ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ.

Алакаева А.М. 1
1Майкопский филиал Университета Российской Академии Образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АКТУАЛЬНОСТЬ Нестабильная экономическая обстановка и как следствие снижение жизненного уровня населения, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей, возможности их жизнеобеспечения, развития и социализации [8,27], рост стоимости жизни привел к резкому снижению культуры людей в отношении здоровья. [7]

В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и неадекватной физической активности, здоровье детей и молодежи ухудшилось [25], выявлены следующие тенденции: затухание акселерации, стабилизация показателей физического развития, снижение темпов нарастания массы тела, функциональные нарушения в опорно-двигательной, центральной нервной и сердечно-сосудистой системах закономерно и физиологически значимо нарастает от младших к старшим классам. Отклонения в состоянии здоровья школьников связаны также с чрезмерной учебной нагрузкой. (Основная недельная нагрузка составляет 39 уроков - 29 часов), дополнительная 4-5 ч., внешкольная (подготовка домашних заданий) - 12-24 ч.[10,19].

Комплексные медицинские осмотры школьников, проведенные в последние годы, показывают, что хроническая патология  находится на крайне высоком уровне и лишь в 5-7% из общего числа обследуемых детей являются здоровыми.

Исходя из вышеизложенного, изучение психофизиологического состояния школьников под воздействием учебной нагрузки является актуальным.

ЦЕЛЬЮ настоящей работы является исследование и анализ психофизиологического состояния старшеклассников под воздействием учебной нагрузки.

ГИПОТЕЗА. Уровень работоспособности старшеклассников, как один из показателей психофизиологического состояния организма, зависит от оптимальности двигательной активности в течение рабочего дня.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ . Учебно-воспитательный процесс старшего звена школы.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Уровень работоспособности старшеклассников, как один из показателей психофизиологического состояния организма

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Полученные данные могут быть использованы в процессе организации режима дня у школьников старшего звена школы.

Положения, выносимые на защиту:

1.    Недельная учебная нагрузка колеблется от 41 до 55 ч, сопровождается длительным, утомительным напряжением, связанным с удержание рабочей позы и низким уровнем двигательной активности приводят к состоянию утомления и переутомления к концу учебной четверти.

2.    Физическая работоспособность в течение дня имеет тенденцию к уменьшению значения. В дни, когда проводится урок физкультуры, физическая работоспособность имеет тенденцию к сохранению и увеличению показателей самочувствия, активности, настроения.

3.    Психоэмоциональное состояние школьников на конец учебной четверти можно констатировать как неудовлетворительное.


Глава 1. Литературные предпосылки исследования

1.1. Состояние здоровья детей, обучающихся в общеобразовательной школе

Анализ демографической обстановки и состояния здоровья населения свидетельствуют об их ухудшении. С каждым годом этот процесс нарастает, а негативные тенденции носят долгосрочный характер[11].

Особую тревогу вызывает состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

Широкое внедрение педагогических инноваций с особой остротой поставило вопрос о здоровье школьников, о необходимости дозирования учебной нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями организма. Это обусловлено как существенным нарушением экологической обстановки, так и влиянием возрастающей учебной нагрузки на детский организм [4,25].

По официальным данным Минздрава, сегодня просто катастрофическим является состояние здоровья детей, подростков и молодежи. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, до 80% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Идет деградация молодых поколений России: вместо акселерации имеет место децелерация (за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых) [8,14,19].

Согласно данным директора Научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН акад. А.Баранова, из каждой 1000 новорожденных от 70% до 90% младенцев уже имеют врожденные пороки развития! [7]

Специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, еще в 1992-1993 годах исследовавшие проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценивавшие ее по пятибалльной шкале, жизнеспособность России оценили лишь в 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается необратимая деградация страны. Возможно, что на сегодняшний день мы уже перешли этот рубеж или подошли к нему вплотную. Подтверждение выводов ЮНЕСКО и ВОЗ служит противоестественная убыль населения России (превышение смертности над рождаемостью). В настоящее время народ России вымирает со скоростью более 1,5 миллиона человек в год [7].

Группа школьников, имеющих функциональные отклонения и хронические заболевания, составляет по результатам осмотра 2005 г. - 53,51%. Более того, контингент детей младшего школьного возраста, попадающих в группу риска и имеющих хронические заболевания, составляет 49, 13% мальчиков и 46, 63% девочек [30].

За период обучения в школе здоровье детей ухудшается в 4 раза, на 40% возрастает число хронических больных. За последние 2 года число детей с дефектами речи возросло на 21,7%, сколиозом - на 14,9%, с нарушением осанки - на 27,8% [9].

В 2005 г. признаны непригодными к службе в армии 24%, в 2001 - 18% призывников республики Адыгея [22].

46,48% - здоровы; 41,95% - с функциональными отклонениями, 11,56% - с хроническими заболеваниями, 24,7% школьников страдает заболеваниями нервной системы. В последние годы возросли патологии связанные с социальным неблагополучием в семье и обществе. По данным медико-социальных групп средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек до 12,9 лет, возраст приобщения к токсиконаркотическим веществам соответственно снизился до 14,2 и 14,6 лет. В целом 59,9% мальчиков-подростков курят, 61,6% знакомы и употребляют спиртные напитки: а 20,3% пробовали наркотики. Все это привело только за 1998 год к увеличению психических, сердечно-сосудистых и кишечных заболеваний вдвое [32].

1.2. Факторы, ухудшающие состояние здоровья школьников

К основным факторам, ухудшающим состояние здоровья детей, специалисты причисляют целый ряд внешних причин: ухудшение питания у большей части населения в связи с разрушение экономики и падением производства, нехватка денег на народное образование, здравоохранение и социальные программы, ухудшение экологической ситуации, дефицит микроэлементов (например, йода) в воде, нервно-психологический шок в связи с отрицательными социально-экономическими и политическими процессами в стране и т.д. [7].

Резко ухудшились репродуктивные возможности народа, и это оказалось на психическом и телесном развитии новорожденных. Согласно данным директора Научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН акад. А. Баранова, из каждой 1000 новорожденных от 70 до 90% младенцев уже имеют врожденные пороки развития.

В школу приходят дети, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных нарушений, до хронических заболеваний. За период обучения в школе количество здоровых детей снижается в 4-5 раз, и как минимум в 2 раза возрастает количество хронических больных [20,35].

К основным причинам низкого здоровья школьников также можно отнести:

-                низкий уровень культуры здоровья, употребление алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ;

-                нахождение детей по 4 и более часов в день за партами, не соответствующими ростовым размерам и 2-3 часа за рабочим столом выполняя домашнее задание;

-                недостаточная освещенность классных комнат и замена физиологически оправданного лампового освещения на вредное, мигающее - люминесцентное;

-                нахождение детей в закрытых помещениях и ограниченных пространств в образовательных учреждениях);

-                превышение числа учащихся в классе;

-                обострение проблемы рационального горячего питания;

-                очень плотные и напряженные образовательные программы [11, 27].

Возрастающая перегрузка информацией, повышенная нагрузка на психическую деятельность, характерная в настоящее время для школьников, приводит к тому, что психический стресс, а, следовательно, факторы, вызывающие психические напряжения, выдвигаются на первый план среди многочисленных факторов, требующих адаптации организма.

Особого внимания заслуживают осложнения в человеческих отношениях, а также другие моменты социального плана. Факторы подобного рода могут являться причиной возникновения отрицательных эмоций и психологических реакций, имеющих защитный адаптивный характер. Состояние психологического напряжения сопровождается особыми реакциями в сфере высшей нервной деятельности, сопровождающимися вегетативными компонентами.

Адаптация к воздействию психогенных факторовпротекает неодинаково у лиц с разным типом высшей деятельности (холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов). У крайних типов (холериков, меланхоликов) такая адаптация не является стойкой, рано или поздно факторы, воздействующие на психику, приводят к срыву высшей нервной деятельности и развитию неврозов. Неврозы характеризуются дезорганизацией как психических, так и вегетативных функций [21].

Психическая адаптация в широком смысле изучается и социологами, и управление ею является в наш век не менее актуальным, чем управление механизмами физиологической адаптации.

Доктор медицинских наук, проф. Базарный В.Ф. и его школа обосновали основные причины влияющие на состояние здоровья школьников и обосновали следующие факторы.

Первый фактор - основная причина, оказывающая разрушительное воздействие на здоровье детей является сложившаяся классическая система обучения, восходящая к дидактике Яна Амоса Каменского. Для нее характерно преобладание инструктивно-программирующих методик, словесно-информационное, «книжное», формально-логическое построение оторванного от реальной живой жизни учебного процесса на закрепощающей детский организм основе - в режиме систематического обездвиженного сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения. В итоге - быстрое истощение нервной, психической энергии, иммуно-защитных сил организма, подавление и закрепощение реализации генетических программ.

Второй фактор - это продолжительное воздействие сенсорно обедненной среды (закрытых помещений и ограниченных пространств в образовательных учреждениях). В этих условиях происходит угасание образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей.

Третий фактор, восходящий к так называемой «классической» гимназии, - чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Раннее, начиная уже с детского сада, обучение детей чтению, счету, компьютеру приводит к шизоидной интоксикации сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, слов. Это приводит к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального и к распаду важнейшей психической функции - воображения. На западе эта психоэпидемия началась уже в 50-х годах, а в 70-80-х она захватила и нас. Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдается у 70-80% детей уже в 4-м классе. [8]

1.3. Физиологические основы работоспособности, утомляемости, восстановления

Работоспособность - это способность человека выполнять максимально возможное количество работы на протяжении определенного (заданного) времени и с определенной эффективностью. Работоспособность, подобно работе, подразделяется на умственную и физическую. Исходя из приведенного выше определения, умственная работоспособность - это способность выполнять максимально возможное количество физической работы за счет активации опорно-двигательного аппарата. Естественно, физическая работоспособность зависит и от состояния нервной системы, иннервирующей опорно-двигательный аппарат.

Умственная работа - это мышление. Умственная работа включает прием и переработку информации, ее сравнение с информацией, хранящейся в памяти, преобразование информации, определение проблем и путей их решения, формирование цели.

Умственная работа тесно связана с членораздельной речью, т.к. человек имеет дело не с конкретными предметами, явлениями или живыми организмами, а с определяющими их символами или понятиями.

Умственная работа включает в себя мыслительный и эмоциональный компоненты. Мыслительный компонент связан с интеллектуальными способностями человека, он требует обдумывания, концентрации внимания. Эмоциональный компонент включает самооценку человека как субъекта умственного труда, оценку значимости цели и средств. Эмоциональный компонент проявляется четкими реакциями вегетативной нервной системы и изменениями настроения человека, вызывая возникновение многочисленных эмоций [22].

Эмоциональные нагрузки, нервно-психическая перегрузка вызывает стимуляцию симпатической части вегетативной нервной системы, что проявляется увеличением частоты пульса, минутного объема сердца и дыхания, потоотделением. Физическая работа связана с деятельностью опорно-двигательного аппарата, основную роль в этом выполняют скелетные мышцы.

Утомление - это физиологическое состояние человека, наступающее вследствие напряженной или длительной работы, которое выражается во временном снижении работоспособности. Различают мышечное (физическое) и центральное (нервно-психическое) утомление. При тяжелой работе они сочетаются. Утомление характеризуется уменьшением силы и выносливости мышц, нарушением координации движений, увеличением энергозатрат для выполнения одной и той же работы, нарушением памяти, скорости переработки информации, сосредоточения и т.д. Утомление субъективно ощущается человеком в виде усталости, которая, кроме того, обусловлена потребностью во сне. Утомление при тяжелой физической работе связано с накоплением в мышечных волокнах некоторых продуктов обмена (например, молочной кислоты). Нервно-психическое (центральное) утомление вызвано длительной напряженной умственной работой, однообразной монотонной работой, шумом, плохими условиями труда, эмоциональными факторами, заболеваниями.

Если же, несмотря на утомление, работа продолжается, возникает истощение. Напомним, что тяжелые физические и нервно-психические нагрузки вызывают стресс (вернее, дистресс) [6].

Восстановление - это процесс постепенного возвращения функций организма к исходному состоянию после прекращения работы. По мере восстановления степень утомления уменьшается, а работоспособность увеличивается. Если человек выполняет работу, лежащую выше пределов его утомления, необходимо периодически отдыхать. J.Stegeman (1981) подчеркивает, что лучше много кратковременных перерывов для отдыха, чем один-два длинных.

Даже в состоянии полного покоя скелетная мышца сохраняет свою эластичность и определенную степень напряжения. Это называется мышечным тонусом. Мышечный тонус не сопровождается утомлением [2].

1.4. Психофизиологические особенности развития подростков

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом [3].

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек «скачек роста» обычно начинается и кончается на два года раньше. Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими [18].

Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания - и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, что может переживаться довольно болезненно.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным [22,35].

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Это состояние удачно выразил американский подросток: «В 14 лет мое тело будто взбесилось» [34]. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство - более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении) [24].

По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но ребенок может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества [21].

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу [29].

На образ физического «Я» самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития [35].

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования

Цель и гипотеза исследования определила постановку следующих задач:

1.     Определить объем умственной и физической нагрузки школьников.

2.     Выявить динамику психофизиологического состояния школьников от начала к концу учебной четверти.

3.     Определить и проанализировать личное отношение подростков к здоровому образу жизни занятиям физической культурой.

 

2.2. Методы исследования

В работе были использованы следующие методы:

1)    анализ литературных источников;

2)    тестирование;

3)    анкетирование;

4)    методы математической статистики.

Метод анализа литературных источников использовался в первой главе дипломной работы для выявления основных литературных предпосылок исследования , которые состоят из обзора состояния здоровья детей России и Адыгеи, психофизиологической характеристики детей 13-14 лет, описания физиологических основ работоспособности, утомления, восстановления, и факторов сопутствующих ухудшению здоровья детей.

Тестирование производилось ежедневно до и после занятий.

В программу исследования входило измерение параметров психофизиологического  состояния учащихся. Для чего регистрировались артериальное давление, частота сердечных сокращений (ЧСС), измерение уровня энергопотенциала (тонической активности мышц) методом Ухтомского.

Исследуя динамику самочувствия, активности, настроения мы использовали тест дифференциальной самооценки функционального состояния школьников, разработанного сотрудниками первого Московского медицинского института имени Сеченова в 1973 году (приложение 1).

Тест-опросник САН представляет собой бланк, на который нанесены 30 пар слов противоположного значения, отражающих различные стороны самочувствия, активности, настроения, испытуемому предлагается поставить оценку своему состоянию (оценить степень выраженности каждого признака) [5].

При помощи цветового теста Люшера мы определяли психоэмоциональное состояние учащихся на компьютере 80486 Dx 4-s , 03х - 24 мБт (приложение 2).

Для определения социального благополучия нами была составлена анонимная анкета, состоящая из 14 вопросов, на которые учащиеся отвечали, выбирая один из предлагаемых ответов (приложение 3).

Анализ исходных данных состоял в выявлении динамики регистрируемых показателей в середине и конце I четверти. При анализе показателей мы пользовались методами математической статистики. При статистической обработке полученных данных использовались общепринятые методы расчета основных характеристик выборочных распределений. Определялись: среднеарифметические значения.

Достоверность различия определялись по таблице вероятностей Р/t/≥/t1/ по распределению Стьюдента.

2.3. Организация исследования

Исследование (в нем добровольно приняли участие учащиеся 8 класса (30 человек)) проводилось в общеобразовательной школе №9 г.Майкопа ежедневно до и после учебной нагрузки тестированием субъективной оценки самочувствия, активности, настроения; измерением артериального давления, ЧСС в течение 2-х недель (конец сентября и конец октября). Проводился анализ социального благополучия школьников анонимным анкетированием, где выявилось отношение подростков к курению, алкоголю, а также отношение к физической культуре и спорту.

В конце четверти мы определили уровень тревожности по шкале Кондаша (1973).

Все протоколы тестирования и обследования подвергались математической обработке.


Глава 3. Результаты исследования

3.1. Определение объема умственной и физической нагрузки школьников

Суммарная недельная учебная нагрузка у учащихся 8-го класса определенная учебным планом и программой составила 35 уроков (24 ч) и внешкольная (подготовка домашних заданий, чтение литературы) - 12-24 ч (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Недельная динамика учебной и внеучебной работы учащихся

 

Систематическое выполнение восьмиклассниками домашних заданий в будние и воскресные дни имело место в 89% случаев. При этом до 36% случаев подготовка уроков в течение 2-3,5 часов отмечена в учебные и воскресные дни. Продолжительность активного отдыха лишь в 8% случаев соответствовала физиологическим нормам (табл. 1).

Итого средняя продолжительность рабочего дня подростка составила 7,3 часа (чистого времени).

Таблица 1.

Гигиенические нормы суточной двигательной активности в детском и подростковом возрасте (А.Г.Сухарев)

Возрастно-половая группа (лет)

Локомоции

 (тыс. шагов)

Продолж. двиг.

 компонента (ч)

7-10

15-20

4-5

11-14

18-25

3,5-4,5

15-17 юноши

15-17 девушки

25-30

20-25

3-4

3-4,5

 

Согласно действующим санитарным нормам, 2 ч из необходимой продолжительности двигательного компонента в режиме для школьника должны выполнять в период школьных занятий за счет использования различных форм физического воспитания, остальные 2-2,5 ч - на послеурочное время, желательны занятия в спортивных секциях, где суточная величина локомоций увеличивается не за счет продолжительности времени, а за счет увеличения интенсивности движений [12].

В нашем случае, двигательная активность в режиме дня проявлялась только на уроках физкультуры (2 часа в неделю). Никаких дополнительных форм двигательной активности в школе не предусматривалась. В итоге дети самостоятельно уходили с уроков, на уроках самопроизвольно отстранялись от участия в работе. Проявляли агрессивность в сочетании с пессимизмом, что послужило нам поводом провести исследование психоэмоционального состояния школьников по уровню их тревожности.

3.2. Отношение подростков (13-14 лет) к здоровому образу жизни

По данным социологического исследования (анонимная анкета) мы получили следующие результаты социального благополучия учащихся.

Как показывает статистический анализ, только 12,5% обследованных относятся к группе с повышенной физической активностью (рис. 2), а у 87,5% наблюдается гипокинезия (ограничение двигательной активности живого организма), вызванная отсутствием необходимости движения. Частота курения в среднем школьном возрасте составляет 25%, а пробовали курить 37,5% (рис.4). Данные исследования подтверждают, что с возрастом наблюдается увеличение числа курящих, так в 10 классах курильщики составляют 48%, пробовали курить из десятиклассников 32%.

Алкогольные напитки пробовали 43,75%, употребляют 37,5 (рис.5).

На основе изложенной информации можно сделать следующие выводы:

-                вредные привычки (курение, употребление алкоголя, интерес к наркотикам) закладывается в школьном возрасте и их распространение увеличивается как среди всей популяции детского населения, так и по мере взросления детей;

-                злоупотребление вредными привычками провоцирует детей и подростков на асоциальные формы поведения. [8,22]


Отношение подростков к здоровому образу жизни


Рис 2. Процентное отношение к занятиям спорта школьниками

 
Рис. 3. Отношение к урокам физической культуры школьников среднего возраста (13-14 лет)


Рис. 4. Отношение школьников среднего возраста (13-14лет) к табакокурению

 

 
Рис. 5. Отношение школьников среднего возраста (13-14 лет) к алкоголю

 

 

3.3. Динамика самочувствия, активности, настроения под влиянием учебной деятельности

Недельная динамика самочувствия активности, настроения (последняя неделя сентября). Исследуя динамику субъективной оценки самочувствия в недельном цикле, мы выявили, что данный показатель находится в диапазоне от 5,98 баллов до 6,27 балла. Следовательно, самочувствие учащихся можно считать благоприятным (рис. 6, табл. 2). Хотя небольшой спад наблюдается в среду, но данный показатель недостоверен (Р > 0,05).

 

 

ФК

 

Рис. 6. Недельная динамика самочувствия до и после занятий

(середина I четверти)

Недельная динамика самочувствия после ученой нагрузки находится в диапазоне от 5,1 балла до 6,5 балла. На протяжении недели самочувствие после занятий падает. Самый низкий показатель - во вторник и субботу. Незначительный подъем - в понедельник и в пятницу (с 6,14 балла поднимается до 6,51 балла). В эти дни в расписание включены урок физкультуры. А нам известно, что увеличение двигательной активности влияет на самочувствие школьника [28,31].

Выводы. Мы считаем, что уроки физкультуры неудачно распределены в расписании. В понедельник физкультура стоит 1-ым уроком, а 5,6-м стоят два спаренных урока математики. По исследованиям физиологов у школьников максимальный уровень двигательной активности приходится на 12 часов, у наших подростков она угнеталась под влиянием существующей организацией учебного процесса (рис. 6).

Динамика активности в недельном цикле варьирует от 4,6 баллов до 5,79 балла. Таков показатель до занятий. По оперативной оценке опросника, он считается нормой.

Активность, как и показатель самочувствия под воздействием учебных занятий падает (рис. 7, табл. 2) и варьирует от 3,9 до 5,1 балла. Данная оценка граничит с нормой и ниже нормы.

В понедельник, несмотря на повышенную двигательную активность - активность учащихся на занятиях снижается.

В четверг и субботу - самый низкий показатель - до 3,9 балла.

Сравнивая динамику активности в недельном цикле с исследованиями проведенными Осик В.И. (1997 г.) [23], где пик активности приходится на вторник, мы приходим к выводу, что учебное расписание составлено не грамотно. Двигательная активность влияет на состояние суточного ритма физиологических функций, в том числе и на умственную работоспособность школьников. Анализ учебной динамики показывает, что урок физкультуры стоит в середине занятий: несмотря на 6 уроков, по окончанию их активность повышается, что нельзя сказать о понедельнике.

 

 

Рис. 7. Недельная динамика субъективной оценки активности до и после

занятий (середина I четверти)

Недельная динамика настроения до и после занятий повторяет рисунок самочувствия и активности. К концу недели настроение повышается. В пятницу субъективная оценка выше по окончанию занятий (6,53 балла), чем до их начала (6,33 балла). В субботу наблюдается некоторая стабилизация самооценки. Наибольший спад происходит в середине недели - среду ( до занятий - 5,35 б, после - 4,96 балла) (рис. 8, табл. 2).

 

 

 

 

 

Рис. 8. Недельная динамика субъективной оценки настроения до занятий и после занятий (середина I четверти).

 

Динамика субъективной оценки самочувствия в конце I четверти.

Данный показатель до занятий следующий: 5,8; 6,1; 5,5; 5; 4,9; 4,8. Средний балл - 5,3. Результат говорит о достаточно благоприятном состоянии испытуемых. Динамика в недельном цикле, как и в дневном, изменяется в сторону ухудшения (рис. 9, табл. 3).

Динамика показателей после занятий наряду с ухудшением самооценки «скачет» вниз - вверх, но в дни, когда в расписании есть урок физкультуры показатели исходные и конечные сохраняются.

 

Таблица 2

 

Субъективная оценка самочувствия, активности, настроения в недельном цикле (середина четверти).

 

Субъективная

оценка

 

Пн

Результаты

х±σ

Вт

Результаты

х±σ

Ср

Результаты

х±σ

Чт

Результаты

х±σ

Пт

Результаты

х±σ

Сб

Результаты

х±σ

Самочувствие до занятий

6±0,04

6,2±0,3

5,98±0,15

6,27±0,12

6,14±0,16

6±0,39

Самочувствие

после занятий

6,1±0,04

5,5±0,3

5,62±0,15

6±0,12

6,51±0,16

5,1±0,39

Активность до занятий

5,79±0,37

4,6±0,09

5,0±0,09

5,5±0,43

4,7±0,26

4,8±0,39

Активность после занятий

5,1±0,37

4,4±0,09

4,8±0,09

4±0,43

5,3±0,26

3,9±0,39

Настроение до занятий

6,07±0,03

5,72±0,25

5,35±0,39

6,04±0,25

6,33±0,04

6,24±0,06

Активность после занятий

6,0±0,03

5,13±0,25

4,96±0,39

5,76±0,25

6,53±0,04

6,4±0,06

 

Достоверность различий определялась при помощи t-критерия Стьюдента.

 

 

 

Рис. 9. Недельная динамика субъективной оценки самочувствия

до и после занятий (середина I четверти)

Динамика субъективной оценки активности на конец четверти.

Показатели оценки динамики активности (рис. 10,табл. 3) находятся в диапазоне от 3 баллов до 4,5 балла. Данный результат говорит по тесту дифференциальной самооценки функционального состояния о низком уровне активности школьников. Вероятнее всего у подростков наблюдается утомление.

После занятий показатели еще ниже. Средний показатель равен 3,4 балла.

В пятницу данный показатель немного повышается с 3,5 до 3,7 балла, разница не достоверна (Р>0,05), а в субботу самый низкий уровень активности - 2,7 б.

 

 

Рис. 10. Недельная динамика субъективной оценки активности

до и после занятий (на конец I четверти)

 

Динамика показателей настроения отличаются по характеру от динамики самочувствия и активности после учебной нагрузки падали, то показатели настроения до занятий ниже, чем после занятий.

Вероятней всего, это связано с приближением каникул.

Но утомление все равно сказывается. До занятий показатель ниже среднего уровня - 3,9 балла. После учебного дня средний показатель равен 5 баллам (рис. 11, табл. 3).

 

 

Рис. 6. Недельная динамика субъективной оценки настроения

до и после занятий (на конец I четверти)


Таблица 2

Субъективная оценка самочувствия, активности, настроения (конец I четверти)

Субъективная оценка

Пн

Результаты

х±σ

Вт

Результаты

х±σ

Ср

Результаты

х±σ

Чт

Результаты

х±σ

Пт

Результаты

х±σ

Сб

Результаты

х±σ

Самочувствие до занятий

5,8±0,13

6,1±0,67

5,5±0,09

5±0,43

4,9±0,04

4,8±0,21

Самочувствие после занятий

6,1±0,13

4,5±0,67

5,3±0,09

4,0±0,43

5,0±0,04

4,3±0,21

Активность до занятий

4,5±0,21

3,5±0,09

4,5±0,21

3,8±0,13

3,5±0,08

3±0,13

Активность после занятий

4,0±0,21

3,3±0,09

3±0,21

3,5±0,13

3,7±0,08

2,7±0,13

Настроение до занятий

4,1±0,09

3,9±0,47

3,7±0,13

3,8±0,58

4,1±0,56

3,8±0,94

Настроение после занятий

4,3±0,09

5±0,47

4±0,13

5,1±0,58

5,4±0,56

6±0,94

 

Недельная динамика самочувствия характеризуется двумя пиками подъема показателей. Они совпадают с днями, проведения уроков физкультуры. Такая динамика прослеживается в течение всей четверти (рис. 12). Средний показатель самочувствия наконец учебной четверти достоверно падает (t=0.04, Р<0,05) и приближается к практически оптимальному значению. Изменение уровня самочувствия прослеживается от начала учебной недели к концу в сторону ухудшения. Особенно ярко выражается это в последней недели четверти (t=0.07, Р<0,05). Данную ситуацию можно было предугадать, так как учебная нагрузка в течение учебной четверти была максимально предельной (35 уроков в неделю), а двигательная активность была минимальной (2 урока физкультуры в неделю). Постоянные перепады в субъективной оценке самочувствия подтверждают наступившие утомления.

Динамика активности в недельном цикле учебной деятельности также характеризуется двумя пиками подъема показателей в дни проведения уроков физкультуры. Рисунок динамики активности совпадает по характеру с рисунком самочувствия (рис. 13). Активность школьников характеризуется резкими перепадами показателей в течение недели. Особенно это выражено в середине и в конце недельного цикла. Оценка активности на конец учебной четверти находится на уровне, который характеризуется как критически минимальное значение (х=3,17±0,13 балла), затянутость малоактивного образа жизни школьников приводит к состоянию утомления, а в дальнейшем к состоянию, которое характеризуется депрессией.

Динамика субъективной оценки настроения взаимосвязана с самочувствием и активностью школьников и характеризуется подъемами в ни повышенной двигательной активности и спадами в дни малоактивного образа жизни (рис. 15).

В середине четверти средний показатель настроения находился в благоприятном режиме (х=5,87±0,13 балла), хотя и наблюдался спад показателей после учебной нагрузки, но он был недостоверен (Р>0,05). К концу учебной четверти показатель снизился до критически минимального значения (х=4,43±0,19 балла), по динамике отлична от рисунка самочувствия и активности. Показатель изменяется к концу учебной четверти (после занятий). В сторону улучшения (t=0,12, Р<0,05). Вероятней всего, данная динамика связана напрямую с приближением каникул.

Динамика САН образуется взаимоналожением двух переменных, а именно недельными колебаниями, и колебаниями в течение четверти. Сравнение характера данных переменных позволяет нам сделать вывод: повышенная двигательная активность школьников улучшает показатели самочувствия активности, настроения, что ведет в дальнейшем к увеличению работоспособности и улучшения здоровья детей.

 

 

 

Рис. 12. Динамика субъективной оценки самочувствия до и после

занятий в середине I четверти, и занятий наконец I четверти

 

 

 

 

 

 

Рис. 13. Динамика субъективной оценки активности до и после

занятий в середине I четверти и наконец I четверти

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 14. Динамика субъективной оценки настроения до и после

занятий  в середине I четверти и наконец I четверти

 

 

3.4. Психоэмоциональное состояние школьников на конец учебного года

После обработки данных теста Люшера нами были выявлены существенные нарушения в общей эмоциональной структуре, выраженные в психопатологических (рис. 15) и психогенных (рис. 16) мотивациях. По нашим данным у восьмиклассников доминируют следующие психопатологические факторы, перекрывающие стремление к учебе:

-                функциональную перегрузку, истощение испытывают 35% учащихся;

-                в постоянном состоянии возбуждения находятся 25%;

-                пытаются защищаться от невыносимого перенапряжения 20%;

-                в депрессивном состоянии находятся 15%;

-                испытывают страх перед разочарованием 15%.

В психогенных мотивах у учащихся доминирует чувство страха перед ограничением, подчинением воли, отказом, перед одиночеством - испытывают все 100% учащихся.

Чем вызвано такое депрессивное психическое состояние у учащихся? Известно, что общий неспецифической реакцией организма является реакция стрессовая [36]. Определенный уровень стресса, как считал Г. Селье, необходим для обеспечения нормального функционирования организма (эустресс). Но довольно часто уровень стрессовых воздействий оказывается выше оптимального, что приводит к различным рода расстройствам (дистресс).

Стрессовая реакция организма на чрезмерные нагрузки: учебную и физическую, гиподинамию - выражается в химическом дисбалансе внутренней среды.

Большинство учащихся испытывают психическую депрессию в скрытой форме, а именно она стоит на первом месте из главных причин смерти 85 из 100 лиц в среднем и пожилом возрасте [26].

Прежде всего, такое состояние у учащихся связано с увеличением объема информации, обучаемой в школе, что приводит к резкому уменьшению двигательной активности, т.е. к обострению стрессовых ситуаций.


 

Рис. 15. Психопатологическое состояние школьников среднего

возраста наконец I учебной четверти

1.     Депрессивное состояние.

2.     Защита от невыносимого перенапряжения.

3.     Состояние застойного возбуждения.

4.     Состояние застоя.

5.     Депрессивная оборона.

6.     Функциональная перегрузка, истощение.

7.     Аффект, стремление к деятельности на фоне депрессивного состояния.

8.     Страх перед разочарованием.

9.     Заторможенность и чрезмерное раздражение.

10.          Борьба с депрессией.

11.          Чередование состояний возбуждения и депрессии.

12.          Состояние возбуждения

 

Рис. 16. Психогенные мотивы со стояния школьников среднего

возраста наконец I четверти

1.             Страх перед внутреннем одиночеством.

2.             Неудовлетворительной притязание на собственную силу.

3.             Твердость и превосходство.   

4.             Страх перед ограничениями.

5.             Страх, что придется подчинить свое поведение необходимости.

6.             Чувство неполноценности, неизвестности, слабости, бессилия.

7.             Страх перед отказом.

8.             Неудовлетворительное притязание на приятное обращение определенного лица, его любовь.

9.             Неудовлетворительное притязание на направление на себя активность окружения.

10.        Напряжение от вынужденного безделья, ожидания.

11.        Страх быть обойденным.

12.        Страх перед лишениями

13.        Иллюзорное ожидание блага, счастья.


Выводы

1. В структуре учебной нагрузки, недельная динамика составила 35 уроков, что является, согласно санитарным нормам, предельно допустимой. Дополнительная учебная нагрузка варьирует до 12 до 24 часов. Итого в день 7,5-8 часов статического напряжения в условиях гипокинезии. Уроки физической культуры в недельном цикле распределены нецелесообразно.

2. Динамика физического состояния характеризуется снижением его показателей к концу учебного дня. Наблюдается два пика повышения показателей физического состояния в недельном цикле учебного процесса. Изменения достоверны (Р<0,05). К концу учебной четверти физическое состояние школьников достоверно ухудшается (Р<0,05).

3. Психоэмоциональное состояние школьников можно определить как неудовлетворительное:

-                65% - находятся в депрессивном состоянии;

-                40% - испытывают чувство неполноценности и неуверенности;

-                75% - страх перед изменениями, разочарование;

-                42% - находятся в состоянии функциональной перегрузки;

-                20% - смотрят в будущее с оптимизмом, уверены в завтрашнем дне.

4. Физическое и психическое здоровье учащихся зависит от их отношения к здоровому образу жизни  - к физической культуре и отношения к вредным привычкам.


Практические рекомендации

1.     Для предотвращения снижения уровня физического состояния следует включать в учебный процесс школьников дополнительные формы активного отдыха.

2.     Для эффективного использования уроков физической культуры необходимо равномерно распределить их в недельном цикле учебной нагрузки.

3.     Рекомендовать школьниками среднего возраста занятия в спортивных секциях, что непосредственно увеличит двигательную активность не за счет продолжительности тренировочных занятий, а за счет увеличения интенсивности их выполнений. Тренировочные занятия также снимут психоэмоциональное напряжение.

4.     Для оптимизации процесса адаптации необходима организация труда, отдыха и питания с учетом возрастных, половых особенностей человека и природно-климатических условий.

5.     Пересечение и предупреждение вредных привычек в школьном возрасте требуют создания современных программ профилактики приобщения детей к вредным привычкам и грамотного проведения соответствующего санитарного просвещения в образовательных учреждениях.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы человека. -М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.

2.     Агаджанян Н.Л., Тель Л.В., Циркин В.И., Чеснокова С.А. // Физиология человека  / Под ред. Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. - СПб., СОТИС, 1988. - 964 с.

3.     Антропова М.В., Манке Г.Г. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков // Педагогика. - 1993. - № 6. - С. 9-13.

4.     Адаптация детей и подростков к учебной и физической нагрузкам / Под ред. Хрипповой Н.Г. - М.: Изд-во АПН. СССР, НИИ физиологии детей и подростков, 1979. - С. 25.

5.     Баршай В.Н., Бондин В.Н., Кантеев В.А., Лысенко А.В. // Валеодиагностика. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1999. - 100 с.

6.     Батурин К.А. Утомление при физических нагрузках и старение организма // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. Минск: Полымя, 1990, - С. 108-111.

7.     Базарный В.Ф. Проект «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». // Народное образование. - 1996. - № 6. - С. 95-104.

8.     Базарный В.Ф. Главная опасность для цивилизации // Народное образование. - 1998. - № 9-10. - С.157-165.

9.     Баранов А., Сухарева Л. Образ жизни и репродуктивное здоровье подростков // Народное образование. - 1998. - № 9-10. - С.177-180.

10.      Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФИС, 1990.

11.      Берсиров Б.М., Мамгетов К.Ю. Взаимодействие органов народного образования и здравоохранения в сохранении здоровья школьников (проблема и первые шаги) // Теория и практика физической культуры. - 1996, - № 3,

- С. 52-55.

12.      Богданов Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

13.      Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М. ФиС, 1980. - 208 с.

14.      Вершинина А. Валеологизация учебно-воспитательного процесса в условиях адаптивной школы // Народное образование. - 1998, - № 9-10, - С. 221-222.

15.      Пандельсман А.Б. Характеристика возрастных особенностей функций организма детей школьного возраста в связи с физическим воспитанием //Физиология человека / под ред. Проф. Н.В. Зимкина - М.: Физкультура и спорт, 1975. - С. 486.

16.      Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические работы растущего организма. - М., 1989. - 219 с.

17.      Дубровский В.И. Движения для здоровья. М.: Знание, 1989.

18.      Дубровский В.И. Валеология: Здоровый образ жизни./ Предиско В.Н., Мошков. - М.: Retorica- А: Флинта, 1999. - 560 с.

19.      Киселев А.Ф. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы // Приказ Мин О и ПО РФ № 174689 от 23 апреля 1999.

20.      Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. 139 с.

21.      Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебн. Пособ. 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999, - 176 с.

22.      Левченко В.Г. Медико-биологические основы дифференцированного подхода в физическом воспитании школьников. Майкоп, 2002. - 144 с.

23.      Осик В.И., Тарасенко А.К., Зуева М.А., Ахромова А.Г. Валеология и оздоровительная тренировка // Программа регионального курса. - Краснодар, 1996. - 15 с.

24.      Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. - М., 1988.

25.      Палеев Г.И. Об успешности физиологической адаптации старшеклассников к лицеистской форме обучения // Валеология. - 1996. - № 3-4, - С. 26-29.

26.      Палеев Г.И. Вариант методики валеологической оценки развития школьников.// Валеология. - 1996. - № 3-4, - С. 21-25.

27.      Пегов В.А. Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства от «нормального» к здоровому.// Теория и практика физической культуры. - 2000, - № 9, - С. 49-52.

28.      Пожарская Е.Н. Психологические факторы эффективности учебно-познавательной деятельности старшеклассников.// Валеология. - 1999, - № 1, - С. 17-22.

29.      Развитие личности ребенка./ Пер. с англ. М., 1987. - 58 с.

30.      Семенов А. Если врач вместе с педагогом.// Медицинская газета.

- 1995, - № 62

31.      Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков - М.: Медицина, 1991.

32.      Тростанецкая Г., Виталес С. Профилактика ранней алкоголизации и наркомании.// Народное образование. - 1998. - № 9-10. - С. 194-195.

33.      Уфимцева Л.П., Трубачева Т.П. Принципы и методы здоровье-развивающего обучения учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. - 1995. - № 3. - С. 31-35.

34.      Филькина О.М., Жданова Т.Г., Шанина Т.Г. Динамика нарушения психического здоровья подростков в период адаптации к 10 классу школы, ПТУ, техникуму. // В кн.: Здоровье и образование. СПб., 1995. - С. 60-64.

35.      Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987.

36.      Шеррер Г.И. Физиология труда. Эргономия./ Под ред. Золиной З. М.: Медицина, 1983. - 496 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1

ОПРОСНИК САН

Цель. Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики.

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция. «Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы (см. таблицу 14), состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Обработка данных.

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов.

Следует учесть что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

 

ТИПОВАЯ КАРТА МЕТОДИКИ САН

 

Фамилия, инициалы ___________Пол _________Возраст_____

Дата_______________Время _____________

 

1. Самочувствие хорошее

3210123

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

3210123

Чувствую себя слабым

3. Пассивный

3210123

Активный

4. Малоподвижный

3210123

Подвижный

5. Веселый

3210123

Грустный

6. Хорошее настроение

3210123

Плохое настроение

7. Работоспособный

3210123

Разбитый

8. Полный сил

3210123

Обессиленный

9. Медлительный

3210123

Быстрый

10. Бездеятельный

3210123

Деятельный

11. Счастливый

3210123

Несчастный

12. Жизнерадостный

3210123

Мрачный

13. Напряженный

3210123

Расслабленный

14. Здоровый

3210123

Больной

15. Безучастный

3210123

Увлеченный

16. Равнодушный

3210123

Взволнованный

17. Восторженный

3210123

Унылый

18. Радостный

3210123

Печальный

19. Отдохнувший

3210123

Усталый

20. Свежий

3210123

Изнуренный

 

Продолж. прилож. 1

 

21. Сонливый

3210123

Возбужденный

22. Желание отдохнуть

3210123

Желание работать

23. Спокойный

3210123

Озабоченный

24. Оптимистичный

3210123

Пессимистичный

25. Выносливый

3210123

Утомляемый

26. Бодрый

3210123

Вялый

27. Соображать трудно

3210123

Соображать легко

28. Рассеянный

3210123

Внимательный

29. Полный надежд

3210123

Разочарованный

30. Довольный

3210123

Недовольный

 


Приложение 2

Цветовой тест Люшера.

В наиболее часто используемом виде тест представляет собой набор из 8 карточек, четырех основных: синей (обозначается цифрой 1), зеленой (2), красной (3), желтой (4); и четырех дополнительных цветов: фиолетовой (5), коричневой (6), черной (7) и серой (0). Большинство авторов относят данные тест к группе проективных личностных тестов, дающих возможность получить развернутую характеристику эмоционально-мотивационной сферы личности. Чаще при обследовании используют два коэффициента (КВ и Т), подсчитываемых на основании цветовых выборов.

Процедура тестирования заключается в следующем: перед испытуемым на белом фоне полукругом раскладываются карточки теста Люшера в произвольном порядке. Ему предлагается внимательно посмотреть на цвета и никак не связывая с любимым цветом одежды, автомашины или обоев в квартире, выбрать цвет, который ему нравится (на который приятно смотреть). Выбранная карточка откладывается, ее кодовый номер записывается в первую позицию протокола тестирования. Испытуемому предлагается выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся таким образом, в результате семи выборов получается цифровой ряд, в первой позиции которого код цвета, выбранного первым, в последней - код цвета, оставшегося после семи выборов.

После небольшой паузы процедура тестирования повторяется. Числовые коэффициенты подсчитываются по второму выбору, который всегда бывает более спонтанным.

Коэффициент вегетатики (КВ) является показателем настроя на активность, трату энергии и дает основание для соответствующей коррекции. Подсчет КВ производится по формуле:

, где

Продолж. прилож. 2

К,С,Ж,З - позиция красного, синего, желтого и зеленого цветов по второму ряду выборов. КВ, как видно из формулы, может изменяться от 0,2 до 5, при этом значения меньше 1, свидетельствуют о трофотропном доминировании усталости, желании отдохнуть в спокойной обстановке; значения, больше 1, считаются показателем эрготропного доминирования , активности и настроя на трату энергии.

Показатель тревожности (Т) иногда называют также уровнем стрессе, показателем психической напряженности. Он дает возможность оценить ситуативный уровень стресса и тревожности. Подсчет Т осуществляется суммированием знаков «!», выставленных по второму выбору по следующему правилу:

а) если основной цвет оказался в :

-                6-ой позиции - выставляется один «!»

-                7-ой позиции - выставляется два «!»

-                8-ой позиции - выставляется три «!»

    б) если дополнительный цвет (кроме фиолетового) оказался:

-                в 3-ей позиции - выставляется один «!»

-                во 2-ой позиции - выставляется два «!»

-                в 1-ой позиции - выставляется три «!»

Значения Т от 0 до 2 считаются фоновыми, от 3 до 6 свидетельствуют о незначительном, от 7 до 9 - о среднем, от 10 до 12 - о высоком уровне тревожности.


Приложение 3

Анонимная анкета

 

Прочитайте внимательно вопросы и подчеркните правильный для Вас ответ.

1. Твой возраст ____________

2. Нравится ли тебе школа        1 -да

                                                        2 - нет

3. Читаешь ли ты книги            1 - да

                                                        2 - нет

                                                         3 - по необходимости

4. Занимаешься ли ты творчеством (вязанием, вышиванием,

рисованием и т.д.)                     1 - да

                                                        2 - нет

                                                        3 - иногда

5. Занимаешься спортом           1 - нет

                                                        2 - иногда

                                                        3 - регулярно

6. Любимый предмет _______________________________________

7. Нелюбимый предмет _____________________________________

8. Любишь ли ты физкультуру 1 - да  

                                                        2 - нет

9. Куришь                                   1- да

                                                        2 - пробовал(а)

                                                        3 - иногда

                                                        4 - регулярно

10. Употребляешь алкогольные напитки

                                                 1 - нет


Продолж. прилож. 3

                                                        2 - пробовал(а)

                                                        3 - иногда

                                                        4 - часто

11. Играешь в азартные игры   1 - нет

                                                 2 - пробовал(а)

                                                 3 - иногда

                                                 4 -  постоянно

 

12. Пробовал(а) ли ты наркотики (героин, кокаин и др.)

                                                        1 - да

                                                        2 - нет

13. С какого возраста ты считаешь можно заниматься сексом ________

14. Твои родители употребляют спиртные напитки мать:

                                                 1 - да                  

                                                        2 - нет

                                                         3 - иногда

                                                        отец:

                                                        1 - да

                                                        2 - нет

                                                        3 - иногда

 

 

 

 

Спасибо!

Просмотров работы: 6271