ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

Габитова А.Р. 1, Повитухин С.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Сегодня современная школа стоит на пороге абсолютно нового для нашей страны явления – тотального вхождения в жизнь школ информационных технологий. Информатизация образования обеспечивает эффективное функционирование и успешную эволюцию общественного мира.

Принципиальное изменение содержание образования, его нацеленность на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей.

Решение этой задачи осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода в обучении, предполагающего самостоятельную творческую активность, являющуюся необходимой для формирования познавательного интереса, ценностно-мотивационных установок учащихся к изучению различных предметов.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что возникает необходимость разработки новых подходов формирования познавательного интереса учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и познавательных возможностей. Особое внимание обращается на взаимосвязь обучения, воспитания и развития, влияющих на повышение уровня мотивации, самостоятельной познавательной деятельности, формирование комплекса устойчивых интересов.

Объектом исследования данной работы является познавательный интерес учащихся, а предметом исследования- влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса учащихся.

Поэтому целью данной работы была выбрана определение влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса учащихся.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования

  2. Проанализировать сущность познавательного интереса в педагогике и психологии

  3. Выявить применение информационных технологий в образовательном процессе

  4. Экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса учащихся

  5. Разработать рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе

Цели и задачи исследования были достигнуты посредством следующих методов исследования: теоретический анализ и синтез научной литературы по теме исследования; экспериментальное тестирование; синтез полученных результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении философской, психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования, в постановки цели и определении задач исследования, задании направления эксперимента, в подборке и разработке методики для диагностики начального уровня развития познавательного интереса учащихся и выявлении динамики дальнейшего его развития.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций эффективного использования информационных технологий в развитии познавательного интереса учащихся.

§1. Сущность познавательного интереса учащихся

Одним из основных показателей становления личности учащегося является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия "познавательный интерес".

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательного интереса.

Понятие "интерес" многозначно. Его содержание связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественные интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы).

Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает, что "важно, имеет значение". В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

Интерес – эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности.

Познавательный интерес– интерес к учебно-познавательной деятельности. Является мощным двигателем в обучении. Это один из самых значимых мотивов учения.

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируетсябез устойчивого познавательного интереса. Результаты исследований познавательного интереса позволяют ориентировать учителей в технологии формирования качеств личности учащегося через познавательный интерес.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития учащегося, его опыта, знаний, той почвы,которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Интерес обучающихся к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагогиклассики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательныхпроцессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённымкачеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формированияпознавательных интересов учащихся, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

Г.И. Щукина дополняет этот перечень следующими определениями интереса:

  • избирательная направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов

  • проявление умственной и эмоциональной активности

  • активатор разнообразных чувств и своеобразная чувствительность ребенка

  • тенденция к занятию деятельностью, вещами, процессом занятий

  • своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальныхпроцессов, повышающий активность сознания и деятельности человека

  • структура, состоящая из потребностей

  • активное познавательное, эмоционально-познавательное отношение к миру

В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии учащегося, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческойдеятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение [13, 140c.].

Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижениясекретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения [1, 516c.].

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, интерес – это направленность помыслов, мыслей; потребность – желаний, влечений. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – стремление ознакомиться с ним. С насыщениемпотребность исчезает, удовлетворение же интереса – стимул его дальнейшего совершенствования и углубления[11, 448c.].

Потребности первичны, а интересы развиваются на основе потребностей, основные побудители деятельности человека – не сами потребности (как нужда в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности. Потребность – непосредственное выражение необходимости вструктуре субъекта, она всегда требует своего удовлетворения. Это – исходная причина деятельности. Интерес связан с необходимостью через потребность. Сложна и многообразна связь потребностей и интересов в такой области, как познавательная деятельность человека.

В любой период своего становления познавательный интерес является побудительной силой. Познавательный интерес вырастает из потребностей знать, ориентироваться в действительности, но высокой духовной потребностью он становится лишь на высшемуровне своего развития, который достигается далеко не у каждого, не только учашегося, но и зрелого человека. Познавательный интерес – явление многозначное, поэтому, на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматриваютчасто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.

Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так иобъективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес – это "сплав" многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различаютпоследовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности учащегося, поиском интересующей его информации. Любознательный ученик посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступеньхарактеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. Ученик углубляется в сущность предмета, он поглощён решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но бывает, что состояние заинтересованности, котороеобнаружит ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности.

Итак, сущность познавательных интересов как педагогической проблемы состоит в том, что интерес выступает как особый аспект всех сторон обучения, воспитания и развития, усиливающий эффективность педагогических влияний на учащихся, обостряющий активность личности учащегося,содействующий развитию поисковой творческой деятельности.

Психолого-педагогический аспект изучения сущности понятия «познавательный интерес» дает основание говорить о многоплановости и сложности исследуемого понятия. Многочисленные точки зрения на сущность познавательного интереса обобщенно можно представить в виде нескольких направлений, в русле которых данное понятие связывается с потребностью личности, направленностью и мотивационной сферой индивида. Несмотря на то, что позиции авторов в определении познавательного интереса несколько разные, в понимании его сущности есть и существенное сходство.

Общим для всех подходов является констатация связи интереса с мотивационно-потребностной сферой личности. С одной стороны, интерес может выступать в качестве значимого мотива деятельности; с другой стороны, именно в интересах наиболее ярко проявляются потребности. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить. Сосредоточение школьника на предмете интереса порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть. Следует подчеркнуть, что в интересе выражен и момент избирательности.

Волевой компонент связан, прежде всего, с тем, что школьник стремится сам планировать свою деятельность. Его интерес к занятиям предполагает активно-действенное отношение к предмету деятельности. Это проявляется в степени настойчивости школьника в познании определенной области, в преодолении трудностей в ходе выполняемой деятельности. Постепенно у него формируется умение управлять своим поведением, сознательно ставить цели, что также свидетельствует о становлении интереса.

Эмоциональный компонент выражается в удовольствии, положительных эмоциональных переживаниях, вызываемых самим процессом познавательной деятельности, ходом и результатами учения. Он различается по содержанию, силе и глубине вызываемых чувств. Как отмечает А.Н. Леонтьев, чувство превращается в мотив поведения, в побуждение к действию.

Поведенческий компонент выражается в постепенном переходе от внешней регуляции к саморегуляции. Под влиянием познавательного интереса у ребенка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он ищет сам постоянно и активно. Уровень развитости интереса (глубина, стойкость, осознанность) во многом определяют характер включенности учащегося в деятельность и ее эффективность. Поведенческий аспект характеризует степень действенности интереса, ее актуализацию в практической деятельности. У школьника прослеживается тенденция развития внимания, контроля и самоконтроля.

Говоря о познавательном интересе как о движущей силе обучения, необходимо рассмотреть его качественные характеристики. В психолого-педагогической литературе у разных авторов выделяется разное их число.

Интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

  1. положительной эмоцией по отношению к деятельности;

  2. наличие познавательной стороны этой эмоции, т. е. радостью познавания и познания;

  3. наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и пробуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений).

Однако чаще всего выделяют две группы психологических характеристик познавательного интереса: содержательные характеристики (связаны с содержанием интереса, с особенностями деятельности, с активностью учащихся) и динамические характеристики (характеризуют выраженность интереса).

Избирательность, действенность, осознанность, самостоятельность возникновения, доминирование в общей структуре мотивации, устойчивость, интенсивность, широта, эмоциональная окраска. Другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т. д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущности. Интерес всегда имеет определенную предметную направленность, интересы человека многообразны, как многообразен окружающий мир. Но из многообразия предметов, явлений окружающего мира в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что связано с ее индивидуальным опытом и развитием. По предметной направленности интересов и ограниченно связанными с ними сферами деятельности вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные, технические и т. д. В свою очередь, внутри каждой из указанных областей может быть более тонкая дифференциация интересов к особым видам спорта, искусства, областями науки, учебным предметам. Познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма высоким, размытым, распространяющимся на получение информации вообще, на узнавание нового о различных сторонах предметного мира и углублением в определенную область познавания, в ее теоретические основы, в ее существенные связи и закономерности. В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Тогда в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Ценность познавательного интереса состоит в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует психологические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение; познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, ее познавательной деятельности. Суть познавательного интерес состоит в том, что объектом его является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений. Познавательный интерес представляет собою сплав важнейших для развития личности психологических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, появляется:· активный поиск;· догадка;· исследовательский подход;· готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:

  • эмоции удивления;

  • чувство ожидания нового;

  • чувство интеллектуальной радости;

  • чувство успеха

В этом своеобразном сплаве психических процессов, важнейшим элементом является волевое усилие. Самыми характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижения и постановки задач на пути познания. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. Итак, познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Задача формирования познавательных интересов у людей нашей эпохи, и особенно у учащихся, выходит за пределы рассмотрения его лишь как побудителя к учению, к отдельным учебным действиям. Воспитание разносторонних познавательных интересов представляет собою процесс приобщения молодых людей к общественным ценностям; наличие же таких доминирующих интересов, которые способствуют развитию творчества, в конечном итоге содействует созданию новых ценностей. В силу этого гармоничное развитие человека современного общества, в котором чрезвычайно быстро развивается наука, техника, искусство, культура вообще, не может совершаться вне формирования познавательных интересов. Являясь глубоко личностным образованием, познавательный интерес теснейшим образом связан с потребностью.

Взаимосвязь между познавательными потребностями и интересами очень сложна. Существует тончайшая взаимообусловленность интересов и потребностей, которые, однако, не дает оснований проводить между ними знак равенства.

Подход к познавательному интересу как к внешнему стимулу обучения может иметь основания. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не все, а только значимое для него, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное в обучении представить в интересной для ученика форме. Избирательное отношение к учебным предметам, в первую очередь, зависит от учителя, от его личности и от степени его мастерства.

Рассматривая познавательный интерес в качестве средства, стимула обучения, мы не всегда можем рассчитывать на то, что все наши стимулы будут иметь в ходе обучения именно тот эффект, который важен для познавательного интереса как свойства личности нашего ученика, потому, что внешние воздействия механически не преломляются во внутренние процессы личности. Учащихся могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими, эмоционально поданными фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Все эти сами по себе ученые стимулы обучения не должны подменять самого существа познавательного интереса.

Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной его влияния на учащегося, понимать его лишь как средство обучения - неосмотрительно. Отбирая соответствующие приемы, «оживляющие» уроки, учитель очень часто не пытается заглянуть во внутренние процессы познавательной деятельности самих учеников, которые происходят под влиянием этих приемов; управление процессом учения происходит нередко вслепую, наугад.

Познавательный интерес как средство обучения становится наделенным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения. Внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и формы работы учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не перейдет во внутренний план деятельности, в отношение к учению. С устранением внешне занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть.

Там, где при отборе «оживляющих» учебный процесс средств учитель приоткрывает для себя процессы познавательной деятельности, «выводит их наружу», там познавательный интерес действительно становится мощным средством обучения, а учение - управляемым процессом.

Рассмотрение познавательного интереса в качестве средства обучения поднимает проблему занимательности.

Занимательность - элементарный уровень интереса, возникающий под влиянием яркости впечатлений и сосредотачивающийся на внешних сторонах, этот интерес нестоек, легко вытесняется новыми яркими впечатлениями. Включая занимательность в русло формирования познавательных интересов, учитель приобщает ее к тем сторонам обучения, которые способствуют общему развитию учащихся. Изолируя занимательность от проблемы познавательных интересов, учитель игнорирует подлинные цели обучения, превращая его в развлекательное средство, когда учащиеся начинают учиться лишь постольку, поскольку это учение занимательно. Учитель, уделяя должное внимание развитию учащихся, превращает познавательный интерес-стимул в ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.

Руководство поведением и деятельностью детей - без знаний о сущности общих мотивов деятельности и специальных мотивов деятельности - невозможно.

В отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний познавательного интереса всегда имеет свой предмет, в нем ясно и отчетливо выражена направленность на определенную предметную область, к более глубокому познанию которой школьник стремится.

Для образования мотивов недостаточно только внешних стимулов, они, эти стимулы, должны опираться на потребности самой личности, чтобы стать ее мотивами. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ними (мотив самоутверждения, стремление быть в коллективе и др.).

§2. Особенности использования информационных технологий вобразовательном процессе

Стремление к интеграции в области образования, как одна из наиболее ярко проявляемых тенденций, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство. Отсюда такой интерес во всех странах мира к новым информационным технологиям, которые открывают окно в это мировое пространство. В настоящее время все большее значение приобретают такие возможности, как получение образования на расстоянии, общение учащихся,учителей не только в рамках одной школы, района, но и других регионов страны, мира. С помощью современных информационных технологий становится реальным получать образование не только в очной форме, но и дистанционно, не покидая родного дома. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самообразования, расширения кругозора, повышения квалификации. Появляется возможность организациисовместных проектов учащихся разных стран мира, обмена опытом учителями, студентами, учеными.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительнойтехники.

Информационные технологии (ИТ) — это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

В широком понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень, как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Основные черты современных ИТ:

  • компьютерная обработка информации по заданнымалгоритмам;

  • хранение больших объёмов информации на машинныхносителях;

  • передача информации на любые расстояния в ограниченноевремя.

Информационные технологии делятся на аналоговые и цифровые. Аналоговые технологии основаны на представлении информации в виде какой-либо непрерывной (аналоговой) физической величины, напряжения или силы электрического тока. Цифровые технологии основаны на дискретном способе представления информации в виде чисел (обычно в двоичной системе счисления), значения которых отображают содержание информации. Цифровое представление информации обеспечивает (по сравнению с аналоговой формой) значительно бoльшую защищённость от помех, в т. ч. при передаче по каналам связи. Областями применения информационных технологий являются практически все сферы жизни: государственное и муниципальное управление, экономика, хозяйственная деятельность, промышленность, строительство, транспорт, связь, оборона, научные исследования, образование, медицина, сфера развлечений и досуга.

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий:

  • презентации

  • обучающие игры и развивающие программы

  • дидактические материалы

  • программы – тренажеры

  • системы виртуального эксперимента

  • электронные учебники

  • электронные энциклопедии

Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации – это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы - тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы - тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента – программные комплексы, позволяющие учащемуся проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.

Электронный учебник - это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, имеющий принципиально новые черты. Компоненты электронного учебника: презентационная составляющая (содержит основную информационную часть курса); упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося.

Электронный учебник должен содержать: обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, полное изложение учебного материала, краткое изложение учебного материала, дополнительную литературу, систему проверки знаний, систему рубежного контроля, функцию поиска текстовых фрагментов, список авторов, словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника, систему управления работой с учебником.

Отличительные особенности электронного учебника:

  • Информация должна быть хорошо структурирована и представлять собой законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

  • Структурным элементам учебного курса должны соответствовать ключевые темы с гипертекстом, иллюстрациями, аудио- и видеокомментариями или видеоиллюстрациями.

  • Основные фрагменты учебника наряду с текстом и иллюстрациями должны содержать аудио- или видеозапись авторского (или лекторского) изложения материала.

  • Текстовая информация может дублировать некоторую часть "живых" лекций. ЭУ должен обеспечивать возможность распечатки необходимых фрагментов текста.

  • Иллюстрации, представляющие сложные модели или устройства, должны быть снабжены системой мгновенной подсказки (помощи), возможность увеличения отдельных элементов до размеров полноэкранной иллюстрации.

  • В ЭУ рекомендуется использовать многооконный интерфейс.

  • Текстовая часть должна сопровождаться перекрестными ссылками (гипертекст), позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом.

  • Дополнительная видеоинформация или анимированные клипы должны сопровождать те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении.

Рис. 1 – Особенности электронного учебника

Аудиоинформация представляется неизменимой при изучении звучания музыкальных инструментов, распознавании птиц по их пению, определении болезней по шумам в сердце, обучении иностранным языкам и т.д. Подключение звуковых сигналов для указания правильности навигации по ЭУ, оказании помощи. Возможно использование фоновой музыки, помогающей запомнить информацию.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличие от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

Учебные кинофильмы и кинофрагменты – они служат для систематизации и обобщения знаний. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работы учащихся.

Учебные диафильмы – это статичное изображения на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее определенную последовательность подачи материала темы. Диафильмы могут быть использованы на всех этапах процесса обучения.

Учебные диапозитивы – это фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающееся в специальную картонную или пластмассовую рамку. Они служат материалом для проверки знаний учащихся и для проведения устных и письменных сочинений[16,313c.].

Грамзаписи используются записи отрывков, пластики с музыкальных произведений. Под специальные записи можно проводить утреннюю гимнастику.

Телевидение – это телепередача, которая используется в учебном процессе. Они составляют учебные процессы, созданные с учетом учебных программ; они используются на уроках, применяются во внеурочной работе.

В настоящее время наша страна начала пользоваться техническими средствами обучения. Г.М. Коджаспирова понимает технические средства как устройства и приборы, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышение эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств [10,176c.].

Основные классификации технических средств обучения, выделенные Коджаспировой:

  • по функциональному назначению

  • по принципу устройства и работы

  • по роду обучения

  • по логике работы

  • по характеру воздействия на органы чувств

  • по характеру предъявления информации

По функциональному назначению технические средства обучения подразделяет:

  1. на технические средства передачи учебной информации (диапроекторы, магнитофоны, телевизоры, проигрыватели)

  2. контроля знаний (специальные программы, видеомагнитофоны)

  3. тренажерные средства (клавиатура на тренажере)

  4. обучения и самообучения (телевизор и учебная программа)

  5. вспомогательные средства (электронная доска, электромагнитофоны)

  6. комбинированные средства (лингафонные устройства, замкнутые телевизионные системы, компьютерные системы).

По принципу устройства и работы технические средства обучения:

  1. механические средства (макет часов)

  2. электромеханические средства (швейная машинка)

  3. оптические средства (телескопы)

  4. звукотехнические средства (проигрыватель)

  5. электронные средства (мультимедийный телевизор)

  6. комбинированные средства (магнитофон)

По роду обучения выделяют технические устройства:

  1. индивидуального (презентация)

  2. группового (телевизор),

  3. поточного

По логике работы технические средства обучения могут быть:

  1. с линейной программой, то есть не зависит от обратной связи (обучающие презентации, телевизор, телепередачи)

  2. с разветвленной программой, обеспечивающие различные режимы работы (электронные учебники)

По характеру воздействия на органы чувств выделяют:

  1. визуальные (картины)

  2. аудиосредства (проектор)

  3. аудиовизуальные (телевизор)

По характеру предъявления информации технические средства обучения можно разделить:

  1. на экранные (картины)

  2. звуковые (запись, проектор)

  3. экранно-звуковые (видеозапись)

В настоящее время развиваются следующие направления новых информационно-технических средств обучения:

  • универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т.п.)

  • компьютерные средства телекоммуникаций

  • компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники

  • мультимедийные программные продукты

Различают компьютерное и электронное обучение. По определению Коджаспировой, компьютерное обучение – это такая система обучения, в котором одним из технических средств обучения выступает компьютер. Электронное обучение – это обучение с помощью систем и устройств современной электроники [10,176c.].

Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций:

  • образовательную

  • развивающую

  • воспитательную

Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность учащихся к дальнейшему обучению, к осознанному усвоению знаний естественнонаучного и обществоведческого содержания.

Развивающая функция ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы учащихся с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления.

Воспитательная функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром. Его эстетических, нравственных, этических и правовых норм. Возможность индивидуальной работы с информационными технологиями создает благоприятное условие для развития учебно-познавательной мотивации, осознанного личностного принятия норм в природной и социальной среде.

Любой контроль создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию у ученика. Поэтому при использовании информационных технологий нужно включать реплики, оценивающие степень успешности деятельности учащихся, тщательно продуманные. Особенно важно, что не нужно предусматривать оценки темпа работы, личностные качества учеников или особенности их психических процессов. Таким образом, организация контроля и оценки средствами информационных технологий рассматривается как одна из важных задач совершенствования педагогической деятельности, которая должна соответствовать современным требованиям к работе учителя и реализовывать принципы индивидуализации обучения.

Одним из основных показателей становления личности является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. При рассмотрении данного процесса мы опирались на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности.

Рассмотрев сущность познавательного интереса с точки зрения различных авторов был сделан вывод, что сущность познавательных интересов как педагогической проблемы состоит в том, что интерес выступает как особый аспект всех сторон обучения, воспитания и развития, усиливающий эффективность педагогических влияний на учащихся, обостряющий активность личности учащегося,содействующий развитию поисковой творческой деятельности.

Затем раскрыт смысл понятия информационных технологий. Представлены различные классификации информационных технологий по ряду авторов. Таким образом, с помощью информационных технологий можно не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Они могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что делает их мощным средством в сфере образования.

Опыт работы педагогов школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.

В конце параграфа проанализированы дидактические функции, которые выполняют информационные технологии в образовании.

Таким образом, подытожив рассуждения можно сказать, что в современном мире необходимы информационные технологии.

§3. Изучение влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса учащихся

В результате изучения психолого-педагогической литературы, поставила такую цель исследования: проанализировать результаты процесса эффективного формирования познавательно интереса учащихся 5 класса средствами информационных технологий; разработать рекомендации для эффективного формирования познавательного интереса учащихся 5 класса средствами информационных технологий.

В соответствии с темой и целью работы, была составлена программа эксперимента.

Цель экспериментальной работы заключается в оценке эффективности использования информационных технологий на развитие познавательного интереса учащихся.

Задачи экспериментальной работы:

  1. провести начальный срез по определению уровня сформированности познавательного интереса учащихся 5-х классов;

  2. внедрить в образовательный процесс информационные технологии (электронные учебники, мультимедийные устройства, выход в Интернет) в экспериментальном классе;

  3. оценить эффективность проведенной работы, определить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса учащихся 5-х классов.

Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 с. Аскарово Абзелиловского района республики Башкортостан. В эксперименте принимали участие учащиеся 5 «В» класса и 5 «Г» класса. Эксперимент проводился по предмету «математика», тема была выбрана «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей».

контрольный класс –5 «В» - состав 20 человек;

экспериментальный класс – 5 «Г» - состав 21 человек.

Возрастной состав класса примерно одинаков – учащиеся 11-12 лет; классы обучаются по одному Государственному стандарту. В процессе теоретического и практического обучения с классами работает один преподаватель по математике.

Экспериментальная работа проходила в два этапа:

  • констатирующий – сбор и анализ теоретических исследований по проблеме; выявление общих теоретических положений; сбор данных об уровне познавательного интереса учащихся контрольного и экспериментального класса до начала проведения эксперимента;

  • экспериментальный – внедрение в образовательный процесс в экспериментальном классе информационных технологий;

  • контрольный – оценка эффективности использования информационных технологий; проведение контрольных срезов по определению уровня познавательного интереса; анализ полученных данных, обобщение результатов работы.

Основываясь на положениях об экспериментальной работы мною был проведен констатирующий срез, так называемый срез для определения начального уровня развития познавательного интереса учащихся. Констатирующий срез констатирует состояние изучаемого объекта на определенном этапе его развития. Образец констатирующего среза смотрите в Приложении 1.

Результаты констатирующего среза знаний учащихся 5»В» класса – контрольный класс:

количество оценок «5» - 10

количество оценок «4» - 6

количество оценок «3» - 4

Результаты констатирующего среза 5 «Г» класса – экспериментальный класс:

количество оценок «5» - 12

количество оценок «4» - 6

количество оценок «3» - 3

Таблица 1 - Сравнительная таблица уровня познавательного интереса учащихся контрольного и экспериментального класса

Класс

Результаты

Абсолютный %

Качественный %

5

4

3

   

5 «В»

10

6

4

100

80

5»Г»

12

6

3

100

85

Рис. 2 – Сравнительная характеристика оценок по результатам констатирующего среза

Количество оценок «5» на 2 единицы выше в экспериментальном классе, количество оценок «4» в обоих классах одинаково, также на одну единицу отличаются в оценке «3».

Проанализировав полученные данные, я отметила, что уровень познавательного интереса учащихся в контрольном и экспериментальном классах приблизительно одинаков (80 % и 85 %).

Данный срез показал уровень развития познавательного интереса учащихся по теме уже пройденной ими, а именно по теме «Обыкновенные дроби». Изучение темы, по словам преподавателя, проходила без включения информационных технологий в ход урока.

Можно предположить, что включение в образовательный процесс информационных технологий будет способствовать формированию устойчивых познавательных потребностей, формированию более полных знаний, умений и навыков по математике.

В настоящее время разработано множество электронных учебных пособий, которые можно с легкостью скачать с Интернета. К примеру, на сайте http://schoolguide.ru/index.php/midschoolebooks/matematika.html

предложены различные электронные учебники по математике, которые можно использовать в практике обучения при разной оснащенности компьютерной техникой. Наиболее оптимальным является проведение занятий по предмету «математика» в кабинете информатики, то есть в аудитории, где расположены индивидуальные рабочие места учащимся у компьютеров, аналогичное рабочее место есть и у учителя. В этом случае существует возможность максимально использовать ресурсы электронного учебного пособия при организации различных форм обучения. При таких условиях, занятия с использованием компьютера проходят раз в неделю с половиной состава в классе в течении 15 минут, остальное время урока проходит без применения компьютера. Деление на подгруппы может учитывать уровень овладения компьютерными навыками, например, в одну группу объединяются учащиеся с высоким уровнем компьютерных навыков. Им может быть предоставлена работа с заданиями высокой сложности. В другую группу объединяются ученики со средним или низким уровнем овладения компьютера. Им предлагаются задания, которые соответствуют их компьютерным навыкам.

При проведении экспериментальной работы в экспериментальном классе, 5 «Г», были использованы информационные технологии в виде электронных учебников по математике, в частности, электронный учебник Н.Я. Виленкина «Математика 5 класс», мультимедийных презентаций, также проводилась работа с опорой на Интернет. Эксперимент проводился на тему «Десятичные дроби. Сложение десятичных дробей». Уровень познавательного интереса определялся методом независимых характеристик, которые учащиеся выносили на каждом занятии, оценивая заинтересованность и активность.

Ход уроков с использованием ИТ :

1 урок – Новая тема

  1. Введение в тему «Десятичные дроби. Сложение десятичных дробей»

  2. Обзор темы на мультимедийной презентации

  3. Пояснение темы учителем

  4. Конспектирование темы учащимися

  5. Работа в интернете с электронным учебником Н.Я. Виленкина

  6. Вопросы учащихся учителю

  7. Домашнее задание по заданной теме

2 урок – Закрепление

  1. Повторение пройденной темы по представленной презентации

  2. Решение нескольких примеров через электронный учебник

  3. Самостоятельное задание по электронному учебнику по заданной теме

3 урок – Срез

  1. Проведение контрольного среза по теме

  2. Подведение итогов

Данные представлены в ниже следующих таблицах. Образец контрольного среза смотрите в приложении 2.

Результаты контрольного среза по математике учащихся контрольного 5 «В» класса:

количество оценок «5» - 12

количество оценок «4» - 4

количество оценок «3» - 4

Результаты контрольного среза по математике экспериментального 5 «Г» класса:

количество оценок «5» - 17

количество оценок «4» - 3

количество оценок «3» - 1

Таблица 2 - Сравнительная таблица результатов контрольного среза контрольного и экспериментального класса

Класс

Результаты

Абсолютный %

Качественный %

5

4

3

   

5 «В»

12

4

4

100

80

5»Г»

17

3

1

100

95

Рис. 3 – Сравнительная характеристика оценок по результатам контрольного среза учащихся

Проанализировав полученные данные можно отметить, что в экспериментальном классе качественный показатель выше, чем в контрольном классе (80% и 95% соответственно). В экспериментальном классе увеличилось количество учащихся поставивших отличные оценки (с 12 человек до 17), в контрольном классе этот показатель увеличился всего лишь на 2 отметки (с 10 до 12 человек). И в контрольном классе количество человек получивших оценку «хорошо» осталось без изменений, но количество оценок «три» снизилось (с 6 до 4 человек). В экспериментальном классе снизилось количество оценок «хорошо» (с 6 до 3 человек). Всего лишь один человек в экспериментальном классе написал контрольный срез на оценку «удовлетворительно». Таким образом, можно отметить, что внедрение в образовательный процесс информационных технологий влияет на развитие познавательного интереса, имеет положительный результат и эффективно влияет на повышение качества образования учащихся.

К созданию целого ряда новых педагогических технологий привело проникновение ИТ в учебный процесс. К ним можно отнести интеграцию отдельных учебных предметов с информатикой, использование на уроках электронной интерактивной доски SMART, активное включение самостоятельной деятельности учащихся по поиску и обработке информации в Интернете, использование ресурсов Интернета непосредственно на уроках, а также – развитие метода проектов и дистанционное обучение.

Приведем некоторые рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе:

  • полная замена деятельности учителя

  • частичная замена

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала

  • использование тренинговых программ

  • использование диагностических и контролирующих материалов

  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

  • использование компьютера для вычислений, построения графиков

  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы

  • использование игровых и занимательных программ

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями.

Также можно использовать различные сайты (сайты для обучения) при подготовке преподавателя к уроку, при выполнении домашнего задания учащимися, использовать электронные учебники, различные примеры презентаций определенной темы, электронные тренировочные задания онлайн. Все это приведет только к «усовершенствованию» учащихся, именно приведет к повышению уровня знаний, повлечет за собой повышенный уровень познавательного интереса учащихся,

В итоге можно сказать, что систематическое использование средств информационных технологий в процессе изучения математики приводит к совершенствованию учебного процесса, развивает самостоятельность обучающегося в получении им знаний, позволяет ему реализовать современные методы сбора, обработки, передачи информации об изучаемых математических объектах и отношениях.

Исследование проводилось среди учащихся 5-х классов школы №1 села Аскарово Абзелиловского района республики Башкортостан.

В начале параграфа были поставлены задачи экспериментальной работы, в соответствии был проведен начальный срез оценки уровня познавательного интереса учащихся. В результате выяснилось, что уровень познавательного интереса обоих классов приблизительно одинаков.

Далее был проведен сам непосредственно эксперимент по внедрению информационных технологий в экспериментальный класс. Был применен электронный учебник Н.Я. Виленкина «Математика 5 класс», также была представлена презентация по данной теме, также проводилась работа с Интернетом. Описан ход уроков по представленной теме. При этом сделала вывод, что внедрение ИТ влияет на развитие познавательного интереса, имеет положительный результат и эффективно влияет на повышение качества образования учащихся.

В конце параграфа были разработаны рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе. Итак, включая активные методы в учебный процесс, активизируется познавательная активность учащихся, усиливается их интерес и мотивация, также развивается способность к самостоятельному обучению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель достигалась при помощи решения сформулированных задач, в процессе организации экспериментальной работы на выбранном учебном заведении.

Решая первую задачу (проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования), подведен итог, что выделенная проблема является актуальной.

В ходе проделанной работы проанализирована научная литература по теме исследования. Таким образом, был сделан вывод, что решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия "познавательный интерес".

В ходе решения второй задачи (проанализировать сущность познавательного интереса в педагогике и психологии) были рассмотрены различные понятия познавательного интереса с точки зрения различных авторов. Выяснен, что интерес выступает как особый аспект всех сторон обучения, воспитания и развития, усиливающий эффективность педагогических влияний на учащихся, обостряющий активность личности учащегося,содействующий развитию поисковой творческой деятельности.

Решение третьей задачи (выявить применение информационных технологий в образовательном процессе) позволило охарактеризовать понятие информационных технологий, определить их классификацию, также позволило определить функции информационных технологий в образовательном процессе.

На основании поставленной в исследовании четвертой задачи (экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса учащихся) были внедрены в образовательный процесс непосредственно сами информационные технологии, такие как, электронные учебники, презентации, Интернет. В итоге выяснилось, что ИТ оказывают положительное влияние и дают эффективный результат.

Решая последнюю задачу исследования (разработать рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе) были сформированы рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе. В итоге можно сказать, что систематическое использование средств информационных технологий в процессе изучения предмета приводит к совершенствованию учебного процесса, развивает самостоятельность обучающегося в получении им знаний, позволяет ему реализовать современные методы сбора, обработки, передачи информации об изучаемых объектах и отношениях.

Наличие и актуальность проблемы подтверждается в работе.

Все это позволяет заявить, что цель курсовой работы достигнута, исследование считается завершенным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш. А. Амонашвили. – М.: «Издательство университетское», 1990. - 516 с.

  2. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика/ Екатеринбург, Деловая книга, 2006. - 200 с.

  3. Волкова, С. И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / Столярова Н.Н, Дворецкая А.В.// Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. – 2006. – 159 с.

  4. Курин, Ю. Н. Мультимедийные и гипермедийные технологии в реализации концепции эффективного изучения геометрии в начальной школе/Ю. Н. Курин// Начальная школа. – 2005. - №6. – 73 – 76 с.

  5. Леднев B. C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. — М., 2001. — 264 с.

  6. Леонтьев, А. Н Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1981. – 286 с.

  7. Моисеева М. В. Введение в компьютерные коммуникации // Информатика и образование, 2003, № 4.

  8. Интернет в гуманитарном образовании /Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000. – 78 с.

  9. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. шк., 1990. – 402 с.

  10. Педагогический словарь/под общ.ред.: Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

  11. Рубинштейн А. В. Основы общей психологии./ А.В. Рубинштейн. –С-П.: Издательство «Питер», 2000. – 448 с.

  12. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М. Народное образование, 2004. – 240 с.

  13. Сластенин В. А. и др. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997. – 140 с.

  14. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Пед. общество России. – М., 2000. – 210 с.

  15. Тихонов А. Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(IT&T ES'2007): Материалы международной научной конференции,ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". – М.: ЭГРИ, 2007. – 222 с.

  16. Хоффман Пол Е. Internet. Краткий справочник. – М.,1995. – 313 с.

  17. Шайбеков. А.В., gigabaza.ru режим доступа http://gigabaza.ru/doc/44067.html

  18. Хасанова. О.В., narod.ru режим доступа http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

  19. Колокольцев Н. А. www.rosdiplom.ru режим доступа http://www.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=496503

  20. Никифоров В.В., coolreferat.com режим доступа http://www.coolreferat.com

Приложение 1

Констатирующий срез по математике

Тема «Обыкновенные дроби»

  1. Ответить на вопросы

а) Какой частью метра является 7 сантиметров?

б) Какой частью метра является 13 миллиметров?

в) Какой частью тонны является 15 килограмм?

д) Какой частью часа является две минуты?

2) Выполнить задачи

а) Весь путь, который мы собрались проехать, равен 660 км. Проехав треть пути, мы остановились перекусить. Сколько километров мы проехали?

б) У токаря норма изготовления деталей за смену 450 шт. к обеду рабочий выполнил две пятых нормы. Сколько деталей он изготовил до обеда?

3) При каких значениях a дробь 8а будет неправильной,

если a может равняться всем перечисленным

числам:1,2,3,4,5,6,7,8,9?

  1. Решить уравнения

а) x9=21, x=?

б) x11=4, x=?

в) x17=12, x=?

г) x8=25, x=?

Приложение 2

Контрольный срез по математике

Тема «Десятичные дроби. Сложение десятичных дробей»

  1. Запиши числа в виде десятичной дроби

а) 1710= в) 9841000=

б) 543100= г) 13461000=

  1. Сравнить дроби

0, 25 и 0,48

75,23 и 75,3

2,189 и 2,17

  1. Найти сумму десятичных дробей

а) 0,03+1,5=

б) 5,86+7,05=

в) 2,19+9,0007=

г) 3,44+0,1=

д) 0,86+3,083=

е) 23,2+11,91=

  1. Округлить числа

а) 23,88 до десятых

б) 2345 до сотен

в) 39,6272 до сотых

г) 920,27 до десятых

д) 45,923 до целых

е) 7,3478 до тысячных

42

Просмотров работы: 14928