ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Кукушкина А.И. 1, Захарова Т.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ассоциация в психологии - связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.); действие этой связи - актуализация ассоциации - состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других). Психофизиологической основой ассоциации считается условный рефлекс.

Словесные ассоциации являются важной частью психики человека, и их более полное изучение позволит более глубоко вникнуть в механизм психической деятельности. Так же, изучая вербальные ассоциации, можно расширить знания о речи.

Данный вопрос разработан в психологической литературе не очень широко, но, тем не менее, есть работы различных авторов, посвященные этой теме. В работах Б.М.Гриншпуна, В.А.Ковшикова, Р.И.Лалаева, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной , С.Н.Шаховской широко представлены исследования состояния речи у детей с речевой патологией. Изучением вербальных ассоциаций занимались многие известные представители как отечественной науки, так и зарубежной. Так из отечественных ученых проблеме уделяли внимание Л. С. Выгодский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. П. Клименко, Л. Н. Титова, Сахарный Л. В. и другие. Из представителей зарубежной науки этим вопросом занимались Ч. Осгуд, Ж. Пиаже, Н. Хомский, Дж. Миллер, Дж. Диз и другие авторы. В литературе имеется большое количество работ, касающихся использования ассоциативного эксперимента при изучении семантических полей у взрослых. Менее исследованным является вопрос о характере ассоциаций у детей. Вербальные ассоциации у дошкольников с речевой патологией представляют собой малоизученную проблему.

Ассоциации отражают некоторые существенные связи между объектами и явлениями реального мира и между понятиями, следовательно, они играют важную роль в строении лексической системы языка.

Нарушение в овладении лексической системой языка у детей с общим недоразвитием речи существенно затрудняет общение, сотрудничество ребенка со взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников общим недоразвитием речи объективное изучение высших ассоциативных процессов, как в норме, так и в патологии, представляет собой одну из сложнейших и далеко еще не решенных задач.

Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическим и грамматическим компонентами оформления высказывания при общем недоразвитии речи. Вместе с тем, особенности вербальных ассоциаций дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно освещены в специальной литературе. Это и обусловило цель настоящего исследования.

Цель исследования:изучение особенностей вербальных ассоциаций детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: вербальные ассоциации детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности вербальных ассоциаций детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи присутствуют одни и те же типы вербальных ассоциаций, что и у детей с нормальным речевым развитием, но имеются свои особенности. Латентный период реакции на слово у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем в норме. Ассоциации, выражающие родовитые отношения, встречаются редко. Дети не употребляют обобщающие слова, не используют антонимы и синонимы.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования мы поставили следующие задачи:

  1. Теоретически обосновать проблемы исследования особенностей вербальных ассоциаций у детей с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи.

  2. Изучить особенности вербальных ассоциаций детей с общим недоразвитием речи.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов исследования:

  1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.

  2. Экспериментальный: заданный вербальный ассоциативный эксперимент.

  3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Базой исследования явилось МБДОУ «Ботовский детский сад комбинированного вида». В эксперименте принимали участие 7 детей с ОНР и 7 детей с нормальным развитием речи старшего дошкольного возраста.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 25 источников и 2 приложения.

Глава 1. Состояние проблемы исследования особенностей вербальных ассоциаций детей с общим недоразвитием речи

1.1. Семантические поля как система организации словесных ассоциаций

В настоящее время ассоциацию обычно определяют как связь, образующуюся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями. Действие этой связи — актуализацию ассоциации — усматривают в том, что появление одного члена ассоциации регулярно ведет к появлению другого ее члена. Наиболее распространенной классификацией ассоциаций в психологии является классификация, проводящаяся на основе разграничения характера отношений между содержаниями ассоциируемых психических образований, отражающего три типа отношений между явлениями внешнего мира: а) пространственно-временная смежность;

б) подобие, сходство;

в) различие, противоположность.

Если контраст рассматривать как частный случай сходства, то приходится говорить лишь о двух основных типах ассоциаций — ассоциациях по смежности и ассоциациях по сходству[1]. Вербальные (словесные) ассоциации, следуя лингвистической традиции (парадигматические поля И. Трира и Л. Вайсгербера, синтаксические или синтагматические поля В. Порцига и т. п.), принято делить на два типа — синтагматические (небо — голубое) и парадигматические (стол — стул). В последнее время выделяют третий тип вербальных ассоциаций — тематические ассоциации (друг — дорога)[1]. Человеческие ассоциации глубоко индивидуальны, субъективны и специфичны.

Слово имеет сложное смысловое строение: оно, с одной стороны, обозначает соответствующие предметы, действия или признаки и имеет «предметную отнесенность», а с другой - анализирует и обобщает их, относя к определенной категории; эту функцию Л. С. Выготский обозначил термином «значение слова». Предметная отнесенность, как и значение слов, развивается, претерпевая в процессе онтогенеза существенные изменения. Однако этим не исчерпывается - анализ реальной психологической структуры слова. Каждое слово возбуждает целую сложную систему связей; являясь центром целой семантической сети, актуализирует определенные «семантические поля», которые характеризуют важный аспект психологической структуры слова[4].

Следует, видимо, признать, что детальное изучение семантических полей, проявляющееся при предъявлении слова, требует еще поисков таких адекватных психологических и психофизиологических методов, которые дали бы возможность их объективного анализа.

Для неопытного наблюдателя может показаться, что слово имеет постоянное значение и что оно (значение) однозначно (кошка - это всегда кошка, скрипка - это всегда скрипка и т. д.). Однако это далеко не так, и если бы слово имело всегда однозначное постоянное, «денотативное», значение, переход к его «коннотативному» смыслу, т. е. тем индивидуальным связям слова, которые соответствуют аффективным состояниям человека в данный момент, был бы невозможным. Это положение о многозначности связей, стоящих за словом, следует осветить подробнее[4].

За каждым словом обязательно стоит система звуковых, ситуационных и понятийных связей. Например, при слове «кошка» могут всплывать связи по звуковому сходству (кошка, крошка, крышка, кружка, окошко). В ответ на это слово могут всплывать и ситуационные связи (кошка - молоко, мышь и т. д.), и понятийные связи (кошка - домашнее животное, в отличие от диких животных; живое, в отличие от неживого, и т. п.). То же самое можно сказать и о слове «скрипка». За словом «скрипка» могут стоять связи по звуковой близости (скрипка - скрепка); ситуационные связи (скрипка, смычок, пюпитр, оркестр, концерт), наконец, понятийные связи, обозначающие объекты, относящиеся к той же категории (скрипка - музыкальный инструмент, смычковый инструмент и т. д.). По понятийному признаку слово «скрипка» войдет в ту же категорию, что и слова «балалайка», «гитара», «мандолина», «виолончель», «фортепиано» и т. д.[4].

В норме все те связи, которые только что были перечислены, в разной степени доминируют в разных условиях. Звуковые связи слова у нормального взрослого человека почти всегда тормозятся. От них сознание отвлекается: вряд ли у кого-нибудь при слове «кошка» всплывет слово «крошка» или «крышка», при слове «скрипка» - слово «скрепка». Мы отвлекаемся от всех этих звуковых ассоциаций в пользу более существенных смысловыхсвязей. Семантические связи, как ситуационные, так и понятийные, в норме бесспорно доминируют. Однако вследствие богатства ситуационных и понятийных связей во всех случаях всегда имеет место выбор нужного значения из многих возможных, различные значения слова всплывают с неодинаковой вероятностью в тот момент, когда человек его слышит[11].

Существуют особые состояния сознания, при которых эта избирательность связей исчезает, и звуковые ассоциации слова начинают всплывать с такой же вероятностью, как и смысловые[11].

К таким случаям относятся изученные И. П. Павловым тормозные, или «фазовые», состояния коры головного мозга, которые наступают при переходе от бодрствования ко сну, при остром утомлении и других патологических состояниях мозга. На этих положениях следует остановиться подробнее.

Известно, что в нормальном состоянии кора головного мозга работает, подчиняясь «закону силы»: сильные (или существенные) раздражители вызывают сильную реакцию, а слабые (или несущественные) раздражители - слабую. Только при действии «закона силы» и может осуществляться та избирательная работа мозговой коры, которая позволяет выделять существенные признаки, тормозить несущественные и обеспечивать стойкую работу сложных понятийных функциональных систем[16].

При тормозных, или «фазовых», состояниях головного мозга «закон силы» нарушается, и на первой стадии этих «фазовых состояний», которую И. П. Павлов обозначил как «уравнительную», все раздражители (сильные, или существенные, и слабые, или несущественные) начинают вызывать одинаковую по силе реакцию; при дальнейшем углублении тормозных состояний возникает «парадоксальная» или даже «ультрапарадоксальная» фаза, при которой слабые и несущественные раздражители вызывают более сильные реакции, чем сильные, или же сильные раздражители ведут к появлению запредельного торможения.

При всех этих «тормозных» состояниях коры изменяется вероятность появления связей. Все связи начинают появляться с равной вероятностью (или даже несущественные звуковые связи начинают выступать более активно, чем существенные понятийные). Избирательность (селективность) в работе коры головного мозга исчезает, так как вероятность всплывания различных альтернатив - звуковых, ситуационных, понятийных - уравнивается. Подобного рода нарушения избирательности возможны в «онейроидных» состояниях, когда человек засыпает, но еще не полностью заснул, или при очень сильном утомлении, когда внезапно начинают всплывать ранее заторможенные, стоящие за словом звуковые связи и различные необычные ассоциации. В просоночном состоянии у человека всплывают связи, которые, как правило, заторможены в бодрствующем состоянии. Возникает уравнивание любых возможных связей - звуковых, ситуационных, понятийных[11].

Таким образом, слово является потенциальной сетью многомерных связей. Эти связи могут иметь характер звуковых, ситуационных, понятийных. В норме одни связи, образные, как наименее существенные вытесняются, а другие, смысловые, доминируют. Поэтому процесс выбора протекает преимущественно в пределах семантических смысловых связей и приобретает селективный, избирательный характер. В особых состояниях сознания - просоночных состояниях, при утомлении и т. д. - эта избирательность нарушается, возбудимость разных связей уравнивается и выбор нужного слова из многих возможных по семантическим правилам становится трудным[16].

1.2. Особенности вербальных ассоциаций у детей с нормальным речевым развитием

По мере развития мышления ребенка, его речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле — это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

Организация лексической системности у маленьких детей и взрослых происходит по-разному. У маленьких детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (например, собака — конура, помидор — грядка). Взрослые же чаще объединяют слова, относящиеся к одному понятию (собака — кошка, помидор — овощ).

Развитие лексической системности и организации семантических полей находит свое отражение в изменении характера ассоциативных реакций [20].

Т.Н. Наумова, анализируя результаты ассоциативного эксперимента, проведенного с дошкольниками 4 и 6 лет, отмечает высокий уровень стереотипности реакций на слова-стимулы. При этом процент стереотипных реакций увеличивается у 6-летних детей по сравнению с 4-летними. По мнению Т.Н. Наумовой, это явление свидетельствует об активном овладении детьми в этот период значимыми аспектами значения слова.

При анализе ответов детей на стимул-существительное отмечается доминирование операций противопоставления, которое достигает кульминации у детей 6-летнего возраста. Та же тенденция к стратегии противопоставления наблюдается и среди реакций на стимулы-прилагательные [9].

На основании анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5-8 лет Н.В. Серебряковой [9] выделены следующие этапы организации семантических полей. Первый этап характеризуется несформированностью семантического поля. На этом этапе ребенок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации и в качестве слов-реакций преобладают названия окружающих ребенка предметов (собака мяч). Лексическая системность не сформирована. Значение слова включается в значение словосочетаний. Большое место занимают синтагматические ассоциации (собака — лает).

Второй этап. На этом этапе усваиваются смысловые связи слов, значительно отличающихся друг от друга по семантике, но имеющих ситуативную, образную связь. Это проявляется в преобладании тематических ассоциаций, которые опираются на определенные образы (представления): дом — крыша, высоко — дерево и т.д. На этом этапе имеет место образный, мотивированный характер связей. Семантическое поле еще структурно не организовано, не оформлено[9].

Третий этап. На этом этапе формируются понятия, процессы классификации. В ассоциативном эксперименте на смену образным связям приходят связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций (дерево — береза, высоко — низко). Происходит дифференциация структуры семантического поля, наиболее характерными отношениями которого являются группировки и противопоставление. В процессе ассоциативного эксперимента выделяются следующие типы вербальных ассоциаций, которые наиболее характерны для детей 5-8 лет[9].

1. Синтагматические ассоциации. Этот тип ассоциаций выделяется в том случае, когда слово-реакция и слово-стимул составляют словосочетание, чаще всего согласованное (желтый — цветок, дерево — растет).

2. Парадигматические ассоциации — это такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются не более чем одним дифференциальным семантическим признаком (дерево — береза, кошка — собака, посуда — чашка)[9].

Парадигматические ассоциации по-разному соотносятся со стимулами, выражают различные отношения. Среди парадигматических ассоциаций у дошкольников наблюдаются следующие:

ассоциации, выражающие синонимические отношения (смелость — храбрость). Эти реакции у дошкольников встречаются редко;

ассоциации, выражающие антонимические отношения, т. е. отношения противопоставления (высоко — низко, хороший — плохой);

ассоциации, выражающие отношения подобия. В этом случае происходит выбор одного из элементов группы. Примером этих отношений могут служить названия цветов (желтый — красный), названия домашних животных (собака — кошка), чисел натурального ряда (два — три);

ассоциации, выражающие родовидовые отношения (посуда — кастрюля, дерево — береза). Отношения «вид — род» у детей 5-8 лет встречаются значительно реже, чем у взрослых. Это, вероятно, связано с несформированностью у детей процессов обобщения;

ассоциации, выражающие отношения «целое — часть» (дом — крыша, дерево — ветка);

3. Тематические ассоциации. Эти ассоциации, так же как и парадигматические, относятся к смысловым реакциям, характеризуют отношения одного семантического поля. Тематические ассоциации — это такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются более чем по одному семантическому признаку[9].

Тематические ассоциации составляют большой процент всех ассоциаций детей 5-8 лет. Если парадигматические реакции свидетельствуют о семантическом аспекте значения слова, то тематические реакции отражают прагматическую, связанную с познавательным опытом сторону значения слова. Поэтому тематические ассоциации рассматриваются как наиболее психологические по своему характеру [9].

У детей 6-8 лет наблюдаются следующие виды тематических ассоциаций:

отношения объекта и места его нахождения (собака — конура, посуда — дом, дерево — ворона);

отношения объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (посуда — мыть);

причинно-следственные отношения (смелость — победа). Эти ассоциации являются единичными у детей;

ассоциации орудии действия и объекта, обозначенного словом-стимулом (бабочка-сачок),

отношения признака и объекта, который обладает этим признаком (желтый – солнышко, хороший – люди, смелость — солдат);

отношения образы действия и предмета (весело — праздник, высоко — дерево, быстро – заяц).

ассоциации по одному общему признаку (бабочка — птица).

4. Словообразовательные ассоциации[9]. В этом случае в качестве реакций приводятся слова, производные от искомого. Можно выделить два подтипа таких ассоциаций:

слова-стимулы и слова-реакции относятся к одной части речи (заяц — зайчишка, говорят — разговаривают, быстро — быстрее). У взрослых этот подвид словообразовательных ассоциаций почти не встречается;

слова-стимулы и слова-реакции относятся к различным частям речи (весело — веселый, высоко — высокий, лисий — лиса).

Чаще всего ассоциацией на наречие является прилагательное, а на прилагательное — существительное, т. е. в качестве реакций даются слова, от которых образовано слово в истории языка;

5. Ассоциации грамматических форм одного и того же слова. Чаще всего в качестве слов-реакций воспроизводятся формы множественного числа (стол — столы, бабочка — бабочки, дерево — деревья).

Этот вид ассоциаций, как и словообразовательные ассоциации, у взрослых почти не встречается в связи с тем, что взрослые не воспринимают формы слова как отдельные слова[9].

6. Фонетические ассоциации — это такие ассоциации, когда слово-реакция созвучно слову-стимулу, но явная семантическая связь между словами отсутствует (бабочка — бабушка, петь — пить). Эти ассоциации встречаются у детей редко[9].

7. Случайные ассоциации. В этом случае между словом-стимулом и словом-реакцией отсутствует как смысловая и грамматическая связи, так и звуковое сходство (быстро — груша, смелость — тетрадь, лисий — лодка). Чаще всего в ответ на слово-стимул дети называют предметы окружающей обстановки. Этот тип ассоциаций является очень распространенным у детей, особенно 5-6 лет[9].

Таким образом, в процессе речевого развития ребенка меняется характер вербальных ассоциаций. У детей 5-6-летнего возраста синтагматические реакции преобладают над парадигматическими, они встречаются во много раз чаще. У детей 5-6 лет большую распространенность имеют тематические ассоциации. В 5 лет они занимают 2-е место по распространенности, в 6 лет — 3-е место и встречаются чаще, чем парадигматические.

1.4. Особенности лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи

При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, современные представления о процессе развития лексики, о различных аспектах её изучения, о развитии лексики в онтогенезе, о структуре значения слова, о семантических полях[5;10].

В исследованиях Р.И.Лалаевой отмечается ряд особенностей лексики старших дошкольников. Выявлена ограниченность словарного запаса, расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный характер. Наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация. Выявлен малый объём семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии, а отношения противопоставления и родовидовые встречаются редко, что не согласуется с нормой. У детей с нормальным речевым развитием отношения противопоставления к 7 годам составляют более половины всех парадигматических ассоциаций, кроме того, замечено, что латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длиннее, чем в норме [9].

Н.В.Серебрякова выявила особенности лексики: ограниченность объёма словаря, особенно предикативного; большое количество замен особенно по семантическому признаку, указывающих на несформированность семантических полей, на недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов; незнание или неточное употребление многих общеупотребительных слов обозначающих зрительно сходные предметы, части предметов, части тела; замены семантически близких слов; замена словообразовательными неологизмами; замена однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции; большая степень немотивированности ассоциаций [9].

Л.В.Лопатина отметила несформированность большинства компонентов функциональной речевой системы, многих языковых процессов: бедность словаря и трудность актуализации его в экспрессивной речи; редко употребляющие слова заменяются другими; ошибочно используются слова обобщающего значения. Неадекватное использование антонимических средств языка обусловлено недостаточностью осознания парадигматических пар, в основе которых лежит элемент отрицания [9].

Особенность детей с ОНР заключается в том, что качество и объём активного словаря у детей этой группы не соответствует возрастной норме. Часть детей редко встречающиеся в речевой практике слова заменяют смежными по ассоциации, не могут употреблять обобщающие слова[7].

В работах Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной отмечаются такие лексические особенности при общем недоразвитии речи: расхождение в объёме активного и пассивного словаря. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета («рукав» - «рубашка»), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам («подшивает» - «шьёт»); название предмета заменяется названием действий («тётя продаёт яблоки» -вместо «продавец»), замена видовых понятий родовыми и наоборот («ромашка» - «роза», «колокольчик» - «цветок»). Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи их смешивают. Из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать, как штопать, распарывать, переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться. Они не знают названий оттенков цветов: «оранжевый», «серый», «голубой». Плохо различают форму предметов: «круглый», «овальный», «квадратный», «треугольный». В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы (характеризуют величину предмета, используют только понятие: «большой -маленький», которыми заменяют слова: «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий»). Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости. Недостаточная ориентация в звуковой слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов некоторых прилагательных («мехная шапка», «глинный кувшин»). Много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов [22].

Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной. Выявляются стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже; смешение родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании числительного с существительными всех трёх родов («пять руках» - пять рук)[12].

Таким образом, у детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой. Организация семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:

1. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер.

2. Наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация.

3. У детей с ОНР наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии. Отношения противопоставления, родовидовые отношения встречаются редко. В то же время у детей с нормальным речевым развитием отношения противопоставления к 7 годам составляют большинство всех парадигматических ассоциации

4. Латентный период реакции на слово у детей с речевыми нарушениями гораздо длительное, чем в норме: у детей с нормальным речевым развитием до 10 сек, у детей с речевой патологией — до 40 сек.

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи

  1.  
    1. Цель, задачи, экспериментальная база и методика исследования

Учитывая то, что в настоящее время значительно возросло количество детей с речевой патологией, чрезвычайно важно выяснить действительно ли вербальные ассоциации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют свои особенности и отличаются от вербальных ассоциаций их сверстников с нормальным речевым развитием. Анализ литературы показал, что в настоящее время проблема особенностей вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи недостаточно изучена, поэтому целью нашего эксперимента является изучение особенностей вербальных ассоциаций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В результате проведения исследования необходимо решать следующие задачи:1. Осуществить отбор психодиагностических методик для экспериментального изучения особенностей вербальных ассоциаций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.2. Осуществить экспериментальное изучение особенностей вербальных ассоциаций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.3. Сравнить особенности вербальных ассоциаций детей с ОНР и их нормально развивающихся сверстников.4. Осуществить анализ результатов исследования.Экспериментальной базой явилось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ботовский детский сад комбинированного вида» п. Ботово.

В исследовании приняли участие 7 детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией и 7 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием по заключению ПМПК.

Нами использовался следующий метод исследования: заданный ассоциативный эксперимент.

Метод исследования вербальных ассоциаций является распространенным методом изучения лексики, а также исследования семантических полей. Ассоциативный эксперимент проводится следующим образом: испытуемому предлагается слово, в ответ на которое он должен ответить любым другим, «пришедшим в голову» словом. Предъявляемые слова называются словами-стимулами, а слова, воспроизводимыми в ответ, - словами-реакциями.

В процессе эксперимента фиксировался характер реакции и латентное время появления реакции. Анализировались следующие показатели: содержание вербальных ассоциаций, характер связей между словом-стимулом и словом-реакцией, латентное время речевых реакций.

Для проведения исследования использовались 20 слов, предложенные Дж. Дизом, но была произведена небольшая модификация, так как мы предположили, что дети с ОНР могут не знать таких слов как моль и кокон, поэтому они были заменены на более известные: карандаш, насекомое, крыло, птица, муха, жёлтый, цветок, лук, лимон, цвет, синий, пчёлы, лето, солнечный, свет, сад, небо, природа, весна, бабочка[25].

  1.  
    1. Анализ результатов исследования

Анализ показал, что у дошкольников с ОНР встречаются те же типы вербальных ассоциаций, что и в норме, но имеют свои особенности.

Таблица 1

Количественные соотношения типов вербальных ассоциаций

Кол-во ассоциаций

Синтагматические

Парадигматические

Тематические

Словообразовательные

Случайные

Отказы

ОНР

39

57

30

2

3

0

 

91

24

19

6

0

0

Как видно из таблицы 1 у детей 5 лет с нормальным речевым развитием большую распространённость имеют синтагматические ассоциации в отличие от детей с речевой патологией. Так как у детей с ОНР наблюдаются стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже; смешение родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании числительного с существительными всех трёх родов.

Словообразовательные ассоциации у детей с ОНР встречаются реже, чем у нормы, так как они испытывают трудности в образовании новых слов их предложенных.

Тематические ассоциации у детей с ОНР выражают отношения объекта и места его нахождения и ассоциации по общему признаку, а у детей с нормальным речевым развитием их гораздо меньше.

У детей с ОНР 5 лет парадигматические ассоциации носят характер аналогии, сходства (жёлтый - зелёный, лимон - яблоко), а отношения противопоставления и родовидовые встречаются редко, что не согласуется с нормой. Особенность детей с ОНР заключается в том, что качество и объём активного словаря у детей этой группы не соответствует возрастной норме. Часть детей редко встречающиеся в речевой практике слова заменяют смежными по ассоциации, не могут употреблять обобщающие слова.

У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизирование. У детей с ОНР, в отличие от нормы, этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизировано, так как присутствуют трудности актуализации словаря в экспрессивной речи из-за его бедности.

Ассоциации грамматических форм у детей 5 лет не наблюдаются. Вероятно, это объясняется отсутствием направленного внимания на грамматическое изменение слова, недостаточной сформированностью дифференциации слов по формам.

О несформированности семантического поля у детей с нарушениями речи говорит и количество случайных ассоциаций (3 ассоциации). В то время как у детей с нормальны речевым развитием случайные ассоциации не встретились. Из-за малого объёма семантического поля, который проявляется в ограниченном количестве смысловых связей, деты с ОНР могут одну и ту же ассоциацию использовать для разных слов-стимулов. Например, у одно и того же ребёнка на слова: насекомое, крыло, птица, муха одна и та же ассоциация – летает.

Итак, сопоставляя результаты исследования, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи преобладают парадигматические ассоциации над остальными в отличие от нормы. Присутствуют единичные случаи словообразовательных и случайных ассоциаций. Данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Сравнительный анализ количества типов вербальных ассоциаций

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что особенности вербальных ассоциации у дошкольников с речевой патологией малоизученны.

Ассоциация - в психологии и философии закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти.

Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой.

У детей старшего дошкольного возраста с OНР преобладающими являются ассоциации по аналогии, парадигматические встречаются чаще чем синтагматические. В то время как в норме преобладают синтагматические ассоциации. Латентный период реакции на слово-стимул у детей с общим недоразвитием речи гораздо длительнее, чем у детей с нормой речевого развития (дети с нормой - до 10 сек., дети с ОНР – до 40 сек. и более). У детей с общим недоразвитием речи меньше словообразовательные реакции, чем у детей с нормой. Среди парадигматических ассоциаций у детей с ОНР преобладают отношения аналогии. Как особенность можно отметить застревание на одном слове-реакции. Встречаются случайные ассоциации.

Таким образом, гипотеза исследования, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи присутствуют одни и те же типы вербальных ассоциаций, что и у детей с нормальным речевым развитием, но имеют свои особенности: латентный период реакции на слово у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем в норме; ассоциации, выражающие родовитые отношения, встречаются редко; не употребляют обобщающие слова, не используют антонимы и синонимы, подтвердилась в нашем экспериментальном изучении.

Таким образом, поставленные цель и задачи выполнены, гипотеза нашла своё подтверждение.

Данные результаты могут помочь в работе дошкольных психологов, логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений для коррекции и формирования вербальных ассоциации, как одного из компонентов лексики, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Литература

  1. Ассоциативный тезаурус современного русского языка (АТСРЯ). - Часть I, II, III / Под ред. Ю. Н. Караулова, Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. - М., 2004.

  2. Васильев Л.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания – 1971, № 5.

  3. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. // Логопед №1. 2004.

  4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч.: В 6 т. – Т.2. – М, 2004.

  5. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием ре­чи: Кн. для логопеда. - М., 1981.

  6. Иванова Ю.Н. Некоторые особенности ассоциативных связей в детской речи //Усвоение ребенком родного (русского) языка. – СПб., 1995.

  7. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. 3-е изд., доп. М., 2001.

  8. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе //Усвоение ребенком родного (русского) языка. – СПб., 1995.

  9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб., 1999.

  10. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.

  11. Леонтьев А. А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. – М., 2005.

  12. Логинова И.Н., Дроздова Н.В. Проблема изучения уровней речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Стратегии коммуникативного поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 3-4 мая 2001 г. / Мин. гос. лингвист, ун-т. – Мн.: 2001.

  13. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. 3-е издание. – М., 1999.

  14. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Логиновой.- СПб., 2005.

  15. Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем. - В кн.: Семантическая структура слова. – М., 1971.

  16. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.

  17. Новикова Н. С. Ассоциативный экспери­мент как метод изучения семантических отно­шений в лексике // Вопросы семантики. – Калининград, 1983.

  18. Овчинникова И. Г. Ассоциации и высказывание: Структура и семантика. Учебное пособие по спецкурсу. – Пермь: Перм. Гос. Ун-т. – 1994

  19. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие воспитателей детского сада/ В.И.Логинова, А.И.Максаков, М.И. Попова и др.; под ред.Ф.А. Сохина. -3-е изд., испр. и доп. - М.,1984.

  20. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. 2-е изд., испр. Воронеж, 2003.

  21. Рогожникова Т.Н. Сопоставление ассоциативных реакций детей разных возрастных групп в условиях нормы и патологии // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. – Калинин, 1983.

  22. Филичева, Т.К, Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: 1993.

  23. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения//Детская речь как предмет лингвистического изучения/Под ред. С. Н. Цейтлин, - Л., 1987.

  24. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М., 2006.

  25. Серебрякова Н.В. Характер вербальных ассоциаций у дошкольников со стертой дизартрией, осложненной общим недоразвитием речи: [электронный ресурс]: URL//http://www. fonema.ru/library.php?iq=show&lb_id=21

Приложение 1

Таблица 2

I группа:

ФИ

Заключение ПМПК

Возраст

Юля К.

N(норма)

5 лет

Рома П.

N(норма)

5 лет

Арсений Б.

N(норма)

5 лет

Аня В.

N(норма)

5 лет

Женя З.

N(норма)

5 лет

Полина С.

N(норма)

5 лет

Лёша С.

N(норма)

5 лет

Таблица 3

II группа:

ФИ

Заключение ПМПК

Возраст

Лиза Г

ОНР

5 лет

Коля М.

ОНР

5 лет

Артём Х.

ОНР

5 лет

Максим П.

ОНР

5 лет

Дима Н.

ОНР

5 лет

Ваня С.

ОНР

5 лет

Миша А.

ОНР

5 лет

Приложение 2

Таблица 4

Ответы детей с ОНР:

ФИ

Слово

Лиза Г.

Артём Х.

Дима Н.

Ваня С.

Коля М.

Миша А.

Максим П.

Карандаш

Альбом

Бумага

Фломастер

Красный

Машина

Зелёный

Резинка

Насекомое

Улица

Земля

Жук

Божья коровка

Жук

Летает

Лапки

Крыло

Птица

Птица

Лапа

Птица

Птица

Летает

Перо

Птица

Крыло

Ворона

Бабочка

Ворона

Крыло

Летает

Хвост

Муха

Комар

Квартира

Комар

Летает

Летает

Летает

Крылышки

Жёлтый

Красный

Красный

Красный

Цветок

Оранжевый

Цыплёнок

Цвет

Цветок

Разные

Клумба

Маша

Тюльпан

Лепесток

Садят

Дача

Лук

Много

Огород

Морковь

Горький

Огурец

Горький

Горький

Цвет

Зелёный

Красный

Глаза

Жёлтый

Оранжевый

Оранжевый

Синий

Синий

Небо

Небо

Голубой

Море

Красный

Голубой

Море

Пчёлы

Мёд

Мёд

Шмель

Улей

Мухи

Летает

Мёд

Лето

Весна

Зима

Осень

Тепло

Зима

Жарко

Дача

Солнечный

Ночь

Солнце

Тёмный

Луч

Холодный

Жарко

День

Свет

Ночь

Яркий

Лампочка

Яркий

Красный

Пишет

Фонарь

Сад

Садик

Цветы

Морковь

Ягоды

Кирпич

Ходят

Пошли

Небо

Голубое

Солнце

Солнце

Голубое

Облако

Холодно

Голубое

Природа

Цветы

Земля

Дом

Цветок

Слон

Тепло

Цветы

Весна

Лето

Лето

Осень

Чуть- чуть тепло

Осень

Холодно

Тает

Бабочка

Пчела

Птица

Лето

Лето

Порхает

Шершень

Летает

Лимон

Едят

Яблоко

Апельсин

Кислый

Жёлтый

Банан

Апельсин

Таблица 5

Ответы детей с нормальным речевым развитием:

ИФ

Слово

Полина С.

Юля К.

Аня В.

Лёша С.

Рома П.

Женя З.

Арсений Б.

Каран-

даш

Пишет

Цветной

Зелёный

Рисует

Чёрный

Синий

Зелёный

Насеко-мое

Летает

Кусается

Жук

Комар

Летает

Ползает

Комар

Крыло

Машет

Мягкое

Красивое

Перья

Комар

Перо

Красивое

Птица

Летает

Большая

Летает

Маленькая

Летает

Летает

Летает

Муха

Вредная

Вредная

Летает

Летает

Крыло

Мешает

Летает

Жёлтый

Цвет

Серый

Красный

Зелёный

Синий

Красный

Коричневый

Цветок

Красивый

Красивый

Пахнет

Розовый

Растёт

Красивый

Растёт

Лук

Горький

Горький

Зелёный

Растёт

Горький

Горький

Растёт

Цвет

Раскрашивать

Красный

Синий

Голубой

Зелёный

Жёлтый

Красный

Синий

Цвет

Расчёска

Небо

Машина

Красный

Голубой

Карандаш

Пчёлы

Жужжат

Мёд

Летают

Жужжат

Летают

Летают

Мёд

Лето

Купаться

Жаркое

Тепло

Весело

Жаркое

Купаться

Жаркое

Солнеч-ный

Яркий

Погода

Солнце

День

Яркий

Тёмный

Жарко

Свет

Светло

Светильник

Яркий

Светло

Солнце

Яркий

Светло

Сад

Садят

Красивый

Яблоня

Красивый

Цветы

Красивый

Цветы

Небо

На верху

Голубое

Высоко

Синее

Солнце

Голубое

Высоко

Приро-

да

Живое

Цветы

Живая

Цветы

Красивая

Животные

Цветы

Весна

Дождь

Холодная

Тает

Холодная

Холодная

Дождь

Холодная

Бабочка

Красивая

Красивый

Летает

Красивая

Красивая

Летает

Жёлтая

Лимон

Кислый

Жёлтый

Кислый

Кислый

Яблоко

Жёлтый

Жёлтый

Просмотров работы: 6371