РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОМАШНИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОМАШНИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Деятельностный подход заявлен в федеральном государственном стандарте основного общего образования как механизм реализации данной программы. В основе деятельностного подхода к процессу обучения лежит непосредственное мотивированное включение школьника в учебно-познавательную деятельность.

Деятельностный подход к процессу обучения биологии предполагает развитие не только всех компонентов учебной деятельности (мотивов, способов, средств, приемов контроля), но и основных качеств ее участников: активности, самостоятельности, самоорганизации. Активность и самостоятельность учащихся в учебно-познавательной деятельности возможны только при организации тесного сотрудничества учителя и ученика (установлении субъектно-субъектных отношений). Механизмом таких отношений в процессе обучения биологии могут являться различные виды деятельности, участвуя в которых школьники реализуют свои склонности и интересы. (2, с. 28). К таким видам деятельности мы относим одну из обязательных форм обучения биологии – домашние работы.

Рассмотрим практическую направленность домашних работ в образовательном процессе по биологии. Практические домашние работы – это вид деятельности учащихся, при котором можно выполнять практические задания по биологии в домашних условиях. Такие работы пробуждают и развивают у школьников познавательный интерес к предмету, активизируют процесс обучения, включая школьников в деятельность. К домашним работам практического характера относятся: наблюдения, самонаблюдения, физиологические тесты, функциональные пробы, эксперимент. Практические домашние работы активно организуются учителями при изучении разделов «Растения», «Человек», реже в разделах «Животные», «Общая биология». Мы подобрали примеры по каждому виду работ (раздел «Человек») и апробировали их в ходе педагогической практики. (3)

Практическое домашнее задание выглядит примерно следующим образом:

Тема:Тест на гибкость различных отделов скелета.

Цель: выявить степень гибкости различных отделов скелета.

Оборудование: мел.

Объект исследования: человек.

Ход работы.

Гибкость шейного отдела.

  • Наклон вперед, подбородок упирается в грудь.

  • Наклон назад, взгляд при этом направлен точно вверх или назад.

  • Наклон влево, вправо; ухо при этом находится параллельно линии плеча.

  • Поворот головы вправо и влево, нос при этом направлен строго на намеченный ориентир сбоку.

Гибкость позвоночника.

  • Сделать на стене метку на уровне своих плеч. Встать к стене спиной на расстоянии одного шага. Наклониться назад так, чтобы увидеть метку.

  • Встать к стене правым (потом левым) боком и попытаться достать метку на стене противоположной рукой.

  • Встать на возвышенность (30 см), достать носки ног пальцами рук, стоять так в течение 5 секунд. Результат считается лучшим, если ладони положить рядом со ступнями.

Гибкость суставов.

1.Лучезапястный.

  • Встать прямо, руки вперед ладонями вниз. Согнуть кисти внутрь так, чтобы пальцы смотрели друг на друга (кисти располагаются перпендикулярно предплечью). Локти при этом не сгибать.

  • Вытянуть руки вперед, локти вместе, ладонями вверх. Положить на ладони какой-либо предмет и удерживать его, раздвигая локти до тех пор, пока предплечья не образуют прямую линию.

  • Переплести пальцы рук в замок. Сделать вращательные движения без хруста в суставах.

2.Локтевой.

  • Встать прямо, руки в стороны. Руки согнуть и коснуться плеча кистью. (Если только пальцами, то это плохой результат).

3.Плечевой.

  • Правую руку завести за спину снизу, а левую сверху. Зацепиться пальцами рук. Поменять положение рук. Облегченный вариант – передать за спиной какой-либо предмет из одной руки в другую.

  • Встать к стене спиной на расстоянии ступни. Медленно поднять руки вверх, отвести их назад, коснуться стены. Туловище при этом не сгибать.

4.Тазобедренный.

  • Встать к стене спиной. Поднять одну ногу под углом 70-90 градусов и держать 5 секунд.

5.Коленный.

  • Стоя на одной ноге, другую согнуть и положить ступней на бедро стоящей ноги. Поменять ноги местами.

6.Голеностопный.

  • Сесть на колени так, чтобы ягодицы касались пяток. Затем сесть ягодицами на пол, ступни при этом развести: пятки касаются бедер, носки в стороны.

Выявление нарушений осанки.

  • Встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались ее. Между стеной и поясницей должна проходить ладонь, но не кулак.

  • Отойдите от стены в принятом положении. Запомните свои ощущения, такой должна быть ваша осанка.

  • Положите на темя книгу, встаньте и пройдите немного с книгой на голове. Если осанка правильная, книга не упадет.

Форма отчетности: выставление баллов.

Тест оценивается по следующей шкале:

0 баллов – получается плохо.

1 балл – получается с трудом.

2 балла – получается хорошо.

Рассмотрим психолого-педагогические основы организации практических домашних работ по биологии, в их основе лежит ряд дидактических принципов.

  1. Принцип доступности.

Данный принцип предполагает тщательный отбор содержания домашних работ для учащихся, учет их возможностей, психологических и возрастных особенностей, учет времени на выполнение домашней работы. Мера доступности зависит не только от объема заданий, но и от способов его выполнения, причем для каждого возраста. Доступность не должна сводиться к упрощению, т.к. это не будет вызывать умственных усилий учащихся.

Требования принципа: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, опора на сформированные умения и навыки, опыт и применение учителем соответствующих способов организации домашних заданий, облегчающих их выполнение школьниками (инструкции, таблицы и т.п.).

  1. Принцип систематичности и последовательности.

Предполагает логическое формирование знаний и последовательность развития понятий в сознании учащихся в процессе выполнения домашних работ. Систематичность отражается в регулярной даче домашних заданий, причем не только по пройденной теме, но и повторение ранее изученного материала. Если ученики не справились с домашним заданием и получили плохие отметки, нельзя двигаться дальше в процессе изучения темы. Тем самым, реализуется систематическое повторение материала темы.

Требование принципа: регулярность домашних заданий, система повторения ранее изученного материала, учет возможностей учащихся.

  1. Принцип связи теории и практики.

Данный принцип реализуется в предметно-практической деятельности учащихся и выражается в проведении домашних лабораторных работ, экспериментов, наблюдений и любой исследовательской деятельности по предмету.

Принцип связи теории и практики выражает необходимость подведения учащихся к пониманию значения теории в жизни, на практике. Поэтому необходимо давать такие домашние задания, которые ориентировали бы школьника на применение получаемых знаний в быту и, тем самым, способствовали бы повышению интереса к предмету.

Требование принципа: организация предметно-практической деятельности по биологии, выбор практических домашних заданий, которые предполагают применение знаний и умений по предмету, вооружение учащихся политехническими знаниями, умениями, навыками.

  1. Принципы сознательности и активности в обучении.

Показателем сознательности учащихся в обучении является их активность, стремление к творчеству. По мнению Ю.К. Бабанского, активность проявляется в самом процессе энергичного добывания знаний, когда ученик про себя может сказать: сам усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю доступные выводы и обобщения, сам контролирую свои знания, выявляю и исправляю ошибки, неточности, намечаю план новых действий по овладению знаниями (1). Активная позиция ученика в отношении к предмету вырабатывается учителем, именно он может заинтересовать ученика выполнением работы. Причем важно опираться не только на социально-значимые мотивы (желание получить хорошую оценку, отличиться перед учителем или классом, заслужить похвалу), важно формировать внутреннюю мотивацию, т.е. познавательные мотивы, связанные с содержанием изучаемого материала и самим процессом деятельности. На фоне познавательного интереса формируется познавательная активность школьника, его деятельностная позиция. Этому способствуют домашние задания практической направленности.

Требование принципа: использование разнообразных способов, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, вовлечение их в различные виды деятельности, организация практической деятельности.

  1. Принцип коллективного характера и индивидуализации обучения.

Этот принцип базируется на возрастных особенностях учащихся и решает проблему индивидуальной и коллективной форм организации учебных занятий.

Индивидуальный подход при организации домашних заданий необходим, т.к. умственные возможности детей неодинаковы. Поэтому важно определить способности каждого ученика и наметить пути их развития при выполнении домашнего задания, давать посильные задания для слабых детей, постараться ликвидировать препятствия, мешающие индивидуальному развитию того или иного ученика.

Возможно выполнение домашних заданий по биологии небольшими группами учащихся, особенно, если это практическое задание Сотрудничество и взаимопомощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу, которая влияет на развитие интереса и продуктивность учебного процесса.

Требования принципа : учет индивидуальных особенностей школьников при выборе для них индивидуальных домашних заданий, выявление возможностей для организации коллективного выполнения домашней работы.

  1. Принцип взаимосвязи деятельности учителя и ученика.

Он вытекает из взаимосвязи двух сторон учебной деятельности: передающая – деятельность учителя и воспринимающая – деятельность ученика. Принцип предполагает взаимодействие способов деятельности учителя и способов деятельности учащихся. При пассивном восприятии материала ученик выступает в качестве объекта деятельности учителя. При активном участии в процессе познания (в нашем случае, при выполнении домашних работ) ученик является субъектом собственной учебной деятельности. Этот принцип имеет значение не только для становления субъектно-субъектных отношений, но и для управления деятельностью учащихся.

Требование принципа: вовлечение учащихся в различные виды деятельности при выполнении домашних заданий с целью становления субъектно-субъектных отношений, контроль за деятельностью на промежуточном и конечном этапах.

  1. Принцип самостоятельности.

Домашняя работа – это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя. (4,с. 226) Самостоятельность это такое качество личности, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Поэтому необходимо так организовать учебный процесс, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной работе по приобретению знаний, особенно при выполнении домашних заданий. Домашняя самостоятельная работа учеников - главная и неотделимая часть учебного процесса.

Требование принципа: обеспечение сочетания разнообразных видов самостоятельных работ в соответствии с видом деятельности, познавательными интересами и творческими способностями школьников, осуществление самоконтроля и контроля со стороны учителя,

  1. Принцип саморегуляции.

Успешное выполнение домашних работ зависит от способности учеников к саморегуляции, которая предполагает оценку своих возможностей при выполнении домашнего задания, анализ своих действий, предъявление требований к самому себе, организацию собственного труда, контроль своей деятельности. Учителю, вовлекающему ученика в тот или иной вид деятельности по выполнению домашнего задания, необходимо учитывать наличие и степень сформированности у него организационных умений: планирования предстоящей работы, правильной организации своей работы, осуществления самоконтроля и т.п.

Требование принципа: необходимость формирования умений саморегуляции своей деятельности, контроль сначала со стороны учителя за этим процессом, а в дальнейшем – самоконтроль деятельности по выполнению домашних заданий.

  1. Исследовательский принцип.

Он предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся знакомятся с основными методами исследования изучаемой науки; усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания. Школьники, изучающие биологию, вполне могут вести простейшие исследования экологического, физиологического характера и т.п.

Выполнение школьниками домашних работ практического характера способствует не только овладению исследовательскими умениями, но и развитию их познавательных способностей, активности и самостоятельности; повышает интерес к овладению научными знаниями.

Требование принципа: поиск возможностей для включения в учебный процесс исследовательской деятельности, формировании у школьников познавательных и практических умений, приемов мыслительной деятельности при выполнении практических домашних работ.

Нами было проведено исследование, целью которого было выявление роли домашних работ в процессе обучения биологии. Нами было опрошено 30 учителей биологии Самарской области: 27человек работают в городских школах и 3 – в сельских школах. Учителям была предложена анкета, состоящая из 6 вопросов.

На вопрос «Как вы относитесь к организации домашних работ по биологии?» ответы учителей распределились так, как показано на рисунке 1.

Из рисунка 1 видно, что ответы распределились почти поровну. Это означает, что домашняя работа остается важной формой обучения биологии, которая успешно используется в учебном процессе. Учителям были предложены другие варианты ответа, такие как «Не уделяю должного внимания» и «Часто забываю проверять», но эти варианты ответа никто не выбрал.

Нас также интересовал вопрос: «Какие виды домашних заданий по биологии Вы практикуете?» Ответы учителей представлены на рисунке 2.

Рис. 1. Значение домашней работы как формы обучения биологии.

Рис.2. Виды домашних работ по биологии.

1 – чтение параграфа. 2 – выполнение задания в рабочей тетради. 3 – подготовка сообщения. 4 – подготовка презентации. 5 – написание конспекта. 6 – проведение наблюдения. 7 – постановка опыта.

Из рисунка 2 видно, что чаще всего учителя задают задание «прочитать параграф» и «подготовить презентацию» (по 19 % соответственно), часто используют выполнение заданий в рабочих тетрадях (16 % ответов) и подготовить сообщение (16 % ответов). Остальные виды работ используются учителями не так часто. Проведение наблюдения и постановку опыта практикуют только 15 % и 9 % учителей биологии соответственно.

Нас интересовало, какие формы организации домашних работ по биологии практикуются. Ответы распределились, как показано на рисунке 3.

Рис.3.Формы организации домашних работ по биологии.

Мы видим, что чаще всего учителя практикуют индивидуальные домашние работы (63 % опрошенных выбрали это). Это объяснимо, так как школьники выполняют домашнее задание дома, очень редко в школе. Индивидуальную и групповую формы организации выбрали 37 % учителей. Очевидно, что некоторые учителя практикуют совместные отчеты учащихся или совместную подготовку презентаций. Групповые домашние работы не применяет никто из опрошенных учителей.

Учителям был предложен вопрос: «Организуете ли Вы домашние работы практического характера?» Ответы показаны на рисунке 4.

Рис.4. Организация практических домашних работ

Практические домашние работы играют огромную роль в процессе обучения биологии. Из рисунка 4 видно, что практические домашние работы используются многими учителями (93 %).

Мы попросили учителей попросили ответить на вопрос о том, в каком разделе школьной биологии домашние задания практического характера наиболее эффективны. Ответы представлены на рисунке 5.

Рис.5. Эффективность биологии в разных разделах биологии

Из рисунка 5 видно, что учителя отдали предпочтение разделам «Растения» и «Человек». Данный выбор объясняется тем, что в этих разделах действительно легко организовать наблюдения (самонаблюдения) или постановку несложных опытов. Объекты для подобных работ доступны, в разделе «Человек» объектом может быть сам организм человека.

Ответы на вопрос: «Какие виды домашних заданий в разделе «Человек» Вы задаете?» представлены на рисунке 6.

Из рисунка 6 видно, что домашние работы практического характера в разделе практикуются нечасто: наблюдения проводят 9% опрошенных учителей, столько же учителей организуют функциональные пробы, 15 % организуют для выполнения дома самонаблюдения и 8 % опрошенных отмечают, что дают для выполнения физиологические тесты. Из видов домашних заданий доминируют: заполнение таблиц и подготовка сообщений (16 и 13 % ответов соответственно).

Рисунок 6. Виды домашних работ в разделе «Человек».

1. проведение наблюдения. 2 - подготовка презентации. 3. - подготовка сообщения. 4. - проведение самонаблюдения. 5 - написание конспекта параграфа. 6. - проведение функциональной пробы. 7 - проведение физиологических тестов. 8 - проведение анкетирования по какой-либо проблеме. 9 - заполнение таблицы в тетради, выполнение рисунка. 10 - изготовление моделей (например, органов). 11 - выполнение виртуальной лабораторной работы. 12 - не задаю домашних заданий подобного характера.

Таким образом, мы видим, что проблема организации домашних работ по биологии актуальна. Домашние работы практической направленности мотивируют процесс обучения и позволяют вывести знания предмета на новый, более качественный уровень.

Библиографический список.

1.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. 192 с.

2.Боброва Н.Г. Деятельностный подход в системе биологического образования // Самарский научный вестник №4 (5). – Самара: ПГСГА, 2014. – С. 27-30.

3.Глухова А.С. Деятельностный подход в организации домашних работ по биологии // Globularia: межвузовский сборник научно-исследовательских работ студентов. Вып.1 / отв. ред. А.А. Семенов. – Самара: ПГСГА, 2014. – С. 170-183.

4.Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова; Под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

Просмотров работы: 2297