ПОСТРОЕНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ» В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ «ЖИВОГО ЗНАНИЯ». - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОСТРОЕНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ» В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ «ЖИВОГО ЗНАНИЯ».

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Гуманистический характер образования является одним из основных принципов государственной образовательной политики. Поэтому в современном обществе существует потребность в отборе содержания образования в рамках гуманистического подхода. В утвержденном 7 июля 2014 года ФГОС ВО по истории делается упор на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов. Существенно, что «важнейшим условием формирования компетенцийпризнается рефлексия»1, применение которой имеет значительное место в гуманизации развития личности студента.

Отбор содержания исторического учебного курса направлен на лучшее усвоение, запоминания студентами исторической информации, её проживание и рефлексии, что способствует формированию интереса к предмету и успешному освоению знаний, умений и навыков.

Идеи о способе построения знаний и их эмоциональном действии были положены в основу концепции В.П. Зинченко. «Живое знание», по его мнению, отличается от мёртвого или ставшего знания тем, что «оно не может быть усвоено, оно должно быть построено»2.

Теоретические положения гуманистического подхода В.П. Зинченко оказались в определённой мере применимыми к высшему образованию, в том числе к построению содержания исторических курсов.

В.П. Зинченко определяет живое знание не просто как «соцветие разных знаний»3, но и в него входят действия по его получению и использованию, память (сохранение и накапливание знаний), отношение к знанию и представление о себе самом, знающем или не знающем.

«Живое знание» во многом противопоставлено понятийному знанию, и по мнению ученого «не должно быть обезличенным»4. В соответствии с этим, особую важность представляет рассмотрение истории жизни участников событий, разработчиков землеустроительной реформы, её исполнителей. Актуальным становится создание психологических портретов, отражение борьбы мотивов правителей страны, Сибири, Алтайского округа; отдельных межевщиков, руководителей крестьянских восстаний. Важно проследить отношение к реформе различных категорий жителей округа, которых она непосредственно касалась: крестьян, инородцев, чиновников. Большое эмоциональное действие имеет в рамках темы «землеустройства» информация об отношениях между кабинетом и населением.

В преподавании курса истории Алтайского края мы можем найти множество коллизий. Так, например, рассматривая вопросы, реализации землеустроительной реформы 1899-1914гг, можно обратить внимание на то, что большой резонанс для общества конца XIX века вызвал вопрос предоставления права собственности крестьянам. Поэтому, в содержание курса предполагается включить материалы протокольной записи заседания Государственного совета от 20 января 1896 г. в ходе обсуждения проекта5 закона о землеустройстве.

Таким образом, познание истории в соответствии с выбранным нами подходом, должно происходить через формирование жизненных коллизий. «Живое знание» - это подлинная ценность образования6. Это знание, которое отрефлексированно, прожито на исторической информации. Оно относится лично к учащемуся, и студент узнаёт себя в нём. Поэтому отбор содержания исторического курса на основе гуманистического подхода направлен на сохранение и развитие индивидуальности учащегося7.

Литература

  1. Димитриева В.Н. Рефлексия как фактор становления ценностного потенциала личности в образовательном процессе: Теоретико-методологические основания // Вестник Тюменского государственного университета.- 2011. - № 9.- С. 152-159.

  2. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2002. — 431 с. — (Psychologia universalis).

  3. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.

  4. Храмков А. А. Земельная реформа в Сибири (1896–1916 гг.) и ее влияние на положение крестьян: Учеб. пособ.- Барнаул.:Изд-во АГУ, 1994. – 91с.

1 Димитриева В.Н. Рефлексия как фактор становления ценностного потенциала личности в образовательном процессе: Теоретико-методологические основания // Вестник Тюменского государственного университета.- 2011. - № 9.- С. 155

2 Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. — М.: Гардарики, 2002. —С.34

3 Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. — М.: Гардарики, 2002. —С.57

4 Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. — М.: Гардарики, 2002. —С.35

5 Цит. по: Храмков А. А. Земельная реформа в Сибири (1896–1916 гг.) и ее влияние на положение крестьян, 1994. – С. 46

6 Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. — М.: Гардарики, 2002. —С.49

7 Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. — М.: Гардарики, 2002. —С.54

Просмотров работы: 687