НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ

Набова Т.Е. 1, Грязнова Е.Е. 1
1ОГБПОУ Ивановский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем творчестве”

Роден.

Перед педагогами разных коррекционных школ стоит важная задача формирования речи у неслышащих детей, представление мира у слабовидящих детей, учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей выражать свои чувства, восстановление физической деятельности и её дальнейшее развитие у детей школы VI вида и так далее.

Обучение детей происходит в процессе развития сенсорного восприятия и мышления, при проведении наблюдений в природе и за окружающим миром, в условиях разнообразной продуктивной и игровой деятельности.

Увлеченность общим делом способствует развитию детей с некоторыми отклонениями. Большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности, позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить (в том числе и словесно) свое отношение к ним. Для детей с нарушениями, и при этом имеющих ограниченный запас слов, в этом важно, что через творчество они могут передать свое понимание образов окружающей действительности.

В процессе деятельности задействованы руки детей, это способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука “познает”, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей с нарушением слуха.

Занятия с использованием нетрадиционных методов изодеятельности развивают абстрактное и логическое мышление, наблюдательность, фантазию, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство света, координацию глаза и руки, способствуют развитию трудовых навыков. Такая творческая работа побуждает ребенка обозначить полученный образ или сюжет словом, а затем словосочетанием и предложением, изобразить, то что он видел когда-то или то что он представляет. Ведь через искусство ребенок может рассказать гораздо больше, чем передать словами! Таким образом, решается одна из основных задач коррекционной работы: коррекция отклонений в личностных способностях ребенка.

Формирование происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует активность детей, что немало важно в любой коррекционной школе, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми.

Доступность использования нетрадиционных технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Начинаем работу в этом направлении с более доступных технологий изодеятельности , постепенно усложняя их.

Я считаю, в работе нужно использовать следующие нетрадиционные технологии изодеятельности:

  1. Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами, кулачком).

  2. Рисование клеевой полусухой кистью.

  3. Рисование с помощью свечи (мыла, клея).

  4. Рисование по сырой бумаге.

  5. Рисование печатками.

  6. Кляксография.

  7. Монотипия.

  8. Рисование точками (ватной палочкой по контуру).

  9. Рисование простым карандашом и ластиком.

  10. Разрисовывание камешков.

  11. Дорисовка сюжета к наклеенным персонажам из открыток.

Проходив практику в коррекционной школе V вида во 2 классе. На протяжении недели я наблюдала за учениками, и их поведением на обычном уроке ИЗО , где учитель не применял никаких новых технологий в этом направлении, учащиеся вяло слушали преподавателя, а их работы не вызывали интереса. Позже у меня начались пробные уроки, на которых мы с детьми начали, использовали различные технологии рисования, такие как « Кляксография », «Пальцевая живопись», «Рисование точками», «Рисование с помощью свечи». На моих глазах дети начали проявлять интерес к уроку, они также делились своими впечатлениями и ощущениями от проделанной работы. Каждую неделю мы проводили выставки, на которых дети могли оценить свое творчество и работы сверстников, что является полезным методом в изодеятельности. С каждым уроком я видела, как ученики стали более креативно подходить к своему творчеству, а также даже помогать своим одноклассникам.

Могу сказать, что одним из эффективных методов так же являются выставки творческих работ воспитанников школы, которые можно проводить в классе и рекреации . Выставка - это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей, это еще один толчок, чтобы раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребёнке. Каждое участие учащегося в выставке – это приобретение определённого опыта, выход на разные уровни выставочной деятельности. Для детей–зрителей - это возможность увидеть своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности.

Подведя итог, хочу отметить, что нетрадиционные методы изодеятельности являются неотъемлемой частью их всестороннего развития. Поэтому хочу обратить внимание педагогов, родителей на актуальность и значимость этой темы, ведь в наших силах помочь детям развиваться и научить творить восхитительные работы.

Просмотров работы: 1265