МЕСТО СОЧИНЕНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕСТО СОЧИНЕНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие связной речи младших школьников одна из наиболее главных проблем современной методики обучения родному языку. На начальном этапе образования данная проблема имеет широкий круг вопросов методических, теоретических и экспериментальных исследований. Особо остро эта проблема обозначена в ГОСО, где выдвигается требование к формированию ключевых компетентностей, в числе которых – коммуникативно-языковая, составляющими которой являются диалогическая и монологическая речь, продуктивная речевая деятельность. Все эти составляющие – не что иное как связная речь.

Связная речь предполагает овладение лексическим запасом и грамматическим строем языка, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным материалом, а именно умение последовательно, связно, понятно передать окружающим содержание прочитанного текста или самостоятельно составленный текст.

В трудах Л.С Выготского, Н.И. Жинкина, С.Л. Рубинштейна, Д.Б,Эльконина, А.А. Леонтьев, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик и др. раскрываются вопросы сущности связной речи и механизмов её развития.

Развитие связной речи остается непременный условием успешного обучения ребенка в школе. Только достаточно высокий уровень развития связной речи дает ребенку возможность последовательно и полно, аргументировано и логично излагать собственные суждения, делиться мыслями и впечатлениями, точно и развернуто отвечать на поставленные вопросы, воспроизводить содержание прочитанных текстов художественной литературы и устного народного творчества, и наконец, написание программных изложений и сочинений.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает тему, представляющую единое целое, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и разделяется на связанные между собой части. Развитие связной речи школьников способствует формированию у них ряда конкретных умений.

Усвоение родного языка ребенком формируется в результате слушания речи и использовании ее в собственной практике. Такой механизм практического формирования речи раскрыл Н. И. Жинкин. При передаче сообщения он выделял два вида информации. Первый, по его мнению, о предмете и явлениях действительности. Второй вид выводит правила языка, на котором подается сообщении, и представляется в неявной форме, так как говорящий использует правила языка, но не говорит о самих. Н.И. Жинкин рассматривал развитие реки как введение языка в мозг ребенка в неявном виде, по средствам речи.».[2, с 104]

Научить корректно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определенной последовательности, в соответствии с лексическим значением, грамматическими и синтаксическими нормами языка, правильно произносить слова и после все это оформлять письменно – задача учителя. Важно формировать речь учащихся в соответствии со следующими требованиями связной речи: содержательность, логическая последовательность в построении высказывания, грамматическая правильность речи, точность словоупотребления, выразительность и ясность речи правильное звуковое оформление речи.[6, с. 215]

В процессе развития речи школьники овладевают определенными умениями, которые в целом демонстрируют уровень развития связной речи школьников. К таким умениям относятся:

- умение понять тему, осмыслить ее, относительно полно раскрыть суть;

- умение подчинить свое сочинение определенной мысли;

- умение собирать нужную информацию, опираясь на свой жизненный опыт и получать ее из различных источников;

- умение систематизировать материал, определять последовательность, составлять план и излагать мысли в соответствии с планом;

- умение использовать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с нормами;

- умение составлять устный или письменный текст;

- умение совершенствовать, редактировать текст.

Весь комплекс речевых умений формируется у учащихся практическим путем в тесной взаимосвязи друг с другом.

Наиболее точно представить уровень сформированности связной речи младших школьников позволяют сочинения, так как представляют собой самостоятельное творческое создание чего-то своего, нового, оригинального. Процесс работы над сочинением – интеграция знаний, представлений, опыта, которые получает ребенок из различных источников.

По мнению Л.В. Занкова, целесообразно начинать работу по развитию речи с первых дней обучения в школе и проводить систематически не только на уроках чтения и русского, но и на других уроках. По мере развития навыка устных рассказов следует вводить письменные творческие работы – сочинения, особая роль которых заключается в свободном высказывании детей собственных мыслей, чувств, опыта. В процессе работы над формированием речи школьников необходимо стремиться к последовательности и логической связи мыслей, а также не менее важным являются формирование строить эмоционально окрашенные и самостоятельные суждения при написании сочинений. Именно это должно быть предметом постоянного внимания учителя.[3, с 40-43]

В сочинении для ученика обретают смысл все изучаемые правил грамотности, требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинениях письмо, причем письмо грамотное, осознается школьниками не как учебное выражение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.

Н.Г. Алдакаева считает детское сочинение – своеобразной формой самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся своими впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. [1, с.10 - 16]

Современная методика развития речи требует разграничения функционально-смысловых типов текста. Текстовые упражнения делятся на описания, повествования и рассуждения. Каждый из трех названных видов текста имеет свои особенности и способствует получению, накапливанию и активизации тех или иных умений. Более подробно остановимся на тексте рассуждения. [5, с. 176.]

Наибольшей трудностью можно отметить такой тип монологической речи как рассуждение. Рассуждение – это логическое изложение материала с элементами доказательства определенной точки зрения, аргументированием какого-либо факта, а также раскрытием причинно-следственных связей и отношений, в заключение которого обязательно делается вывод.

Умение рассуждать – это умение логически мыслить, иными словами, когда высказывания, относящиеся к одному и тому же предмету, заключены в причинно-следственной зависимость друг от друга и в совокупности раскрывают суть текста-рассуждения.. Школьное рассуждение способствует формированию и развитию у учащихся логического мышления, умения доказывать справедливость, опровергнуть ложные суждения или доказывать их истинность.

Опираясь на слова Т.А.Ладыженской, можно рассматривать рассуждение как важнейшее средство развития самостоятельного логического мышления. Рассуждение – это средство расширения кругозора учащихся, обогащение их знаний, оно способствует развитию знания, т.к. предполагает не просто высказывания о том, что предмет, или человек, или явление обладают такими-то свойствами, но и обоснование, доказательство конкретными аргументами. [4, с.255].

Развитие речи является обязательным компонентом в структуре каждого урока. Перед написанием сочинения проводиться трудоемкая работа по подготовке, здесь необходимо учитывать особенности написания сочинения. Проводятся беседы, подбираются упражнения различных типов, выполнение которых учит детей осмысливать и рассуждать, тем самым подготавливая мышление ребенка к самостоятельному написанию сочинения рассуждения. Важно обогащать словарный запас учащихся, что обеспечит отсутствие повторений или неправильное использования лексики.

В процессе работы над сочинением-рассуждением учащиеся практически овладевают различными способами выражения причинно-следственных отношений в связной речи и знакомятся с разновидностью общественно-публицистического стиля. Суть сочинения-рассуждения – в обосновании истинности, какой-то основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами). Доказательство истинности суждения с помощью других суждений невозможно без установления логических связей, без выявления причинно-следственной зависимости между суждениями. Таким образом, в рассуждении преобладает причинно-следственное отношение.

Тема рассуждения - это проблема, которая разрешается автором в процессе создания текста. Идеей рассуждения будет являться само разрешение проблемы. Основную идею нужно раскрыть с помощью аргументов, опираясь на источники и на собственный опыт. Последним этапом является вывод, в котором подводится итог всего рассуждения. На каждом этапе ученику неоднократно приходится обращаться к источникам, в поисках доказательства того или иного суждения, тем самым обогащая свой словарный запас.

Сочинение-рассуждение наиболее трудная форма текста, поэтому программа начальной школы предполагает упрощенную форму сочинения-рассуждения. Зачастую элементы рассуждения используются при написании повествовательного текста.

Сочинение-рассуждение развивает интеллект, эмоции, приучает детей обдумывать и анализировать пережитое, развивает наблюдательность, учит сравнивать, делать выводы. Сочинение-рассуждение помогает детям глубже осознать свои чувства, осмыслить свои поступки и поступки окружающих.

В процессе обучения сочинениям-рассуждениям в школьной практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему; подчинить свое сочинение определенной мысли; собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по этому плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное.

Сочинение-рассуждение относится к работам творческого характера. Творческие сочинения, являются одним из основных способов развития речи: формируют личность ребенка в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие); являются оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание), а также являются средством самовыражения.

Сочинение-рассуждение является текстом, имеющим логическую стройность и завершенность, ясную и четкую, понятную для читающего основную мысль, которая объединяет и связывает в целом все умозаключения.

Тема рассуждения задается учителем, как проблема, которую нужно разрешить. Формулируя темы в младших классах, нужно учитывать воспитательное воздействие, интересы и склонности данного возраста. Наиболее легкими являются темы-понятия, темы-суждения и темы вопросы, так как в них легче производить логический анализ. Тема-понятие позволяет учащемуся самому выводить проблему из темы, формулируя основную идею своего рассуждения; например «Друзья природы», «Нужная профессия» и т.п. Тема-суждение заключает в себе готовую идею рассуждения, учащемуся остается только подобрать аргументы и умело их располагать; например «Дружба - великая сила», «Книга – учебник жизни» и т.д. Тема-вопрос содержит в себе большую степень самостоятельности в определении идеи рассуждения, предоставляю учащимся привести собственные доводы, аргументы, факты; например «Какая профессия лучше всех?», «Почему мне нравятся каникулы?» и другие.

Конечная цель речевого развития учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли. Методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятия хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих весь необходимый языковой материал, с другой - создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он овладел. Овладение рассуждениями происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод: в развитии связной речи учащихся, а также формировании творческой, способной к самовыражению, личности, немаловажную роль играют сочинения-рассуждения.

Только обучение, которое целостно направлено на достижение высокого уровня развития учащихся способствует формированию продуктивной речевой деятельности школьников, ее содержательности, мотивации, обеспечивает грамотное владение языковыми средствами.

Список использованной литературы

  1. Алдакаева Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении русскому языку//Начальная школа. – 2001. №6, – с.10 - 16.

  2. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе – М., 1969, - с 104.

  3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990, - с 40-43.

  4. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся – М.: , 1975, - с.255.

  5. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников – М.: , 1985, - с. 176.

  6. Рамзаева Т.Г. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальной школе - 2 издание. - М.: Просвещение, 1987, - с. 215.

Просмотров работы: 5765