Нами было проанализировано множество точек зрения по данному вопросу, которые можно условно разделить на три группы: специалисты (ученые религиоведы, культурологи и др., представители религиозных организаций, школьные учителя), представители государства и непосредственно заинтересованные участники (родители учеников и их законные представители, обычные граждане). В процессе анализа было выявлено, что одна общая проблема – нужно ли преподавать религию в школе, включает в себя несколько других проблем, которые органично с ней связаны и не могут рассматриваться отдельно друг от друга.
Проблема законности. «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (Конституцией РФ (глава 1, статья 14). Наиболее часто встречающийся аргумент «против». Из этого аргумента вытекает следующая проблема.
Проблема преподавания. В какой форме должен преподаваться курс и кто будет этим заниматься.
Проблема религиозной безграмотности населения. Под «религиозной безграмотностью» понимается, отождествление среди населения преподавания религии в просветительском аспекте и изучения вероучения в рамках богословия. Данный аспект одновременно является как причиной, так и следствием основной, общей проблемы.
4) Проблема спекуляции на тему религии. В этом заключается практическая значимость основной проблемы.
Проанализировав главную проблему мы приходим к выводу, что вопрос о преподавании религии в школе выходит далеко за рамки школьного образования, но именно в этом и заключается важность его решения. И одним из этапов его конструктивного решения может стать религиозное просвещение общества, в частности, школьников.