Столкновением и резонансом мнений, абсолютно противоречащих друг другу, но имеющих в основе один и тот же вопрос, обусловлена актуальность этой темы. Каждый человек рано или поздно встаёт перед выбором одного из двух путей познания реальности. Все мы задумываемся о вопросе зарождения жизни на Земле, размышляем над тем, является ли она результатом случайных процессов происходящих в течение многих миллионов лет или же была создана Творцом. К слову, наиболее популярная теория происхождения жизни – эволюция. Большинство учёных принимают её как установленный факт и считают, что её положения настолько же реальны, как и географические факты. Стоит заметить, что дарвинизм является идеальным обоснованием атеизма и весьма неудивительно, что самые фанатичные эволюционисты – Уэлло, Хаксли – убежденные атеисты. Даже некоторые верующие натуралисты считают дарвинизм едва ли не вторым своим вероисповеданием. Например, Алистер Гарди, либеральный христианин, говорил о другом верующем профессоре Тейяре де Шардене, что тот «…пылко верит в причастность Бога к биологической эволюции. Интуиция ведёт его в правильном направлении».
На другом полюсе находятся сторонники креационизма – научного направления, основывающегося на концепции создания окружающего нас мира сверхъестественной силой, т.е. Богом. Источник креационной модели восходит к Библии. Сторонники дарвинизма часто называют креационистов наивными, узко мыслящими, религиозными фанатиками, нежелающими принять неоспоримые факты.
Задача данной статьи – попытка ответить на вопрос о возможности истинной веры в Бога человеком науки. Великие учёные, естествоиспытатели, исследователи стремятся выражать наблюдаемые явления языком математики, а так как Бог не есть предмет эмпирического познания, то о Нем никакого представления не имеется. Следовательно, Бог не является объектом познания, и люди с высоким уровнем интеллекта не способны принять на веру то, что невозможно объяснить логически. Таким людям больше характерен аналитический способ познания, чем интуитивный, сильный ум берет на себя функции веры.
Ознакомившись с публикациями, касающимися научного атеизма [5], становится очевидным, что между религиозностью и интеллектом существует взаимосвязь, имеющая отрицательную направленность - люди с более высоким показателем IQ менее религиозны. Этим выводам были найдены подтверждения в исследовании учёных Рочестерского Университета, опубликованном в журнале «Personality and Social Psychology Review». Публикация обобщала все исследования о взаимосвязи между религиозностью и умом. Исследователи данного вопроса задавали для поиска по базе данных работ понятия: «познавательные способности», «коэффициент интеллекта», «религия» и «религиозные верования». Таким образом, были изучены 63 исследования по данному вопросу, находящиеся в базе данных Американской ассоциации психологии. В итоге были получены следующие результаты: 53 исследования продемонстрировали отрицательную взаимосвязь, а 10 – положительную. То есть, с точки зрения статистики, высокие значения в переменной X (ум) соотносятся с низкими значениями в переменной Y (религиозность). Кроме того, в 33 исследованиях отрицательное соотношение было весьма ощутимым, и как утверждают сами учёные, значения вряд ли могли быть вызваны ошибкой или случайностью при выборке.
Уместным может быть замечание о существовании множества ученых, которые глубоко верят в Бога, не находя противоречий между религией и наукой. Однако в вопросе попытки примирения науки и религии ссылка на религиозность выдающихся ученых, при всей своей внешней убедительности, является несостоятельным аргументом. Фридрих Энгельс был подобного мнения, утверждая, что никто не обращается хуже с Богом, чем верующие в него естествоиспытатели. Этот немецкий философ писал: «…Чего только не пришлось вытерпеть Богу от своих защитников!.. Ньютон оставил ему еще «первый толчок», но запретил всякое дальнейшее вмешательство в свою солнечную систему…».[6] К замечанию автора можно добавить: Макс Планк запретил Ему творить чудеса, а Альберт Эйнштейн, создав теорию относительности, лишил Всевышнего божественного первоначала. Так постепенно, с развитием науки естествоиспытатели лишали Творца его божественных функций, изгоняли Его из одной, затем из другой областей знания. Фактически «верующие» ученые уничтожают идею Бога, выбрасывают из нее то, что делает ее приемлемой для религии. А ведь религия без Бога невозможна!
Представленные выше факты позволяют сделать вывод о несостоятельности «доказательства» гармоничного сосуществования науки и религии при помощи ссылки на авторитет «верующих» ученых.
В заключение хотелось бы сказать, что вопрос веры и разума ещё заявит о себе во всеуслышание. Обращение к истории позволяет проследить тенденцию увеличения количества атеизма среди выдающихся умов науки. Вполне возможно, что в грядущие времена великих фундаментальных открытий тайн природы для «логически непостигаемой» религии не останется места.
Итак, подведём итоги изучения вопроса о сосуществовании религии и науки:
для современного общества весьма актуальна проблема наличия отрицательной взаимосвязи между уровнем интеллектуального развития и религиозностью; во многом это объясняется тем, что мозг берет на себя функции веры и не способен к восприятию Бога, не являющегося предметом эмпирического познания;
американские ученые из Рочестерского Университета в Нью-Йорке, занимающиеся изучением данного вопроса, получили данные, подтверждающие наличие диссонанса между верой и разумом, причем ими было подчеркнуто, что отталкиваясь от статистических данных, сложно назвать полученный результат ошибкой или случайностью;
были представлены факты, указывающие на то, что многие учёные, не отвергающие Божественное начало, своими открытиями лишали Творца его божественных «функций»;
каждый человек сам для себя определяет положение чаши весов религиозности и осознанного восприятия действительности, и чтобы остаться в равновесии, нужно найти золотую середину.
Список литературы:
Шопенгауэр А. «Мир как воля и представление» / Шопенгауэр А. / Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. Издательская группа "Московский клуб", 1992 г. Питер А. «Десять великих идей науки. Как устроен наш мир» / Питер А./ Издательская группа АСТ, Издательство «Астрель», 2008 г.Франк С.Л. «Духовные основы общества»/ Франк С.Л. / Изд-во "Правда", 1990 г.
Мень А.В. «История религии. Том 2» / Мень А.В. / Издательство "Слово". 1991 г.
Новиков М.П. Учебное пособие «Научный атеизм» / Угринович Д.М., Новиков М.П., / Издательство «Политиздат», 2008 г.
Маркс К. Собрание сочинений .Том 20 / Энгельс Ф., Маркс К./ Издательство «Политиздат», 1967 г.
Шарден Т. «Феномен человека» / Шарден Т. / Издательство «Москва», 2012 г.
Маклин Дж. «Очевидность сотворения мира» / Маклин Л., Оклеид Р., Маклин Дж. / Издательство «Триада», 2011 г.
Хейворд А. «Бог есть. Могут ли учёные верить в Бога?» / Хейворд А. / Издательство «Духовное пробуждение», 1995 г.
Православная энциклопедия «Азбука веры» - http://azbyka.ru/
Personality and Social Psychology Review - http://psr.sagepub.com/