АТЕИЗМ – ВЫБОР РАЗУМА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АТЕИЗМ – ВЫБОР РАЗУМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Размышление над двумя противоположными мнениями о проблеме соотношения веры и разума инициировало написание данного материала. С одной стороны, это цитата Артура Шопенгауэра, который сказал: «Вера и знание – это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая» [1]. Питер Аткинс, преподаватель химии в Оксфордском Университете назвал религию самодостаточной дисциплиной, не пересекающейся с физической реальностью. По мнению профессора, христианские убеждения – «это красивые слова, но они лишены всякого смысла». [2] С другой стороны, существует мнение, что наука и религия не только не противоречат друг другу, но и, гармонично сочетаясь, способствуют «движению человечества по пути к Истине». У этой точки зрения есть свои приверженцы, среди них философ С.Л Франк [3] и проповедник А.В. Мень [4].

Столкновением и резонансом мнений, абсолютно противоречащих друг другу, но имеющих в основе один и тот же вопрос, обусловлена актуальность этой темы. Каждый человек рано или поздно встаёт перед выбором одного из двух путей познания реальности. Все мы задумываемся о вопросе зарождения жизни на Земле, размышляем над тем, является ли она результатом случайных процессов происходящих в течение многих миллионов лет или же была создана Творцом. К слову, наиболее популярная теория происхождения жизни – эволюция. Большинство учёных принимают её как установленный факт и считают, что её положения настолько же реальны, как и географические факты. Стоит заметить, что дарвинизм является идеальным обоснованием атеизма и весьма неудивительно, что самые фанатичные эволюционисты – Уэлло, Хаксли – убежденные атеисты. Даже некоторые верующие натуралисты считают дарвинизм едва ли не вторым своим вероисповеданием. Например, Алистер Гарди, либеральный христианин, говорил о другом верующем профессоре Тейяре де Шардене, что тот «…пылко верит в причастность Бога к биологической эволюции. Интуиция ведёт его в правильном направлении».

На другом полюсе находятся сторонники креационизма – научного направления, основывающегося на концепции создания окружающего нас мира сверхъестественной силой, т.е. Богом. Источник креационной модели восходит к Библии. Сторонники дарвинизма часто называют креационистов наивными, узко мыслящими, религиозными фанатиками, нежелающими принять неоспоримые факты.

Задача данной статьи – попытка ответить на вопрос о возможности истинной веры в Бога человеком науки. Великие учёные, естествоиспытатели, исследователи стремятся выражать наблюдаемые явления языком математики, а так как Бог не есть предмет эмпирического познания, то о Нем никакого представления не имеется. Следовательно, Бог не является объектом познания, и люди с высоким уровнем интеллекта не способны принять на веру то, что невозможно объяснить логически. Таким людям больше характерен аналитический способ познания, чем интуитивный, сильный ум берет на себя функции веры.

Ознакомившись с публикациями, касающимися научного атеизма [5], становится очевидным, что между религиозностью и интеллектом существует взаимосвязь, имеющая отрицательную направленность - люди с более высоким показателем IQ менее религиозны. Этим выводам были найдены подтверждения в исследовании учёных Рочестерского Университета, опубликованном в журнале «Personality and Social Psychology Review». Публикация обобщала все исследования о взаимосвязи между религиозностью и умом. Исследователи данного вопроса задавали для поиска по базе данных работ понятия: «познавательные способности», «коэффициент интеллекта», «религия» и «религиозные верования». Таким образом, были изучены 63 исследования по данному вопросу, находящиеся в базе данных Американской ассоциации психологии. В итоге были получены следующие результаты: 53 исследования продемонстрировали отрицательную взаимосвязь, а 10 – положительную. То есть, с точки зрения статистики, высокие значения в переменной X (ум) соотносятся с низкими значениями в переменной Y (религиозность). Кроме того, в 33 исследованиях отрицательное соотношение было весьма ощутимым, и как утверждают сами учёные, значения вряд ли могли быть вызваны ошибкой или случайностью при выборке.

Уместным может быть замечание о существовании множества ученых, которые глубоко верят в Бога, не находя противоречий между религией и наукой. Однако в вопросе попытки примирения науки и религии ссылка на религиозность выдающихся ученых, при всей своей внешней убедительности, является несостоятельным аргументом. Фридрих Энгельс был подобного мнения, утверждая, что никто не обращается хуже с Богом, чем верующие в него естествоиспытатели. Этот немецкий философ писал: «…Чего только не пришлось вытерпеть Богу от своих защитников!.. Ньютон оставил ему еще «первый толчок», но запретил всякое дальнейшее вмешательство в свою солнечную систему…».[6] К замечанию автора можно добавить: Макс Планк запретил Ему творить чудеса, а Альберт Эйнштейн, создав теорию относительности, лишил Всевышнего божественного первоначала. Так постепенно, с развитием науки естествоиспытатели лишали Твор­ца его божественных функций, изгоняли Его из одной, затем из другой областей знания. Фактически «верующие» ученые уничтожают идею Бога, выбрасывают из нее то, что делает ее приемлемой для религии. А ведь религия без Бога невозможна!

Представленные выше факты позволяют сделать вывод о несостоятельности «доказательства» гармоничного сосуществования науки и религии при помощи ссылки на авторитет «верующих» ученых.

В заключение хотелось бы сказать, что вопрос веры и разума ещё заявит о себе во всеуслышание. Обращение к истории позволяет проследить тенденцию увеличения количества атеизма среди выдающихся умов науки. Вполне возможно, что в грядущие времена великих фундаментальных открытий тайн природы для «логически непостигаемой» религии не останется места.

Итак, подведём итоги изучения вопроса о сосуществовании религии и науки:

  • для современного общества весьма актуальна проблема наличия отрицательной взаимосвязи между уровнем интеллектуального развития и религиозностью; во многом это объясняется тем, что мозг берет на себя функции веры и не способен к восприятию Бога, не являющегося предметом эмпирического познания;

  • американские ученые из Рочестерского Университета в Нью-Йорке, занимающиеся изучением данного вопроса, получили данные, подтверждающие наличие диссонанса между верой и разумом, причем ими было подчеркнуто, что отталкиваясь от статистических данных, сложно назвать полученный результат ошибкой или случайностью;

  • были представлены факты, указывающие на то, что многие учёные, не отвергающие Божественное начало, своими открытиями лишали Творца его божественных «функций»;

  • каждый человек сам для себя определяет положение чаши весов религиозности и осознанного восприятия действительности, и чтобы остаться в равновесии, нужно найти золотую середину.

Список литературы:

Шопенгауэр А. «Мир как воля и представление» / Шопенгауэр А. / Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. Издательская группа "Московский клуб", 1992 г. Питер А. «Десять великих идей науки. Как устроен наш мир» / Питер А./ Издательская группа АСТ, Издательство «Астрель», 2008 г.
  1. Франк С.Л. «Духовные основы общества»/ Франк С.Л. / Изд-во "Правда", 1990 г.

  2. Мень А.В. «История религии. Том 2» / Мень А.В. / Издательство "Слово". 1991 г.

  3. Новиков М.П. Учебное пособие «Научный атеизм» / Угринович Д.М., Новиков М.П., / Издательство «Политиздат», 2008 г.

  4. Маркс К. Собрание сочинений .Том 20 / Энгельс Ф., Маркс К./ Издательство «Политиздат», 1967 г.

  5. Шарден Т. «Феномен человека» / Шарден Т. / Издательство «Москва», 2012 г.

  6. Маклин Дж. «Очевидность сотворения мира» / Маклин Л., Оклеид Р., Маклин Дж. / Издательство «Триада», 2011 г.

  7. Хейворд А. «Бог есть. Могут ли учёные верить в Бога?» / Хейворд А. / Издательство «Духовное пробуждение», 1995 г.

  8. Православная энциклопедия «Азбука веры» - http://azbyka.ru/

  9. Personality and Social Psychology Review - http://psr.sagepub.com/

Просмотров работы: 1352