МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИТЕЛЬМЕНОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИТЕЛЬМЕНОВ

Коновалова А.А. 1
1Северо-восточный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Поиск и анализ информации о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах одного из малочисленных народов п-ова Камчатки - ительменов показал, что в этнографических источниках имеется информация об их танцевальном, песенном искусстве, хотя данных об их музыкальных инструментах крайне мало [5,7-9]. Музыкальные инструменты ительменов и их копии хранятся в краеведческих музеях п-ова, что сделало возможным использовать коллекции фондов Быстринского районного этнографического музея и Корякского окружного краеведческого музея п. Палана.

Проведенное нами исследование показало, что действительно, музыкальная культура народов Камчатки оригинальна, поражает самобытностью, пронизывает все сферы жизни населения, в том числе быта и религиозной практики.

По данным нашего исследования, у ительменов бытовали самозвучащие инструменты (идиофоны), мембранные (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые (аэрофоны) инструменты.

Ительменские идиофоны очень разнообразны. В коллекциях БРЭМ и Корякского окружного краеведческого музея представлены металлические ударные конконы на кольце, конконы на продольной скобе с деревянной ручкой, конконы на деревянной ручке, колокольчики, бубенцы на цепочке, маракасы и пр.

Имели место стержневые идиофонные погремушки. Ительменское название – «хэргыргахах». В качестве встряхивающих погремушек использовались кольца, колокола или конусообразные подвески. Колокольчики изготовляли из листового железа – «конкон» [3]. Возможно, что они произошли от русских колокольчиков. Но не исключено, что они могли быть изобретены самостоятельно с появлением на Камчатке импортного металла (из Якутии, Приморья). Эти колокольчики не имели «язычка», и звучали во время исполнения благодаря ударам друг о друга. Это якобы способствовало отпугиванию вредоносных духов. Являлись необходимым атрибутом шамана во время камлания.

Более ранними подвесками на скобках бубна были железные кольца или цепочки колец. Но железным кольцам предшествовали аккуратно расщепленные пластинки из китовой кости, имеющие почти квадратную форму. Один из самозвучащих инструментов ительменов хранится сегодня в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (кунсткамера) [4, С. 187-207].

Варган - самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Представляет собой пластинку из дерева, кости, металла или металлическую дугу с язычком посередине [6] Использовался практически всеми народами Камчатки и Чукотки. У ительменов назывался – варыга.

При камлании, вызывая ветер, ительменские шаманы использовали вихревой идиофон кэль-кэль - пропеллер-жужжалку. Они считали, что с его помощью, можно влиять на погоду, например, разогнать тучи или, наоборот, вызвать гром и молнию. При его вращении рассекался воздух и образовывался резкий, пронзительный звук, который символизировал ветер.

Ительменский мембранофон представлен шаманским бубном. По мнению Шейкина Ю.И., шаманский бубен имеет наибольшее значение из мембранофонов, он прошел несколько эволюционных этапов в Сибири: от общего традиционного до строго профессионального и кастового предмета. Исследователь выделил несколько типов бубнов, из которых для народов Камчатки являются беринговский, камчатский и колымско-охотский [11]. Для ительменов характерен камчатский тип бубна. В структурном отношении он имеет круглую (иногда овальную) форму и обечайку - среднюю и плоскую. Его мембрана делается из шкуры олененка. Она толстая, а рукоятка имеет крестовидную форму и крепится с тыльной стороны. С внутренней стороны бубна на обечайке крепятся скобы с нанизанными кольцами и позвонками [11].

В струнных инструментах источником звука являются одна или несколько струн [9]. Ительмены обладали струнным смычковым инструментом. Корпус его обычно плоский, грушевидной или треугольной формы. Нижняя дека плоская, верхняя чуть выпуклая. Обе деки крепились при помощи веревочных перевязок. Струны делались из пряжи или из ниток. На смычок натягивали конский волос. Длина инструмента около 60 см, смычка – 57 см [4, С.203-204, С.207].

Известны у ительменов и духовые инструменты. Стеллер Г. В. писал, что ительмены изготавливали дудки из стеблей камчатского вязовика или «шаламеи» [10, С.192]. В коллекции БРЭМ имеются коуны (дудки) ительменские: 1 - дудочка из борщевика без игровых отверстий (закупоренная флейта без отверстий на грифе); 2 - дудочка из борщевика с пятью отверстиями и мундштуком из гусиного пера; дудки корякские из ольховой коры, дудки с мундштуком из гусиного пера, рожок корякский из ольховой коры с мундштуком из гусиного пера, пищалки из ивы, свистки, комбинированные из лиственницы и ивы, между деревянными деталями которых вставлен лист травы. Подробно описывает деревянные духовые инструменты ительменов Ю. Шейкин: калхам (тростниковая продольная флейта без отверстий для пальцев); энгму, или систул (тростниковая продольная флейта с 3-5 боковыми отверстиями), а также инструмент, выявленный только у ительменов, - пищик из стебля злаковых без игровых отверстий, который называют «играющая трава» [11]. Известно, что пищалки и свистки являлись, прежде всего, охотничьими манками, но использовались также как музыкальные инструменты.

По сообщениям Е.П. Орловой ительмены национальных инструментов к началу XX века не сохранили, хотя музыку любили и готовы слушать ее «без конца» [8, С. 86.]. С приходом русских они начали осваивать гармонь, скрипку, балалайку [7, С.325-326]. Балалайки и скрипки делали из осины. Дерево стругали рубанками, клеили рыбьим клеем, который варили из рыбьей кожи. Кожу варили с водой до тех пор, пока «варево» станет густым [8, С. 86].

К сожалению, игра на традиционных музыкальных инструментах в XXI веке не получила распространение, кроме бубна, который являлся и является наиболее распространенным инструментом у всех народов п-ова Камчатка. Он использовался при религиозных обрядах, сезонных праздниках. И в современной практике занимает ведущее место в выступлениях коллективов художественной самодеятельности народов Камчатки. Другим использующимся сегодня инструментом является губной варган. Игрой на этих инструментах сопровождаются события семейного и промыслового быта, ритуалы современных шаманских камланий («домашнее шаманство»), массовые этнические праздники и танцы.

Библиография

Источники:

1. Коллекции музыкальных инструментов из фондов Корякского окружного краеведческого музея, п. Палана, п-ов Камчатка. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.koryak-museum.ru/expositions/13-expositions/38-stend-myz-instrymenti).

2. Коллекции музыкальных инструментов из фондов Быстринского районного этнографического музея, п. Эссо, п-ов Камчатка.

3. Малюкович В.Н. Корякские народные инструменты. Рукопись // Фонды Быстринского районного этнографического музея, п. Эссо, п-ов Камчатка.

Литература:

4.Благодатов Г.И. Музыкальные инструменты народов Сибири // Сборник Музея антропологии и этнографии: [научные статьи]. М.; Л., 1958. (Сборник МАЭ; т. 18). С.187-207.

5.Богораз В.Г. Чукчи. Религия – Ленинград: Главсевморпути, 1939. - 193 с.

6.Варган. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD/.

7.Дитмар К. Поездка и пребывание в Камчатке в 1851-1855 годах Карла фон Дитмара (Исторический отчет по путевым дневникам). СПб, 1801. Ч.1.

8.Орлова Е. П. Ительмены. Историко-этнографический очерк. - СПб.: Наука, 1999. –199 с.

9.Система Хорнбостеля-Закса. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Система_Хорнбостеля_—_Закса.

10.Стеллер Г. В. Описание земли Камчатки / Г. В. Стеллер. Петропавловск-Камчатский, 1999. - 286 с.

11. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. Сравнительно-историческое исследование. М.: Восточная литература РАН, 2002. 718 с.

Просмотров работы: 1666