ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наиболее важным элементом производительных сил и главным источником развития экономики являются люди, их мастерство, образование, подготовка, мотивация деятельности. Существует непосредственная зависимость конкурентоспособности экономики, уровня благосостояния населения от качества трудового потенциала персонала предприятия, организации.

Персонал предприятия формируется и изменяется под влиянием внутренних (характер продукции, технологии и организации производства) и внешних (демографические процессы, юридические и моральные нормы общества, характер рынка труда и т.п.). Влияние последних конкретизируется в таких параметрах макроэкономического характера, как: численность активного (трудоспособного) населения, общеобразовательный его уровень, предложение рабочей силы, уровень занятости, потенциальный резерв рабочей силы. В свою очередь эти характеристики определяют количественные и качественные параметры трудовых ресурсов. Профессиональный состав персонала предприятия зависит от специфики отрасли деятельности, характера продукции или услуг, уровня технического развития. Каждая отрасль имеет свойственные только ей профессии и специальности. В то же время существуют общие (сквозные) профессии рабочих и служащих.

В странах с развитой рыночной экономикой государство, беря на себя основное финансовое бремя подготовки и переподготовки кадров, создает единый механизм обеспечения занятости через взаимодействие государства и предприятий. По начальной профессиональной подготовки молодежи, то государственные органы прежде стимулируют активность предприятия посредством прямого финансирования внутрифирменных систем обучения. Так, например, за наем и обучение молодежи 16-18 лет, которая еще не имеет полного среднего образования, государственные органы Великобритании, Италии, Швеции покрывают до 80% затрат предприятий. Объектом прямого финансирования государственными органами Германии, Франции, Италии, Швеции стала так называемая альтернативная форма подготовки кадров, охватывающая молодежь до 25 лет. Речь идет о сочетании процесса теоретической подготовки в учебном заведении с трудовой деятельностью в условиях частичной занятости. Следовательно, обеспечивается соответствие занятости ученика полученному образованию, предоставлен момент квалификации. Необходимым условием такой формы обучения является наличие специальной программы, обеспечивающей координацию подготовки в двух разных системах. Активный контроль предприятий за учебным процессом обусловливает постоянные корректировки программ теоретического обучения.

В западноевропейских странах одним из источников средств государственных органов на профессиональную подготовку являются денежные отчисления самих предприятий. Так, во Франции существует порядок, согласно которому каждое предприятие с численностью занятых свыше 10 человек обязано отчислять на цели подготовки и повышения квалификации работников не менее 1% фонда заработной платы. В США, где средства, направляемые на подготовку молодых работников, полностью освобождаются от налогообложения (при условии аккредитования местными органами власти, то есть гарантирования соответствия подготовки установленным стандартам. Необходимость постоянной переподготовки персонала выдвинула практически во всех странах с рыночной экономикой требование создания системы специальных подразделений фирм. Это учебные центры и курсы, отделы кадровой политики.

Оценка производительных способностей человека, его трудового потенциала становится все более необходимой и очевидной и диктуется глобальными экономическими проблемами, с которыми столкнулось человечество при переходе к новому этапу развития цивилизации - к информационному, инновационному обществу. Для России проблема трансформации стоит еще более остро - затягивающийся системный кризис настоятельно требует поиска путей его преодоления, проведения активной государственной политики, стратегии и тактики реформ в сфере труда, формирования и развития трудового потенциала общества.

В региональном разрезе трудовой потенциал выглядит следующим образом (рисунок 1).

Трудовой потенциал - это ресурсная категория; он должен включать в себя источники, средства, ресурсы труда, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в конкретной области.

Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, т. е. по отношению к индивидууму трудовой потенциал это часть потенциала человека, который формируется на основе природных данных (способностей), образования и жизненного опыта. Важнейшей компонентой трудового потенциала человека является его творческий потенциал, который присущ человеку от природы и связан с такими ценными качествами как новаторство, инициатива, аналитическое мышление, способность к генерации новых идей, методов, образов, представлений. Творческий труд лежит в основе фундаментальных исследований, совершенствования действующей технологии, организации производства. Он неизбежен при выборе оптимальных путей решения той или иной проблемы.

Важно выделить Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р как важнейший документ глобального масштаба, содержащий в себе основные направления экономического и социального развития страны в целом, а также направления и ориентиры развития трудового потенциала России, в частности.Пункт 3 данной Концепции, именуемы «Целевые ориентиры», представляет важнейшую стратегическую цель - достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.В рамках достижения данной цели предполагается формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия по реализации следующих основных направлений:

- развитие высоких стандартов благосостояния человека;

- социальное благополучие и согласие;

- экономика лидерства и инноваций;

- сбалансированное пространственное развитие;

- экономика, конкурентоспособная на мировом уровне;

- институты экономической свободы и справедливости;

- безопасность граждан и общества.

Следовательно, развитие трудового потенциала должно стать одновременно фундаментом для реализации выше обозначенных направлений, а также стать одним из составных элементов каждого такого мероприятия. Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития требуют реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по программе Концепции, в том числе – по развитию трудового потенциала страны.Развитие человеческого потенциала России с одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.В рамках данного пункта Концепции на практике должны быть достигнуты следующие результаты:

- преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;

- формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;

- повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров;

- обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы;

- переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социальноориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности;

- обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;

- создание эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;

- создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;

- обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта;

-улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;

-снижение уровня преступности;

- обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности.

Литература:

  1. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. М.: Финстатинформ, 2004

  2. Винокуров М. А., Горелов Н. А. Экономика труда, СПб, 2004 г.

  3. Колосова Р.П. Анализ затрат живого труда// Вопросы экономики.- 2002

  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

  5. http://allendy.ru/regecon

Просмотров работы: 3696