Ботаника представляет собой многоотраслевую науку, которая тесно связана с разнообразными сторонами жизни и хозяйственной деятельностью человека. Ботаника связана также с сельским хозяйством – растения широко используются как пища для людей и корм для животных. Ботаника взаимодействует с различными отраслями промышленности: используются красильные, прядильные, дубильные растения; в медицине применяются различные лекарственные растения. Ботаника неразрывно связана с фармацией: множество выпускаемых медицинских препаратов имеют в своем составе растительный компонент. Квалифицированный фармацевт должен знать основы ботаники, а также обязан выполнять главнейшие природоохранные мероприятия по защите ценных и редких видов растений.
В методической разработке представлен план проведения открытого заседания студенческого научного кружка по теме «Плод. Изучение типов сухих и сочных плодов по гербарным образцам». Тема относится к разделу «Генеративные органы растений. Их функции и морфология», в рамках которого студенты изучают строение плодов и семян, классификацию плодов, особые приспособления, возникающие у плодов в связи со способом распространения.
На учебных занятиях данная тема практически всегда является сложной для студентов из-за слабой школьной подготовки. Поэтому мы посчитали целесообразным подготовить открытое заседание студенческого научного кружка с целью активизации мыслительной деятельности студентов посредством использования мультимедийной презентации, красочных таблиц и схем, заполнение которых осуществляется непосредственно в ходе заседания на интерактивной доске. Кроме этого, во время проведения заседания используются учебные модели строения цветка и плода, муляжи различных типов плодов, гербарные образцы плодов и свежие плоды. В целом данные средства обучения способствуют визуализации учебной информации, повышают интерес и мотивируют студентов на более глубокое изучение темы занятия. Все это позволяет значительно повысить качество подготовки студентов по базовой дисциплине «Ботаника», показать место и роль ботанических знаний в процессе подготовки будущих средних медицинских работников.
Содержание учебной информации
Строение плодов и семян. Классификация плодов. Настоящие и ложные плоды. Типы сухих и сочных плодов. Особые приспособления, возникающие у плодов. Способы распространения плодов. Аллохорные и автохорные растения.
Содержание заседания:
Строение плодов и семян. Классификация плодов. Типы сухих и сочных плодов.
Изучив тему, студент должен знать:
-общий план строения плодов и семян растений;
- основные принципы деления плодов на настоящие и ложные;
- общую классификацию плодов;
- способы распространения плодов;
уметь:
- описывать плоды растений, в соответствии с классификацией;
- выявлять приспособления, определяющие принадлежность плодов к одному из способов распространения.
Ход заседания:
"На прошлых занятиях мы с вами подробно разобрали строение цветка Покрытосеменных растений".
Демонстрируется модель цветка.
Вопрос студентам:
- Перед нами модель цветка. Какие части цветка участвуют в образовании плода? (Предполагаемый ответ: завязь, цветоложе, околоцветник и другие части цветка).
«В зависимости от того, какие части цветка участвуют в формировании плода выделяют различные типы плодов. И сегодня на заседании нашими целями являются:
1. Ознакомиться с основными закономерностями строения плодов растений.
2. Исследовать классификацию и различные типы плодов растений.
3. Проанализировать способы распространения плодов и семян растений и возникшие в связи с этим приспособления.
4. Способствовать развитию логического мышления, научного мировоззрения и научных представлений об основных типах и способах распространения плодов растений.
5. Продолжить развивать умение работать с интерактивной доской и другим мультимедийным оборудованием.
6. Совершенствовать самостоятельную работу в ходе поисково-исследовательской деятельности.
1. Исследование строения плодов. Прежде чем приступить к классифицированию плодов, необходимо рассмотреть строение сочного и сухого плодов растений.
Демонстрируется незаконченный слайд с общим планом строения сухого и сочного плодов растений. Студентам необходимо вписать в пропущенные строки на схеме — название частей плода (околоплодник, экзокарпий, мезокарпий, эндокарпий, семя).
2. Исследование типов сухих и сочных плодов. В зависимости от того, какие части цветка принимают участие в формировании плода, плоды классифицируют на настоящие и ложные.
Вопрос студентам: Какие плоды называют настоящими, а какие ложными?
(Предполагаемый ответ: настоящие плоды формируются из разросшейся завязи, в образовании ложных принимают участие и др. части цветка).
«В свою очередь настоящие и ложные плоды также подразделяются на определенные категории плодов. Для того, чтобы вы имели единое представление о классификации плодов, давайте закончим следующую схему».
Демонстрация незаконченного слайда со схемой — классификацией плодов. Студенты заполняют ее и переносят схему в тетрадь.
3. Работа с раздаточным материалом «Многообразие плодов»
Студенты получают раздаточный материал и, работая малыми группами по 2 человека, выполняют задания в тетради. Дальше ответы проверяются и обсуждаются.
4. Изучение способов распространения плодов. Плоды имеют самую разнообразную форму и размеры. Существуют легкие и тяжелые плоды, крупные и мелкие. Многие плоды имеют особые приспособления - крючочки, зонтики, воздушные полости. Все эти приспособления возникают у плодов в связи с различными способами распространения. А какие они бывают, мы с вами разберемся, заполнив таблицу «Способы распространения плодов».
Демонстрация слайда с незаполненной таблицей «Способы распространения плодов. Студенты заполняют таблицу.
5. Морфологическое описание и классифицирование плодов, практическая работа. Итак, мы с вами исследовали строение плодов, различные типы плодов и способы их распространения. Чтобы закрепить полученные знания, давайте проведем практическую работу по морфологическому описанию и классифицированию плодов.
Практическая работа:
"Морфологическое описание и классификация плодов".
Преподаватель - руководитель студенческого научного кружка проводит краткий инструктаж.
Ход работы. Студенты объединяются в группы по 2 человека. Каждой паре преподаватель раздает по 2 плода (муляж или свежий плод) и бланк для описания плодов. Студенты, следуя пунктам плана, описывают полученные плоды. После чего преподаватель проверяет результаты практической работы.
Итоги открытого заседания студенческого научного кружка «Занимательная ботаника»
Вы ознакомились с основными закономерностями строения плодов растений, изучили основные части плода и их образование из цветка.
Составили полную классификацию и исследовали различные типы плодов в ходе практической работы.
Проанализировали способы распространения плодов и их приспособления.
Работали с интерактивной доской и выполняли самостоятельную работу, работая коллективно или малыми группами по 2 человека.
Задания, используемые на заседании кружка.
Задание 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ ПЛОДОВ
Изучите слайд на интерактивной доске со схемой строения сочного плода Абрикоса обыкновенного (плод-костянка) и сухого плода Подсолнечника масличного (плод-семянка). Заполните пустые ячейки на слайде с частями плода. Зарисуйте в тетради строение плода Абрикоса обыкновенного с указанием частей плода.
Задание 2. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПЛОДОВ
Пользуясь материалами лекции «Строение плодов и семян» и ориентируясь на слайд на интерактивной доске, заполните в рабочих тетрадях схему классификации плодов.
Плоды
Задание 3. РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ «МНОГООБРАЗИЕ ПЛОДОВ»
Выполните задания в раздаточном материале, сделайте сравнительную характеристику плодов. Результаты и выводы отметьте в рабочих тетрадях.
Задание 4. ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛОДОВ
Работая по слайду на интерактивной доске, заполните в рабочих тетрадях таблицу «Способы распространения плодов».
Способы распространения плодов |
Приспособления у плодов |
Примеры растений |
1. Аллохорные растения ЗООХОРИЯ |
||
АНЕМОХОРИЯ |
||
ГИДРОХОРИЯ |
||
2. Автохорные растения МЕХАНОХОРЫ |
||
БАРОХОРЫ |
Задание 5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ»
Выполнить в рабочих тетрадях практическую работу с использованием специальных бланков, получив муляжи плодов, гербарные или свежие плоды.
Бланк для практической работы "Морфологическое описание и классификация плодов".
1 плод |
2 плод |
|
1. Название растения |
||
2. Внешнее описание плода (цвет, форма, поверхность, вес) |
||
3. Название плода. |
||
4. Сухой или сочный |
||
5. Настоящий или ложный |
||
6. Многосемянный или односемянный |
||
7. Вскрывающийся или не вскрывающийся |
||
8. Способ распространения |