интегрированных в различные сферы жизнедеятельности общества, в том числе в систему специального образования. Что позволяет с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в том числе с различными нарушениями речи.

Согласно статистике, количество детей с нарушениями речи в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Самую многочисленную группу из них составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР), под которым понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте [3; 5], т.е. отмечается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности [4; 5]. Поэтому в настоящее время одной из актуальных задач логопедии является оптимизация коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведённых Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50-60-х г.г. ХХ века.

В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р.Е. Левина).

В результате многолетнего изучения речи 6-7-летних дошкольников выделилась ещё одна категория детей, описанная в исследованиях Т.Б. Филичевой, - это дети с четвёртым уровнем речевого развития.

Переход с одного уровня на другой определяется, прежде всего, появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи, изменением предметно-смыслового содержания речи, мобилизацией компенсаторного фонда.

Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам), замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрастной норме, словарный запас, речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малопонятна, отмечается недостаточное развитие фонематической стороны речи.

Особенности развития словарного состава и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показаны в исследованиях М.Е. Хватцева (1959), Р.Е. Левиной (1951, 1958), В.К. Орфинской (1959, 1968), Н.Н. Трауготт (1940), Н.А. Никашиной (1968), Г.А. Каше (1985), О.В. Правдиной (1973), Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (1986, 1991), С.Н. Шаховской (1971), Б.М. Гриншпуна (1988) и др.

Исследования, посвящённые изучению различных психических функций детей с общим недоразвитием речи (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), показывают своеобразие их развития.

Также у детей данной категории отличаются своеобразием сенсорная, интеллектуальная и аффективно-волевая сферы (Н.С. Жукова, Л.С. Волкова, Г.И. Колесникова, Л.В. Кузнецова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Е.А. Екжанова и др.).

Наиболее разнородной рассматривается группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня, для которых характерен недостаточный уровень развития фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Учитывая вышесказанное, становится ясно, что преодоление ОНР представляет собой длительный и сложный процесс. Следовательно, требуется специальная работа по коррекции нарушений и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с общим недоразвитие речи III уровня к условиям и требованиям социума.

Оптимальному решению данной задачи способствуют информационные технологии, внедрение и использование которых в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня рассматривается как одно из эффективных средств коррекционно-развивающей работы, обладающее современными дидактическими возможностями.

Использование информационных технологий в контексте системы коррекционного образования детей с нарушениями речи, как в странах Западной Европы, так и в России, прошло несколько этапов развития: от первых попыток создания специальных средств обучения, основанных на идее визуализации акустических компонентов речи, которые могли бы использоваться в процессе логопедической коррекции различных нарушений речи, до разработки уникальных компьютерных программ, сочетающих коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, таких, как «Speech Viewer» («Видимая речь»), «Мир за твоим окном» (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова), «Игры для Тигры» (Л.Р. Лизунова) и др.

Применение современных информационных технологий, с учётом особенностей и закономерностей развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, позволяет повысить эффективность процесса коррекции нарушений речи у дошкольников, оказывает положительное влияние на развитие познавательной активности, психических процессов (произвольного внимания, памяти, мышления, восприятия) детей, позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционно-развивающих занятий и эффективность обучения в целом.

Важно отметить, что внедрение и использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, рассматривается как один из основополагающих компонентов повышения профессиональной компетенции специалистов системы специального (коррекционного) дошкольного образования [1;2].

Методики изучения состояния речевого развития детей старшего дошкольного возраста рассматривались в работах многих исследователей: Е.Ф. Архиповой, Г.А. Волковой, О.Е. Грибовой, Н.В. Серебряковой и Л.С. Соломахи, Е.А. Стребелевой, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой, Г.В. Чиркиной и др.

В рамках нашего исследования использовалась методика Н.С. Серебряковой и Л.С. Соломахи [6]. В качестве количественной оценки полученных результатов мы использовали балльную систему, рекомендованную Е.Ф. Архиповой.

Для обследования были выбраны следующие параметры:

• исследование состояния словарного запаса (номинативный, предикативный, атрибутивный словарь);

• исследование состояния грамматического строя речи (словообразование, словоизменение);

• исследование состояния связной речи (составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ прочитанного текста).

В целом исследование показало, что словарный запас, грамматический строй и связная речь у старших дошкольников с ОНР III уровня имеют недостаточный уровень развития. Описанные нарушения разнообразны по степени выраженности и тяжести проявления. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Удельный вес дошкольников с различными уровнями развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи на

констатирующем этапе эксперимента

Группа

Исследуемые параметры/ Уровни

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

%

А.ч.

%

А.ч.

%

А.ч.

%

А.ч.

%

А.ч.

Словарный запас

ЭГ

16,67

2

25,0

3

41,67

5

16,67

2

0

0

КГ

8,33

1

25,0

3

41,67

5

25,0

3

0

0

Грамматический строй речи

ЭГ

16,67

2

25,0

3

41,67

5

16,67

2

0

0

КГ

16,67

2

16,67

2

41,67

5

25,0

3

0

0

Связная речь

ЭГ

25,0

3

41,67

5

33,33

4

0

0

0

0

КГ

16,67

2

50,0

6

33,33

4

0

0

0

0

На основе анализа данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента нами было определено содержание логопедической работы по коррекции нарушений словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием информационных технологий, построенное с учётом «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, предназначенной для дошкольников старшей группы.

Организацию логопедической работы по коррекции нарушений словарного запаса, грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием информационных технологий можно отобразить в виде схемы, представленной на рисунке 1.

Реализация предложенного нами содержания коррекционной работы с использованием информационных технологий позволила на этапе контрольного сравнительного эксперимента получить результаты, представленные в таблице 2, и свидетельствующие о том, что уровень развития обследуемых компонентов речевой системы у дошкольников ЭГ стал в целом значительно выше, чем у детей КГ.

Таблица 2

Удельный вес дошкольников с различными уровнями развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи на

контрольном этапе эксперимента

Группа

Исследуемые параметры/ Уровни

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

%

А.ч.

%

А.ч.

%

А.ч.

%

А.ч.

%

А.ч.

Словарный запас

ЭГ

0

0

0

0

16,67

2

33,33

4

50,0

6

КГ

0

0

8,33

1

58,33

7

25,0

3

8,33

1

Грамматический строй речи

ЭГ

0

0

0

0

16,67

2

41,67

5

41,67

5

КГ

0

0

16,67

2

50,0

6

25,0

3

8,33

1

Связная речь

ЭГ

0

0

0

0

33,33

4

25,0

3

41,67

5

КГ

0

0

16,67

2

58,33

7

16,67

2

8,33

1

Обработка полученных в ходе контрольного эксперимента данных с помощью методов математической статистики подтвердила достоверность результатов формирующего эксперимента на уровне значимости < 0,05. Результаты представлены в таблице 3.

Рисунок 1. Организациялогопедической работы по коррекции нарушений словарного запаса, грамматического строя и связной речи у старших дошкольников

с ОНР III уровня

Таблица 3

Состояние словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи у старших дошкольниковс ОНР III уровня на контрольном этапе эксперимента (в баллах)

Группа

Среднее значение на контрольном этапе эксперимента (Mean)

t – критерий Стьюдента

(t-value)

Значимость

различий (p)

Словарный запас

ЭГ

25,58

2,81

< 0,01

Значимы

КГ

20,5

Грамматический строй речи

ЭГ

30,75

2,23

< 0,03

Значимы

КГ

24,0

Связная речь

ЭГ

5,66

2,64

< 0,01

Значимы

КГ

4,25

Таким образом, данные сравнительного контрольного эксперимента доказали эффективность использования информационных технологий в качестве средства коррекции нарушений речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Васильева, В.С. Повышение квалификации как фактор развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / В.С. Васильева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 11. – С. 4-12.

  2. Васильева, В.С. Подготовка специалистов для информационно-интерактивного обеспечения деятельности дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.С. Васильева // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации. Материалы международной науч.-практ. конф. г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. – Ч. 1. – 238 с. – С.186 – 191.

  3. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

  4. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.: ил.

  5. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / Под ред. В.И. Селеверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

  6. Серебрякова, Н.В. Схема обследования ребёнка с общим недоразвитием речи [Текст] / Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – 240 с. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – (РГПУ им. А.И. Герцена). – С. 48-61.

Просмотров работы: 3759