Смена социальных отношений может представить для ребенка значительные трудности. Многие дети в периоды адаптации к приюту начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми и плаксивыми. Особенно важно в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.
Нужно учитывать, что, включение в новые социальные отношения, совместную деятельность с другими взрослыми, полученный ранее опыт может либо помочь ребенку адаптироваться к непривычным условиям, либо негативно повлиять на уровень его адаптации. Неблагоприятные обстоятельства, отрицательный эмоциональный опыт в жизненных ситуациях может привести к различным нежелательным последствиям, одно из которых выражается в формировании высокой тревожности у дошкольников.
Как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлениям (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов. А.И. Захаров. Е.Б. Ковалёва и другие).
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [1].
A.M. Прихожан определяет тревожность как "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности" [2].
По мнению A.M. Прихожан, "закрепление и усиление тревожности происходит по механизму "психологического круга", ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который порождая, в свою очередь, негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности" [3].
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.
Исследуя возрастную динамику тревожности Лаврентьева Т.В. говорит о том, что, шестилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [4].
Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Психологи отмечают следующие черты, которые могут характеризовать тревожного ребенка: подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.
Тревожные дети обычно очень не уверенные в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Они стараются произвести на окружающих хорошее впечатление и твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Тревожные дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.
Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими людьми. Даже если внешне это никак не проявляется, это прорывается в беседе.
Нередко тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом - это защитная реакция.
Для успешного преодоления тревожности у детей-дошкольников, в условиях приюта применяются такие методы работы как:
- психодиагностика (полученные данные дают возможность установить уровень тревожности дошкольников);
- анкеты для воспитателей (авторская методика, направленная на психофизиологическую характеристику проявлений тревожности у детей);
- «Карта наблюдений» для воспитателей (авторская методика, позволяющая изучить особенности тревожности у детей, начинающих посещать приют);
- психологическое просвещение воспитателей, где значительное внимание уделяется - прежде всего объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что, нередко воспитатели склонны рассматривать тревожность, скорее, как позитивную особенность, формирующую у ребенка чувство ответственности, восприимчивость и т. п.;
- психологические тренинги (тренинги на преодоление тревожности);
- использование сказкотерапии.
Проблема профилактики и преодоление тревожности у дошкольников заслуживает особого внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка - дошкольника, тревожность может проявляться и в школьном возрасте и во взрослой жизни, стать устойчивой личностной чертой, быть причиной неврозов и психосоматических заболеваний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика. Воронеж: Изд-во ИПО «МОДЭК», 2009 – 119 с.
Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. (Личностный аспект): Дис....д-ра психол. наук. - Спб., 2009. – 210 с.
Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. Под ред. Т. В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа. 2006 – 205 с.
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения в клинике. - М.: Медицина, 2007 – 77 с.
Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: Изд-во ИПО «МОДЭК», 2009 – 119 с.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д, Феникс, 2010 – 25 с.
Пятая Городская конференция практических психологов образования «Практическая психология в XXI веке». М., 2000 – 11 с.