ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Барбарош Т.В. 1
1Волгоградский социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При организации речевой рабы с детьми с ОВЗ в условиях Государственного специализированного учреждения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних необходимо учитывать:

1. Группа разновозрастная (младшая от 3до7 лет, старшая от 7 до 18 лет);

2. Время пребывания в Центре от 3 до 6 месяцев.

3. Ситуацию в семье, из которой прибыл ребенок (ТЖС - трудная жизненная ситуация, СОП - социально опасное положение)

4. Исходный уровень речевого развития детей при поступлении в центр, который отягощен не только ситуацией в семье, но и обусловлен общей соматической ослабленностью, некоторым отставанием в развитии двигательной сферы. Неблагоприятные социально-бытовые условия в семье, приводят к педагогической запущенности, нарушению эмоционально - волевой сферы и дефициту в развитии речи, от полного отсутствия речи, до наличия развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а также речи с неправильным произношением отдельных звуков.

5. Процесс адаптации пребывания в Центре у всех детей разный.

6. Специалист (ы) центра (социальный (ые) педагог (и), воспитатель (и) должны владеть знаниями о развитии речи детей в норме, владеть (на практике применять) диагностическими методиками, которые позволять выявить отклонения в речевом развитии и в индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего определить мероприятия для решения этой проблемы.

7. Педагогам необходимо принять ребенка таким, какой он есть. При отклонениях в развитии речи надо учитывать те методические рекомендации, которые соответствуют не хронологическому возрасту ребенка, а его речевому развитию.

8. Для успешного развития речи как основного средства общения с окружающими следует систематически развивать понимание речи и стимулировать собственную речевую активность. Необходимо использовать все имеющиеся возможности для активизации речевых навыков.

Педагогам необходимо использовать разнообразные приемы работы:

- обучение игровым действиям с предметами, т.к. во время обучения игре дети овладевают способами действий и теми словами, которыми взрослый сопровождает показ предметов, действий, отношений;

- просьбы - поручения;

- многократное проговаривание (комментирование действий), которые обеспечивают более глубокое познание действительности и способствуют развитию речи и мышления: происходит накопление словаря, растет речевая активность ребенка, развивается способность подражать речи взрослого.

9. Развитие восприятия речи осуществлять в процессе всей практической деятельности детей в условиях СРЦН: режимные моменты, трудовая деятельность, занятия, игры, прогулки, экскурсии.

10. С целью развития восприятия обращенной речи необходимо использовать речь взрослых как средство регуляции детской деятельности. Речь взрослого по своей форме и назначению может, как ограничивать детей ("Нельзя!"), так и побуждать к действиям ("Будем мыть руки"), совмещаться с действиями ("Моем руки") или завершать их ("Вымыли руки"). Постепенно усложнять словосочетания: "Все дети готовы к занятию. Все сели на стульчики. " Адекватное выполнение действий детьми говорит о правильном восприятии и понимании речи. Таким образом, восприятие речи взрослого подготавливает детей к овладению более сложными функциями речи - регулирующей и планирующей.

11. Необходимо поддерживать возрастающий интерес к явлениям окружающего мира, предметам, игрушкам, картинкам, к самим взрослым и на основе устойчивого интереса совершенствовать восприятие более сложных образцов речи, в том числе и различных вариантов предложений. На основе данной работы происходит развитие словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов.

12. По мере появления речи необходимо развивать у детей самостоятельность в пользовании словом, желание употреблять его в коммуникативных целях, т.е. в общении. По мере возрастания речевой активности следует постепенно отказываться от звукоподражаний и учить детей правильно называть предметы, постепенно усложняя слоговой состав слова.

13. Для развития речевого общения необходимо учить детей пользоваться побудительной формой речи: выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, пойдем), а затем – словосочетанием- «Давай играть», «Дай мяч, куклу», и т.д.

14. На основе развития интереса к окружающему миру необходимо формировать у детей умение обращению в форме простых вопросов: Кто это? Где ты была? и т.п.

15. Развивать ориентировку в окружающем: понимать расположение предметов в пространстве и относительно друг друга в пределах игровой комнаты, участка и других помещений.

16. Для стимуляции речевой активности необходимо использовать пальчиковые игры (с речевым сопровождением и без), игры - драматизации, игры-диалоги, подвижные игры с речевым сопровождением.

17. При проведении социально-педагогического консультирования выяснять у родителей (лиц их заменяющих) причины речевых нарушений и давать практические рекомендации по развитию речи в домашних условиях в соответствии с возрастом ребенка.

18. Необходимо помнить - эффективной речевая работа может быть лишь тогда, когда она проводится планомерно и систематично.

Просмотров работы: 920