БРЕНДИНГ РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ ГЛОКАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

БРЕНДИНГ РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ ГЛОКАЛИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Необратимый процесс глобализации стал предметом изучения многих ученых со всего мира. Суть процесса глобализации заключается в последовательном объединении всех сторон жизни, прежде всего, экономической составляющей.

Обратной стороной глобализации является глокализация - трансформация экономической составляющей процесса глобализации на локальном уровне. Означает, что на фоне глобализации вместо ожидаемого исчезновения региональных отличий происходит их сохранение и усиление. Цель глокализации - вывод локальных территорий напрямую в глобальный мир. Своеобразный девиз глокализации «мыслить глобально, но действовать локально». Глокализация выступает посредником между глобальной сложившейся культурной системой и общинной, национальной идеей, гарантируя, что особенности местной территории не забудутся, выходя на мировую арену.

Почему сейчас процессы глокализации выходят на первый план, подталкивая регионы и территории к развитию?В современных условиях, когда общество превращается в единую безликую массу, отказавшись от этнической и религиозной самобытности, от традиций и обычаев, оно только и делает, что потребляет: ест, спит, одевается, любит, работает. Картина выглядит удручающе: додуманная до конца, унифицированная культура, без каких-либо ярких красок локальной культуры. Как писал Ульрих Бек в своей книге «Глобализация, что это такое», такой подход, даже если разделять все это в строгом соответствии с доходами той или иной группы населения, означал бы конец рынка, конец прибылей. Что делать, чтобы этого избежать? Обратимся к мировым примерам.

Глокализацию можно рассматривать как специфический региональный сценарий глобализации, при котором ведущая роль отдается особенностям развития территории. Подобные процессы впервые появились в конце XIX в. – начале XX в., когда предложенные Западом идеи были сознательно реализованы в японском, казалось бы, очень консервативном, обществе. С началом реставрации Мейдзи (1868г.) к власти в стране восходящего солнца пришли динамичные политики, которые, переняв научно-технические, экономические и интеллектуальные достижения европейской цивилизации, начали процесс национальной модернизации. Несмотря на значительные перемены, специфика японской традиционной культуры полностью сохранялась, и во многих отношениях стала основой модернизации японской социальной системы, выдвинув Японию на международную арену.

Пример Японии показывает, что глобализация, вместо того, чтобы овладеть сознанием представителей незападной цивилизации и внедрить новые ценности и идеалы, наоборот, реанимирует национальную культуру, традиции и самосознание, словно давая «второе дыхание».

Американские цивилизации первоначально в силу изолированности материков развивались особым путем. Древние цивилизации были практически уничтожены потоком агрессивных европейских колонистов. В XX в. США вступили в число мировых лидеров, стали сверхдержавой. Сейчас Соединенные Штаты с завидным успехом культивируют свою культуру по всему миру: реклама, фаст-фуд, комиксы, интернет - всё прилетело в Евразию через океан, и прочно укоренилось в умах граждан. Внедряя культуру масс, они активно защищают свою национальную историю: чтят традиции, широко отмечают праздники, заботятся о памятниках культуры. В США каждый штат имеет свою особенность, как в культурно-историческом аспекте, так и в экономическом. Они мыслят локально, на уровне штата, создавая уникальный бренд, затем действуют глобально, тем самым поддерживают идею глокализации – внедряют бренд на рынок. Кто не знает Техасских ковбоев, крупнейший парк развлечений во Флориде, гангстерский Иллиноис, Голливуд, в конце концов?!

У всех на слуху испанский город Барселона. Каталонцев, среди прочих жителей Испании, выделяет сильный национальных дух. Нежелание принимать оковы глобализации, они стремятся сохранить свою культурную самобытность: добились признания каталонского языка официальным языком, популяризируют движение за свою независимость. В 2012 г., объединив вокруг себя несколько территорий, Барселона создала новый туристический бренд, который был представлен на одном из крупнейших международных событий в сфере туризма - World Travel Market в Лондоне.

Инструментом глокализации может служить хорошо выстроенная стратегия брендинга территории.Бренд - главный инструмент, при выделении региона из общей массы. Любая территория рассматривается как товар, который нужно продать и получить максимальную прибыль. Потребителями выступают жители территории, предприниматели, туристы, инвесторы. Для удачного подчеркивания особенности региона нужно формировать три основные позиции: имидж, бренд, репутация. Почему именно от них зависит эффективность брендовой политики?Эти позиции тесто связаны между собой, и при грамотном развитии каждой запускается в действие механизм, технология которого способствует развитию инвестиционной привлекательности, помогает развивать чувство гордости за свой регион, воспитывает дух патриотизм и помогает росту репутационного капитала региона.

Рисунок 1 иллюстрирует то, как связаны компоненты единой системы создания бренда.

Основа - территориальная индивидуальность: географическое положение, герб, субфедеральная принадлежность, различные условиях функционирования (природные, культурные, социальные, экономические, информационные и пр.); доверие инвесторов и партнеров, подходы региональной власти к работе в регионе, продвижение проектов и их реализация.

Узнаваемость города или его бренд - важнейший фактор формирования конкурентных преимуществ и доходов города, ценный актив городской экономики. Он рассматривается как совокупность ценностей, отражающих неповторимые оригинальные потребительские характеристики города, которые пользуются спросом на данной территории и приносят доход.

Имидж города представляет собой набор субъективных представлений о городе, который формируется на основе личного опыта (туристические ощущения от пребывания) или опосредованно (СМИ, слухи).

Репутация города– динамическая характеристика жизни города. Это совокупность мнений, сформировавшихся у посетивших город людей, на основе личного опыта (комфорт, безопасность, благоприятная деловая атмосфера и пр.) Репутация – один из ключевых параметров развития узнаваемости территории, так как олицетворяет комплекс возможностей для реализации собственных интересов различных групп населения. Репутация выступает своеобразным гарантом эффективного преимущества эффективного использования конкурентных преимуществ данной территории для жизни, бизнеса, капиталовложений, отдыха, учебы и пр.

В таблице 1 представлены основные составляющие положительной репутации любой территории с точки зрения основных групп целевой аудитории ее потребителей.

Таблица 1

Основные составляющие положительной репутации территории

Постоянные и потенциальные жители

Инвесторы/бизнес

Деловые посетители

Туристы

природно-климатические условия

ресурсы

развитая выставочно-ярмарочная инфраструктура

уникальный природный объект

социально-экономические условия

инновации

деловые центры

культурно-исторический объект

экологическая безопасность

инфраструктура

транспортная инфраструктура

туристическая инфраструктура

социальная безопасность

позитивная репутация руководителей региона

система общественного питания

безопасность

национальная гордость

финансовая стабильность

безопасность

конкурентные цены на товары и услуги

 

низкий уровень коррупции

 

Развлекательные центры

     

Зоны отдыха

Зачем нужен бренд в России и как он работает в рамках российских регионов?

Интерес к инструментам брэндинга был проявлен Д.А. Медведевым в период подготовки к 1000-летнему юбилею города Ярославля. Он призвал использовать это событие для продвижения бренда города. За 2008—2010 гг. на основные мероприятия было потрачено более 28 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета около 14 млрд. руб., из областного и городского — почти 9 млрд. руб., из иных источников — более 5 млрд. руб. Продвижение бренда Ярославля способствует увеличению интереса зарубежных туристов к интереснейшему маршруту «Золотое кольцо России», что способствует получению дополнительных прибылей.

Республика Татарстан активно развивает свой бренд: начиная с празднования тысячелетия города в 2005 г., она стала в 2009 г. местом проведения Всероссийского форума «Россия — спортивная держава». В дальнейшем получила право принимать Летнюю Универсиаду 2013 г., Чемпионат мира по водным видам спорта 2015 г., Кубок конфедераций 2017 г., Чемпионат мира по футболу 2018 г. В частности, подготовка к Универсиаде-2013 принесла г. Казани:

  • свыше 130 млрд. руб. прямых инвестиций речь идет как о государственных, так и о частных вложениях;

  • появилось 3 кластера для размещения на 13,3 тыс. чел.;

  • индекс физического объема производства в Казани превысил 112%;

  • среднемесячная заработная плата за год выросла на 14%;

  • общий объем налогов, собранных на территории г. Казани, за год вырос на 25% и составил 86 млрд. руб.

Важно продемонстрировать большой политический потенциал, за которым идет такая важная вещь, как репутация. Поскольку репутация свидетельствует о высоком уровне доверия, то создаются предпосылки для притока инвестиций.

Таким образом, создание бренда региона способствует его выходу на мировую арену, не теряя своей уникальности, а наоборот, пропагандируя региональные особенности и культурные традиции. Россия имеет возможность продемонстрировать свои качества на Зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 г., а регионы во время проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 г. Россия - многонациональная страна, обладающая огромным культурным потенциалом, который необходимо использовать. Процесс глокализации должен затрагивать наше государство в первую очередь, потому что бороться с глобализацией можно и нужно, нельзя допустить смешения культур и потерю этнических уникумов. Не стоит пренебрегать новым механизмом развития страны, а пользоваться им умело. Регион, выйдя из локального мира, получит большие преимущества, начав глобальные действия.

Просмотров работы: 1639