ВОЗМОЖНОСТИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА И ИНТЕНТ-АНАЛИЗА В ИЗУЧЕНИИ МОТИВОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОЗМОЖНОСТИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА И ИНТЕНТ-АНАЛИЗА В ИЗУЧЕНИИ МОТИВОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Соротокина Е.В. 1, Леханова О.Л. 1
1ФГБОУ ВПО «ЧГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приоритетом образовательной политики Российской Федерации является качественное обновление системы образования, обеспечивающее создание оптимальных условий для социализации личности. В условиях гуманизации образования на первый план выступает личностно-ориентированное сопровождение ребёнка, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребёнка с выявлением его индивидуальных особенностей. Так к целевым ориентирам дошкольного образования, проекта ФГОС дошкольного образования, относятся социально-психологические характеристики личности, которыми должен обладать ребёнок на этапе завершения дошкольного образования: инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, развитое чувство собственного достоинства, умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться правилам и социальным нормам, способность к волевым усилиям в различных видах деятельности, способность к принятию собственных решений [5]. Данные характеристики личности характерны для ребёнка с явно выраженными мотивами социального поведения.

Н. Ф. Наумова даёт следующее определение социальному поведению: «Это деятельность, предполагающая некоторые личностно значимые социальные результаты, социальное вознаграждение (в широком смысле этого слова). Этим вознаграждением может быть «благо» (знание, информация, комфорт, уважение, слава, власть, деньги), но обязательно социальное по своему результату, всегда есть социальное отношение, непосредственное или опосредованное социальное взаимодействие, поскольку индивид имеет дело не только с необходимыми ему социальными субъектами – другими людьми, группами, организациями, институтами, - «производящими» и конституирующими эти блага» [3, c. 9].

Олейник О. С. Выделяет в социальном поведении три ведущих аспекта:

- регулятивные аспекты социального поведения, охватывающие прежде всего его мотивационную сферу;

- операциональные аспекты социального поведения, включающие в себя проблему соотношения цели и средств деятельности;

- результативные аспекты социального поведения, разрабатывающие содержание критериев социального эффекта деятельности [4].

М. Вебер указывал на то, что необходимо учитывать при изучении социального поведения конкретные исторические мотивы поведения человека. «Мотивом, - писал М. Вебер, - называется некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определённого действия» [1, с. 611].

Д. И. Фельдштейн отмечает, что «в популяции современных растущих детей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе». Данные исследований свидетельствуют о качественных психических, психофизиологических, изменениях современного ребенка, закономерно приводящих к возникновению трудностей обучения и воспитания [2]. Многие исследователи отмечают, что специфический социально-психологический облик ребёнка с общим недоразвитием речи обусловлен неблагоприятным биологическим фактором развития и деструктивным влиянием социальной ситуации, отягощённой комплексной депривацией ребёнка с общим недоразвитием речи (Л. Н. Винокуров, Л. Н. Ефименкова, С. Н. Карпова, М. И. Лисина, Г. В. Чиркина). Это является существенной причиной социальной дезадаптации ребёнка в дальнейшем.

Учитывая ключевое значение мотивационного компонента для социализации детей, становится очевидным интерес к изучению и формированию мотивов социального поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Современная образовательная ситуация требует от педагога, как субъекта педагогической деятельности, овладения инновационными психолого-педагогическими технологиями, в том числе диагностическими. Многие исследователи (Ю. К. Бабанский, Л. В. Байбородова, В. П. Беспалько, Б. П. Битинас и др.) рассматривают педагогическую диагностику как движущую силу педагогического процесса, как один из способов его оптимизации.

В основе всей диагностической работы с детьми с ограниченными возможностями лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.) Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с такими детьми.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка с ОВЗ должно включать медицинское, психолого-педагогическое обследование, нейропсихологическое обследование. В настоящее время в психолого-педагогической практике широко применяются психолингвистические методы – интент-анализ и контент-анализ. Целью нашей работы является изучение возможности применения контент-анализа и интент-анализа в исследовании мотивов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи.

Методы психолингвистики применяются для изучения личностных качеств, эмоциональных состояний (аффектов, агрессии), межличностных отношений, особенностей общения в ситуациях конфликтов. Этой цели служат, прежде всего, методы содержательного анализа речи [6]. Метод контент-анализа состоит в систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале. Он применяется для анализа материалов средств массовой коммуникации и некоторых социально-психологических явлений. В диагностике личностных особенностей проводится своеобразный контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого (количество «тематических» высказываний, глаголов, «логических гнезд» и пр.). Проведение контент-анализа требует выполнения требований к организации его этапов и процедур. Наиболее важным является определение категорий анализа — ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с задачами исследования. Такие категории, как например, количество речевых актов-взаимодействий, побуждающих высказываний, частот отражения отдельных тем («болезнь», «семья» и т.д.) должны быть исчерпывающими, охватить все части фиксируемого содержания. При включении контент-анализа как элемента процедуры обработки данных теста, критерий должен быть чётко формализован и «стандартизирован» в целях однозначности его характеристики лицами, проводящими исследование. После выделения регистрируемых категорий определяются соответствующие им элементы — лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивные элементы речевой продукции (слова, суждения, темы, интонации и пр.), далее выделяются единицы квантификации (частота появления анализируемых единиц в определенном объеме информации). Эти исходные данные составляют инструкцию по обработке — алгоритм кодирования. Источниками информации для контент-анализа могут служить различные виды речевой продукции, материалы и документы, прямо или косвенно характеризующие личность [6]. Ориентируясь на проблемы социологии, Т.М. Дридзе предложила подход к анализу текста (текстовой деятельности), подчеркнув в нём значение мотивационной составляющей. Ею разработан информационно-целевой (мотивационно-целевой) подход, опирающийся на идею Н.И.Жинкина об иерархии предикатов в тексте. Первый шаг состоит в выявлении цели сообщения (замысла автора), что квалифицируется как предикация 1-го порядка; предикация 2-го порядка — выявление основных элементов общего содержания; предикация 3-го (4-го) порядка — элементы общего содержания (Дридзе, 1984, 1996). Как мы видим, существует несколько подходов к психологическому анализу текста. Они показывают, что недостаточно уметь читать в письменных текстах только то, что относится к описанию действительности. Задача речевой диагностики состоит в том, чтобы выявить тот аспект психологического содержания устного и письменного текста, где отражается внутренний мир автора, его желания, опасения, практические направленности [6].

Анализом текстов, а также устных высказываний, диалогов и дискуссий занимается так называемая дискурсивная психология. Основная мысль дискурс-аналистов состоит в том, что дискурс совершенно необязательно «отражает» действительность. Выдвигается идея так называемого «конструкционизма», показывающего, как различные сферы человеческой активности определяются функционирующим в обществе дискурсом. Оказывается, что через дискурс устанавливается множество психологических и социально-психологических отношений. Это подтверждается примерами формирования под влиянием дискурса персональной идентичности, властных позиций, манеры повседневного поведения людей и пр. Специальным объектом анализа дискурса в исследованиях Т.Н. Ушаковой и ее сотрудников стал феномен речевых интенций. Авторы рассматривают интенции, прежде всего, в контексте речевых процессов и механизмов и определяют интенциональность, «направленность на», как специфичное и существенное свойство речи. Интенциональное содержание речи человека служит его важной психологической характеристикой. Доброжелателен ли данный субъект или злобен, выражает ли он терпимость или обнаруживает негативное отношение к собеседнику, направлен ли он эгоистически на себя или его интересуют другие люди? Какой предмет занимает его мысли, какого он характера? Насколько широк круг явлений, которые его занимают? Эти и многие другие феномены проявляются в том, что человек говорит. Именно поэтому интенциональная направленность говорящего составляет важную часть психологического содержания речи. Для изучения интенций Т.Н. Ушаковой и др. разработан операциональный метод, названный интент-анализом. С помощью данного метода определяются используемые политическими деятелями приемы ведения дискуссий, описываются индивидуальные варианты конфликтного речевого взаимодействия, их действенная направленность (Ушакова, 2000). Сферой действия интент-анализа является ментальное состояние субъекта, которое определяется мотивами, интересами, оценками, намерениями и целями, т.е. интенциями. Состав интенций остается одним и тем же независимо от продуцента анализируемого дискурса, меняется лишь удельный вес той или иной интенции в дискурсах разных авторов (Ушакова, 2000). Анализу подвергались газетные тексты, стенограммы политических выступлений, диалоги в телепередачах, интервью с политическими деятелями. В речи человека различались интенции двух уровней. Интенции первого уровня первичны по происхождению в онтогенезе и непосредственно связаны с особенностями функционирования нервной системы человека. Первичная интенциональность определяется как побудительная тенденция к говорению и обнаружению своих мыслей. Это общее свойство говорящих индивидов. Интенции второго уровня (вторичные) связаны с обращением к внешнему миру — прежде всего миру, людей. Их можно квалифицировать как коммуникативные интенции. Для них характерна двусоставная структура: выражение каждой интенции предполагает обозначение её объекта и отношения к нему говорящего субъекта.

Специфическая индивидуальность интенций состоит в том, какие объекты избираются для обозначения и каково отношение к ним. Авторы обращают внимание на то, что интенции выражаются в разнообразных формах. В выделении и квалификации интенций малопродуктивна опора на отдельные слова и предложения. Одна и та же интенция может быть выражена в одном слове, в целом высказывании, в абзаце или нескольких абзацах. И, наоборот: в одном предложении или даже интонации можно выразить несколько интенций. Эта особенность потребовала обращения к анализу субъективной понятности текстов для слушающих. Авторы метода выявляют интенции на основании их субъективного оценивания слушателем. Экспертное выявление и идентификация речевых интенций дает возможность очертить их круг в текстах разной тематики и направленности, а также качественно характеризовать их. На этой основе возможна их количественная оценка. Очевидно, что степень субъективной понятности выражаемых в речи интенций не может быть абсолютной. «Размытость» значения и смутность понимания используемого речевого материала представляет существенную особенность интенциональных высказываний.

Интент-анализ требует экспертного (субъективного) оценивания характера интенций говорящего и степени «размытости», неясности их понимания. Оценивание интенций производится обязательно группой экспертов, квалифицированных специалистов. Общая методическая организация процедуры состоит в последовательном, шаг за шагом, оценивании группой экспертов авторских высказываний избранного текста. Оценивание производится с одной заданной и стабильно удерживаемой точки зрения: чем вызвано данное высказывание, какова его целевая направленность, зачем оно нужно говорящему. Авторами была разработана специальная техника выявления и квалификации заложенных в анализируемый текст интенций. Она включала в себя два операциональных шага. На первом этапе в результате вчитывания в текст и внимательного оценивания каждого слова эксперты определяли, каково конкретное содержание текстового пассажа и очевидна ли интенция, лежащая в его основе. Если эта очевидность не усматривалась, производилось переформулирование отрезка текста по следующим правилам:

• Максимально сохранялся смысл исходного текста, который выражался как можно более кратко.

• Максимально сохранялась логика оригинала, не допускалось введение ассоциативной расширяющей смысл лексики.

• Опускались второстепенные уточняющие выражения и характеристики.

• Отдельные языковые фрагменты, в сжатой форме обозначающие включенные элементы содержания, отчленялись и выводились для отдельной квалификации.

• В тех случаях, когда «ближайшие интенции» говорящего в некоторых фрагментах текста ясны без переформулирования, текст оставлялся без изменения.

Следующий операционный этап использованной техники состоял в экспертной квалификации интенции, лежащей в основании анализируемого высказывания. Квалификация интенции — одобрение своих действий.

Слабой стороной техники анализа содержательных интенций авторы считают факт, что она содержит в себе долю субъективизма и неоднозначности, в некоторых случаях допускает огрубление тонких речевых нюансов. Для преодоления этого недостатка необходимо определить меру субъективизма предложенной техники. Представлялось возможным сделать это путем сравнения трактовок, предложенных экспертной группой, с трактовками более широкого круга людей. С этой целью была проведена специальная исследовательская серия. Она показала, что применяемый метод анализа позволяет со значительной степенью объективности характеризовать содержательные интенции. Высокий показатель согласия респондентов с данными экспертного анализа дает основания для утверждения об известной надежности разработанной техники.

Методы речевой диагностики ориентированы на широкий круг специалистов: психологов-исследователей, психологов-практиков, преподавателей вузов и средних школ, специалистов речевых профессий. Мы считаем, что методы контент- анализа и интент-анализа представляют интерес при изучении мотивов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи.

Итак, цель нашего исследования заключалась в изучении возможности применения контент-анализа и интент-анализа в исследовании следующих компонентов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста – речевого, аффективного, когнитивного, а также мотивов социального поведения – достижения успехов, оказания помощи, аффилиации, степени их выраженности в соответствии с разработанной нами диагностической программой [7]. Методики, использованные в ходе исследования: лабораторный эксперимент по методике Г. А. Цукерман «Рукавички», дидактическая игра «Оцени поступок», проблемные вопросы и ситуации, наблюдение за детьми в играх, режимных моментах [7, 8].

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 66». В исследовании приняли участие 20 воспитанников детского сада с общим недоразвитием речи.

Результаты исследования позволяют выделить следующие особенности социального поведения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста: все дети испытывают затруднения при организации общения для выполнения совместного задания – детям трудно договориться о предстоящей деятельности и о способах разрешения затруднений, дети не умеют оказывать помощь товарищу, при осуществлении контроля указывают на недочёты в работе партнёра, но не предлагают варианты исправления или улучшения работы, у большинства детей отсутствует эмоциональное отношение к совместной работе. Большинство детей способны определить цель поступка, однако умение предвидеть последствия поступков и брать на себя ответственность крайне затруднено. Дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются в описании своих действий при решении проблемы, знают правила поведения, но их выполнение очень часто зависит от контроля со стороны взрослого, дети требуют выполнения правил от партнёров по игре, сами их соблюдают не всегда.

При изучении социального поведения мы использовали контент-анализ в качестве вспомогательного метода. С помощью данного метода нами проанализированы речевые сообщения испытуемых, сопровождающие диагностическое обследование. Объектом исследования в нашем случае являлись вербальные ответы детей.

В процессе исследования речевого компонента социального поведения проведён анализ вариантов решения проблем, предлагаемых детьми, а также высказываний, способствующих выполнению совместного задания. Следует отметить, что все дети указывали на источник проблемы, предлагали различные варианты решения проблемы, но ни одном ответе не было предложено совместного решения проблемы.

В процессе исследования когнитивного компонента социального поведения проанализирована вербальная оценка персонажей детьми в представленных ситуациях. Анализ ответов детей показывает, что все дети указывают на ненормативное поведение персонажей, дети часто не осознают разницы между оценкой поведения и личности персонажа.

В процессе исследования аффективного компонента социального поведения оценены варианты вербального описания своих действий при решении проблем (анализируется личностная значимость правил). Анализ ответов детей показывает, что все дети знают правила, в большинстве случаев требуют их выполнения от сверстников и взрослых, но к себе адекватных требований не проявляют, очень часто оправдывают своё ненормативное поведение.

Результаты исследования мотивов социального поведения – стремления к успеху, оказания помощи, аффилиации свидетельствуют о следующем. Дошкольники с общим недоразвитием речи стремятся к достижению успехов, испытывают переживания при возникновении трудностей, достаточно часто рассчитывают на получение помощи. Оценка выраженности мотива оказания помощи показывает, что дети проявляют сопереживание человеку, который нуждается в помощи, но желания помочь в большинстве случаев не проявляют и не демонстрирует действий, направленных на оказание помощи. Оценка выраженности мотива аффилиации показывает, что дети демонстрируют эмоции по поводу того, что на пути включения в группу у них возникли препятствия, а также желание эти препятствия преодолеть. Однако, у большинство детей не владеют способами преодоления существующих затруднений.

При изучении мотивов социального поведения мы дополнили диагностическую программу интент-анализом. Для анализа нами были выделены следующие интенции: интенция достижения успехов, интенция оказания помощи, интенция направленности на взаимодействие с детьми. Согласно полученным результатам в речевых продуктах детей с общим недоразвитием речи выраженность мотивов социального поведения следующая – выражены интенция достижения успехов, интенция сопереживания, не выражены интенции оказания помощи и направленности на взаимодействие с другими детьми.

Выявленные особенности следующих компонентов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста – речевого, аффективного, когнитивного, а также особенностей мотивов социального поведения убедительно свидетельствуют о необходимости проведения коррекционно-педагогических мероприятий.

Таким образом, в современной образовательной ситуации педагогическая диагностика рассматривается как движущую силу педагогического процесса, как один из способов его оптимизации (Ю. К. Бабанский, Л. В. Байбородова, В. П. Беспалько, Б. П. Битинас и др.). В связи с этим одним из основных принципов диагностики является комплексный подход, который позволяет применять в психолого-педагогической практике, в том числе, и психолингвистические методы – интент-анализ и контент-анализ. Мы рассмотрели возможности применения контент-анализа и интент-анализа в изучении мотивов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи, что позволило дополнить диагностическую программу, направленную на выявление особенностей социального поведения, формирование мотивов социального поведения дошкольников с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста психолингвистическими методами.

Список литературы:

  1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. - 715 с.

  2. Додонова Н. С. Проблема проектирования индивидуального образовательного маршрута дошкольника / Научный поиск. - 2013. - № 2. 1. с. 9 -11.

  3. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. - 197 с.

  4. Олейник О. С. Рациональное и иррациональное в социальном поведении: диссертация на соискание степени кандидата философских наук / Олейник Ольга Степановна: - Москва, 2011. - 163 с.

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // «Российская газета» от 25 ноября 2013 г. - Федеральный выпуск № 6241.

  6. Психолингвистика: Учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 416 с.

  7. Соротокина Е. В., Леханова О. Л., Самофал Р. А. Проектирование индивидуальных маршрутов формирования мотивов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. - № 5.

  8. Фридман Г. М., Пушкина Т.А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, (стр. 326-341).

Просмотров работы: 1553