МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАСЕДАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БОТАНИКА» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАСЕДАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БОТАНИКА»

Шкляр С.Н. 1, Чепурная Е.А. 1, Климова И.Г. 1
1Краснодарский краевой базовый медицинский колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ботаника представляет собой многоотраслевую науку, которая тесно связана с разнообразными сторонами жизни и хозяйственной деятельностью человека. Ботаника связана также с сельским хозяйством – растения широко используются как пища для людей и корм для животных. Ботаника взаимодействует с различными отраслями промышленности: используются красильные, прядильные, дубильные растения; в медицине применяются различные лекарственные растения. Ботаника неразрывно связана с фармацией: множество выпускаемых медицинских препаратов имеют в своем составе растительный компонент. Квалифицированный фармацевт должен знать основы ботаники, а также обязан выполнять главнейшие природоохранные мероприятия по защите ценных и редких видов растений.

В методической разработке представлен план проведения открытого заседания студенческого научного кружка по теме «Плод. Изучение типов сухих и сочных плодов по гербарным образцам». Тема относится к разделу «Генеративные органы растений. Их функции и морфология», в рамках которого студенты изучают строение плодов и семян, классификацию плодов, особые приспособления, возникающие у плодов в связи со способом распространения.

На учебных занятиях данная тема практически всегда является сложной для студентов из-за слабой школьной подготовки. Поэтому мы посчитали целесообразным подготовить открытое заседание студенческого научного кружка с целью активизации мыслительной деятельности студентов посредством использования мультимедийной презентации, красочных таблиц и схем, заполнение которых осуществляется непосредственно в ходе заседания на интерактивной доске. Кроме этого, во время проведения заседания используются учебные модели строения цветка и плода, муляжи различных типов плодов, гербарные образцы плодов и свежие плоды. В целом данные средства обучения способствуют визуализации учебной информации, повышают интерес и мотивируют студентов на более глубокое изучение темы занятия. Все это позволяет значительно повысить качество подготовки студентов по базовой дисциплине «Ботаника», показать место и роль ботанических знаний в процессе подготовки будущих средних медицинских работников.

Содержание учебной информации

Строение плодов и семян. Классификация плодов. Настоящие и ложные плоды. Типы сухих и сочных плодов. Особые приспособления, возникающие у плодов. Способы распространения плодов. Аллохорные и автохорные растения.

Содержание заседания:

Строение плодов и семян. Классификация плодов. Типы сухих и сочных плодов.

Изучив тему, студент должен знать:

-общий план строения плодов и семян растений;

- основные принципы деления плодов на настоящие и ложные;

- общую классификацию плодов;

- способы распространения плодов;

уметь:

- описывать плоды растений, в соответствии с классификацией;

- выявлять приспособления, определяющие принадлежность плодов к одному из способов распространения.

Ход заседания:

"На прошлых занятиях мы с вами подробно разобрали строение цветка Покрытосеменных растений".

Демонстрируется модель цветка.

Вопрос студентам:

- Перед нами модель цветка. Какие части цветка участвуют в образовании плода? (Предполагаемый ответ: завязь, цветоложе, околоцветник и другие части цветка).

«В зависимости от того, какие части цветка участвуют в формировании плода выделяют различные типы плодов. И сегодня на заседании нашими целями являются:

1. Ознакомиться с основными закономерностями строения плодов растений.

2. Исследовать классификацию и различные типы плодов растений.

3. Проанализировать способы распространения плодов и семян растений и возникшие в связи с этим приспособления.

4. Способствовать развитию логического мышления, научного мировоззрения и научных представлений об основных типах и способах распространения плодов растений.

5. Продолжить развивать умение работать с интерактивной доской и другим мультимедийным оборудованием.

6. Совершенствовать самостоятельную работу в ходе поисково-исследовательской деятельности.

1. Исследование строения плодов. Прежде чем приступить к классифицированию плодов, необходимо рассмотреть строение сочного и сухого плодов растений.

Демонстрируется незаконченный слайд с общим планом строения сухого и сочного плодов растений. Студентам необходимо вписать в пропущенные строки на схеме — название частей плода (околоплодник, экзокарпий, мезокарпий, эндокарпий, семя).

2. Исследование типов сухих и сочных плодов. В зависимости от того, какие части цветка принимают участие в формировании плода, плоды классифицируют на настоящие и ложные.

Вопрос студентам: Какие плоды называют настоящими, а какие ложными?

(Предполагаемый ответ: настоящие плоды формируются из разросшейся завязи, в образовании ложных принимают участие и др. части цветка).

«В свою очередь настоящие и ложные плоды также подразделяются на определенные категории плодов. Для того, чтобы вы имели единое представление о классификации плодов, давайте закончим следующую схему».

Демонстрация незаконченного слайда со схемой — классификацией плодов. Студенты заполняют ее и переносят схему в тетрадь.

3. Работа с раздаточным материалом «Многообразие плодов»

Студенты получают раздаточный материал и, работая малыми группами по 2 человека, выполняют задания в тетради. Дальше ответы проверяются и обсуждаются.

4. Изучение способов распространения плодов. Плоды имеют самую разнообразную форму и размеры. Существуют легкие и тяжелые плоды, крупные и мелкие. Многие плоды имеют особые приспособления - крючочки, зонтики, воздушные полости. Все эти приспособления возникают у плодов в связи с различными способами распространения. А какие они бывают, мы с вами разберемся, заполнив таблицу «Способы распространения плодов».

Демонстрация слайда с незаполненной таблицей «Способы распространения плодов. Студенты заполняют таблицу.

5. Морфологическое описание и классифицирование плодов, практическая работа. Итак, мы с вами исследовали строение плодов, различные типы плодов и способы их распространения. Чтобы закрепить полученные знания, давайте проведем практическую работу по морфологическому описанию и классифицированию плодов.

Практическая работа:

"Морфологическое описание и классификация плодов".

Преподаватель - руководитель студенческого научного кружка проводит краткий инструктаж.

Ход работы. Студенты объединяются в группы по 2 человека. Каждой паре преподаватель раздает по 2 плода (муляж или свежий плод) и бланк для описания плодов. Студенты, следуя пунктам плана, описывают полученные плоды. После чего преподаватель проверяет результаты практической работы.

Итоги открытого заседания студенческого научного кружка «Занимательная ботаника»

  •  
    •  
      • Вы ознакомились с основными закономерностями строения плодов растений, изучили основные части плода и их образование из цветка.

      • Составили полную классификацию и исследовали различные типы плодов в ходе практической работы.

      • Проанализировали способы распространения плодов и их приспособления.

      • Работали с интерактивной доской и выполняли самостоятельную работу, работая коллективно или малыми группами по 2 человека.

Задания, используемые на заседании кружка.

Задание 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ ПЛОДОВ

Изучите слайд на интерактивной доске со схемой строения сочного плода Абрикоса обыкновенного (плод-костянка) и сухого плода Подсолнечника масличного (плод-семянка). Заполните пустые ячейки на слайде с частями плода. Зарисуйте в тетради строение плода Абрикоса обыкновенного с указанием частей плода.

Задание 2. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПЛОДОВ

Пользуясь материалами лекции «Строение плодов и семян» и ориентируясь на слайд на интерактивной доске, заполните в рабочих тетрадях схему классификации плодов.

Плоды

Задание 3. РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ «МНОГООБРАЗИЕ ПЛОДОВ»

Выполните задания в раздаточном материале, сделайте сравнительную характеристику плодов. Результаты и выводы отметьте в рабочих тетрадях.

Задание 4. ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛОДОВ

Работая по слайду на интерактивной доске, заполните в рабочих тетрадях таблицу «Способы распространения плодов».

Способы распространения плодов

Приспособления у плодов

Примеры растений

1. Аллохорные растения

ЗООХОРИЯ

   

АНЕМОХОРИЯ

   

ГИДРОХОРИЯ

   

2. Автохорные растения

МЕХАНОХОРЫ

   

БАРОХОРЫ

   

Задание 5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ»

Выполнить в рабочих тетрадях практическую работу с использованием специальных бланков, получив муляжи плодов, гербарные или свежие плоды.

Бланк для практической работы "Морфологическое описание и классификация плодов".

 

1 плод

2 плод

1. Название растения

   

2. Внешнее описание плода (цвет, форма, поверхность, вес)

   

3. Название плода.

   

4. Сухой или сочный

   

5. Настоящий или ложный

   

6. Многосемянный или односемянный

   

7. Вскрывающийся или не вскрывающийся

   

8. Способ распространения

   
Просмотров работы: 13229