Экологическое воспитание на современном этапе подразумевает формирование экологической культуры личности ученика: осознание ценности природы, жизни вообще, проявление активности в их защите, понимании человека как части природы, осознание роли антропогенных факторов.
В основе экологического образования и воспитания лежит деятельностный подход. Деятельностный подход к процессу обучения биологии предполагает развитие не только всех компонентов учебной деятельности (мотивов, способов, средств, приемов контроля), но и основных качеств ее участников: активности, самостоятельности, самоорганизации. Активность и самостоятельность учащихся в учебно-познавательной деятельности возможны только при организации тесного сотрудничества учителя и ученика (установлении субъектно-субъектных отношений). Механизмом таких отношений в процессе обучения биологии могут являться различные виды деятельности, участвуя в которых школьники реализуют свои склонности и интересы. [2, с. 28]. К таким видам деятельности мы относим экологические экскурсии.
Экологические экскурсии имеют огромное влияние на осознание материальных и эстетических ценностей природы, правил поведения в ней. Экологическая экскурсия определяется как форма экологического образования и воспитания учащихся. Она представляет собой групповое посещение природных комплексов, позволяет непосредственно изучать различные экологические объекты и явления в естественных или искусственно созданных условиях. Наибольшую ценность, по мнению А. И. Никишова, имеют экскурсии, на которых учащиеся выполняют задания по установлению взаимосвязей в природе, по выявлению влияния человека на ее состояние. [6, с.115]
Экологические экскурсии проводятся согласно всем необходимым требованиям, которые предъявляются биологическим экскурсиям. В их организации также выделяются 3 этапа.
I. Подготовительный этап. Очень важно выбрать место будущей экскурсии. В нашем случае объектами экологических экскурсий являются парки г. Самара, поэтому на данном этапе необходимо: знакомство с местоположением выбранных парков, выбор и разработка маршрута, выбор наиболее значимых экологических объектов, подготовка оборудования и снаряжения.
На территории г. Самары находится достаточно много интересных парков, которые можно рассматривать как объекты экологических экскурсий различной тематики. Рассмотрим характеристику городских парков как объектов экскурсий. С этой целью мы выделили ряд параметров характеристики:
местоположение парка,
состав флоры,
наличие объектов, интересных с точки зрения экологии,
общее состояние парка,
антропогенное воздействие на парк.
Мы провели экологический мониторинг городских парков: лесопарк им. 60-летия Советской власти, парк имени Ю.А. Гагарина, парк Молодежный, парк Дружба, парк Победы, а также Ботанический сад. В качестве примера дан анализ парка им. Ю.А. Гагарина (Таблица 1). Полностью таблица дана в приложении.
Таблица 1
Анализ состояния парков г. Самара как объектов экологических экскурсий (фрагмент таблицы)
Параметры |
Характеристика |
Название парка |
Парк им. Ю. Гагарина |
Местоположение |
Парк расположен в Промышленном районе городского округа Самара, на пересечении Московского шоссе и улиц XXII Партсъезда, Стара Загора, Советской Армии. Общая площадь парка – 34 га. |
Состав флоры, в том числе редкие и охраняемые виды |
Общий состав флоры: 104 видов; Из них 1 редкий и охраняемый вид: 1. Adonis vernalis L. - Адонис весенний [3] |
Экологические объекты |
1)В этом парке есть «вековой дуб» - памятник природы. 2)Территория парка и акватория озер подверглись существенным очистным работам. Поселились утки и чайки 3) Наличие нетронутых лесных участков, которые можно рассматривать как сообщество леса |
Состояние парка |
В парке имеются многочисленные аттракционы, озеро с лебедями, зимний каток, летняя спортивная площадка, большое количество летних кафе, образцы военной техники. Территория парка обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития комплекса физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий: создание велодорожек, организация пункта проката спортивного инвентаря [7] |
Антропогенное воздействие |
1)Рубка деревьев и кустарников; 2)Несанкционированный сброс мусора; 3)Непосредственное уничтожение человеком отдельных видов растений; 4) Разведение костров |
До проведения экскурсии желательно разбить школьников по группам (4-5 человек). Использование групповой работы в проведении экскурсий является необходимым условием ее проведения. Учитель в данном случае будет являться организатором активной самостоятельной работы, главным консультантом, а сам процесс познания будет происходить внутри группы. С этой целью учитель составляет четкие инструкции для выполнения заданий. [1]
II. Проведение экскурсии.
Местом проведения экологической экскурсии являются парки г. Самара. Это значит, что до них легко добраться, они (парки) относительно безопасны, в них нельзя заблудиться. Но учитель все же должен провести инструктаж по технике безопасности.
После сообщения темы и цели экскурсии, учителю необходимо охарактеризовать место: определить его расположение в городе, удаленность от школы, рассказать об истории этого места (это особенно важно, если парк или сад является историческим памятником города Самары). Следует отметить, что экологическими объектами изучения в парках города Самара являются:
Природные сообщества (лес, луг, степь, озеро, культурные ландшафты;
Памятники природы;
Взаимоотношения живых организмов в парках (ярусность произрастания растений, цветущие растения и опылители и т.п.);
Антропогенное воздействие на парк.
Например, в некоторых парках города Самара есть памятники природы, которые могут послужить объектом для изучения: в парке им. Ю. Гагарина есть «вековой дуб», который является памятником природы; а Ботанический сад сам является государственным памятником природы и является единственным садом во всем Среднем Поволжье, имеющий оранжерею.
Далее следует самостоятельная групповая работа по инструктивным карточкам. Желательно, чтобы каждая группа работала с разными объектами. Самостоятельные исследования учащихся являются непременной частью экологической экскурсии. Исследования проходят в форме наблюдений, описаний, определений видов живых организмов, возможна постановка несложных кратковременных опытов, зарисовка и фотографирование объектов.
III. Заключительный этап. На данном этапе происходит подведение итогов.Непосредственно в природе ученики собирают материал, проводят измерения, описывают и т.п., а анализ собранного и увиденного на экскурсии проводят дома или в школе под руководством учителя. Обработать собранный материал помогут различные источники информации, рекомендованные учителем. Отчет представляется индивидуально каждым учеником или один на группу.
Таким образом, методическими условиями проведения экологических экскурсий в парки города Самары являются:
Выбор соответствующего места экскурсии, наиболее значимого и в экологическом смысле. Наличие в парке экологических объектов для изучения.
Предварительный учет знаний и практических умений школьников по экологии и биологии.
Включение в инструктивные карточки для самостоятельной практической деятельности школьников заданий биологического и экологического содержания.
Анализ антропогенного воздействия на природные объекты парка и парк в целом.
Обязательная обработка материала экскурсии с помощью источников информации дома или в классе под руководством учителя.
Литература
1.Боброва Н.Г. Аспекты применения педагогических технологий при обучении биологии в контексте деятельностного подхода // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы II международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора М.П. Меркулова. 7-8 февраля 2014 года, Самара, Россия /отв. ред. А.А. Семенов. – Самара: ПГСГА, 2014. – С. 22-29.
2.Боброва Н.Г. Деятельностный подход в системе биологического образования // Самарский научный вестник №4 (5). – Самара: ПГСГА, 2014. – С. 27-30.
3.Гусейнова, А. Ф. Экологический фитомониторинг Самарских городских парков / А. Ф. Гусейнова, А. Е. Митрошенкова // Исследования в области естественных наук и образования: сб. научно-исследовательских работ студентов / отв. ред. А. А. Семенов. - Самара: Порто-принт, 2014. С. 14-30.
4.Гусейнова, А. Ф. Эколого-биологическая характеристика флоры Самарского городского лесопарка имени 60-летия Советской власти / А. Ф. Гусейнова, А. Е. Митрошенкова // Исследования в области естественных наук и образования: сб. научно-исследовательских работ студентов / отв. ред. А. А. Семенов. - Самара: Порто-принт, 2013. - Вып.3. - С. 20-24.
5. «Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области/Сост. Захаров А. С., Горелов М. С. – Самара: Кн. изд-во, 1995. – 352 с.
6.Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с.,
7.http://parki-samara.ru
Приложение.
Таблица 1
Анализ состояния парков г. Самара (в том числе Ботанического сада) как объектов экологических экскурсий
Парки |
Местоположение |
Состав флоры, в том числе редкие и охраняемые виды |
Экологические объекты |
Состояние парка |
Антропогенное воздействие |
Лесопарк им. 60-летия Советской власти |
Лесопарк находится в границах улиц Стара-Загоры, Ташкентской, Алма-Атинской и Московского шоссе |
Общий состав флоры: 109 видов; Из них 3 редких и охраняемых вида: 1.Колокольчик волжский – Campanula wolgensis; 2. Осока колючковатая - Carex muricata 3.Пустырник сердечный – Leonurus cardiac [3,4] |
Наличие нетронутых лесных участков, которые можно рассматривать как сообщество леса |
Лесопарк, созданный по решению Куйбышевского облисполкома в начале 80-х годов XX в., является излюбленным местом отдыха жителей Кировского района. Этот парк уже более 20 лет не имеет хозяина и не числится на балансе МУП «Парки Самары» [7]. |
1) Рубка деревьев и кустарников; 2)Проведение различных земляных работ; 3)Несанкционированный сброс мусора; 4)Непосредственное уничтожение человеком отдельных видов растений; 5) Разведение костров; 6) На данной территории планируют построить физкультурно-оздоровительный комплекс. |
Парк Победы |
Парк расположен в Советском районе городского округа Самара в пределах улиц Аэродромная, Энтузиастов, Мориса Тореза и Карбышева. Общая площадь парка – 13 га. |
Общий состав флоры: 61 видов; Редких видов не встречалось! |
1) В сезоне 2013 года специалистами МП г.о. Самара "Парки города Самары" собственными силами были высажены цветочные композиции. 2)В 2013 году в Парке Победы провели реконструкцию озера, которое можно рассматривать как природное сообщество |
На территории парка действуют аттракционы для детей и взрослых, а также представлена военная техника времен Великой Отечественной Войны, работают летние кафе, хорошо развиты детские площадки, где представлены аттракционы, включая «Колесо обозрения». В самом центре парка высажена липовая аллея [7]. |
1)Рубка деревьев и кустарников; 2)Проведение различных земляных работ; 3)Несанкционированный сброс мусора. |
Парк Молодежный |
Парк расположен в Промышленном районе городского округа Самара в пределах улиц Ставропольской, Воронежской, Ново-Вокзальной и Тихого переулка. Общая площадь парка – 11 га. |
Общий состав флоры: 68 видов; Из них 3 редких и охраняемых видов: 1.Ясень обыкновенный – Fraxinus excelsior; 2.Atriplex hortensis L. – Лебеда садовая; 3.Кислица обыкновенная – Oxalis acetosella [4]. |
Состояние парка близко к состоянию естественного лесного сообщества |
В настоящее время парк пришел в запустение, естественное озеро в жаркое лето 2010 года пересохло. В 2012 году в парке провели благоустройство территории, хотя демонтированы все аттракционы. На территории парка построена деревянная срубовая церковь, работает сеть кафе [7]. |
1) Несанкционированный сброс мусора; 2)Непосредственное уничтожение человеком отдельных видов растений; 3) Рубка деревьев и кустарников; 4) Проведение различных земляных работ; 5) Разведение костров 6) На данной территории хотят построить торговый центр. |
Парк Дружбы |
Парк расположен в Советском районе городского округа Самара на пересечении улиц Дыбенко, Запорожской, Гагарина и Советской Армии. Общая площадь парка – 14,5 га. |
Общий состав флоры: 73 видов; Из них 2 редких и охраняемых видов: 1.Лебеда разносеменная – Atriplex micrantha; 2.Боярышник волжский – Crataegus volgensis [4]. |
В парке сохранились территории с естественными насаждениями, много цветущих растений (древесных, кустарниковых, травянистых); есть естественные водные источники |
В центральной части парка расположено здание бывшего кинотеатра «Дружба», который в настоящий момент переоборудовано в культурно-развлекательный центр. В парке установлены скамьи, работает частный клуб, объекты потребительского рынка, функционирует аттракцион «Американские горки». Ежегодно в парке проходят спортивные мероприятия по лыжному спорту и бегу [7]. |
1)Непосредственное уничтожение человеком отдельных видов растений; 2) Рубка деревьев и кустарников; 3) На данной территории планируют построить парковку для машин. |
Парк им. Ю. Гагарина |
Парк расположен в Промышленном районе городского округа Самара, на пересечении Московского шоссе и улиц XXII Партсъезда, Стара Загора, Советской Армии. Общая площадь парка – 34 га. |
Общий состав флоры: 104 видов; Из них 1 редкий и охраняемый вид: 1. Adonis vernalis L. - Адонис весенний [4]. |
1)В этом парке есть «вековой дуб» - памятник природы. 2) В 2012 году территория парка Гагарина и акватория озер подверглись существенным очистным работам. Поселились утки и чайки. |
В парке имеются многочисленные аттракционы, озеро с лебедями, зона для массового катания на коньках зимой и летняя спортивная площадка, большое количество летних кафе – все это в полном объеме представлено в этом парке. Здесь также можно ознакомиться с образцами военной техники В настоящий момент территория парка обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития комплекса физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Существует необходимость в создании велодорожек на территории парка с возможной в дальнейшем организацией пункта проката спортивного инвентаря [7]. |
1)Рубка деревьев и кустарников; 2)Несанкционированный сброс мусора; 3)Непосредственное уничтожение человеком отдельных видов растений; 4) Разведение костров. |
Струковский Сад |
Сад расположен в Ленинском районе городского округа Самара в пределах улиц М.Горького, Красноармейской, Вилоновской и Куйбышева. Общая площадь парка – 11 га. |
Общий состав флоры: 112 видов; Из них 2 редких и охраняемых видов: 1.Berberis vulgaris L. - Барбарис обыкновенный; 2. Lamium album L. - Яснотка белая, или Глухая крапива [4]. |
_ |
В парке имеются широкие и прямые основные аллеи, благоустроенные спуски, оборудованные лестницы, традиционные цветники в виде клумб, малые архитектурные формы: фонтаны, беседки, грот, садовая мебель, беседки и павильоны, а также крытый летний киноконцертный зал. Территория парка с минимальным количеством аттракционов предназначена для тихих прогулок [7]. |
1)Несанкционированный сброс мусора; 2)Непосредственное уничтожение человеком отдельных видов растений; 3) Разведение костров. |
Ботанический сад |
Этот сад государственный памятник природы, расположенный в Октябрьском районе города Самары. Единственный сад во всем Среднем Поволжье, имеющий оранжерею. |
Общий состав флоры: 3000 видов; Из них 169 редких и охраняемых видов. |
1)С северной стороны сад рассекает овраг «Сырой», достигающий десятиметровой глубины, через который переброшен пешеходный мостик. В овраге есть родник, не замерзающий зимой. 2)На территории сада имеется альпийская горка высотой более 6 м, на которой формируется экспозиция естественной растительности Жигулёвских гор [30]. |
Сад организован в составе Института по изучению и охране природы Средневолжского края по инициативе его директора В. И. Смирнова. В настоящее время имеется 4 научных отдела: флоры, дендрологии, цветоводства, тропических и субтропических культур и хозяйственный [5] |
На данной территории негативных антропогенных воздействий нет. Т.к. Посетителям запрещается: 1)в зимнее время кататься на лыжах, досках и санках; 2)пользоваться открытым огнем в любом виде; 3)наносить ущерб растениям, почвенному покрову, сооружениям; 4)въезжать на территорию на транспортных средствах; 5)оставлять мусор, загрязнять водоемы и газоны; 6)причинять беспокойство птицам, имеющим гнездовую территорию в пределах сада; 7)пользоваться звукоусилительными устройствами; 8)заходить в пределы заповедной зоны сада; 9)заходить на территорию сада с домашними животными; 10)курить и распивать спиртные напитки; 11)купаться в водоемах; 12)собирать семена и плоды растений; 13)кататься на велосипедах, роликовых коньках, досках. |