ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО БИОЛОГИИ (РАЗДЕЛ «РАСТЕНИЯ») - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО БИОЛОГИИ (РАЗДЕЛ «РАСТЕНИЯ»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе образования важно заинтересовать учащихся учебным предметом, повысить мотивацию к обучению. Достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по биологии. Внеурочная деятельность является частью учебно-воспитательного процесса по биологии, она ориентирована на расширение и углубление базовых умений и знаний, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края.

Требования современных образовательных программ подразумевают активную самостоятельную деятельность школьников по освоению содержания. Биология, как учебный предмет обладает богатейшими возможностями для этого. Изучая раздел «Растения», школьники могут включаться в исследовательскую деятельность в природе, на пришкольном участке, лаборатории. При этом у них не только повышается интерес к предмету (личностные результаты обучения), но также формируются умения наблюдать за растениями, сравнивать полученные результаты с образцом, определять растения, ставить опыт, выявлять причинно-следственные связи биологических явлений (предметные результаты обучения). [3]

Внеурочная работа – это такая форма организации учебной деятельности для выполнения обязательных, связанных с предметом, работ по индивидуальным или групповым заданиям. [8]К ним относятся фенологические наблюдения, летние задания, опыты в кабинете и на пришкольном участке, работа с дополнительной литературой.

Признаками внеурочной деятельности являются:

  1. Непосредственная связь заданий с программным материалом;

  2. Обязательное участие школьников в работе над заданиями;

  3. Использование полученных результатов на последующих уроках;

  4. Оценка работы школьника.

Значение внеурочной работы по биологии:

  • Расширяют рамки изучения предмета, формируют познавательный интерес;

  • Способствуют развитию самостоятельности как качества личности;

  • Формируют исследовательские умения учащихся, содействуют развитию практических умений, предусмотренных программой;

  • Способствуют применению теоретических знаний на практике.

Рассмотрим виды внеурочных работ исследовательского характера.

Летние задания по биологии.

В школах дают задания по наблюдениям в природе, которые помогают выяснить явления из области экологии, морфологии и систематики, предполагающие составлению гербариев и коллекций. Выполнение преимущественно летом и поэтому называются летними заданиями.

Этот вид внеурочной работы является обязательным для выполнения и выделен в школьной программе разделов «Растения» и «Животные». Летние задания предполагают наблюдения над живыми объектами, сбор коллекций, гербария, определение растений и животных. Поэтому учащиеся должны иметь навыки гербаризации, коллекционирования, фиксации результатов наблюдений, т.е. должны быть готовы к их выполнению. [4]

Сбор должен производиться по заданиям: листья светолюбивых или теневыносливых пород; листья с растений одного вида, выросших на свету и в тени и т.п. Учащимся следует обозначить, что важно не количество взятых объектов, а качественное выполнение задания: собрать, что нужно в ограниченном количестве (1-2 экземпляра), правильно засушить и прикрепить с указанием места и времени сбора. [7]

Значение летних заданий:

  1. Возможность проведения наблюдений за растениями и животными в естественных условиях с целью накопления фактов, необходимых для усвоения закономерностей;

  2. Знакомство с флорой и фауной родного края, т.е. реализация краеведческого принципа в обучении биологии;

  3. Практическое применение теоретических знаний, приобретенных на уроках биологии;

  4. Выработка и совершенствование умений и навыков по сбору коллекций животных и гербаризации растений;

  5. Изготовление наглядных пособий для кабинета биологии.

При выборе и раздаче летних заданий учитель должен учитывать следующие методические условия:

  • Тщательно продумать систему заданий для каждого класса;

  • Строго индивидуализировать задания ученикам, увлекающимся биологией;

  • Не нарушать принципа добровольности при выборе заданий: предложить учащимся десять различных заданий, 3-4 из которых – для обязательного исполнения;

  • Дать инструктаж к выполнению и показать образец лучшей работы (указать сроки выполнения различных видов заданий, предложить для сбора и наблюдения только известные виды, задания не должны требовать сложного оборудования);

  • Перед выполнением задания познакомить учеников с охраняемыми видами, чтобы исключить их случайный сбор.

Выполненные летние задания принимаются учителем осенью, поэтому необходимо подведение итогов, которое можно провести в виде выставки экспонатов, фотографий и т.п. [10]

Фенологические наблюдения.

Это наблюдения за сезонными проявлениями природы, за стадиями развития растений и животных. Проводятся также метеорологические наблюдения (показания барометра, термометра, флюгера; осадки, облачность).

Значение фенонаблюдений:

  1. Развитие наблюдательности, познавательного интереса;

  2. Развитие исследовательских умений.

Среди основных требований, предъявляемых к фенонаблюдениям, следует отметить:

  • Регулярную и систематическую регистрацию всех явлений, имеющих сезонный характер;

  • Выбор только хорошо известных учащимся и типичных для данной местности объектов фенонаблюдений;

  • Знакомство учащихся не только с объектами, но и с фенофазами их развития;

  • Тщательную, точную запись и фиксацию результатов наблюдений. [10]

К способам обработки фенологических данных относят:

  • Составление и заполнение календаря природы;

  • Составление фенологического древа: «стволом» будут являться даты наблюдений, а «кроной» – происходящие в природе события («ветка» – это стадия развития какого-либо объекта или этап жизнедеятельности: прилет грачей, набухание почек тополя и т.д.);

  • Ведение дневника фенонаблюдений:

Дата

Гидрометеорологические наблюдения

Явления в жизни

   

растений

животных

   

Опытническая работа учащихся

Постановка опытов на пришкольном участке также является обязательной частью школьной программы. Организация опытнической работы должна соответствовать следующим требованиям:

  • Научность – опыт не должен противоречить требованиям норм агротехники и биологии вида;

  • Целесообразность – опыт должен быть практически полезным;

  • Доступность – опыт должен соответствовать уровню знаний учащихся в данный момент;

  • Выполнимость – опыт должен быть практически выполнимым (наличие соответствующих площадей, посадочного материала, системы полива и т.д.);

  • Достоверность – тщательное обдумывание и учет всех условий опыта, в том числе тех, которые не зависят от человека: особенности почвы, ее структура, засоренность, влажность и т.п. Важным условием для соблюдения достоверности является вариативность размещения повторностей на участке. [10]

Проведение опытов на пришкольном участке должно соответствовать программе полевого опыта, которая подразумевает составление отчета. Оформление отчета: на титульном листе записывают тему опыта, наименование организации, состав опытного звена и год проведения опыта.

В программу и отчет по проведению опыта входят следующие элементы:

  • Цель опыта;

  • Название культуры, ее сорт;

  • Схема опыта;

  • Гипотеза опыта (предполагаемый результат);

  • Биологические сведения о выбранной для постановки опыта культуре;

  • Агротехника возделывания;

  • Характеристика опытного участка (рельеф, почва, механический состав почвы, глубина пахотного слоя, уровень грунтовых вод, засоренность);

  • План опыта в натуре с указанием местоположения опытной делянки на участке, сторон света, числа повторностей;

  • Схема наблюдений:

Фенофазы

Первая повторность

Вторая повторность

К

О1

О2

К

О1

О2

  • Выводы.

Методические условия проведения опытнической работы.

  1. Выбор земельного участка и тщательное исследование почвы.

  2. Наличие двух или трехкратной повторности и соблюдение в целях достоверности всех тех условий, по которым контроль и опыт не отличаются.

  3. Одинаковый посадочный материал и одинаковые агротехнические мероприятия.

  4. Ведение наблюдений за ходом опыта и контроля, учет и уборка урожая.

  5. Организация учащихся: разделение на звенья и выбор звеньевого; контроль над ходом работы со стороны учителя; сформированность у учащихся ряда практических умений: составление плана опыта, проведение необходимых агротехнических мероприятий, правильная фиксация результатов и т.п. [10]

Все виды внеурочных работ носят исследовательский характер. Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии является одним из приоритетов современного образования. Исследовательская деятельность по биологии – это деятельность по овладению учащимися методами исследования объектов живой природы с целью развития познавательного интереса, самостоятельности, интеллектуальных и практических умений.Структура исследовательской деятельности подразумевает наличие следующих компонентов: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. В основу положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. [2]

При характеристике этого вида деятельности надо выделить два понятия: научное и школьное исследование (по Б.Е. Райкову).

1.Школьник не делает научных открытий, он лишь переоткрывает то, что уже установлено наукой. Однако это не умаляет интереса работы.

2.Школьное исследование укорочено и упрощено. Это связано с тем, что школьная программа вооружает учащихся минимумом биологических знаний, которых все же недостаточно для организации настоящих экспериментов. К тому же нет соответствующего оборудования для опытов.

3.Методику исследовательской деятельности строит учитель, он же руководит работой. [9]

Рассмотрим, характеристику учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности школьников (Таблица 1).

Таблица 1

Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности школьников.

Учебно-исследовательская деятельность

Признаки

Научно-исследовательская деятельность

Предполагает открытие, как правило, субъективно новых знаний

Новизна темы исследования

Предполагает открытие новых знаний

Субъективны

Особенность решаемых правил

Преимущественно объективны

Получение субъективно новых знаний

Характер цели

Получение объективно новых знаний

Обязательна

Наличие гипотезы

Обязательна

Преимущественно эмпирические (наблюдение и опыт), а также работа с научной и учебной литературой

Методы разрешения проблем

Эмпирические (наблюдение, эксперимент), теоретические (анализ, моделирование, проектирование, обобщение и др.)

Учащийся может сам выполнить все этапы исследования от выявления проблемы до интерпретации результатов. На каждом из этапов ему может быть оказана помощь

Степень самостоятельности

Как правило, самостоятельная деятельность

Субъективны

Полученные результаты

Объективны, доказательны

Реферативная работа, статья, тезисы. выступление на ученической конференции

Формы представления результатов

Диссертация, статья, доклад, тезисы, выступление

Происходит развитие личности

Значимость исследовательской деятельности

Происходит развитие личности

Не всегда способствует науке

Научное значение

Способствует развитию науки

Из таблицы видно, что, школьник и не делает научного открытия, что методы работы преимущественно эмпирические, но это не умаляет значения его работы для него самого. Школьное исследование более простое, ученик выполняет его под руководством учителя, но выполнение подобной работы развивает ученика, формирует качества его личности. [12]

Выполнение исследовательской деятельности по биологии должно соответствовать ее структуре:

Структура исследовательской деятельности.

Целевой компонент: постановка проблемы, выяснение «знания о незнании», выдвижение рабочей гипотезы.

Мотивационный компонент: осознание потребности в осуществлении данной деятельности. Мотивами будут являться объект, средства, способы, результат.

Содержательный компонент – это знания и умения учащихся по биологии на данный момент. Сюда можно отнести практические, интеллектуальные и организационные умения учащихся по биологии.

Процессуальный компонент заключается в выборе способов деятельности для достижения поставленной цели: наблюдение, полевой опыт, эксперимент (микробиологический, биохимический, физиологический, экологический).

Объектами для биологического исследования могут быть живые организмы, микропрепараты, гербарии, коллекции, иллюстрации, природные среды и др.

В процессуальный компонент входят средствареализации способов исследования:

  • Технические: микроскопы, лабораторное оборудование, химические реактивы, измерительные приборы, видеотехника.

  • Дидактические: учебники и справочники.

  • Методические: планы деятельности, алгоритмические предписания по осуществлению деятельности.

Оценочно-результативный компонент включает достижение результата, его осмысление, выводы. Форма отчетности при этом: доклад, реферат, научная конференция, бюллетень и т.п. [2]

Рассмотрим методику организации исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочных работ.

Коллекционирование растений.

Коллекционирование растений и составление гербариев один из распространенных видов внеурочной работы в разделе «Растения». Этот вид является самым доступным для учащихся. Но чтобы данная деятельность протекала успешно, необходимо обучить школьников составлять гербарии.

Правила гербаризации растений:

  1. При сборе растения лучше всего сразу же расправлять на листах бумаги и закладывать в специальную гербарную сетку или папку для сушки. Собирать растения нужно целиком с цветками и плодами, выкапывая с корнями, корневищами, луковицами. Если растение крупное травянистое, берут только верхушку с цветками и плодами, несколько средних листьев со стеблем и прикорневую часть с листьями. Из растений следует выбирать наиболее типичные, то есть среднеразвитые. Не нужно ограничиваться одним экземпляром. Если растение крупное, берут два-три экземпляра, если же мелкое – не менее пяти-шести.

  2. После приступают к закладке растений в сетку или под пресс. Вместе с растением вкладывают записку с указанием даты сбора и с краткой характеристикой места сбора. Основное правило сушки заключается в том, чтобы возможно тщательнее расправить растения и, заложив их в листы сушильной бумаги, высушить в кратчайший срок. Для сушки берут фильтровальную бумагу, или обыкновенную газетную бумагу.

  3. Высушенные растения наклеивают на листы плотной бумаги с помощью узеньких полосок бумаги. На каждый лист помещают по одному или нескольку экземпляров, в зависимости от величины растений. Семена растения следует всыпать в маленькие конвертики, которые приклеивают на гербарный лист. В правом нижнем углу листа бумаги приклеивают этикетку, на которой пишут: 1) точное название вида и рода растения (русское и латинское); 2) название района на территории которого найдено растение; 3) место, где именно найдено (на лугу, в лесу и т. д.); 4) дата сбора (год, месяц, число); 5) кто собрал; 6) кто определил; 7) номер растения; 8) ① – однолетнее, ② – двулетнее, ʮ – многолетнее, ћ – кустарник или дерево.

  4. Точное научное название растения узнают по определителю. Эту работу следует выполнять параллельно гербаризации, пользуясь свежими растениями, для чего необходимо иметь запасные экземпляры.

  5. Гербарные листы с растениями одного вида помещают в одну общую обложку, на которой сверху надписывают название семейства, а внизу – научное название растения. Виды растений, принадлежащие к одному роду, заключают в одну обложку, а роды, принадлежащие к одному семейству, помещают в общую папку, которую связывают тесьмой. На папке делают надпись с названием семейства.

  6. Следует учесть особенности гербаризации различных растений. Иногда некоторые растения меняют окраску или чернеют (например, венчики фиалок и колокольчиков, стебли петрова креста и заразихи, листья картофеля и др.). В таких случаях не особенно сочные части растений ошпарить кипятком, а затем сушить обычным способом или утюгом. Если горячий способ не спасает от почернения, растения пересыпают кристаллами салициловой кислоты. [6]

Учащимся, изучающим растения можно дать различные задания по сбору коллекций. Например:

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Собрать коллекцию растений определенного семейства.

Семейство Крестоцветные. Объекты:

Дикорастущие: пастушья сумка, ярутка полевая, кардария крупковая, желтушник левкойный, сурепка обыкновенная, горчица черная, рыжик посевной, редька дикая, гулявник лекарственный.

Культурные: капуста, редька, редис, горчица, хрен.

Семейство Бобовые. Объекты:

Дикорастущие: астрагал австрийский, астрагал волжский, карагана кустарниковая, клевер полевой, клевер луговой, чина клубненосная, горошек мышиный, вязель разноцветный, донник лекарственный, люцерна посевная, люпинник белый.

Культурные: фасоль, боб обыкновенный, горох, люпин, нут, чина, вика.

Семейство Розоцветные. Объекты:

Дикорастущие: репешок обыкновенный, таволга обыкновенная, кровохлебка лекарственная, ежевика сизая, миндаль низкий, боярышник кровяно-красный, таволга вязолистная, земляника лесная, гравилат прямой, яблоня дикая, лапчатка гусиная, шиповник коричный, слива садовая, груша обыкновенная, спирея городчатая.

Культурные: вишня садовая, яблоня домашняя, черемуха обыкновенная, малина садовая, клубника ремонтантная, ежевика, черешня, абрикос обыкновенный.

Семейство Сложноцветные. Объекты:

Дикорастущие: полынь горькая, василек синий, цикорий обыкновенный, девясил британский, молокан татарский, тысячелистник обыкновенный, амброзия трехраздельная, лопух большой, полынь лечебная, полынь австрийская, череда трехраздельная, астра ромашковидная, чертополох поникающий, василек фригийский, василек сумский, циклахена дурнишниколистная, девясил иволистный, наголоватка паутинистая, нивяник обыкновенный, ромашка непахучая, мать-и-мачеха обыкновенная.

Культурные: латук огородный, подсолнечник однолетний, астра, хризантема, георгин, маргаритка, нивяник.

Семейство Пасленовые. Объекты:

Дикорастущие: паслен сладко-горький, паслен черный, паслен рогатый, белена черная, дурман обыкновенный.

Культурные: картофель, перец, томат, баклажан, физалис, паслен декоративный.

Семейство Злаковые. Объекты:

Дикорастущие: кострец безостый, ежа сборная, мортук пшеничный, тимофеевка луговая, мятлик луговая, житняк гребневидный, полевица тонкая, лисохвост луговой, овес пустой, пырей средний, пырей ползучий, овсяница луговая, овсяница валисская (типчак), овсец опушенный, зубровка ползучая, тимофеевка степная, мятлик дубравный, ковыль волосатик, щетинник зеленый.

Культурные: кукуруза сахарная, овёс озимый, овёс яровой, пшеница озимая, пшеница яровая, рожь озимая, рожь яровая, ячмень озимый, ячмень яровой.

Семейство Лилейные. Объекты: гусиный лук малый, гусиный лук желтый, лилия кудреватая, рябчик русский, тюльпан дубравный, гусиный лук низкий, гусиный лук краснеющий, тюльпан двуцветковый, тюльпан поникающий, ландыш майский.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Собрать коллекцию листьев:

  • С различным жилкованием.

  • С различной формой.

  • Простые и сложные.

3. Собрать растения:

  • С мочковатой корневой системой. Объекты: астра ромашковидная, гравилат речной, лапчатка ползучая, колокольчик рапунцелевидный, тысячелистник обыкновенный, манжетка коротколопастная, мелколепестник канадский, пиретрум щитковый, герань луговая, герань лесная, гусиный лук желтый, хризантема, флоксы, подорожник большой, лютик едкий, овес посевной, мятлик луговой, клевер ползучий, лютик ползучий, живучка женевская.

  • Со стержневой системой. Объекты: люпин, прострел раскрытый, молочай Сегье, коровяк медвежье ухо, синеголовник плосколистный, молочай тонкий, ветреница лесная, одуванчик лекарственный, щавель конский, подсолнечник.

  • Со стержневой, на корнях которой имеются клубеньки с азотобактериями. Объекты: фасоль, боб обыкновенный, горох, чина.

а – стержневая система, б – мочковатая система.

4. Собрать плоды растений:

  • Сухой (зерновка, боб, стручок, коробочка, орех). Объекты: подсолнечник, пшеница, фасоль, горох, капуста, дуб, лещина, мак восточный, редис, левкой пахучий, тюльпан Биберштейна, лен многолетний, каштан, сурепка обыкновенная, редька дикая, акация, клен татарский, рожь, люцерна, фиалка высокая.

  • Сочный (костянка, сборная костянка). Объекты: вишня, слива, абрикос, черемуха обыкновенная, калина, смородина, томат, крыжовник, малина, ежевика, рябина, черешня, огурец.

  • Ложный плод. Объект: яблоня домашняя.

5. Собрать коллекцию определенной экологической группы:

  • Гидрофиты. Объекты: частуха подорожниковая, стрелолист обыкновенный, лютик водный, рдест остролистный, элодея канадская, роголистник темно-зеленый, пузырчатка обыкновенная, водокрас обыкновенный, кубышка желтая, сальвиния плавающая, ряска трехдольная, телорез алоэвидный, уруть колосистая, рогоз широколистный, ежеголовник всплывающий, осока черная, камыш озерный, ива корзиночная, щавель водяной.

  • Мезофиты. Объекты: золотарник канадский, тимофеевка луговая, клевер земляничный, полевица побегообразующая, ромашка пахучая, ландыш майский, медуница неясная, кукуруза сахарная, пшеница, лисохвост луговой, подмаренник русский, вероника дубравная, гусиный лук малый, тюльпан лесной, осока волосистая, тмин обыкновенный, бутень клубненосный, купырь лесной, липа мелколистная, алтей лекарственный.

  • Ксерофиты. Объекты: молочай тонкий, ковыль волосатик, полынь горькая, подсолнечник однолетний, лук желтеющий, пырей средний, наголоватка васильковая, очанка гребенчатая, льнянка обыкновенная, резак обыкновенный, люцерна румынская, тимелея обыкновенная, примула крупночашечная, шток-роза розовая, проломник северный, редька дикая, зверобой изящный, кермек Гмелина, смолевка татарская, консолида восточная.

6. Собрать коллекцию растений по отношению к свету:

  • Теневыносливые (сциофиты). Объекты: огурец, кабачок, салат, спаржа, ревень, щавель, петрушка, мелисса, мята, редис, смородина, ежевика, крыжовник, фиалка высокая, копытень европейский,

  • Светолюбивые (гелиофиты). Объекты: подорожник большой, кубышка желтая, лиственница, акация, кукуруза, береза, липа, ольха.

Наблюдения и фенонаблюдения.

Фенология – это наука, изучающая закономерности сезонного развития природы. Она учитывает, систематизирует закономерности порядка и сроков наступления сезонных явлений. Основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, которые дают сведения о наступлении конкретных сезонных явлений, фенофаз растений (фенофаза – стадия в цикле развития растения). [11]

Фенология изучает:

  • Время, требуемое для развития природного объекта (фиксируется календарными датами);

  • Форму адаптации к среде обитания (изменяются условия существования, значит, изменяется календарь развития объекта, при этом влияние среды становится доминирующим);

  • Изменчивость сроков наступления сезонных явлений: пределы вариации сроков наступления различных фенофаз (поэтому необходимы многолетние наблюдения).

Фенологические наблюдения специального назначения проводятся в государственных учреждениях (агробиостанции, ботанические сады, лесничества и т.п.), к этой работе также привлекаются школьники. Полученные учащимися результаты приобретают научную ценность и оказывают большую помощь в изучении сезонного развития природы. Не менее важна и воспитательная роль школьной фенологии: учащиеся приобретают прочные предметные знания по биологии, видят взаимосвязь предметов и явлений, у них формируются исследовательские умения.

Частная фенология предполагает изучение конкретных биологических объектов. Для школьников – это самый доступный способ проведения фенонаблюдений. Поэтому учитель должен учесть, что:

  • объекты наблюдения должны быть широко распространены;

  • объекты должны быть известны школьникам и хорошо узнаваемы.

Большинство объектов или явлений, за которыми ведутся наблюдения, являются фенологическими индикаторами времени года (зацветание черемухи, распускание почек и т.п.). По отношению к некоторым объектам предусматриваются циклические наблюдения (всходы – цветение – плодоношение). [5]

Наблюдая за объектом, фенолог фиксирует не только даты наступления фенофаз, иногда важна количественная характеристика, особенно при наблюдениях за объектами хозяйственного значения (например, обильное или слабое цветение яблони, обилие плодов, грибов, шишек и т.п.).

Требования к организации фенонаблюдений.

  1. Выбор участка и маршрута наблюдений. Желательно, чтобы это был участок, который можно было бы посещать в течение ряда лет, с известными древесными и травянистыми растениями. В городах – это парки, окраины, ботанический сад. Можно вести наблюдения и на приусадебных участках, в особенности за культурными сельскохозяйственными растениями.

  2. Выбор объектов фенонаблюдений. Учитель не только указывает объект, но и называет его фенофазы, тогда задание для ученика будет иметь конкретный характер.

  3. Регулярная и систематическая регистрация сезонных явлений, при этом особое значение имеет точность в указании дат. Весной наблюдения рекомендуется проводить не реже одного раза в 3 дня. Летом допускаются большие перерывы, а в конце лета и осенью, в период плодоношения, возникает необходимость регистрировать фазы более часто. По возможности постоянным должно быть и время суток, в которое проводится наблюдение.

  4. Знакомство школьников с правилами регистрации фенологических наблюдений. Сюда относятся:

  • указание места наблюдений (поле, сад и др.);

  • описание состояния погоды и явлений в неживой природе;

  • фиксация фенофазы;

  • полнота записей, пояснения к ним;

  • пользование условными обозначениями (БТ – бутонизация, ЦВ – цветение и т.д.); количественные характеристики явления оцениваются баллами (3 балла – много, 2 балла – средне, 1 балл – мало). [4]

При выборе объекта наблюдения школьник должен получить информацию от учителя о фазах растения выбранного объекта, чтобы точно зафиксировать дату явления. Фенофазы растительных объектов можно проиллюстрировать гербарием, рисунком, фотографией. Обычно все оформляется на одном или нескольких альбомных листах, служит формой отчетности учащихся и наглядным пособием для кабинета биологии.

Составление фотоальбомов. Это индивидуальное задание для учащихся, увлекающихся фотографией, которые могут делать снимки природных явлений в течение всего года. В качестве отчета о своей работе можно представить фотоальбом или сделать фотовыставку.

При организации фенонаблюдений можно выделить общие и частные фенонаблюдения.

Общие фенологические наблюдения.

Наблюдения за растениями.

Растения считаются вступившими в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены хотя бы на отдельных ветках или 10% растений этого вида. Для деревьев отмечают такие фазы, как начало сокодвижения, распускание почек, появление первых листьев, начало цветения, конец цветения, начало плодоношения, массовое плодоношение.

Для осенних явлений характерны следующие фазы: начало раскраски листвы, полная осенняя раскраска, начало листопада (опадение первых осенних листьев), конец листопада.

Общие фенонаблюдения за растениями позволяют составить календарь сезонных явлений, в котором указана последовательность тех или иных явлений природы: зацветание прострела, зацветание мать-и-мачехи, распускание почек орешника, распускание почек тополя, зацветание одуванчика, зацветание ландыша, зацветание черемухи, зацветание яблони (сорт), начало сева кукурузы и т.д.

Частные фенологические наблюдения.

Они представляют собой наблюдения за конкретными объектами природы в течение определенного времени (периода вегетации, сезона или месяца).

Таблица 2

Фенофазы развития растений

Группа растений

Примеры

Фенофазы

Зерновые злаки

Овес, пшеница, ячмень, рожь.

всходы, появление третьего листа, кущение, выход в трубку, колошение, цветение (кроме ячменя и проса), спелость (молочная, восковая, полная).

Кукуруза

всходы, появление третьего листа, кущение, выметывание метелки, цветение ее и початка, спелость (молочная, восковая, полная).

Корнеплодные растения

Морковь, свекла, редис, редька, репа.

всходы, появление первого листа, появление третьего листа, начало утолщения корня, смыкание рядков, увядание наружных листьев.

Картофель

 

всходы, образование боковых побегов, смыкание рядов, образование соцветий, конец цветения – клубнеобразование, увядание ботвы.

Бахчевые культуры

Огурцы, арбуз, тыква, дыня.

всходы, появление первого листа, боковое ветвление, образование бутонов, цветение, образование завязи, съемная зрелость.

Зернобобовые

Фасоль, горох, нут, люпин, чина.

посев, всходы (единичные, массовые), ветвление, образование бутонов (единичное, массовое), цветение (начало, конец), образование плодов и семян (начало, массовое), созревание плодов, сбор урожая.

Овощные

Томаты, баклажаны, перец

всходы или появление первого листа рассады, образование бутонов, боковое ветвление, цветение, плодоношение (начало), съемная зрелость, сбор урожая

Капуста

всходы или появление первого листа рассады, начало завивания кочана, техническая спелость.

Плодово-ягодные культуры

Вишня, клубника, груша, малина.

набухание почек, распускание почек, выдвижение соцветий, обособление бутонов, цветение (начало, массовое, конец), завязывание плодов, съемная зрелость, окончание роста побегов, листопад (начало, конец).

Все вышеперечисленные фенофазы отдельных культур предполагают длительные наблюдения. Если у учителя нет возможности организовать подобные наблюдения, то предполагается вариант фенонаблюдений за растениями в течение более короткого периода и даже дня. В качестве примера приведем наблюдения за цветением и опылением растений различных семейств.

Семейство Крестоцветные.

Объекты: гулявник Лезеля, свербига восточная, горчица полевая, редька дикая.

План наблюдения.

  1. Установите сезонные сроки цветения (от и до).

  2. Изучите особенности цветков: строение, цвет, запах. Зарисуйте их.

  3. Определите состав опылителей (мухи, жуки, медоносные пчелы, шмели) и их добычу (нектар или пыльца).

  4. Количественно определите обилие опылителей (подсчет на одном крупном растении или площадке 2х5 м).

Сделайте вывод о характерных опылителях растений данного семейства и адаптивных особенностях цветков.

Семейство Пасленовые.

Объекты: белена и картофель или петуния и душистый табак.

Наблюдение проводится по тому же плану, что и за крестоцветными, но обязательно за одной из пар объектов. Для первой пары объектов следует также установить разницу в строении цветков, возможность самоопыления, специфику и обилие опылителей. Для второй пары – определить время распускания цветков в течение суток, часы, когда усиливается запах, а также то, какие опылители, в какое время суток их посещают.

Семейство Бобовые.

Объекты: карагана, клевер (любой вид), вязель, лядвенец.

Дополнительно к общему плану наблюдений определить механизм опыления: а) «поршневой» – пыльца выдавливается насекомыми из тычиночной трубки (вязель, лядвенец, клевер); б) «стреляющий» – выстреливается из лодочки под тяжестью насекомого (дрок, люцерна, ракитник).

Семейство Злаковые.

Объекты: костер, ежа, пырей, лисохвост, овсяница, тимофеевка, мятлик.

План наблюдений.

  1. Зарисуйте и опишите соцветие в период выбрасывания пыльников.

  2. Зарисуйте и опишите отдельный цветок с выброшенными тычинками и выдвинувшимися рыльцами.

  3. Определите суточный ритм пыления. Для этого на 3-5 экземплярах обрывают все появившиеся ранее пыльники, и далее с интервалом 2 ч ведут наблюдения, обрывая пыльники до тех пор, пока их выбрасывание не прекратится. Отмечают начало и конец пыления. Наблюдения ведут с 6 ч утра до 21 ч.[11]

Изучение растений в процессе летних заданий.

Ниже приводятся примеры летних заданий.

«Экологическая и сравнительно-морфологическая характеристика близкородственных видов». (Вероника, горошек, лютик, клевер).

  1. Дать характеристику каждого вида.

  2. Выделить признаки, общие для всех видов исследуемого рода, отличительные признаки.

  3. Подчеркнуть особенности жизненной формы, способности к вегетативному размножению.

  4. Сравнить места их произрастания.

  5. Определить экологическую форму, подчеркнуть морфологические особенности. [1]

Информация для учащихся: характеристика экологических форм растений.

Гидрофиты – это водные растения, представленные различными формами. Многие из них укореняются в грунте дна водоема, имеют плавающие на поверхности листья и цветки, их соцветия могут возвышаться над водой. Другие укореняющиеся виды полностью погружены в воду, включая генеративные органы.

Гигрофиты – влаголюбивые растения, обитающие на избыточно увлажненной почве. Как правило, они имеют воздухоносные полости в корнях, стеблях и листьях, менее развитую корневую систему. Встречаются обычно на болотах, по берегам водоемов, заболоченным лесам и лугам.

Мезофиты – растения, приспособленные к жизни в условиях среднего увлажнения почвы и воздуха. Они обычно имеют хорошо развитые листья, с крупными не опушенными или слабо опушенными пластинками. Широко распространены в умеренном поясе и представлены большим количеством видов.

Ксерофиты – растения, приспособленные к жизни в условиях более или менее значительного дефицита влаги. Они способны переносить продолжительную атмосферную и почвенную засуху и потерю воды до 20-50%.

«Цветочные часы».

  1. Наблюдать в разное время суток за цветками (листьями) растений, у которых хорошо заметен суточный ритм (одуванчик, лен, козлобородник, дрема белая, торица посевная, клевер луговой, вьюнок полевой, любка двулистная).

  2. Установить время закрывания и открывания цветков, развертывания и складывания листьев.

  3. Составить цветочные часы.

  4. Охарактеризовать морфологически изучаемые виды.

Описание растений по плану:

  • Где растет;

  • Жизненная форма;

  • Подземные органы;

  • Лист;

  • Стебель;

  • Опушение;

  • Цветок (андроцей, гинецей, формула цветка);

  • Соцветие;

  • Плод.

«Видовой состав сорных растений яровых и озимых культур».

  1. Указать число видов сорняков в посевах разных культур, какие из них преобладают.

  2. Выявить общие виды, сравнить их распространение в разных посевах.

  3. Выяснить, какие сорняки приурочены к определенной культуре.

  4. Какие посевы более засорены и почему.

  5. Сделать гербарий из сорняков, встретившихся при изучении посевов.

Примеры сорняков: марь белая, щирица обыкновенная, ярутка полевая, редька полевая, щетинник зеленый, пастушья сумка, донник желтый, резак обыкновенный, василек синий, пырей ползучий, костер ржаной и др.

«Особенности цветения и опыления растений в лесу».

  1. Обратить внимание на положение нектарников и окраску цветков.

  2. Пронаблюдать, какие насекомые опыляют растения, каково соотношение насекомоопыляемых и ветроопыляемых видов.

  3. Найти виды с клейстогамными цветками (фиалка удивительная, кислица), определить соотношение хазмогамных и клейстогамных цветков.

  4. Сделать гербарий, изученных растений.

Информация для учащихся: Клейстогамные цветки - мелкие, часто не раскрывающиеся во время цветения. У них происходит самоопыление. Околоцветник развит слабо, в других случаях полностью срастаются части околоцветника. Хазмогамные – крупные, во время цветения раскрываются.

Таким образом, мы видим, что внеурочная работа по биологии имеет большое значение для формирования личности учащихся, повышает эффективность усвоения материала, развивает интерес к изучаемым экологическим и биологическим явлениям и объектам. Организация внеурочной деятельности при изучении растений актуальна, так как является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса по биологии. Организация внеурочных работ исследовательского характера особенно важна на современном этапе, т.к. требования ФГОС подразумевают включение школьников в активную деятельность по освоению материала. В процессе исследовательской деятельности формируются не только исследовательские умения, но и качества личности ученика, которые пригодятся им при дальнейшем процессе обучения основам наук. При изучении раздела «Растения» во внеурочной деятельности можно применять следующие виды работ: коллекционирование растений, наблюдения и фенонаблюдения, летние задания. По каждому виду мы подобрали и разработали задания для учащихся. Эти задания будут интересны любому практикующему учителю.

Литература

1.Бадягина М.И. Натуралистическая работа по ботанике в летних пионерских лагерях. Пособие для учителей. М.: Издательство «Просвещение», 1965. – 119 с.

2. Боброва Н.Г. Виды учебно-познавательной деятельности в обучении биологии: дидактическая и методическая характеристика. Самарский научный вестник №2 (7). – Самара: ПГСГА, 2014. – С. 11-15

3.Боброва Н.Г. Школьные исследования: структура, содержание, способы и средства // Школьный реферат по биологии: каким он должен быть? / Сост. А.А.Семенов. – Самара: СамГПУ, 1999. Гл.I. – С.4 – 13.

4.Боброва Н.Г., Семенов А.А., Лушина Л.И. и др. Полевой практикум по теории и методике обучения биологии: Учеб. пособие для студентов заочников. – Самара: СамГПУ, 2004. – 100 c.

5.Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. М.: Издательство АПН РСФСР, 1955. – 219 с.

6.Демина М.И., Соловьев А.В., Чечеткина Н.В. Гербаризация растений (сбор, техника и методика заготовки растительного материала) учебное пособие. М.: Издательство ФГБОУ ВПО РГАЗУ, 2012. – 177 с.

7.Державина Т.Б., Братерская В.И. Летние задания (из опыта работы) // Биология в школе №2, 1988. – С.60-61.

8.Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студентов пед. вузов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

9.Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. . М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 483 с.

10.Семенов А.А., Боброва Н.Г., Глазкова Л.М. Вопросы теории и методики обучения биологии: Учеб. пособие для студентов заочников. – Самара: СамГПУ, 2003. – 176 c.

11.Старшова Н.П. Наблюдение за цветением и опылением растений // Биология в школе №3, 1995. – 66 с.

12. moodle.tomedu.ru.

Просмотров работы: 6827