ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Кужемберлинова А.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чтение — сложный процесс, который требует умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность. Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практической значимостью.

Особую коррекционную направленность обучение чтению приобретает в специальной (коррекционной) школе VIII вида, определяя возможности умственного развития и речевой коммуникации её выпускников. В пределах данной проблемы особое значение приобретает вопрос первоначального обучения чтению школьников с недостатками интеллекта.

В дефектологическо

Чтение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознавание читаемого текста.

В связи с этой проблемой обратимся к статье Т.И. Алексеевой «О формировании интонационной выразительности чтения у младших школьников». Статья посвящена формированию навыка выразительного чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школе VIII вида. Отражает эффективные приемы работы по выработке умений правильного чтения, обогащению словарного запаса. Данный теоретический материал можно использовать на практических занятиях. Главным образом, стоит обратить внимание на наличие навыков чтения у детей.

Таким образом, любовь к чтению и книгам родители должны прививать в раннем детстве, до поступления в школу. Ни в коем случае детей не нужно заставлять читать. Они должны сами открывать книгу и читать то, что им нравиться, что интересно. В школьные годы, учитель только подсказывает и направляет ребенка в нужное русло, учит его добывать полезную информацию из прочитанного. Но, к сожалению, у большинства детей это не так, особенно в классах VIII вида, поэтому учителю приходится много работать, чтобы чтение было для ребенка радостью, а не наказанием.

Уже с первого класса, с детьми проводятся беседы о том, какова роль книги в жизни человека, учитель рассказывает об ее значимости и пользе, то, что в книжке можно найти все ответы на интересующие вопросы и найти нужную информацию.

В первом классе, когда дети еще не научились читать, учитель должен проводить работу с книгами: рассматриваем иллюстрации, беседуем, фантазируем, придумываем названия к картинкам, а после учитель читает текст. Таким образом, книга становится другом ребенка, которого не стоит бояться, который всегда поможет в учебе.

Начинать работу стоит с развития скорости чтения. Здесь можно использовать следующие виды упражнений:

1. развитие бокового зрения (ребенок смотрит в одну точку и называет предметы вокруг)

2.чтение трудных слов сначала по слогам, а затем целиком

3. хоровое чтение

4. Игра «Доскажи словечко»

5. Игра «Мнимое слово» (учитель специально ошибается,чтобы дети умели находить ошибки)

6. Игра «Прятки» (учитель начинает читать с любого места, но детям называет только страницу, которую они должны найти)

7. Игра «Наперегонки» (дети должны прочитать предложение сначала медленно, затем в среднем, а после в быстром темпе)

8. прочтение текстов, которые написаны разным цветом и шрифтом

9. Игра «Найди словечко» («в тексте все слова раскололись на кусочки. Ребенок должен их собрать и выложить слово с помощью синих и красных карточек»)

10.чтение с использованием полосок (благодаря этому упражнению у ребенка появляется возможность развить темп чтения)

11.Игра «Столбик» (ребенок поочередно читает вслух слова в столбике, стараясь как можно больше раз прочитать этот столбик)

12.чтение скороговорок

13.Игра «Найди строчку» (благодаря этому упражнению ребенок тренирует вертикальное движение глаз по странице)

14.Игра «Половинки» (ученик должен найти за определенный момент времени вторую половину слова)

15.Игра «Фотограф» (ребенок запоминает 2-3 слова, которые записаны учителем, а затем внимательно слушая определяет, есть ли это слово в списке слов, которые произнес учитель)

16.перечитывание понравившихся эпизодов и фрагментов текста

17.Проведение артикуляционной и звуковой гимнастики

Выполнять эти упражнения нужно каждый день для того, чтобы достичь положительных результатов. Кроме того, одновременно ведется работа над выразительностью и правильностью чтения.

Правильность чтения – это чтение без искажений, то есть без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Выделяют несколько групп типичных ошибок, которые допускают учащиеся:

1.​ Искажение звуко-буквенного состава. Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; перестановка букв, слогов, слов; вставка произвольных элементов (замена одних букв, слогов, слов другими), недочитывание окончаний. Причины таких ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата, «чтение по догадке».

2.​ Наличие повторов. Такие ошибки заключаются в повторении букв, слогов, слов, предложений. Причины связаны со стремлением ребенка удержать в памяти только что прочитанный компонент.

3.​ Нарушение норм литературного произношения. Это ошибки на ударение, орфографические (озвучивание в строгом соответствии с написанием), интонационные. Причины: незнание орфоэпических норм, лексического значения слова.

Для устранения ошибок при чтении используются следующие виды упражнений:

1.Речевая разминка (дети читают трудные слова хором)

2.Игра «Восстанови слова» (дети читают слова с пропущенными буквами)

3.Игра«Последний слог» (учитель называет слог, а дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово)

4.Игра «Цепочка слогов» (учитель называет слово, а дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога)

5.Игра «Три слова» (Учитель вызывает ученика, который делает три шага вперед, называя на каждый шаг слово, которое начинается с последнего звука)

6.Игра «Звук заблудился» (Учитель читает стихотворение, но в каком-то из слов он заменяет звук. Дети должны отгадать, какое слово изменено и правильно назвать отсутствующий звук)

Ребенку очень тяжело читать, если он не помнит графический образ буквы, затрудняется в распознавании и соотнесении с конкретными звуками. Здесь хорошо использовать игры, которые помогают ученику распознавать и соотносить звук с буквой.

1.Игра «Найди лишнюю букву» (ребенок должен найти лишнюю букву в слове и прочитать его правильно)

2.Игра «Полубуковка» (учитель показывает половинку буквы, а дети должны угадать и назвать ее)

3.игра на внимательность. (ученики получают карточки с напечатанным незнакомым текстом. Они должны посчитать, сколько раз в тексте встречается определенная буква)

4.Чтение строчек наоборот по буквам, словами

5.Игра «Заколдованное слово» (дети читают текст как обычно, а подчеркнутые слова - с определенным заданием)

Следующий этап работы — это работа над выразительностью чтения. Он включает в себя следующие критерии: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

Эту работу можно проводить следующим образом: на речевой разминке дети выполняют специальные задания на дыхание, звукоподражание; повторяют скороговорки и чистоговорки, выполняют артикуляционную гимнастику, хоровое чтение отдельных фрагментов текста. Следует выполнять подбор заданий адекватные возрасту и индивидуальным способностям учеников. Речевая разминка должна проходить в увлекательной, игровой форме, чтобы дети могли заинтересоваться

Также большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно и точно делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений.

Например, предложение «Аня прочитала книгу» можно прочитать по-разному, делая логическое ударение на разных словах.

Чтобы показать, кто прочитал книгу, надо сделать логическое ударение на слове Аня:

Аняпрочитала книгу.

Чтобы показать, что сделала Аня с книгой, надо сделать логическое ударение на слове прочитала:

Аня прочиталакнигу.

Чтобы показать, что прочитала Аня, надо сделать логическое ударение на слове книга:

Аня прочиталакнигу.

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы.Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение.

Паузы могут быть художественными и психологическими

Извозчик и лошадь (русская сказка)

Раз зимою ехали по Волге – реке извозчики. // Одна лошадь заартачилась и бросилась с дороги в сторону. // Извозчик погнался за нею / и только хотел ударить кнутом, / как она попала в полынью и пошла под лёд со всем возом.// - Ну, и моли бога , чтоушла,// закричал мужик, / а то бы я нахлестал тебе бока- то!

Учитель выразительно читает пословицы . Учащиеся слушают и по окончании чтения у указывают, между какими словами наблюдалась пауза. Объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы.

Ум хорошо, | а два лучше.

Глупый осудит, | а умный рассудит.

Возле людей потирайся, | да ума набирайся.

Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательны

В "речевые разминки" можно включать прочтение стихотворений с выражением определенных чувств, либо определенной интонации:

1) Прочитай с удивлением стихотворение "Это снег?" (Генрих Сатир):

Рано-раноНа траве?Выпал снег.Не может быть!Удивился человек:В октябре?"Это снег?Не может быть!!!Не может быть!Неужели это снег?"На дворе?Не поверил человек.Не может быть!

2) Прочитай стихотворение С.Д. Дрожжина, вырази голосом, темпом - мечту, надежду.

Пройдет зима холодная,Настанут дни весенние,Теплом растопит солнышко,Как воск, снега пушистые,Листами изумруднымиЛеса зазеленеются,И вместе с травкой бархатнойВзойдут цветы душистые.

Также подбираются стихотворения, в которых можно выразить грусть и жалость,просьбу.

Упражнения на повышение и понижение тона голоса:

а) Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит детей представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

б) Упражнение «Поход»

Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы его хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что шагаешь голосом прямо к солнцу, передать с его помощью движение вверх.

По тропинке узкой горной Наш подъем все выше, круче,

Вместе с песенкой задорной Вот шагаем мы по тучам,

Мы с тобой идем в поход, За последним перевалом

За горой нас солнце ждет. Нам навстречу солнце встало.

Особое значение на уроках литературного чтения следует уделять осознанному чтению, то есть пониманию прочитанного.

Для пополнения словарного запаса и развития речи учитель использует следующие виды упражнений, которые направлены на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста:

1.Игра «Ассоциации» (учитель предлагает детям подобрать ассоциации к определенным словам )

2.Игра «Сравнение» (дети по очереди придумывают, на что похож предмет).

3.Игра «Угадай предмет» (учитель выбирает картинку, но не показывает детям. Они задают разные вопросы, пытаясь угадать, что это такое)

4.Инсценировки русских народных сказок

5.отгадывание загадок

6.составление рассказов по картинкам

7.пересказ текста от разных лиц

Таким образом, при изучении данной статьи, мы спланировали и организовали план-конспект занятия по литературному чтению в 3 классе.

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс.

Гусева Г. М., Моргачева Е. Н.

Тема: русская народная сказка «Лиса и журавль».

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и журавль»

Задачи:

Образовательные:

1.познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и журавль»

2.формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения;

Коррекционно – развивающие:

4.​ развивать образное мышление;

5.​ совершенствовани

6.​ вырабатывать навык сознательного, выразительного чтения;

Воспитательные:

1.​ прививать интерес, любовь к животным, живой природе, к художественному слову;

2.​ воспитывать стремление к самостоятельному познанию;

3.​ воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду людей, чувство дружбы, чувство любви к природе.

Оборудование: учебник Гусевой Г.М. Моргачевой Е.Н. для коррекционной школы 3 класс, картинки с изображением лисы и журавля.

Ход урока

Организационный момент

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – плечи шире,

Пять, шесть – всем красиво сесть.

Речевая разминка

Мы-мы-мы – ждем зимы.Ом-ом-ом – строим дом.

Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.Ра-ра-ра – в лесу нора.

Но-но-но – у нас темно.На-на-на – стоит стена.

Ло-ло-ло — на улице тепло.

Лу-лу-лу - стол стоит в углу.

Ул-ул-ул - у нас сломался стул.

Оль-оль-оль - мы купили соль.

Какие вы знаете сказки о животных, какой зверь в этих сказках самый хитрый (лиса), что вы знаете о журавле. Если знаний у детей о журавле недостаточно или они неверные, показать картинку с изображением журавля и коротко рассказать об этой птице, обратив внимание учащихся на характерные особенности внешнего вида, на то, как и чем питается журавль. Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Эту сказку сочинили люди: один человек придумал, другой добавил, третий продолжил, и получилась сказка.Словарная работа.

Объяснение непонятных слов и выражений:

Званый пир — большой званый обед или ужин с обильным угощением.

Не обессудь - прости великодушно, прошу простить, прошу извинения, виновата.

Больше потчевать нечем – больше нечем угощать.

Пошла домой, несолоно хлебавши - не добившись желаемого; в полном разочаровании.

Чтение сказки учителем.

Работа над правильностью чтения

Взду-ма-ла

Гор-лыш-ком

Не о-бес-судь

На-есть-ся

Не-со-ло-но

А-ук-ну-лось

От-клик-ну-лось

Чтение сказки учениками по цепочке.

Учитель проводит краткую беседу по вопросам:

«Кто главные персонажи сказки? (Лиса и журавль.) Кто к кому ходил в гости?»

Давайте попробуем разделить сказку на части. Сказка условно делится на четыре части: 1) лиса с журавлем подружились; 2) журавль в гостях у лисы; 3) лиса в гостях у журавля; 4) дружба лисы с журавлем распалась. Озаглавливание каждой части.

Чтение сказки по частям.

Учащиеся читают сами. Чтение каждой части сопровождается разбором по вопросам учителя, направленным на то, чтобы научить детей размышлять, находить в тексте ответы на заданные вопросы, которые должны помочь учащимся понять характер сказочных героев.Первая часть. Почему лиса решила пригласить журавля в гости?Вторая часть. Чем потчевала (угощала) лиса журавля? Как угощала лиса журавля? Как вела себя лиса за обедом? Как оправдывалась перед журавлем? На вопрос «Почему журавль пригласил лису в гости?» ответ может быть разный (потому что хотел отомстить, пригласил в ответ на приглашение лисы), но его должен подсказать учитель.Третья часть. Что приготовил журавль? В какой сосуд налил еду? Как вел себя журавль? Смогла ли лиса поесть окрошки? Какие слова лисы повторил журавль, когда угощал гостью?Четвертая часть. Почему лиса была раздосадована угощением журавля? Почему распалась дружба лисы с журавлем? (Оба поступили плохо, обманывая друг друга.)

Выборочное чтение.

С какими словами и как обращалась лиса к журавлю? Прочитайте.

Как вела себя лиса, чтобы достать окрошку?

Найдите слова сказки, которые относятся к иллюстрации.

Прочитайте окончание сказки и найдите самые главные слова.

Как вы их понимаете?

Чтение по ролям.Подготовительная работа к выполнению этого задания.1) Соотнесите текст с персонажами (найдите слова автора, лисы, журавля).2) Определите по тексту, как лиса обращается к журавлю, как журавль обращается к лисе.3) Объяснение учителем того, как содержание текста и поведение персонажей сказки отражается на характере их диалогов.Подумайте и ответьте: «Одинаковым ли тоном надо читать слова за лису, за журавля? Почему вы так думаете? Как нужно читать — быстро или медленно — слова автора, лисы, журавля?»

Работа над пониманием жанровых особенностей сказки.1) Почему это произведение можно назвать сказкой? (Лиса и журавль ведут себя, как люди: ходят в гости, готовят обед, разговаривают, едят кашу, окрошку — пищу человека.)2) Найдите слова, которые, как правило, используются в сказках (однажды, званый пир, потчевать, несолоно хлебавши).3) Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями?4) Чему учит сказка? (Коллективный ответ под руководством учителя.)Работа над характеристикой персонажей. Лиса — хитрая, журавль — сообразительный, не позволяет себя обижать. Докажите это словами из сказки.

Пересказ сказки по плану с использованием опорных слов, сочетаний, иллюстраций.

Опорные словаи выражения: подружились, вздумала угостить, пошла звать (первая часть); званый пир, наварила, размазала, потчует (угощает) (вторая часть); окрошка, кувшин с узким горлышком, угощает, вертится, лизнет, понюхает, не достанет, клюет да клюет (третья часть); взяла досада, несолоно хлебавши, дружба распалась (четвертая часть).

Итог урока

- С какой сказкой познакомились?

- Кто её автор?

- Как называются сказки, у которых нет автора?

- Чему учит нас эта сказка?

Домашнее задание

Прочитать сказку и ответить на вопросы в учебнике, нарисовать рисунок

Таким образом, целенаправленное действие словом дает шанс учащимся с интеллектуальным

Список литературы

1. Аксёнова, А.К. Специальная методика обучения русскому языку во вспомогательной школе / А.К. Аксёнова. - М.: Просвещение, 1994.

2. Аксёнова, А.К. Практикум по методике русского языка во вспомогательной школе / А.К. Аксёнова, Н.М. Барская. - М.: Просвещение, 1989.

3. Аксёнова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - М.: Педагогика, 1991.

4. Алексеева Т.И. «О формировании интонационной выразительности чтения у младших школьников» [электронный ресурс] http://nsportal.shkola/chtenie/2

Просмотров работы: 1724