ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Инюточкина К.Д. 1
1ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г.Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реалии все более интенсифицирующейся международной интеграции в экономике приводят к тому, что авторитет любой профессиональной организации, а, следовательно, и перспективы ее развития в немалой степени зависят от ее контактов с зарубежными коллегами. В свете динамично развивающегося процесса гармонизации учетных систем и моделей, в который прямо или косвенно вовлечено подавляющее большинство стран, становится очевидным, что этот тезис имеет первостепенное и непосредственное отношение к бухгалтерскому учету. Учет все в большей степени приобретает черты своеобразного лидера и ключевого фактора в процессах становления, модернизации и развития международных и внутристрановых экономических отношений. В последние годы Россия в этом отношении несомненно прогрессирует, причем немалую помощь государственным органам в области совершенствования методологии учета и подготовки профессиональных кадров, отвечающих требованиям международной практики, оказывает Институт профессиональных бухгалтеров России.

В большинстве экономически развитых стран методология и практика бухгалтерского учета и аудита в значительной степени разрабатываются и регулируются негосударственными профессиональными институтами. Это распространяется и на подготовку профессиональных специалистов.

Что касается профессиональной сертификации бухгалтеров и аудиторов, то в нашей стране нередко сертификат, имеющий порой весьма отдаленное отношение к экономически развитым странам, рассматривается отдельными работодателями и руководителями среднего уровня как свидетельство о более качественной профессиональной подготовке его владельца. Вряд ли это справедливо по отношению к отечественной системе подготовки профессиональных кадров. Нередко подобные «иностранные» программы реализуются на русском языке, а преподавание ведется специалистами, главное достоинство которых — знание английского языка. В действительности наличие такого сертификата свидетельствует лишь о том, что его обладатель получил самые общие знания в соответствующей области (например, в области учета). Однако этих знаний может быть недостаточно для выполнения полноценных функций бухгалтера, аудитора, финансового менеджмента в России, поскольку главным является знание отечественных систем учета, аудита, налогообложения, финансов. Именно эти знания должны лежать в основе профессиональной сертификации, их следует лишь дополнять знаниями в области международных стандартов. К сожалению, подобные программы продолжительностью в несколько недель уже предлагаются на российском рынке. Данная проблема исключительно серьезна, а отсутствие дискуссии по этому поводу приводит к противоестественному принижению отечественных дипломов.

Проблема подготовки кадров международного уровня не может быть решена с помощью краткосрочных программ. Институт профессиональных бухгалтеров России занимает принципиально иную позицию в этом вопросе и в настоящее время разрабатывает предложения по совершенствованию отечественных программ университетской и профессиональной подготовки кадров, при этом учитываются предложения и рекомендации Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC), изложенные в Международных образовательных стандартах подготовки профессиональных бухгалтеров, а также опыт западных коллег ведущих университетов и профессиональных институтов.

Во всех экономически развитых странах вопросу подготовки профессиональных кадров в области учета уделяют большое внимание. В настоящее время по инициативе IFAC проводится работа по реструктуризации всего блока учебных материалов, причем соответствующие изменения будут внесены как в университетские программы, так и в программы институтов, занимающихся профессиональной сертификацией. Причина изменений заключается в том, что роль бухгалтера в системе управления фирмой резко повышается, в связи с чем к бухгалтеру предъявляются новые требования к расширению базовых знаний. Именно этим объясняется тот факт, что Международные образовательные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров предусматривают включение в образовательные программы таких дисциплин, как финансовый менеджмент, этика бизнес-отношений, международный бизнес и проблемы глобализации и др. Очевидно, что в подобных условиях качественной подготовки профессионального бухгалтера можно добиться лишь при установлении тесных контактов между системой высшего образования, с одной стороны, и системой профессиональной сертификации с другой.

Практика современного бизнеса такова, что бухгалтеру постоянно приходится сталкиваться с проблемой выбора, принимать финансовые решения в условиях многовариантности исходных факторов и показателей.

Особое внимание уделяется проблеме психологической составляющей в принятии управленческих решений. В отношении методологии реструктурирования рабочего времени специалиста в плане уменьшения его рутинной составляющей и высвобождения времени для критического анализа текущих и перспективных альтернатив.

Практика подготовки бухгалтеров в системе Минобразования привела к тому, что учебные планы типового российского университета, готовящего бухгалтеров, хорошо проработаны, дают выпускнику достаточно широкую, комплексную подготовку и в сравнении с западными аналогами более насыщенны и фундаментальны. Безусловно, типовой план требует определенной корректировки с учетом требований IFAC и рекомендаций по унификации учебных программ, значительно большее внимание в подготовке бухгалтеров должно уделяться правовым аспектам бизнеса, методам и технике управления финансами.

Проблема реформирования российской системы образования вряд ли может быть решена, если главной целью не будет поставлено управление качеством образования. Европейские и международные образовательные стандарты раскрывают процедуры, обеспечивающие качество обучения. Действующие в нашей стране программы подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров, стремящиеся, с одной стороны, к отражению в обучающих программах целей, форм и методов экономического развития, с другой - к нормированию учебного процесса, не обладают достаточно эффективным влиянием на качество образования. Практически нерешенным остается сегодня вопрос о методическом обеспечении процесса обучения. Учебно - методические центры (УМЦ) восполняют пробелы методического обеспечения самостоятельно в силу своих возможностей. Однако уже назрела необходимость унификации подходов к методическому обеспечению и организации учебного процесса.

Подготовка аудиторов и профессиональных бухгалтеров должна строиться по учебным модулям, включающим аудиторную и внеаудиторную работу слушателей:

  • "кейсы" (для аудиторов это могут быть задания по составлению аудиторских отчетов, для профессиональных бухгалтеров - сквозные задачи с закрытием счетов, элементами калькулирования и выходом на отчетность);

  • методическое обеспечение вопросов, связанных с особенностями аудита и бухгалтерского учета в различных отраслях национальной экономики.

Следует обратить особое внимание на то, что многие новые функции бухгалтеров и аудиторов открывают и новые направления их подготовки, требующие знания современных программных бухгалтерских и аналитических продуктов, контрольных и аналитических процедур, диагностики и мониторинга деятельности предприятия, стратегического планирования и моделирования развития производства. Эти знания можно получить не только в базовых вузах, их могут дать специализированные организации новых компьютерных технологий, аудиторские и консультационные фирмы. Полезно ввести на альтернативной основе (до 30% времени обучения) стажировки в аудиторских, бухгалтерских и консалтинговых фирмах. Контрольные функции за качеством и результативностью стажировок могут и должны быть возложены на Минфин России, а также на общественные организации, в первую очередь на ИПБ, который формирует требования к профессии.

Решение проблемы качества подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров невозможно без надлежаще сформированного штата преподавателей. Более 50% времени лекционного курса в УМЦ должны читать кандидаты экономических наук и доктора экономических наук по соответствующему профилю дисциплин.

Воздействие, которое оказывают изменения в экономике, финансовой сфере, рыночной среде, управлении рыночными отношениями на содержание учебных программ, ведет к постоянной трансформации учебных программ, их разделов, к обновлению содержания курсов повышения квалификации.

Сложившаяся система подготовки органично связана с процессом аттестации аудиторов и профессиональных бухгалтеров, что, не соответствует нормам международных профессиональных образовательных стандартов. Необходимо отделить процесс подготовки бухгалтерско - аудиторских кадров от процесса аттестации.

Работа по формированию тестов и билетов для экзаменов должна быть централизована. Аудитор и профессиональный бухгалтер получают на курсах повышения квалификации дополнительные знания о специфике бизнеса в отдельных областях и сферах хозяйствования, об особенностях бухгалтерского учета, аудита, об анализе и программном обеспечении по новым группам операций, которые ранее не использовались в организации (например, по расчетам с участием третьих лиц, неденежным формам расчетов с применением векселей, договорам мены и др.). Это предполагает даже при самом высоком качестве базовой подготовки аудиторов и бухгалтеров постоянное непрерывное повышение их квалификации, которое совместно с вузами, готовящими специалистов, могут направлять, контролировать и оценивать Минфин России и ИПБ.

В заключение хотелось бы отметить, что процесс подготовки, аттестации, переподготовки бухгалтерско - аудиторских кадров требует усиления контроля за качеством работы УМЦ, готовящих аудиторов и профессиональных бухгалтеров, со стороны как органов управления бухгалтерскими, аудиторскими и финансовыми вопросами в стране (Минфина России), так и общественных организаций (ИПБ).

Координация общих усилий, обмен методиками и опытом практической работы позволят решить задачу кардинального улучшения качества подготовки и переподготовки профессионалов в области аудита и бухгалтерского учета, способствовать повышению престижа профессии аудитора и бухгалтера в России.

Список использованных источников:

  1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2012 г.

  2. Кутер М.И. Введение в бухгалтерский учет: учебник. Краснодар: Просвещение-ЮГ, 2012. 512 с.

  3. Финансовый учет: учебник под ред. В.Г. Гетьмана. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. 784 с.

Просмотров работы: 2022