ВЫРАЖЕННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЫРАЖЕННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ.

Озерова А.Н. 1, Леханова О.Л. 1
1ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.

Обширные области исследования, посвящённые эмоциональным нарушениям, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих нарушений в поведении.

Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоциональных нарушений среди дошкольников. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств.

В данной работе учтены и использованы научные данные отечественных и зарубежных авторов, в области исследования психологии эмоций: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.

Цель нашего исследования – изучение выраженности эмоциональных нарушений в поведении у детей с патологией речи.

Объект исследования – поведение детей с речевой патологией. Предмет исследования – эмоциональные нарушения в поведении детей с патологией речи.В основу исследования положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что эмоциональные нарушения в поведении у детей с речевой патологией старшего дошкольного возраста более выражены, а именно дети более тревожны, агрессивны, вспыльчивы и застенчивы.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по особенностям выраженности эмоциональных нарушений в поведении детей с речевой патологией.

  2. Подобрать диагностические методики для выявления выраженности эмоциональных нарушений в поведении детей с речевой патологией.

  3. Осуществить экспериментальное исследование для выявления особенностей выраженности эмоциональных нарушений в поведении детей с речевой патологией.

  4. Проанализировать полученные результаты и выявить особенности выраженности эмоциональных нарушений в поведении детей с речевой патологией в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Методы исследования определялись нами в связи с задачами курсовой работы:

  1. Теоретический: анализ литературы по теме исследования.

  2. Организационные: сравнительный, комплексный.

  3. Эмпирические: обсервационные (наблюдение), психолого-педагогический (констатирующий эксперимент).

  4. Методы количественно – качественного анализа полученных данных.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ботовский детский сад комбинированного вида», а также на баземуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 8». В исследовании приняли участие 7 детей с нарушениями речи, которые составили экспериментальную группу, а также 7 детей с нормальным развитием, которые составили контрольную группу. Средний возраст детей на момент исследования составил шесть лет.

Структура и объем курсовой работы:

Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

В приложении содержатся списки детей контрольной и экспериментальной группы, протоколы.

Глава 1 Состояние проблемы диагностики и определения эмоциональных нарушений у дошкольников

1.1 Общее понятие об эмоциональных нарушениях

Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик [22].

В литературе по психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов [1]. К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

Психологическая диагностика эмоциональных нарушений очень сложна и требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме. Анализ эмоциональных нарушений у детей с точки зрения нарушения системы отношений, предложенный В.Н. Мясищевым и продолженный в работах его учеников, позволяет нам выделить три основные группы детей с эмоциональными нарушениями [25].

В первую группу входят дети, эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в рамках межличностных отношений. Они отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками.

Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу.

Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, большинство из них подвержено необоснованным страхам.

Третья группа детей характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В поведении детей этой группы преобладали агрессивность, импульсивность.

Р. Бамм и Р. Бараш подробно рассматривают эмоциональность детей. Человек не может быть безучастным к тому, что происходит вокруг него. Предметы, поступки, события, которыми наполнена жизнь, вызывают у него чувства, переживания, радуют, огорчают. В отличие от взрослых ребёнок выражает свои чувства бурно и непосредственно. По незначительному поводу он может смеяться и плакать, прыгать, хлопать в ладоши, кричать, топать ногами и т.д. Это происходит не только потому, что у него слабо развит самоконтроль, но главным образом потому, что у него нет жизненного опыта. Всё для него ново, и даже простые вещи становятся открытием, вызывают горячий отклик [21].

Нарушения эмоционального развития в дошкольном возрасте обусловлены двумя группами причин [5].

Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).

Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением. Дошкольник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным:

1) если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации.

2) При неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев.

3) Семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов также могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития дошкольника являются следующие типы родительского отношения: отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких родительских отношений, отмечается агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения формируют у него уверенно-оптимистические личностные ожидания»[23].

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребёнком одного из кризисов развития. Эти периоды в жизни ребёнка свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. Воспитательные воздействия на ребёнка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребёнка.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста. Среди них можно выделить нарушения поведения, отставание в развитии и различные формы детской нервности. Осложнения психического и личностного развития ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками в воспитании и определённой незрелостью или минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы ребёнка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются исправить ребёнка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно уметь выявить истинные причины поведения ребёнка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит психологу не только правильно построить работу с ребёнком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи [19].

Таким образом, эмоциональное нарушение у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов [1]. Нарушения обусловлены двумя группами причин:

1) Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).

2) Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением.

В.Н. Мясищев выделяет три основные группы детей с эмоциональными нарушениями: дети, эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в рамках межличностных отношений; дети с выраженными внутриличностными конфликтами; дети с выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами.

1.2 Эмоциональные нарушения в поведении дошкольников - понятие, виды, причины

Эмоциональные нарушения у детей встречаются очень часто, как уже говорилось, эта проблема сейчас очень актуальна. В этой связи встаёт вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у ребёнка расстройства. М. Раттер предлагает следующие критерии оценки возможности отклонения в любом поведении [16].

  1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребёнка.

  2. Длительность сохранения расстройства

  3. Жизненные обстоятельства

  4. Социальное окружение

  5. Степень нарушения

  6. Тип симптома

  7. Тяжесть и частота симптомов

  8. Изменения поведения

  9. Ситуационная специфичность симптом

Кратко остановимся на том, как могут проявляться эмоциональные нарушения в поведении.

  • Агрессивность.

Переживания и разочарования ребёнка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребёнка именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительным для ребёнка решением может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности ребёнка к самовыражению [27].

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребёнка и окружающих его взрослых.

Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые склонны к так называемой вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворённая потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды.

  • Вспыльчивость.

Ребёнка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость – это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявления характера [24].

  • Пассивность.

Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребёнок может быть несчастным, подавленным, застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало времени, прежде чем появится ответная реакция.

Нередко тихое поведение ребёнка – реакция на невнимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в своём мире.

  • Застенчивость

Застенчивость – черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, безмотивное чувство стыда [4]. Застенчивость является серьёзной помехой в учении детей. Она обуславливает страх перед вызовом отвечать у доски, любым устным ответом. Застенчивый ребёнок не в состоянии использовать при ответе имеющиеся у него знания. Со временем подобная ситуация определяет полную пассивность ребёнка на занятиях и общественной деятельности.

  • Гиперактивность.

Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребёнок импульсивен, и никто не рискнёт предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует, не задумываясь о последствиях. Хотя плохого не замышляет, и сам искренне огорчается из–за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребёнок в детском коллективе [14].

Говоря об эмоциональных нарушениях детей параллельно нужно говорить и о коррекции таковых, так как такие нарушения могут вести к определённым негативным последствиям для ребёнка в дальнейшей его жизни. Для этого нужно выявить нарушение и проводить коррекционную работу [2].

Психологическая диагностика эмоциональных нарушений очень сложна и требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме [26].

Таким образом, М. Раттер предложил критерии оценки возможности отклонения в любом поведении. Выделяются такие эмоциональные нарушения в поведении, как: агрессия, вспыльчивость, пассивность, застенчивость и гиперактивность. Такие нарушения могут вести к определённым негативным последствиям для ребёнка в дальнейшей его жизни, поэтому их нужно вовремя выявлять и проводить коррекционную работу.

1.3 Выраженность эмоциональных нарушений в поведении у детей с речевой патологией

Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать труды таких ученых, как В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук, Г.А. Волкова, Е.В. Жулина, Е.Ю. Медведева, С.А. Клюжева и некоторых других.

В целом у детей с общим недоразвитием речи имеются вторичные нарушения эмоциональной сферы. Из-за нарушения речи ребенок попадает в условия социальной депривации, в результате чего усвоение социального опыта затрудняется, специфичным путем идет усвоение эмоционального словаря. Существует ряд указаний на то, что у детей с речевой патологией эмоциональная лексика формируется с нарушениями и с большим отставанием в сроках [11]. Дети не умеют осознавать свои и чужие эмоции. Это приводит к тому, что ребенок не дифференцирует сходные эмоции, затрудняется в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния. Наиболее страдает понимание эмоций героев художественных произведений. В целом при общем недоразвитии речи наблюдается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования. Более чем у половины детей с речевой патологией доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям. По их собственной самооценке причиной снижения эмоционального состояния является сознание своей неполноценности. Дефект речи, несформированность отношений со сверстниками, дезадаптация не позволяют им быть более общительными и счастливыми [29].

В.А. Ковшиков (2001) в зависимости от состояния личности и эмоционально-волевой сферы выделяет три группы детей. Первая группа - эмоционально-волевая сфера и личностные свойства сохранны, отклонения не выходят за границы нормы – это самая малочисленная группа. Для детей второй группы характерна повышенная возбудимость, гиперактивность, суетливость, склонность к повышенному фону настроения, некритичность по отношению к речевому нарушению. Дети третьей группы отличаются повышенной тормозимостью, снижением активности, характерно критичное отношение к своему дефекту, выраженное переживание по этому поводу, речевой негативизм; дети не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, скованы – это самая многочисленная группа.

Для детей с тяжелой речевой патологией характерны два типа нарушений: 1) склонность к тормозным реакциям; 2) склонность к эмоциональной возбудимости (Р.И. Мартынова,1963,1975). Дети острее, чем их нормально развивающиеся сверстники реагируют на сходные ситуации, тревога проявляется более ярко, характерны усиленные вегетативные реакции. При тяжёлых степенях нарушений могут наблюдаться психопатоподобные изменения личности или формирование личности по типу органической группы психопатий (Ю.Г. Демьянов, 1984). В данную группу входят следующие психопатоподобные типы:

а) «возбудимый» - характерно стремление к удовольствию в любых условиях и любым способом, инстинктивные побуждения расторможены, агрессивность повышена;

б) «бестормозной» и «неустойчивый» - характерна жажда сенсорных впечатлений, эмоциональная неустойчивость, низкая трудоспособность, стремление к удовольствиям;

в) «конформный» - характерно отсутствие самостоятельности, инициативы, повышенная внушаемость и зависимость от мнения окружающих.

Рассматривая причины возникновения невротических черт характера у детей с нарушениями речи, исследователи связывают их с неблагоприятными социальными условиями, с недоброжелательным отношением к ребёнку со стороны окружающих взрослых и сверстников, с неверно выбранным стилем воспитания (Б.М. Гриншпун, Е.М. Мастюкова, Н.Н. Трауготт, С.Н. Шаховская). Страх ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к снижению речевой активности детей. Осознание собственного речевого расстройства способно порождать как дисгармонические черты характера, так и разнообразные невротические симптомокомплексы (Ю.Г. Демьянов, 1984).

Нередко критичное отношение к состоянию собственной речи приводит к тому, что ребёнок начинает стесняться своей речи, избегает ситуаций речевого общения, становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. В результате могут формироваться негативные личностные черты (замкнутость, негативизм, неконтактность). Наличие или отсутствие данных вторичных нарушений во многом определяется условиями воспитания и обучения. Правильно выбранный стиль воспитания, спокойная и доброжелательная обстановка способствует формированию у ребёнка позитивного и адекватного самовосприятия.

Сложные полиморфные нарушения звукопроизношения могут привести к формированию патохарактерологических невротических реакций. Данные нарушения проявляются в виде невротических страхов, реакций оппозиции, негативизма. На имеющиеся психические расстройства, квалифицируемые как реактивные состояния, указывают А.И. Уракова (1971,1972) и А.Г. Ипполитова (1983). У детей младшего возраста они выражаются преимущественно в невротических проявлениях: энурез, неврастения, расторможенность. У детей младшего возраста отмечается более легкая адаптация в коллективе сверстников, однако, постоянное отстранение от выступлений на утренниках и ответов на групповых занятиях приводят к формированию предпосылок осознания своей неполноценности. Плохая речь становится нередко объектом для насмешек окружающих. В старшем возрасте у детей преобладают патохарактерологические нарушения; неуверенность, замкнутость, истерические черты, отражающиеся на поведении. Например, у детей отмечается молчаливость, отсутствие инициативы, снижение авторитета в коллективе сверстников. Наряду с этим выраженность дефекта не влияет на уровень притязаний и достижений ребенка (М.С. Попова, И.И. Золотарева, 1990).

При речевых патологиях отмечаются разнообразные варианты негативного развития личности. Так часть детей склонна к реакциям истероидного типа. Другие дети пугливы, заторможены, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. В дошкольном возрасте такие дети склонны к раздражительности, колебаниям настроения, двигательно беспокойны, суетливы, часто проявляют грубость, непослушание. Для ребёнка с речевой патологией характерны замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, стеснительность [20].Так например, после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого развития, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне.

При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, злости, отчаянной обиде. Их несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Вспыльчивость - скорее выражение беспомощности, отчаяния, чем агрессии. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению. После конфликтных ситуаций отношения между детьми могут стать негативными, что отразится на их взаимодействии и общении. Повышенная агрессивность детей, выступающая как устойчивое качество личности. Невозможность разрешения конфликта самостоятельно приводит к проявлению злости, отчаянию, агрессивной тенденции, вспышек ярости [28].

Приречевой патологии развитие личности часто идет по невротическому типу: отмечаются замкнутость, негативизм, эмоциональная напряженность. Дети обидчивы, плаксивы, для них характерна повышенная ранимость, неуверенность в себе и в своих возможностях [13].

Таким образом, дети не умеют осознавать свои и чужие эмоции. Более чем у половины детей с речевой патологией доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям. В.А. Ковшиков в зависимости от состояния личности и эмоционально-волевой сферы выделяет три группы детей. Рассматривая причины возникновения невротических черт характера у детей с нарушениями речи, исследователи связывают их с неблагоприятными социальными условиями, с недоброжелательным отношением к ребёнку со стороны окружающих взрослых и сверстников, с неверно выбранным стилем воспитания. Нередко критичное отношение к состоянию собственной речи приводит к тому, что ребёнок начинает стесняться своей речи, избегает ситуаций речевого общения, становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. В результате могут формироваться негативные личностные черты (замкнутость, негативизм, неконтактность). Дети обидчивы, плаксивы, для них характерна повышенная ранимость, неуверенность в себе и в своих возможностях.

Вывод по 1 главе.

Таким образом, эмоциональное нарушение у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. Выделяются такие эмоциональные нарушения в поведении, как: агрессия, вспыльчивость, пассивность, застенчивость и гиперактивность.

Нарушения речи негативно сказываются на развитии детей, вызывая специфику эмоционального реагирования и отклонения в эмоциональном и социальном развитии дошкольника. У детей наблюдается повышенная раздражительность, плаксивость, обидчивость, расторможенность, аффективность и агрессивность. Нередко отклонения вызываются не самим речевым нарушением, а отношением к нему окружающих. Неадекватное восприятие речевых трудностей может негативно сказаться на отношении к ребёнку взрослых и сверстников, привести к его эмоциональной, мотивационной и волевой незрелости. Более чем у половины детей с нарушениями речи доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям.

Для изучения выраженности эмоциональных нарушений в поведении у старших дошкольников с нарушениями речи, а так же у нормально развивающихся старших дошкольников нами была проведена экспериментальная работа по диагностированию эмоциональных нарушений, которая будет раскрыта в следующей главе.

Глава 2. Экспериментальное изучение выраженность нарушений поведения детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией 2.1 Цель, задачи, организация исследования Целью эксперимента является изучение выраженность поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста [12].

В результате проведения исследования необходимо решать следующие задачи:

- отобрать психодиагностические методики для экспериментального изучения выраженности эмоциональных нарушений в поведении у детей с речевой патологией;

- экспериментально изучить выраженность эмоциональных нарушений в поведении у детей с речевой патологией;

- сравнить особенности эмоциональных нарушений в поведении детей с речевой патологией и их нормально развивающихся сверстников;

- проанализировать результаты исследования выраженности эмоциональных нарушений в поведении;

Экспериментальной базой являлись муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ботовский детский сад комбинированного вида» п. Ботово, а так же муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 8» г. Череповец.

В исследовании приняли участие 7 детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией (составляли экспериментальную группу) и 7 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (составляли контрольную группу).

Нами были использованы такие методики, как проективная рисуночная методика, основанная на методе И. М. Сеченова «Несуществующее животное», метод экспертных оценок, а так же метод наблюдения, направленные на изучение эмоциональных нарушений в поведении детей.

Методика «Несуществующее животное».

Цель: исследование личностных качеств ребенка: самооценка, уровень притязаний, тревожность, агрессивность, инфантилизм, замкнутость.

Инструкция: нарисуй несуществующее животное, то есть такое, которого нет в реальной жизни, и назовите его несуществующим названием.

Ход проведения: эксперимент проводился в двух группах детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией (экспериментальная группа) и с нормальным речевым развитием (контрольная группа). Список обеих групп представлен в приложении 1, в таблице 3.

Анализ представлен в приложении 1, в таблице 2.

Метод экспертных оценок.

Цель: изучение и обобщение мнений всех участвующих экспертов. В качестве экспертов выступает воспитатель.

Ход проведения: беседа с экспертом. Эксперт должен фиксировать выраженность более или менее дробных, частных элементов поведения, однозначно понятных.

Анализ проводился по критериям (высокий, низкий уровень), раскрывающим выбранные нами параметры, а именно выраженность поведенческой и вербальной агрессии, склонность к тревожности, вспыльчивости, конфликтность и застенчивость.

Метод наблюдения.

Цель: целенаправленно и организованно, зафиксировать поведение детей с речевой патологией, а так же их нормально развивающихся сверстников.

Ход проведения: наблюдать за поведением детей, непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Анализ проводился по критериям (высокий, низкий уровень), раскрывающим выбранные нами параметры, а именно выраженность поведенческой и вербальной агрессии, склонность к тревожности, вспыльчивости, конфликтность и застенчивость.

2.2 Результаты экспериментального изучения выраженности эмоциональных нарушений в поведении детей с речевой патологией Результаты изучения выраженности эмоциональных нарушений в поведении у дошкольников приведены в таблице 1. Таблица 1 Результаты изучения выраженности эмоциональных нарушений в поведении у дошкольников
 

Тревожность

Агрессия

Застенчивость

Вспыльчивость

 

Абсол.

%

Абсол.

%

Абсол.

%

Абсол.

%

Норма

7

100

4

57

5

71

3

43

Дети с речевой патологией

6

86

4

57

2

28

1

14

На основе полученных данных мы можем сказать о том, что большинство детей экспериментальной группы менее застенчивы и вспыльчивы. При выполнении данной методики дети не до конца понимали задание, переспрашивали. У детей контрольной группы результаты данной методики оказались несколько ниже, чем у детей экспериментальной группы. Дети так же не понимали задания. На рисунках детей с речевой патологией не присутствовало творческого начала, в большинстве случаев животные закрашены сильной штриховкой, выходящей за контур фигуры, что указывает на внутреннее напряжение ребенка. Дети с нормальным речевым развитием старались добавить в рисунок что-то творческое и индивидуальное, рисунки более разнообразны, присутствуют много дополнительных деталей.

Результаты наблюдения за дошкольниками экспериментальной группы представлены в приложении 2, в протоколе 3, в таблице 5.

Результаты наблюдения за дошкольниками контрольной группы представлены в приложении 2, в протоколе 3, в таблице 6. Обобщенные результаты наблюдения за дошкольниками представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Обобщенные результаты наблюдения за дошкольниками

* дети с нормальным речевым развитием

** дети с речевой патологией

Таким образом, проведя сравнение наблюдений, мы можем сделать вывод о том, что для детей обеих групп характерна тревожность, она выражается в страхе детей ошибиться, дети постоянно переспрашивали задание и уточняли так ли они все делают. Дети не конфликтны и в большей степени не склонны к вспыльчивости, не выражена поведенческая агрессия, но дети склонны к вербальной агрессии, которая проявляется в раздражении и злости, когда кто-то берет вещи детей. Например, в группе мальчик взял свободный стул, чтобы закрыть дверь на защелку, и девочка очень сильно на это действие отреагировала, а именно она стала кричать на мальчика, чтобы он поставил на место ее стул, хотя стулья в группе общие. Дети с речевой патологией менее застенчивы, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Результаты метода экспертных оценок для экспериментальной группы представлены в приложении 2, в протоколе 4, в таблице 7. Результаты для контрольной группы представлены в приложении 2, в протоколе 4, в таблице 8.

Обобщенные результаты метода экспертных оценок представлены на рисунке 2.

рис. 2. Обобщенные результаты метода экспертных оценок

* дети с нормальным речевым развитием

** дети с речевой патологией

Таким образом, проведя сравнение результатов метода экспертных оценок, мы можем сделать вывод о том, что для детей обеих групп характерна тревожность, она выражается в неуверенности и общем беспокойстве, дети не конфликтны и в большей степени не склонны к вспыльчивости, слабо выражена поведенческая агрессия, дети склонны к вербальной агрессии, которая проявляется в жалобах ("А Саша меня стукнул", "А Катя не убрала игрушки"), угрозах, оскорблениях, крике. Дети с речевой патологией менее застенчивы, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Вывод по 2 главе.

По общим результатам можно сделать вывод, что, в целом, эмоциональные нарушения в поведении у дошкольников с нормальным речевым развитием выше, чем у их сверстников с речевой патологией. Но эти показатели не намного отличаются, что говорит о хорошо проведенной коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

Из результатов протоколов исследования (см. приложение 2, протоколы 1, 2, 3, 4) мы видим, что в большей степени у детей проявляется тревожность и агрессия. Но в силу того, что дети с речевой патологией находятся в саду второй год и им оказывается коррекционная психолого - педагогическая помощь, они менее застенчивы и конфликтны, чем дети контрольной группы.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционная психолого - педагогическая помощь оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы и поведения детей.

Заключение

В результате изучения психолого-педагогической литературы мы установили, что эмоциональное нарушение - это отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. Выделяются такие эмоциональные нарушения в поведении, как: агрессия, вспыльчивость, пассивность, застенчивость и гиперактивность.

У детей с речевыми патологиями наблюдается повышенная раздражительность, плаксивость, обидчивость, расторможенность, аффективность и агрессивность. Нередко отклонения вызываются не самим речевым нарушением, а отношением к нему окружающих. Неадекватное восприятие речевых трудностей может негативно сказаться на отношении к ребёнку взрослых и сверстников, привести к его эмоциональной, мотивационной и волевой незрелости. Более чем у половины детей с нарушениями речи доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям.

Для изучения выраженности эмоциональных нарушений в поведении у старших дошкольников с нарушениями речи, а так же у нормально развивающихся старших дошкольников нами была проведена экспериментальная работа по диагностированию эмоциональных нарушений, в ходе которой мы выявили следующую особенность эмоциональных нарушений в поведении у детей с речевой патологией, а именно у детей проявляется тревожность и агрессия. Но в силу того, что дети с речевой патологией находятся в саду второй год и им оказывается коррекционная психолого - педагогическая помощь, они менее застенчивы и конфликтны, чем их нормально развивающиеся сверстники.

В ходе исследования все задачи были выполнены, цель достигнута. Гипотеза доказана частично, в силу того, что дети обучаются в саду уже второй год и с ними проводится коррекционная работа.

В перспективах данной работы мы видим её дальнейшее развитие в том, чтобы расширить выборку и правильно её подобрать, в плане того, чтобы дети были на первом году обучения.

Список литературы:

  1. Бамм Р., Бараш Б. и др. Семейное воспитание. Словарь для родителей. – М.: Просвещение, 1966.

  2. Гаспаров Е. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание №5. 1998.

  3. Детская практическая психология: Учебник/ Под. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005.

  4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М.: Просвещение, 1986.

  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2001.

  6. Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1991.

  7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М. Изд. Центр «Академия»

  8. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.

  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярослааль: Академия развития, 1996.

  10. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру. – М.: «Линка – пресс», 2000.

  11. Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология. –2002. - № 6.

  12. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей. – Иркутск, 1992.

  13. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) - М..1951.

  14. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М.: Знание, 1978.

  15. Любина Г.А. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание. – 1996, №2.

  16. Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Невировича. – М., 1986.

  17. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6–7 лет. – М.: Педагогика, 1992.

  18. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001.

  19. Марилов В.В. Общая психопатология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  20. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалии. // Расстройства речи и методы их устранения. / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М.,1975.

  21. Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. Психологические проблемы детей. – М.: Дрофа, 2002.

  22. Мурашова Е.В. Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы» // Обруч. 2003. №6.

  23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – 7-е изд. Стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия» 2003.

  24. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. Для студ-в пед. институтов/ Под ред. Л.А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение. 1985.

  25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., Тривола, 1995.

  26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

  27. Орман. В.И. Вопросы для выяснения эмоциональных и волевых качеств ребёнка // Дошкольное воспитание. – 1974, №7.

  28. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - М, 1996.

  29. Шипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи.// Дефектология. - 1993. - № 4.

Приложение 1

Таблица 2

Анализ результатов методики «Несуществующее животное»

Критерий

Значение

Расположение на листе

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили. Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей. Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего.Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива. Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. Эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Голова или заменяющие ее элементы

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата. Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание. Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении. Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх. Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих. Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Уши

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Рога

Защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья

Стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически

Чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора

Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме. О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части - маленькие лапки, например. Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень, небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении. Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья... Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост

Отражает самооценку ребенка. Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения. Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость. Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном. Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость самооценки. Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Контур фигуры

обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя. Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей. Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Линии

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии. Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали - например, вмонтированные в тело механические предметы - могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка. Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка. Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции. Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему. Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности. Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность. Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Штриховка рисунков

Так, сильная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изображения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к

защите, любви и ласке, которых ему не хватает.

Таблица 3

Список детей контрольной и экспериментальной групп.

Экспериментальная группа

Возраст

Контрольная группа

Возраст

Катя Ц.

6

Илья Д.

6

Кристина Т.

6

Настя В.

6

Саша П.

6

Артур Б.

6

Егор П.

6

Саша П.

6

Катя С.

6

Маша Е.

6

Егор З.

6

Вика С.

6

Саша Ф.

6

Ярослав Д.

6

Таблица 4

Список детей экспериментальной группы с указанием степени общего недоразвития речи.

Экспериментальная группа

Степень ОНР

Катя Ц.

III

Кристина Т.

III

Саша П.

III

Егор П.

III

Катя С.

III

Егор З.

III

Саша Ф.

III

Приложение 2

Протокол 1. Экспериментальная группа

Егор З. «Ушарик».

1. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания эмоциональная незрелость со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

2. Фигура, вытянутая по вертикали говорит об агрессивности, стремлении к лидерству.

3. Косая штриховка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изображения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности.

4.Положение головы "анфас", т.е. она направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Наличие ушей говорит о заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. На рисунке рот зачерченный, округлой формы – боязливость, тревожность.

5. Отсутствие задних ног (лап) трактуется как инфантильность. Передние руки (лапы) нарисованы однотипно и однонаправленно — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Пальцы нарисованы не на ладони, а по всей длине руки (лапы) виде четырех больших овалов, что также говорит об инфантильности, детскости и незрелости эмоциональной сферы.

6. Частей, поднимающихся над уровнем фигуры нет.

7. Верхний контур фигуры (линии выходят за края, штриховка неаккуратная с сильным нажимом) — агрессия, направленная против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей.

8. Экономия энергии, астения.

9.Неаккуратность соединений, линии находят друг не друга, зачернение частей рисунка. Фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

10. Животное нейтральное, рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного.

11. Присутствует фигура круга – символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.

12. Оригинальность.

Саша Ф. «Чудики».

1. Рисунки располагаются в середине листа (на средней линии). Норма.

2. Фигуры расположены по центру.

3. Фигура, вытянута по горизонтали, чаще говорит о неуверенности, тревожности. Сильная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Так же штриховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, любви и ласке, которых ему не хватает.

4. Первая голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение второй головы "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Наличие ушей говорит о заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. На рисунке рот зачерченный, округлой формы – боязливость, тревожность. На голове также располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

5. Лапы соединены с туловищем точно. Лапы нарисованы однотипно и однонаправленно — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

6. Крылья – уверенность в себе, любознательность; Хвост выражает отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции: опущен вниз – недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.

7. Контур фигуры (линии выходят за края, штриховка неаккуратная с сильным нажимом) — агрессия, направленная против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. Защита от окружающих, агрессивная — она выполнена в острых углах.

8. Много составляющих частей – высокая энергия.

9. Линии соединены аккуратно.

10. Животное первое нейтральное, а второе – угрожающее.

11. Ярко выраженная агрессия: много углов в рисунке, присутствуют когти, иглы;

12.Банальность рисунка.

Катя С. «Летающий заяц»

1. Рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о собственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

2. Фигура, смещенная в левую сторону, может свидетельствовать о конфликтности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше.

3. Фигура, вытянутая по горизонтали, говорит о неуверенности, тревожности. Штриховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, любви и ласке, которых ему не хватает.

4. Положение головы "анфас", т.е. она направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Наличие ушей говорит об заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. На рисунке рот зачерченный, округлой формы – боязливость, тревожность. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения, также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

5. Лапы соединены с туловищем точно. Лапы нарисованы однотипно и однонаправленно — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

6. Частей, поднимающихся над уровнем фигуры нет. Присутствуют крылья – уверенность в себе, любознательность, смелость, убежденность в своей деятельности.

7. Контуры фигуры. Норма.

8. Много составляющих частей – высокая энергия.

9. Линии соединены аккуратно.

10. Животное нейтральное, рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного.

11. Агрессивности нет.

12. Банальность рисунка.

Саша П. «Танчики».

1. Рисунок, смещенный в левую сторону, может свидетельствовать о конфликтности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше.

2. Сильная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству.

3. Большая фигура внизу, говорит об уверенности в себе и в своих силах, но страха или нежелания эту уверенность показывать.

4. Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.

5. Ноги соединены с туловищем плохо, это показывает на характер контроля за выводами, рассуждениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

6. Частей, поднимающихся над уровнем фигуры нет.

7. Контуры фигуры. Норма.

8. Много составляющих частей – высокая энергия.

9. Линии соединены аккуратно.

10. Животное нейтральное.

11. Агрессивность выражена, т.к. присутствуют когти; так же присутствует фигура круга (особенно — ничем не заполненного), символизирующая и выражающая тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.

12. Банальность рисунка.

Егор П. «Заяретрик»

1. Рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о собственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

2. Фигура, смещенная в левую сторону, может свидетельствовать о конфликтности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше.

3. Сильная, с нажимом, прямая штриховка – внутреннее напряжение ребенка, стремление его к высокой оценке, лидерству. Так же присутствует штриховка кругами, которая обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, любви и ласке, которых ему не хватает.

4. Положение головы "анфас", т.е. она направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Наличие ушей говорит об заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. Глаза, нос и рот на рисунке присутствуют, но сильно заштрихованы.

5. Ноги соединены с туловищем плохо, это показывает на характер контроля за выводами, рассуждениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

6. Частей, поднимающихся над уровнем фигуры нет.

7. Контуры фигуры. Норма.

8. Экономия энергии, астения.

9. Линии соединены аккуратно.

10. Животное нейтральное, рисуемое животное — представитель самого рисующего.

11. Агрессивность не выражена.

12. Банальность рисунка.

Кристина Т. «Мы с Луны».

1. Рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о собственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

2. Положение голов "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Одна голова повернута вправо – художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата. Наличие ушей говорит о заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. На рисунке рот зачерченный, округлой формы – боязливость, тревожность.

3. Ноги соединены с туловищем хорошо, это показывает на характер контроля за выводами, рассуждениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

4. Над уровнем фигуры есть антенна – проявление особой оригинальности, как, впрочем, и отголосок чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой, часто связано с его интересом к окружающему, другим людям, стремлением наладить с ними связь.

5. Контуры фигуры. Норма.

6. Много составляющих частей – высокая энергия.

7. Линии соединены аккуратно.

8. Животное нейтральное

9. Агрессия не выявлена.

Катя Ц. «Смешарики».

1. Большая фигура расположена в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. Ребенок уверен в себе и в своих силах, но боится или не хочет эту уверенность показывать.

2. На рисунке 2 головы: одна повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям, это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться; а другая вправо – художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство.

3. Ноги соединены с туловищем хорошо, это показывает на характер контроля за выводами, рассуждениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

4. Частей, поднимающихся над уровнем фигуры нет.

5. Контуры фигуры. Норма.

6. Много составляющих частей – высокая энергия.

7. Линии соединены аккуратно.

8. Животное угрожающее: когти и рога.

9. Агрессия защитная.

Протокол 2. Контрольная группа

Илья Д. «Снежок»

1. Расположение в нижней трети говорит о заниженных притязаниях. Рисунок говорит о неуверенности, тревожности, развитии комплекса неполноценности, т.к. расположен в нижней части листа, а так же животное нарисовано маленьким. Ребенок нуждается в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на его успехи. Такое поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, что он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, где от них требуют больших успехов во всех видах деятельности и послушания, что с трудом дается детям и приводит к занижению их самооценки.

2. Фигура, сдвинута в правую сторону говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым.

3. Фигура, вытянута по горизонтали, чаще говорит о неуверенности, тревожности. Сильная, с нажимом, прямая штриховка – внутреннее напряжение ребенка, стремление его к высокой оценке, лидерству.

4. Положение головы "анфас", т.е. она направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Наличие ушей говорит об заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. На рисунке рот зачерченный, округлой формы – боязливость, тревожность. Увеличенный размер головы по отношению ко всему рисунку означает то, что ребенок ценит в себе и окружающих эрудицию.

5. Лапы соединены с туловищем точно. Лапы нарисованы однотипно и однонаправленно — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Пальцы в виде прямых широко-расставленных линий, что также говорит об инфантильности, детскости и незрелости эмоциональной сферы.

6. Частей, поднимающихся над уровнем фигуры нет.

7. Контуры фигуры. Норма.

8. Экономия энергии, астения.

9. Линии соединены аккуратно.

10. Животное нейтральное, рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного.

11. Агрессивность не выражена.

12. Банальность рисунка.

Настя В. «Летающий заяц».

1. Расположение в нижней трети говорит о заниженных притязаниях. Рисунок говорит о неуверенности, тревожности, развитии комплекса неполноценности, т.к. расположен в нижней части листа, а так же животное нарисовано маленьким.

2. Фигура сдвинута в правую сторону (либо смотрящая вправо) это говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

3. Положение головы "анфас", т.е. она направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Наличие ушей говорит об заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. На рисунке рот зачерченный, округлой формы – боязливость, тревожность.

4. Крылья - уверенность в себе, любознательность, смелость, убежденность в своей деятельности.

5. Лапы соединены с туловищем не точно. Лапы нарисованы однотипно и однонаправлено — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

6. Частей, поднимающихся над уровнем фигуры нет.

7. Контуры фигуры. Норма.

8. Много составляющих частей на рисунке, много энергии.

9. Линии соединены аккуратно.

10. Животное нейтральное, рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, включая похожесть морды на лицо свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного.

11. Агрессивность не выражена.

12. Банальность рисунка.

Артур Б. «Треугольник»

1. Расположение рисунка в нижней части листа - не уверенность в себе.

2. Фигура, смещенная в левую сторону, может свидетельствовать о конфликтности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше.

3. Положение головы "анфас", т.е. она направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Отсутствие ушей говорит об незаинтересованности в информации, не значимости мнения окружающих о себе. На рисунке рот зачерченный, округлой формы – боязливость, тревожность Ресниц нет, глаза - просто точки, что говорит о закрытости.

4. Фигура, вытянутая по вертикали говорит об агрессивности, стремлении к лидерству.

5. Лапы соединены с туловищем не точно. Лапы нарисованы однотипно и однонаправленно — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

6. Частей, поднимающихся над уровнем фигуры нет.

7. Контуры фигуры - присутствуют острые углы (защита против сверстников).

8. Экономия энергии.

9. Линии аккуратные, но соединены не точно.

10. Животное нейтральное, рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, включая похожесть морды на лицо свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного.

11. Основная фигура - круг, что говорит о закрытости, не желании сотрудничать.

12. Рисунок банальный.

13. Агрессия выражена присутствием на рисунке острых углов.

Саша П. «Кот в сапогах».

1. Рисунок расположен в верхней части, что говорит о высокой самооценке.

2. Фигура, смещенная в левую сторону, может свидетельствовать о конфликтности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше.

3. Положение головы "анфас", т.е. она направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Отсутствие ушей говорит об незаинтересованности в информации, не значимости мнения окружающих о себе. На рисунке рот зачерченный, округлой формы – боязливость, тревожность Ресниц нет, глаза - просто точки, что говорит о закрытости.

4. Лапы соединены с туловищем не точно. Лапы нарисованы однотипно и однонаправленно — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

5. Частей, поднимающихся над уровнем фигуры нет.

6. Контуры фигуры - присутствуют острые углы (защита против сверстников).

7. Экономия энергии.

8. Линии аккуратные.

9. Животное нейтральное, рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, включая похожесть морды на лицо свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного.

10. Основная фигура - круг, что говорит о закрытости, не желании сотрудничать.

11. Рисунок банальный.

12. Агрессия выражена присутствием на рисунке острых углов.

Маша Е. «Дракоша».

1. Расположение рисунка в нижней части листа - не уверенность в себе.

2. Положение головы "анфас", т.е. она направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Наличие ушей говорит об заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. На рисунке рот зачерченный, округлой формы – боязливость, тревожность.

3. Лапы соединены с туловищем точно. Лапы нарисованы однотипно и однонаправленно — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

4. Частей, поднимающихся над уровнем фигуры нет.

5. Контуры фигуры - присутствуют острые углы (защита против сверстников).

6. Много составляющих частей - большая энергия.

7. Линии аккуратные.

8. Животное нейтральное, рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, включая похожесть морды на лицо свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного.

9. Основная фигура - круг, что говорит о закрытости, не желании сотрудничать.

10. Рисунок банальный.

11. Агрессия выражена присутствием на рисунке острых углов.

Ярослав Д. «Панда».

1. Рисунок расположен в центре листа, что является нормой.

2. Положение головы "анфас", т.е. она направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Наличие ушей говорит об заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. На рисунке рот зачерченный, округлой формы – боязливость, тревожность. Четко прорисована радужка, что говорит о недоверчивости.

3. Лапы соединены с туловищем точно. Лапы нарисованы однотипно и однонаправленно — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

4. Частей, поднимающихся над уровнем фигуры нет.

5. Контуры фигуры - присутствуют острые углы (защита против сверстников).

6. Экономия энергии, астения.

7. Линии аккуратные.

8. Животное нейтральное, рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, включая похожесть морды на лицо свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного.

9. Основная фигура - круг, что говорит о закрытости, не желании сотрудничать.

10. Рисунок банальный.

11. Агрессия выражена присутствием на рисунке острых углов.

Вика С. «Летающий зайчик с букетом».

1. Рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о собственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

2. Фигура, смещенная в левую сторону, может свидетельствовать о конфликтности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше.

3. Положение головы "анфас", т.е. она направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Наличие ушей говорит об заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. На рисунке рот зачерченный, округлой формы – боязливость, тревожность.

4. Лапы соединены с туловищем точно. Лапы нарисованы однотипно и однонаправленно — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

6. Частей, поднимающихся над уровнем фигуры нет. Присутствуют крылья – уверенность в себе, любознательность, смелость, убежденность в своей деятельности.

7. Контуры фигуры. Норма.

8. Много составляющих частей – высокая энергия.

9. Линии соединены аккуратно.

10. Животное нейтральное, рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного.

11. Агрессивности нет.

12. Банальность рисунка.

Протокол 3. Результаты наблюдения

Таблица 5 Результаты наблюдения за дошкольниками экспериментальной группы
    Катя Ц. Кристина Т. Егор З. Саша П. Катя С. Егор П. Саша Ф.
Преобладающий фон настроения Высокий + + + + + + +
Низкий              
Интенсивность общения Высокая + + + + + + +
Низкая              
Конфликтность Высокая +           +
Низкая   + + + + +  
Выраженность поведенческой агрессии Высокая +            
Низкая   + + + + + +
Выраженность вербальной агрессии Высокая + + +   + + +
Низкая       +      
Склонность к вспыльчивости Выражена +            
Не выражена   + + + + + +
Склонность к тревожности Выражена + + +   + + +
Не выражена       +      
Застенчивость Выражена       +   +  
Не выражена + + +   +   +
Таблица 6 Результаты наблюдения за дошкольниками контрольной группы
    Илья Д. Настя В. Артур Б. Саша П. Маша Е. Вика С. Ярослав Д.
Преобладающий фон настроения Высокий + + + + + + +
Низкий              
Интенсивность общения Высокая + + + + + + +
Низкая              
Конфликтность Высокая              
Низкая + + + + + + +
Выраженность поведенческой агрессии Высокая              
Низкая + + + + + + +
Выраженность вербальной агрессии Высокая   + +   +   +
Низкая +     +   +  
Склонность к вспыльчивости Выражена   + +       +
Не выражена +     + + +  
Склонность к тревожности Выражена + + + + + + +
Не выражена              
Застенчивость Выражена + +     + + +
Не выражена     + +      
Протокол 4. Результаты метода экспертных оценок Таблица 7 Результаты экспертных оценок для экспериментальной группы
    Катя Ц. Кристина Т. Егор З. Саша П. Катя С. Егор П. Саша Ф.
Преобладающий фон настроения Высокий + + + + + + +
Низкий              
Интенсивность общения Высокая + + + + + + +
Низкая              
Конфликтность Высокая +         + +
Низкая   + + + +    
Выраженность поведенческой агрессии Высокая +         +  
Низкая   + + + +   +
Выраженность вербальной агрессии Высокая + + +     + +
Низкая       + +    
Склонность к вспыльчивости Выражена +           +
Не выражена   + + + + +  
Склонность к тревожности Выражена + + +   + + +
Не выражена       +      
Застенчивость Выражена       +   +  
Не выражена + + +   +   +

Воспитатель: "Дети находятся в саду уже второй год. В целом, дети общительны, не застенчивы. Агрессия проявляется в основном вербальная, но мы стараемся во время заметить такие ситуации и разрешить их. Так же обучаем детей справляться с негативными эмоциями самостоятельно."

Таблица 8 Результаты экспертных оценок для контрольной группы
    Илья Д. Настя В. Артур Б. Саша П. Маша Е. Вика С. Ярослав Д.
Преобладающий фон настроения Высокий + + + + + + +
Низкий              
Интенсивность общения Высокая + + + + + + +
Низкая              
Конфликтность Высокая   +   +      
Низкая +   +   + + +
Выраженность поведенческой агрессии Высокая       +      
Низкая + + +   + + +
Выраженность вербальной агрессии Высокая   + + + +   +
Низкая +         +  
Склонность к вспыльчивости Выражена   + +       +
Не выражена +     + + +  
Склонность к тревожности Выражена + + + + + + +
Не выражена              
Застенчивость Выражена + +     + + +
Не выражена     + +      

Воспитатель: "Дети в саду первый год, сначала они не могли найти общий язык, позже стали появляться группы по интересам. Сейчас дети хорошо общаются между собой, но иногда происходят ссоры, которые проходят очень быстро. Мы учим детей справляться с негативными эмоциями, объясняем как лучше справиться в той или иной ситуации, не прибегая к дракам и ссорам."

Просмотров работы: 5075