ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КАЗАХСТАНЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КАЗАХСТАНЕ

Жумабекова А.Н. 1, Жумагазиева А.Г. 1
1КАЗНУ им. аль-Фараби
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Существующая экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина здесь продолжает ухудшаться, что ведет к дальнейшему развитию экологического кризиса в мире. Основная причина подобного положения заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве, преимущественно основанных на жестких административных методах и принуждении.

Все более очевидной становится необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем промышленного производства. Основным из таких путей в мире общепризнан экологический менеджмент.

В самом общем виде и экологическое управление и экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ.

Объектом исследования экологического менеджмента является практика использования человечеством природной среды и природных ресурсов. Основу природопользования и природообустройства составляет взаимосвязь экологии и экономики. До недавнего времени приоритетным направлением считалось развитие экономики, а финансирование мероприятий по охране и восстановлению природы и окружающей среды осуществлялось по «остаточному» принципу. В последние десятилетия взаимосвязь экологии и экономики значительно усилилась, о чем свидетельствует процесс реализации важнейшего требования современности – экологизации экономики. Это означает разносторонний и системный подход к системе «человек-природа».Экология и экономика в своем единстве составляют эколого-экономическую систему.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Проблемы и развития «зеленой» экономики в Казахстане

Одним из ключевых приоритетов посткризисного развития в последние годы стал переход к основанной на инновациях «зелёной» экономике. На это нацелены усилия международных организаций – ООН, ОЭСР, “Большой Восьмёрки», Евросоюза, «Большой Двадцатки» (G20), а также стран – США, Японии, Китая и других ведущих государств мира. Отдельные страны имеют очень успешный опыт на национальном уровне – Южная Корея, Германия, Швеция, Норвегия, Канада, США и др. Многие страны принимают дополнительные добровольные обязательства по снижению выбросов парниковых газов, увеличению использования возобновляемых источников энергии или даже отказу от углеводородного топлива (Швеция, Исландия). США поставили задачу к 2035 году 80% производимой в стране электроэнергии получать экологически чистым путём. Великобритания приняла обязательства по сокращению выбросов ПГ на 34% к 2020 г. и на 80% к 2050 г.

На Германию приходится 43% экологических патентов на товары, получившие международное признание. Таким образом, экологическая продукция стала для Германии предметом специализации и способствовала повышению ее международной конкурентоспособности. В Японии внутренний рынок экологических товаров и услуг превышает $37 млрд.

Мировой рынок «зелёных» товаров и услуг уже превысил 1,37 триллионов долларов и к 2020году, согласно прогнозам, он удвоится. А инвестиции в чистую энергетику с 2005 года растут в среднем на 50% в год.

Если человечество не осуществит «зелёную» технологическую революцию, то к 2035г. при существующем росте потребления ему понадобится две таких планеты. Растущая нехватка природных ресурсов, рост экологических и энергетических издержек производства становится главной причиной нового мирового экономического кризиса. И в то же время страны, сохранившие свои экосистемы, почву, воду и лес, получают конкурентные преимущества. Это даёт Казахстану исторические шансы.

Как заявил Глава государства Н. Назарбаев в интервью, существующий мировой кризис – «преддверие технологического бума» и нового экономического уклада, «это будет зеленая экологически чистая экономика”.

Направление «зелёного роста» и низкоуглеродной экономики как инструмента устойчивого развития было заложено в Стратегии развитии Казахстана до 2020г, в ГПФИИР, в международных инициативах Казахстана и Главы государства.

Однако теперь нужно законодательно ввести понятие зеленой экономики, зелёных технологий и инвестиций.

Согласованного на международном уровне определения термина “зеленая экономика” пока не выработано. Под зелёной экономикой будем понимать отрасли экономики и институциональные механизмы, улучшающие окружающую среду, продуктивность экосистем и экологическое качество жизни на экономически выгодной и долгосрочной основе, включая опосредованную экономическую эффективность, сокращение бедности и обеспечение широкого доступа населения к экологическим ресурсам.Затраты на улучшение природной среды сейчас становятся окупаемыми благодаря появлению множества рентабельных технологий, восстанавливающих экосистемы и повышающих их хозяйственную продуктивность.

Какие отрасли в Казахстане в наибольшей степени отвечают задачам «зеленой» экономики и нуждаются в приоритетной поддержке – это вопрос открытый.

Очень немногие отрасли могут дать ежегодный экспортный потенциал в миллиарды долларов с соответствующим спросом на мировом рынке, например, товарное рыбоводство, переработка миллиардов кубов ценных донных отложений и миллионы тонн органических отходов в органические удобрения, в гранулированные комбикорма и сжиженный очищенный биогаз; углехимия, освоение десятков миллионов гектар непродуктивных земель неприхотливыми селекционными растениями и т.д.

Основной критерий «зелёных» отраслей, технологий и проектов, помимо высокой рентабельности и быстрой окупаемости – это многофункциональная эффективность улучшения природной среды, а не просто отсутствие загрязнений.

Например, плавучее растение эйхорния обеззараживает и очищает водоёмы и сточные воды практически от любых загрязнений, включая гептил, очищает донный ил, устраняет эвтрофикацию водоёмов, и в то же время служит источником производства биотоплива, биогаза, целлюлозы, кормов и удобрений. На её основе можно разводить белого амура и водоплавающих птиц. Получаемая электроэнергия в 10 раз дешевое электростанций на угле и мазуте

Признаком прорывных направлений зелёных экономики является использование модульных мини- и микро-заводов, которые ближе к потребителям и источникам сырья, к вторичным ресурсам и источникам энергии, которые не требуют крупных капвложений и быстро окупаются.

Зелёная экономика значительно повышает общую инвестиционную привлекательность за счёт кластерности смежных взаимо-дополняемых отраслей, а также синергизма различных технологий, значительно повышая их общую рентабельность и эффективность.

По предварительным оценкам, потенциал «эко-ВВП» в Казахстане значительно выше, чем в Европе (2,2%), Южной Корее (3,3%), Японии и в других странах с бедными природными ресурсами и большой плотностью населения. То есть здесь мы можем попасть в первую двадцатку стран с наибольшим объёмом зелёной экономики в абсолютном выражении.

Необходимо оценить экономический потенциал развития совокупности отраслей «зелёной» экономики РК, в том числе с учётом внедрения доступных экотехнологий. А также среднюю рентабельность вложений, срок окупаемости и объёмы необходимых инвестиций (по отраслям).

Казахстан занимает девятое место в мире по территории (2 724,9 тыс. км²) и шестое – по национальному богатству благодаря полезным ископаемым, природным ресурсам и неосвоенным территориям (по данным ученых РАН). Реализовать это преимущество можно только на основе стратегии «зелёной» экономики.

Казахстан имеет огромный потенциал возобновляемых источников энергии (около 1 триллиона кВт/ч), органического сельского хозяйства, производства органических удобрений и комбикормов, ценных донных отложений, биотоплива, биогаза и фитотоплива, пресных, в том числе подземных вод, международного экологического туризма, транспортного транзита, заменителей древесной бумаги и целлюлозы из травяного сырья, производства композиционных материалов, в том числе экологических стройматериалов.

Недра Казахстана содержат 1/15 часть разведанных мировых запасов полезных ископаемых, 99 химических элементов периодической системы Менделеева.

Потенциальный оборот въездного туризма можно оценить в $6-7 млрд, в основе которого лежит природный и экологический туризм, включая сельский агротуризм и спортивный. Согласно исследованиям Казахстанской Туристской Ассоциацией, можно ожидать приток до 8,9 миллионов человек, но для превращения Казахстана в популярное туристское направление до 2020 г. потребуются вложения в размере 1 миллиарда долларов.

Важно, что внедрение наукоемких зеленых технологии должно не просто развиваться по принципу импорта зарубежных «зеленных» технологии, а начинаться с развития производственной базы «зеленой» экономики страны. Государство и финансовые фонды должны направить часть ресурсов на поддержку инновационных «зеленых» проектов казахстанских ученых и экспертов, включая предпринимателей и населения, обладающие новыми подходами мышления и развития «зеленой экономики». Это позволит не только развить новую «зеленую» отрасль Казахстана, но и при правильном стимулировании, выстроить эффективную производственную цепочку от производства до потребления, переработки и экспорта «зеленых» товаров и продукции, причем с возможностью выхода новых брендовых компании Казахстана на мировой арене.

Экологический менеджмент — часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды.

В работах зарубежных ученых Th. Dyllick, Н. Meflerl, М. Kircbgeorg, G. Mueller-Christ, U. Steger, R. Welford, а также А.Л. Боброва, А.С. Гринина, Е.И. Хабаровой, Э.М. Короткова при определении экологического менеджмента чаще всего выделяется одна, по мнению того или иного автора, наиболее важная компонента экологического менеджмента.

Gray R, Bebbington J., Walters D., определяют эту деятельность как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощении политик и стратегии, направленных на улучшение этой позиции, сопровождающихся изменением систем управления, с целью обеспечения совершенствования и эффективного управления»

Fischer H., Wucherer Q, Wagner B. Burschel С. указывают, что - «это часть общего менеджмента, которая обеспечивает разработку, внедрение, выполнение и соблюдение экологической политики»

Mueller К. считает, что менеджмент, ориентированный на окружающую среду, не должен быть ни менеджментом окружающей среды, ни менеджментом предприятия, а может быть только менеджментом отношений с окружающей средой.

По определению Е.И. Хабаровой «экологический менеджмент - это экологически безопасное управление современным производством, при котором достигается оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями»

Э.М. Коротков подчеркивая значение менеджмента в обеспечении взаимоотношения общества и природы, указывает, что «сферой и объектом экологического менеджмента является взаимодействие человека и природы».

По мнению Т. Хусанова, Л. Безбородова и Ю. Безборобова экологический менеджмент представляет собой «организацию охраны окружающей среды во всей ее совокупности».

Также наиболее полное определение дает ученый Г.С Ферару, «экологический менеджмент (экологизация менеджмента) — инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости».

Известные ученые в области экономики охраны окружающей среды и экологического менеджмента Н.В. Пахомова, А. Эндрес и К. Рихтер определяют СЭМ «как систему управления деятельностью предприятия (организации) в тех ее формах, направлениях, сторонах и т.д., которые прямо или косвенно относятся к взаимоотношению предприятия с охраной окружающей среды».

В работах литературе за рубежом, где интерес к этой экономико-управленческой дисциплине начал формироваться недавно,нет общепринятого определения этого понятия.

В традиционном понимании:

- совокупность принимаемых в организации решений, направленных на формирование отношений между организацией и заинтересованными сторонами, прямо или косвенно затронутыми в результате деятельности организации.

В современном понимании:

- совокупность всех видов деятельности организации, прямо или косвенно связанных с охраной окружающей природной среды

Системы менеджмента

Сфокусированные системы:

  •  
    • Качесто (Quality Management Systems)

    • Охрана труда (Health Management Systems)

    • Промышленная безопасность (Safety Management Systems)

    • Охрана окружающей среды (Environmental Management Systems) QHSE

1.2 Сущность и задачи экологического менеджмента

Общие характерные задачи и соответствующая им практическая деятельность предприятий определяются функциями экологического управления и менеджмента. Все виды экологической деятельности предприятий можно условно разделить на внутреннюю экологическую деятельность (деятельность руководства предприятий и персонала в целом, направленная на достижение внутренних экологических целей и задач) и внешнюю экологическую деятельность (активное взаимодействие со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия внешними лицами и сторонами).

Цель экологического менеджмента – достижение желаемо-

го, возможного и необходимого состояния окружающей среды

как объекта управления; сведение к минимуму вероятности воз-

никновения экологических кризисов и экологических катастроф.

Таблица 1 - Задачи экологического менеджмента

Внутренняя деятельность

Внешняя деятельность

Обоснование экологической политики и обязательств

мотивация руководства предприятия к организации и развитию деятельности в области экологического менеджмента (мотивация "сверху");

подготовка и распространение соответствующих информационных материалов среди всех заинтересованных лиц и сторон;

разработка рабочего варианта экологической политики и обязательств;

обсуждение рабочего варианта экологической политики и обязательств с заинтересованными лицами и сторонами;

информирование руководства и персонала о разрабатываемой экологической политике и обязательствах;

выявление и учет общественного мнения, конкретных рекомендаций и предложений заинтересованных лиц и сторон при доработке экологической политики и обязательств;

выявление и учет замечаний, рекомендаций и предложений со стороны руководства и персонала;

тиражирование и распространение (публичное декларирование) принятой руководством предприятия экологической политики и обязательств.

доработка экологической политики и обязательств;

 

осознанное принятие руководством предприятия экологической политики и обязательств на планируемый период.

 

Планирование экологической деятельности

установление приоритетных экологических аспектов деятельности предприятия;

привлечение заинтересованных лиц и сторон к планированию экологической деятельности предприятия;

установление законодательных и иных требований к приоритетным экологическим аспектам деятельности предприятия;

включение в программы (планы) экологического менеджмента действий и мероприятий, направленных на активное взаимодействие с заинтересованными лицами и сторонами;

разработка базы данных, обеспечивающей предприятию необходимую информацию об объектах экологического управления и экологического менеджмента;

 

разработка рабочего варианта экологических целей и задач;

 

определение критериев и показателей оценки результатов достижения поставленных экологических целей и задач;

 

вовлечение персонала предприятия в планирование экологической деятельности;

 

согласование экологических целей и задач с руководством предприятия;

 

разработка и утверждение руководством программы (или ряда программ) экологического менеджмента на планируемый период.

 

Управление воздействием на окружающую среду и использованием ресурсов

осуществление запланированных и незапланированных (дополнительных) действий и мероприятий, направленных на минимизацию сбросов загрязняющих веществ (выбросов, отходов, потребления материальных и энергетических ресурсов, использования особо опасных веществ и материалов и т.д.);

осуществление запланированных и незапланированных (дополнительных) действий и мероприятий, связанных с минимизацией воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков, смежных предприятий, потребителей продукции и услуг.

осуществление практической деятельности по предупреждению чрезвычайных экологических ситуаций и деятельности в условиях таких ситуаций.

 

Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль

организация (дополнительное развитие) системы текущего мониторинга осуществляемой деятельности в соответствии с поставленными экологическими целями, задачами и принятой программой менеджмента;

 

предусматривание и осуществление определенных действий в случае несоблюдения установленных законодательством или предприятием требований к экологической деятельности (включая контроль документации и оперативный контроль);

 

предусматривание определенных корректирующих и/или предупредительных действий для устранения причин существующих или потенциальных несоблюдений требований к экологической деятельности предприятия.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Британский стандарт в области ситем экологического менеджмента BS 7750

В рамках разработки подходов к созданию и упрочению Единого Европейского Рынка Европейское Сообщество стремится создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований. Одним из лидеров апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента является Великобритания, где в 1990 году был принят новый "Экологический Акт" (Environmental Act), за которым в 1992 году последовал Стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750 (Specification for Environmental Management Systems), подготовленный и выпущенный Британским Институтом Стандартизации в соответствии с запросом Британской Конфедерации Промышленности. Стандарт BS 7750 полностью вписывается в требования стандарта качества BS 5750ISO 9000). Стандарт не предписывает и не определяет требований к природоохранной деятельности предприятия, но содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, для развития инициативного экологического аудирования, что должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельности организации в целом. На начальном этапе предполагалось, что британские предприятия на добровольной основе будут приводить характеристики своей деятельности в соответствие с принципами BS 7750. Позднее к Великобритании присоединились и другие государства, а сам стандарт, детально разработанный и сопровожденный объемистыми учебными пособиями, послужил основой для подготовки международных документов.

Стандарт BS 7750 предполагает следующие стадии разработки и внедрения системы экологического менеджмента:

  1. Предварительный обзор ситуации. Необходимо определить все экологические нормативные требования, предъявляемые к деятельности предприятия, и установить, какие элементы экологического менеджмента уже практически используются на данном объекте.

  2. Разработка заявления об экологической политике, которое бы охватывало все аспекты деятельности и продукцию предприятия и было разъяснено и принято к исполнению всеми уполномоченными сторонами (подразделениями, лицами).

  3. Определение структуры распределения обязанностей и ответственности в системе экологического менеджмента.

  4. Оценка степени воздействия предприятия на окружающую среду. Необходимо составить перечень установленных нормативов, характеристик выбросов в атмосферу, сбросов в водные отходы, размещения отходов, а также описание аспектов воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков.

  5. Разработка экологических целей и задач предприятия.

  6. Определение тех стадий производства, процессов и видов деятельности, реализованных на предприятии, которые могут оказать воздействие на окружающую среду, и разработка системы контроля их функционирования.

  7. Разработка программы экологического менеджмента, назначение ответственного за ее выполнение старшего менеджера. Программа должна быть составлена таким образом, чтобы учитывались не только нынешние, но и все прошлые виды деятельности предприятия, а также вероятное воздействие на окружающую среду жизненного цикла новых видов продукции.

  8. Разработка и выпуск детального руководства, которое позволяло бы аудитору системы экологического менеджмента определить, что система функционирует, и учитывает все значимые аспекты воздействия предприятия на окружающую среду.

  9. Установление системы регистрации всех экологически значимых событий, видов деятельности и т.п., например, записи случаев нарушения требований экологической политики, описания предпринятых для улучшения ситуации мер, отчетов по итогам инспекции и текущего контроля.

  10. Аудиты. BS 7750 включает описание процедуры аудирования и детализирует требования к аудиторскому плану. Вне зависимости от этого, аккредитующая организация может предпринять внешнюю проверку итогов внутреннего аудирования (в BS 7750 под аудированием понимается систематическая оценка, предпринимаемая с тем, чтобы определить, согласуется ли функционирование системы экологического менеджмента с запланированными целями, задачами, структурой и т.п., является ли внедренная ли система экологического менеджмента эффективной и отвечающей требованиям экологической политики предприятия.

BS 7750 был принят Финляндией, Нидерландами и Швецией. Франция, Ирландия и Испания разработали свои стандарты. Австрия предпочла ждать опубликования международных требований к системам экологического менеджмента.

2.2 Серии международных стандартов систем экологического менеджмента

Появление ISO 14000 – серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000 ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должны быть назначены ответственные за определенные области экологически значимой деятельности. Основной документ серии – ISO 14001 – не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, (например, концепция "всеобъемлющего менеджмента качества" – total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции и услуг.

Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO) с учетом уже зарекомендовавших себя международных стандартов по системам менеджмента качества продукции (ISO 9000), в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру.

Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

  1. Организационном – через улучшение экологического "поведения" корпораций.

  2. Национальном– через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

  3. Международном – через улучшение условий международной торговли.

Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:

  • принципы создания и использования систем экологического менеджмента (ЭМС);

  • инструменты экологического контроля и оценки;

  • стандарты, ориентированные на продукцию.

Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются "аудируемыми" — предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные – например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита ЭМС. Серия 14040 определяет методологию "оценки жизненного цикла", которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

Официально стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства. Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель ЭМС или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд – чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию и документально обосновать заявление о выпуске "экологически чистой" продукции, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207, через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO–сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение ЭМС, можно назвать такие, как:

  • улучшение имиджа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);

  • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;

  • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;

  • желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;

  • улучшение системы управления предприятием;

  • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д. Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют документ соответствия ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойная" сертификация для уменьшения общей стоимости. "Сертификация в рамках ISO 9000 – это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000", утверждает одна из консультационных фирм.

Как видно, ISO 14000 предъявляет требования скорее к самой системе экологического менеджмента. Обязательным является постепенное, поэтапное, но не прекращающееся улучшение функционирования этой системы. Причем предприятие может быть сертифицировано в соответствии с ISO 14000, даже если его технологические системы и организационные мероприятия не обеспечивают собственно уменьшения воздействия на окружающую среду.

По мнению ряда экологов-юристов США и специалистов в области промышленной экологии Великобритании принципы EMAS более прогрессивны и создают более надежную основу для достижения основной цели введения стандартов в области экологического менеджмента - уменьшения воздействия производственного сектора на окружающую среду. Разработчики схемы экологического менеджмента и аудирования полагают, что сертификация предприятия по ISO 14000 может рассматриваться как промежуточный шаг к согласованию его деятельности с требованиями EMAS.

Несмотря на различия, функции экологического управления и экологического менеджмента в целом совпадают Вместе с тем для экологического менеджмента характерно существенное развитие, углубление и расширению ния ряда функций и соответствующей деятельности, в традиционном экологическом управлении реализуются достаточно поверхностно и формально, например, относительно обоснования экологической политики и обязательств, организации внешней экологической деятельности, просмотра и совершенствования системы стимулев.

Таким образом, с развитием экологического менеджмента значительно расширяются и видоизменяются традиционные функции экологического управления Так, функция анализа и оценки результатов экологической деятельности здесь у в первую очередь начинает определять задачи аудирования системы экологического менеджмента, которые отсутствуют в традиционное управлениеі.

Вместе с тем, по мнению ученых, и экологическое управление, и экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ

Таким образом, резюмируя, можно сказать, что на практике под экологическим менеджментом понимается совокупность административно-командных и рыночных рычагов и стимулов, обеспечивающих осознанное заинтересованности енисть ресурсокористувачив в выборе наиболее эффективных управленческих решений в сфере природопользования, в том числе как на макро-, так и на микроуровне есть экологический менеджмент как понятие "частей и общей системы управления предприятием, включающую организационную структуру, ограниченный круг ответственности, управленческие процедуры и процессы, а также ресурсы, необходимые для определения и ввел ения экологической политики предприятия », соответствует сущности международных стандартов ISO 14000.

2.3 Оценка состояния работ по внедрению систем менеджмента в Республике Казахстан

Развитие рыночной экономики в Казахстане определило новыеприоритеты развития производства: повышение конкурентоспособности производимой в Казахстане продукции; осуществление перехода от добывающей промышленности к перерабатывающей; удовлетворение растущих потребностей населения; создание системы обеспечения безопасности потребляемой продукции.

В связи с этим возникла необходимость использования нового подхода к решению вышеназванных задач. Решение проблем обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, безопасности отечественной продукции, расширения экспорта казахстанской продукции на зарубежныерынки сфокусировалось на достижении высокого уровня качества продукции, внедрении современных систем менеджмента.

В индустриально развитых странах уже давно интенсивная конкуренция и технологическое усложнение производства сделали внедрение и поддержание современных систем менеджмента крайне необходимыми.

Исходными предпосылками разработки Концепции являются:

1) необходимость повышения конкурентоспособности казахстанских предприятий;

2) создание условий для интеграции казахстанской экономики в мировую экономику;

3) обеспечение баланса интересов государственных органов, производителей, общественных организаций и потребителей в условиях мобильного рынка.

Миссия Концепции являются объединение усилий органов власти, предприятий и организаций, в том числе общественных, а также граждан для содействия решению задач в области качества и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, активизация деятельности по созданию и применению Систем Менеджмента, соответствующих требованиям международных стандартов, постоянного совершенствования этой деятельности на период до 2015 года.

Стратегические задачи:

1) Увеличение числа предприятий и организаций Республики Казахстан, использующих мировой опыт внедрения современных систем менеджмента, в том числе интегрированной системы.

2) Оказание помощи предприятиям в разработке и внедрении современных систем менеджмента.

3) Совершенствование системы подготовки и аттестации экспертов аудиторов по системам менеджмента.

4) Развитие и совершенствование механизмов поощрения достижений в области качества и конкурентоспособности отечественной продукции

Большую роль в понимании проблем современного менеджмента играют стандарты систем менеджмента нового поколения.

На сегодняшний день имеется целый ряд международных стандартов, касающихся разработки и внедрения современных систем менеджмента в организациях любых размеров, видов деятельности и форм собственности – МС ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования», МС ISO 14001:2004 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда», МС ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции.Требования к любым организациям в продуктовой цепи», МС SА 8000:2001 «Социальная ответственность», МС ISO 17025:1999 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», МС ISO/ТS 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях производящих соответствующие запасные части», МС ISO/TS 29001:2003 «Системы менеджмента качества. Нефтяные, нефтехимические и газовые отрасли промышленности.

Отчёт центрального секретариата ISO о сертификации систем менеджмента качества (по состоянию на конец 2006 года) показывает, что сертификация СМК на соответствие МС ISO 9001 по прежнему востребована во всём мире и число сертифицированных компаний неуклонно возрастает.

Начиная с 2001 года в Республике Казахстан начала активизироваться деятельность предприятий и организаций по разработке и внедрению современных систем менеджмента.

Приняты Распоряжения Премьер-Министра РК от 6 февраля 2004 года № 28-р иот 27 июня 2006 года № 175-р, по ускоренному переходу казахстанских предприятий на международные стандарты, выполняя которые в республике создана необходимая инфраструктура, нормативная и методическая база для внедрения международных стандартов в области менеджмента. Нормативная база по системам менеджмента, которая насчитывает 36 государственных стандартов Республики Казахстан принятых на основе международных. В качестве государственных стандартов Республики Казахстан приняты международные стандарты системы менеджмента: ISO серии 9000, экологические стандарты ISO серии 14000, стандарты безопасности и гигиены труда OHSAS 18001, стандарты социальной ответственности SA 8000, стандарты систем менеджмента безопасности пищевой продукции ISO серии 22000, аудиту СМК и экологическому менеджменту - ISO 19011 и другие. Ежегодно в план стандартизации включается разработка стандартов в области менеджмента. В течение последних семи лет проведены научно-исследовательские работы в области систем менеджмента по ISO 9001, 14001, OHSAS 18001 в различных отраслях. Разработано 15 методик - рекомендаций в помощь предприятиям и организациям, разрабатывающим и внедряющим системы менеджмента.

В системе технического регулирования аттестованы более 130 экспертов-аудиторов по СМК, 8 экспертов в области экологического менеджмента, 10 - по OHSAS, 18 - по НАССР.

По состоянию на 1 апреля 2008 года 1319 предприятий страны разработали, внедрили и сертифицировали систему менеджмента качества на базе международного стандарта ISO 9001, из них 165 пищевых и сельскохозяйственных предприятий, 184 предприятий строительства, более 500 непромышленных предприятий, 353 предприятия находятся на стадии разработки и внедрения СМК. 93 предприятия сертифицировали систему экологического менеджмента, 59 предприятий - систему менеджмента охраны труда и профессиональной безопасности в соответствии с требованиями OHSAS 18001 и 18 предприятий - систему менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями ISO 22000.

Сформирована нормативная база стандартов по системам менеджмента, которая насчитывает свыше 30 государственных стандартов: это стандарты по экологическому менеджменту, менеджменту пищевых продуктов, профессиональной безопасности и охраны труда, социальной ответственности, нефтяной и газовой промышленности.

К 2009 году число предприятий, имеющих СМК должно увеличиться до 1500.

Более того, в этот процесс вовлечены все без исключения государственные органы, Акиматы областей, высшие учебные заведения. СМК внедрили акиматы г. Алматы, Алматинской области, а также акиматы г. Астаны и Усть-Каменогорска.

В разрезе областей, наибольшее число предприятий, внедривших СМК, находится в г. Алматы и Алматинской области - 278 и 85 предприятий соответственно, Карагандинской области - 170, Восточно-Казахстанской - 110, г. Астане - 85 предприятий.

Из 548 предприятий, поставляющих продукцию на экспорт, системы менеджмента имеют 168 предприятия.

Создан технический комитет ТК 54 по стандартизации «Системы менеджмента качества». Казахстан является членом ISO/ТC 176 по разработке стандартов в области управления качеством и осуществляет голосование по стандартам менеджмента.

Предусмотрены меры по стимулированию внедрения международных стандартов в области систем менеджмента.

В их числе:

- введение понижающего коэффициента 0,75 к ставкам платы за эмиссии в окружающую среду для предприятий, сертифицированных на соответствие международным стандартам ISO 14001:2004 (Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1314 «Об утверждении базовых и предельных ставок платы за эмиссии в окружающую среду»);

- налоговые льготы для предприятий, внедривших и сертифицировавших системы менеджмента качества и систему экологического менеджмента, являющихся лауреатами Премии Президента Республики Казахстан «За достижения в области качества» и реализующих товары собственного производства, в части уменьшения суммы исчисленного корпоративного подоходного налога на 50% в течение одного налогового периода. (Налоговый кодекс РК статья 140-9).

- частичное возмещение государством затрат предприятий – переработчиков с/х сырья на разработку систем менеджмента качества (Постановление Правительства РК № 156 от 14 марта 2006 г. «Об утверждении Правил субсидирования систем управления производством и рынка сельскохозяйственной продукции). На 2006 год из бюджета выделено 40 млн. тенге на 50% покрытие затрат сельскохозяйственных переработчиков продукции, а в 2007 году – 80 млн. тенге.

В то же время достигнутые в Казахстане некоторые успехи в разработке и внедрении систем менеджмента нельзя считать достаточными. Порядка 700 предприятий за 6 лет внедривших СМК - не идёт в сравнение ни с одной страной дальнего зарубежья, которые опережают нас в десятки раз. Не внедрены системы на предприятиях малого бизнеса, организациях здравоохранения и образования.

Темпы внедрения других систем менеджмента - системы экологического менеджмента ISO 14001; OHSAS 18001 «Системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда»; SA 8000 «Социальная ответственность»; для пищевой отрасли - НАССР ещё более незначительны и не сравнимы ни с какими странами.

Кроме того, в Республике Казахстан разработаны и внедряются стандарты в области аккредитации на основе международных стандартов, которые содержат требования к системе менеджмента организаций, осуществляющих деятельность в области оценки соответствия:

СТ РК ИСО/МЭК 17011-2006 «Органы, осуществляющие оценку и аккредитацию органов по оценке соответствия»;

СТ РК ИСО/МЭК 17025-2007 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»;

СТ РК ИСО/МЭК 65-2001 «Общие требования к органам по сертификации продукции»;

СТ РК ИСО/МЭК 62-2001 «Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию/регистрацию систем качества»;

СТ РК ИСО/МЭК 66-2002 «Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента».

Деятельность в соответствии с СТ РК ИСО/МЭК 17011 осуществляет одна организация - ТОО «Национальный центр аккредитации», являющий Органом по аккредитации.

Аккредитованы и осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями:

СТ РК ИСО/МЭК 17025 – 394 организации;

СТ РК ИСО/МЭК 65 – 54 организации;

СТ РК ИСО/МЭК 62 - 60 организаций;

СТ РК ИСО/МЭК 66 – 11 организаций.

Также в рамках Республиканской бюджетной программы по вступлению в международные организации по аккредитации зарубежными оценщиками аккредитовано 13 лабораторий на соответствие требованиям международного стандарта ISO/IEC 17025-2005. В текущем году проводятся работы по аккредитации еще 10 лабораторий.

Для организованного внедрения систем менеджмента в государственных организациях образования, государственных органах управления, государственных организациях здравоохранения необходимо определить специфику и в планах бюджетного финансирования предусматривать по этой специфике в централизованном порядке необходимые средства на эти цели.

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1 Обзор наиболее перспективных отраслей зеленой экономики в РК

Направление «зелёного роста» и низкоуглеродной экономики как инструмента устойчивого развития было заложено в Стратегии развитии Казахстана до 2020г, в ГПФИИР, в международных инициативах Казахстана и Главы государства.

Для реализации принятого 9 января 2012. Закона «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» необходимо выявить согласно Закону, приоритетные сектора экономики, инновационные кластеры, отраслевые программы в сфере индустриально-инновационной деятельности, критические технологии (технологии, обеспечивающая повышение конкурентоспособности национальной экономики в долгосрочной перспективе ), включить зеленые товары в «единую карту приоритетных товаров и услуг» .

Без перехода к зелёной экономике нельзя достичь запланированных показателей снижения энергоёмкости ВВП, ресурсосбережения, выполнения международных экологических конвенций и соглашений.

Создание национальной инновационной системы невозможно без института поддержки зелёных технологий, без перехода на принцип наилучших доступных технологий (НДТ) Европейского Союза, заложенный в Экологическом Кодексе. Западные компании нередко сбрасывают Казахстану морально устаревшие технологии и оборудование под видом передовых. Например, капиталоёмкие мусоросжигательные заводы, которые выделяют диоксины и фураны, намного уступают новым пиролизным российским и даже казахстанским модульным установкам («Аист-200» – НПО «Базальт» Томск, ТОО Unilux, Алматы).

На основе выявленных наилучших технологий пересматриваются технические стандарты и нормативы природопользования, приоритетные направления развития науки и техники, бюджетного финансирования. Как отмечается в Стратегическом плане Министерства индустрии и новых технологий РК на 2011–2015 годы: «В отличие от стран ЕС, национальные стандарты как инструмент технического регулирования не получили надлежащей оценки при разработке стратегии экономического развития Республики Казахстан, формировании и реализации государственных программ, организации закупок для государственных нужд, реализации программ государственного кредитования и обязательного страхования. Предприятия не стремятся разрабатывать и применять государственные стандарты, а используют упрощенную схему – применяют стандарты организаций, в которых изначально заложены упрощенные технологии, а получаемая продукция отличается низкими потребительскими качествами.»

Под зелёной экономикой будем понимать отрасли экономики и институциональные механизмы, улучшающие окружающую среду и экологическое качество жизни на экономически выгодной и долгосрочной основе, включая опосредованную экономическую эффективность, сокращение бедности и обеспечение широкого доступа населения к чистой энергии, воде и устойчивым земельным ресурсам.

Опосредованная эффективность технологий для зелёной экономки может быть связана со снижением экологических и энергетических издержек в себестоимости продукции, с сокращением затрат на охрану здоровья людей и животных, с повышением работоспособности и производительности труда, увеличением туристической и инвестиционной привлекательности регионов, с возвратом в хозяйственный оборот рекультивированных земель и очищенных водоёмов, увеличением переработки местного сырья, в том числе дешёвого сырья из отходов, улучшением транспортной и энергетической инфраструктуры, самостоятельным энергообеспечением удаленных регионов, снижением миграции сельского населения в города, синергизмом зелёных кластерных отраслей, синергизмом технологий, улучшением кормовой базы животноводства и рыбоводства, улучшением международного разделения труда и кооперации, и др.

К примеру, Всемирная организация здравоохранения оценивает отдачу каждого доллара, инвестированного в организацию доступа к чистой воде, в $3-4: доход выражается в росте производительности труда и сокращении госрасходов на здравоохранение.

Поэтому дотации и субсидии для поддержки устойчивой хозяйственной деятельности могут в конечном счёте окупаться в несколько раз, но эти меры должны быть просчитаны.

К отраслям зелёной экономики традиционно относят устойчивую энергетику, включая ВИЭ, биотопливо, повышение энергоэффективности, ресурсосбережение, переработку отходов, экологическое домостроение и архитектуру, «умные города», торговлю «зелёными» товарами, органическое сельское хозяйство, аквакультуру, устойчивый транспорт, экологический туризм, экосистемные услуги и другие. По мере ускоряющегося научно-технического прогресса национальные приоритеты государственной поддержки тех или иных секторов динамично меняются.

В инновационных программах нужно делать ставку на технологии завтрашнего дня, которые выходят на крупно- серийное производству в ближайшие 2-3 года. Например, готовить производство солнечных батарей с к.п.д.90% на основе гетероэлектрического фотоэлемента по технологии Объединенного института ядерных исследований г. Дубны на базе дешёвого казахстанского кремния. Через два года в Дубне начнётся серийное производство «звёздных» солнечных батарей, которые круглосуточно дают втрое более дешёвую электроэнергию, чем лучшие из существующих солнечных батарей.

Принято считать, что примерно два процента от ВВП достаточно для стартового капитала в экологизацию экономики, для стимулирования новых зелёных отраслей и зелёной инфраструктуры.

Годовой оборот экоиндустрии ЕС составляет 2,5 % ВВП, около 1.5.% из всех трудоустроенных непосредственно заняты в этой сфере. ¼ всех инвестиций – это инвестиции в чистые технологии. Считается, что дополнительное вложение 2% ВВП достаточно для стартовых усилий перехода на зелёные технологии. В частности, за счёт переориентации субсидий из коричневых секторов и госзакупок .

В Южной Корее на 2009-2013 годы будет выделено $83,6 млрд, что приведет к росту производства на $140-160 млрд и обеспечит создание более 1,5 млн рабочих мест

Аналогичные показатели нужно достичь Казахстану к 2020году. Сейчас это соответствует примерно $3,2 миллиарда.

В Казахстане энергетическая, транспортная и водообеспечивающая инфраструктура находятся в неадекватном состоянии и не отвечает международным стандартам, её целесообразно модернизировать только на основе передовых технологий.

Таблица 3 - Перспективные отрасли зеленой экономики в РК

Наименование отраслей

Описание

1

ГИДРОЭНЕРГЕТИКА

В 21 веке уже появились технологии использования малых потоков рек с расходом от одного-двух м3сек.

Стоимость одного установленного кВт для микроГЭС снизилась до 1000 евро. В типичной малой ГЭС каждый литр в секунду (0.001 м3/с) воды, падающей с высоты 1 метр, может выработать 20 – 30 кВт·ч электроэнергии ежегодно.

Европа, в особенности Великобритания, проявляет большой интерес к развитию технологий, основанных на использовании энергии волн. Наиболее эффективное из созданных на сегодняшний день устройств, “Утка Салтера”, может вырабатывать электроэнергию по цене менее 0,05 доллара США за 1 кВт·ч. “Утка Салтера” была изобретена в 70-х годах ХХ века профессором Стивеном Салтером в Университете Эдинбурга (Шотландия). Хотя устройство работает достаточно эффективно, проект был практически закрыт в середине 80-х из-за того, что в отчете ЕС цена выработанной электроэнергии с помощью такой технологии была ошибочно оценена в 10 раз выше реальной. Сейчас допущенная ошибка обнаружена, и интерес к устройству Салтера снова возрастает. Другое аналогичное устройство – грейферный ковш, даже при учете затрат на кабель, соединяющий устройство с берегом вырабатывает электроэнергию по цене около 0,06 доллара США за 1 кВт·ч. При ударе волн о конструкцию, воздух “выдавливается” между шестью подушками через полый столб, который оборудован самонастраивающимися турбинами.

Мини-ГЭС не обязательно требуют изъятия водной поверхности – получили распространение подводные мини-ГЭС в специальных скважинах. Они незаметны и не нуждаются в охране.

2

Речная подводная ГЭС

Нуриаздан Алеев из Ульяновска изобрел и успешно апробировал модель подводной ТЭС, которая не разрушает экосистем. Изобретение в конце 2003 года демонстрировалось на международной выставке в Бельгии (52-й всемирный салон инноваций, научных разработок и новых технологий “Брюссель-Эврика-2003″), где проект был награжден серебряной медалью и вызвал огромный интерес у зарубежных специалистов. Вода движется со скоростью примерно 1360 метров в секунду. Через лопасти турбины ежесекундно проходит от 500 до 1000 кубов. За счёт этого кпд достигает 99%.

Затраты на нее в разы меньше, поскольку строительства плотин и пропускных шлюзов не требуется.

Основное преимущество в том, что обычные ГЭС занимают ничтожную долю длины реки ввиду капиталоёмкости и нарушения экосистем. Подводные могут быть установлены непрерывно одна за другой.

Аналогичное решение из модульных ГЭС для равнинных рек предлагает инженер Владимир Ходырев из Мурманска. Его проект не затрудняет судоходство, передвижение рыб и не зависит от ледового покрова реки зимой. Практически на каждой равнинной реке можно построить десять-двадцать подводных ГЭС мощностью от нескольких тысяч до двух-трех миллионов кВт-ч. На малых реках-в сотни мегаватт. При этом для строительства не потребуется никаких подводных работ. Единственное ограничение – место выбирается на повороте реки. Для увеличения скорости водного потока в районе подводной ГЭС до 20-30 км/ч строится «трамплин». При ширине реки 500м можно получить мощность 2,5 миллиона кВт-ч за счёт 5 тысяч генераторов по 500 кВт-ч.

АО «НК «СПК «Жетысу» согласно оценки института «Казгидро» :

Технически возможный к использованию гидропотенциал Казахстана равен 62 млрд.кВтч, экономический – 27 млрд.кВтч, из которых используется не более 8 млрд.кВтч в год. (При этом российскими учёными предлагаются проекты бесплотинных и некапиталоёмких подводных ГЭС для равнинных рек). Потенциал малых ГЭС – 8,0 млрд. кВтч.

Потенциал геотермальных тепловых водных ресурсов Казахстана при использования тепловых насосов составляет 4300 МВт

3

Потенциал геотермальной энергетики в Казахстане

Потенциал геотермальных тепловых водных ресурсов Казахстана оценивается в 520 МВт (без использования тепловых насосов) или 4300 МВт (при использовании тепловых насосов). Доказанные ресурсы пригодные для производства электроэнергии (Панфиловское поле) составляют12 МВт для мелового водоносного горизонта. Геотермальное месторождение Капланбек (недалеко от города Чимкент), с температурой воды 80 ° С, используется для теплоснабжения жилых домов. Рядом с городом Алматы геотермальный источник с температурой 80-120 ° C используется для отопления теплиц зимой и кондиционирование летом. На состояние 2007 года, Казахстан не использует геотермальные ресурсы для производства электроэнергии. Наиболее перспективные геотермальные резервуары были обнаружены в меловых образованиях на юге и юго-западе Казахстана.

Основные геотермальные районы:

-Вблизи города Чимкент, Джамбул, Кызыл-Орда, глубина 1200-2100 м, температура 45-80 ° С, минерализация 1 г / л.

- Долина реки Чу и север пустыни Кызыл-Кум; геотермальный градиент 35 ° / км, температура 80-90 ° С, общая минерализация 1,5 г / л.

- Долина реки Или (Панфиловское поле); меловые водоносные горизонты – глубина 2000-3500 м, температура 90-115 ° C, общая минерализация 1,5 г / л, расход 20-90 л / с; более глубокий (4500 м) водоносный горизонт был определен рассолом температурой 170 ° C.

- Окрестности города Алматы; глубина 2500-3500 м, температура 80-120 ° C.

-Талдыкурганская область; было обнаружено значительные ресурсы горячей (90 ° С) воды.

- Плато Устюрт (около побережье Каспийского моря); данные от нефтяных скважин указали на значительные ресурсы горячей воды (> 120 ° C

5

ВЕТРОЭНЕРГЕТИКА

Годовое производство электроэнергии может составить для Джунгарских ворот – 4400-4500 МВт.час. Для лучших мест в Дании и Германии этот показатель составляет 3500МВт/ч. Этот потенциал ещё выше при внедрении не издающих инфразвука казахстанских ветростанций, работающих при ураганных ветрах до 70м/сек, что позволяет получить электроэнергию по себестоимости электроэнергии до 0,4 тенге или $0,03 за 1 кВт/ч электроэнергии.

Среднегодовая скорость ветра на высоте 50 м – 9,7 м/с, в то время как для большинства существующих в мире ветростанцийсреднегодовая скорость ветра примерно 4 м/с.

Незначительно уступает этим показателям Шелекский ветрокоридор.

6

ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ

Очищенный природный газ, особенно сжиженный (LNG – liquefied natural gas) относится к экологически чистым источникам энергии. Множество стран, включая Европу, Китай Украину, вдохновились примером США и разрабатывают программы добычи газа из нетрадиционных источников

Утвержденные запасы газа составляют 3,7 трлн. м3, что причисляет РК к первой десятке стран отрасли.

Прогнозные ресурсы газа оцениваются в 6-8 трлн. м3. Однако свободный газ содержат не более двух десятков месторождений, а сопутствующий газ целесообразно ожижать на месте.

Шахтный метан – не менее 0,7трлн куб м в Карагандинском угольном бассейне и 75 млрд. м3 в Экибастуэском (используется для когенерации электричества и тепла, а также ожижается)

Объективным ограничением добычи является сложность извлечения газовых ресурсов. Практически все прогнозируемые ресурсы располагаются в подсолевых отложениях Прикаспийской впадины и характеризуются трудностью извлечения из-за больших глубин, многокомпонентностью состава и повышенным содержанием сероводородных соединений.

Из примерно 58 млрд. киловатт-часов электроэнергии, выработанной на станциях Казахстана, около 80 проц. приходится на тепловые электростанции, работающие на угле. Вклад гидроэнергетики в общий котел оценивается примерно 15 проц. Оставшиеся небольшие проценты приходятся на газовые электростанции

3.2 Международные стандарты в АО «Костанайские минералы», ТОО «Компания Мунай-Экология»

В условиях глобализации мировой экономики вопрос о конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках приобретает особую актуальность. И вполне закономерно, что накануне вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию перед высшим руководством АО «Костанайские минералы» встала серьезная задача – улучшения качества выпускаемой продукции, увеличения доли продукции, поставляемой на экспорт, и повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Одним из факторов в достижении этой задачи стало внедрение мирового опыта систем управления. В декабре 2001 года высшим руководством АО «Костанайские минералы» было принято решение сформировать и реализовывать стратегию постоянного улучшения в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001-2000.

Для координации работ по разработке и внедрению системы менеджмента качества (СМК) был создан отдел качества. В 2003 году предприятие получило сертификаты TUV CERT и Госстандарта РК на систему управления качеством, став одним из первых в Костанайской области, внедривших у себя систему менеджмента качества.

В целях повышения эффективности системы управления охраной окружающей среды в мае 2005 года началась деятельность по разработке системы экологического менеджмента (СЭМ) в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 14001-2004. Проведен анализ всех экологических аспектов осуществляемой деятельности, разработаны мероприятия по контролю и снижению воздействия на окружающую среду, ведется периодический анализ осуществляемой природоохранной деятельности, что позволяет находить дополнительные возможности снижения воздействия на окружающую среду. В марте 2007 года получен сертификат о соответствии системы экологического менеджмента предприятия требованиям международного стандарта ИСО 14001-2004.

На предприятии ежегодно проводятся аудиты третьей стороны, с целью установления соответствия систем менеджмента требованиям международных стандартов ИСО – 9001-2008, ИСО 14001-2004. Внешний аудит проводится независимым и аккредитованным сертификационным органом TUV NORD CERT GmbH Германия г.Эссен.

Система менеджмента качества охватывает все этапы и виды деятельности при производстве продукции, составляет ряд взаимосвязанных процессов, каждый из которых имеет своего владельца, который несет ответственность за его функционирование, измерение, отслеживает и анализирует его эффективность, отвечает за корректировку. Периодическая деятельность по мониторингу обеспечивает непрерывное совершенствование процессов деятельности предприятия. Внедрение международного стандарта ИСО 9001 позволило усовершенствовать процессы, упорядочить работы, регламентировать основную и вспомогательную деятельность.

Высшим руководством АО «Костанайские минералы» применяются принципы СМК, реализация этих принципов достигается путем управления Политикой в области качества и экологического менеджмента.

Политика в области качества и экологического менеджмента является основным директивным документом для реализации целей и выражает намерения предприятия постоянно повышать результативность СМК и СЭМ. В ней сформированы основные цели и задачи предприятия и пути их достижения.

Исходя из направления деятельности, предприятием определен перечень процессов, необходимых для эффективного функционирования СМК и СЭМ. Общие цели в области качества, поставленные высшим руководством перед предприятием в целом, детализируется по процессам, определены владельцы процессов. В свою очередь цели, поставленные перед процессами, детализируются по подразделениям. При постановке целей перед процессами учитываются требования внешних и внутренних потребителей.

Наличие системы менеджмента качества ИСО 9001:2008 дало предприятию АО «Костанайские минералы» дополнительное конкурентное преимущество, способность предоставлять продукцию мирового уровня качества. Для потребителей сертификат – надежная гарантия качества. Для менеджмента предприятия подтверждение соответствия СМК международным требованиям говорит о правильности выбранного курса и способности предприятия достигать поставленных целей. Для сотрудников АО «Костанайские минералы» сертификат ИСО 9001:2008 означает справедливую оценку их ежедневных усилий по обеспечению и повышению качества готовой продукции, выполняемых работ и услуг.

Наличие системы экологического менеджмента ИСО 14001:2004 способствует созданию и укреплению благоприятного имиджа предприятия, основанного на экологической ответственности и экологической состоятельности. С внедрением международного стандарта по экологическому менеджменту ИСО-14001 выдвигаются жесткие требования к комплексу природоохранных мер, к постоянному снижению экологической нагрузки на окружающую среду и людей.

Наличие системы менеджмента качества и экологического менеджмента свидетельствует о четкой организации производства и его стабильности.

В ближайшее время перед высшим руководством стоит новая задача - принято решение о создании интегрированной системы менеджмента, в перспективе – разработка и внедрение международного стандарта безопасности OHSAS18000, сертификация системы управления охраной здоровья и безопасности персонала организации.

Тоо Компания мунай экология

Приоритетным направлением в работе компании является реализация экологических проектов, направленных на внедрение инновационных, энергосберегающих и экологически безопасных материалов и технологий при добыче, переработке нефти и использовании нефтепродуктов.

Головной офис компании расположен в городе Алматы. В городе Жанаозен (Мангистауской области) находится производственный филиал.

«Компания Мунай-Экология» первостепенное внимание уделяет качеству своей работы, которая должна полностью отвечать запросам наших клиентов и современным промышленным стандартам. Непрерывный процесс совершенствования позволяет поддерживать высокий уровень, каждый год компания показывает высокие темпы роста, развивает новые направления, расширяя поле своей деятельности.

Основными направлениями работы компании являются:

  • Улучшение качества автомобильного топлива на казахстанском рынке;

  • Переработка нефтешлама;

  • Очистка нефтяных резервуаров;

  • Очистка нефтесодержащей эмульсии;

  • Ремонтно-изоляционные работы нефтяных скважин;

  • Улучшение качества дорог.

Внедрение новых прогрессивных технологий, диагностика оборудования, повышение уровня автоматизации производственных процессов позволяет снизить количество токсичных выбросов, отходов загрязняющих веществ на производстве при увеличении его объемов. Приоритетным для нас является осуществление комплекса мер по выполнению всех требований законодательства по охране окружающей среды и экологической безопасности, действующих в Республике Казахстан, и международных стандартов и правил в области природопользования.

В настоящее время наиболее острыми экологическими проблемами в Республике Казахстан по-прежнему остаются проблемы связанные с изменением климата и озонового слоя, сокращением биоразнообразия, опустыниванием, загрязнением водных ресурсов, воздуха, накоплением отходов производства и потребления.

Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха в Республике Казахстан от стационарных источников являются: устаревшие технологии многих производств, недостаточное количество пыле-газоочистных установок, невысокая эффективность существующих очистных установок, нарушения технологических режимов работы, использование в энергетике низкокачественных углей.

Наша миссия - снижение экологической нагрузки в Республике Казахстан путем внедрения современных экологически безопасных материалов и технологий при добыче нефти, её переработке и использовании нефтепродуктов.

Компания, как экологически ориентированное предприятие, постоянно работает над своим имиджем, основанном на доверии международных организаций, партнеров, клиентов и населения в регионах, где осуществляет свою деятельность. Высокое качество и прогрессивный стиль работы компании раскрывают широкие возможности для осуществления ее деятельности и продвижения новых проектов. За годы совместной деятельности наработаны прочные связи с ведущими международными и отечественными организациями в т.ч. научного профиля.

В настоящее время ТОО «Компания Мунай-Экология» является:

  • Представителем лидера мировой химической отрасли - концерна «ВАSF», имеющим право на поставку продуктов для нефтеперерабатывающей промышленности и продуктов для модификации дорожных битумов на территории Республики Казахстан;

  • Эксклюзивным представителем компании «Flottweg SE», которая имеет 75-летний опыт конструирования и производства, - одного из ведущих в мире производителей осадительных центрифуг и ленточных прессов.

Нашими клиентами являются такие крупные компании Казахстана, как:

  • ТОО «Helios»;

  • АО «Разведка Добыча КазМунайГаз»;

  • ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод»;

  • АО «Павлодарский нефтехимический завод»;

  • АО «МангистауМунайГаз»

3.3 Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике

Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» закладывает основы для глубоких системных преобразований с целью перехода к экономике новой формации посредством повышения благосостояния, качества жизни населения Казахстана и вхождения страны в число 30-ти наиболее развитых стран мира при минимизации нагрузки на окружающую среду и деградации природных ресурсов. Основными приоритетными задачами по переходу к «зеленой экономике», стоящими перед страной, являются: 1) повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управления ими; 2) модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры; 3) повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду; 4) повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности. Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» будет реализована в три этапа: 2013–2020 гг. – в этот период основным приоритетом государства будет оптимизация использования ресурсов и повышение эффективности природоохранной деятельности, а также создание «зеленой» инфраструктуры; 2020–2030 гг. – на базе сформированной «зеленой» инфраструктуры начнется преобразование национальной экономики, ориентированной на бережное использование воды, поощрение и стимулирование развития и широкое внедрение технологий возобновляемой энергетики, а также строительство сооружений на базе высоких стандартов энергоэффективности; 2030–2050 гг. – переход национальной экономики на принципы так называемой «третьей промышленной революции», требующие использования природных ресурсов при условии их возобновляемости и устойчивости. Меры по переходу к «зеленой экономике», согласно Концепции, будут реализованы по направлениям: устойчивое использование водных ресурсов, развитие устойчивого и высокопроизводительного сельского хозяйства, энергосбережение и повышение энергоэффективности, развитие электроэнергетики, система управления отходами, снижение загрязнения воздуха и сохранение и эффективное управление экосистемами. Вопросы реализации перехода к «зеленой экономике» будут регулироваться законодательными актами Республики Казахстан по вопросам перехода к «зеленой экономике». Инструментами реализации конкретных задач Концепции по секторам экономики являются действующие программные документы с учетом изменений и дополнений в части внедрения основных направлений Концепции, такие как Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013–2020 годы «Агробизнес-2020», Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы, Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, программы развития территорий, стратегические планы государственных органов, отраслевая программа «Жасыл даму» на 2010–2014 годы и другие отраслевые программы, которые будут скорректированы и в которых будут даны новые акценты по таким вопросам, как улучшение качества воздуха, управление отходами производства и потребления, борьба с опустыниванием, деградация земель и повышение почвенного плодородия, развитие рыболовства, аквакультур и воспроизводство рыбных ресурсов. Также планируется разработка Государственной программы по управлению водными ресурсами на 2014–2040 годы. По расчетам, к 2050 году преобразования в рамках «зеленой экономики» позволят дополнительно увеличить ВВП на 3 %, создать более 500 тысяч новых рабочих мест, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг, обеспечить повсеместно высокие стандарты качества жизни для населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход к «зеленой» экономике приобретает все большую популярность и вызывает масштабный интерес. «Зеленая» экономика в первую очередь способствует экономическому прогрессу и обеспечит:

  • рост внутреннего валового продукта;

  • увеличение доходов страны;

  • создание рабочих мест для населения, уменьшая при этом показатель безработицы в стране.

В рамках программы развития «зеленой» экономики, Казахстан планирует инвестировать средства в 10 ключевых секторов экономики:

  • сельское хозяйство;

  • жилищно-коммунальное хозяйство;

  • энергетика;

  • рыболовство;

  • лесное хозяйство;

  • промышленность;

  • туризм;

  • транспорт;

  • утилизация и переработка отходов;

  • управление водными ресурсами.

Реализация настоящей Концепции будет способствовать динамичному и качественному развитию казахстанских организаций и предприятий, выпускающих продукцию и оказывающих услуги, в том числе консалтинговые в области разработки и внедрения систем менеджмента, созданию национальной системы подготовки экспертов-аудиторов в области систем менеджмента, отвечающей международным стандартам и позволяющей Казахстану интегрировать в мировое пространство.

Так, количество предприятий, внедривших интегрированные системы менеджмента, к 2015 году предполагается увеличить до двух тысяч, количество предприятий, внедривших отдельные системы менеджмента до трёх тысяч.

Предполагается, что вдвое возрастёт количество экспертов-аудиторов по всем направлениям системы менеджмента, в том числе половина экспертов-аудиторов республики Казахстан будут зарегистрированы в международном реестре и признаваемы в ближнем и дальнем зарубежье.

В результате внедрения в практику базисных положений данной Концепции будет развита система поощрений, обеспечивающая поддержку уровня профессионального мастерства, возрастет роль человеческого потенциала, что будет способствовать решению стратегической задачи по вхождению Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Список литературы

1. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. Учебник – М.: ЮНИТИ, 2008

2. stud24.ru/management/jekologicheskij

3. Лобачева Г.К., Беляева ЮЛ., Фоменко А.П. Технологический менеджмент - учебно-методическое пособие

4. Чернышов, В.И. Системные основы экологического менеджмента: учеб. пособие.- М.: Изд-во РУДН, 2001.- 341 с.

5. Борис Ревич Загрязнение окружающей среды и здоровье населения.

Учебное пособие Москва, Издательство МНЭПУ,2001. 264 страницы

6.Экологический менеджмент: Учебное пособие Автор/создатель: Масленникова И.С., Кузнецов Л.М., Пшенин В.Н. Год: 2005

7. С. Ивлев, С. Рахимбекова, А. Соловьёва. Глобальный антикризисный план. Раздел «зелёная экономика»

8. Ибатулин, У.Г. О внедрении систем экологического менеджмента и

менеджмента качества / У.Г. Ибатулин // Экономика природопользования.- 2003.- № 5.- С. 85-88

9. Масленникова И.С., Кузнецов Л.М., Пшенин В.Н.Экологический менеджмент. Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

10. Концепция развития систем менеджмента в Республике Казахстан до 2015 года. Комитет по техническому регулированию и метрологии министерства индустрии и торговли Республики Казахстан РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации». Астана, 2008

10 Экологический менеджмент Г. С. Ферару Феникс, 2012 г.

11. www.group-global.org/ru/storage_manage/

12. Статья номер 1/2012г. nomer-1-2012.pdf «Наша газета» Костанайский областной еженедельник

13. ТОО «Компания Мунай -Экология» http://www.munayecology.kz/

14. Концепция по переходу республики казахстан к «зеленой экономике»

Просмотров работы: 8722