В данной статье рассматривается проблема развития монологической речи у дошкольников, которая является одной из важнейших центральных задач в речевом воспитании детей. Автор обращает внимание на работу по формированию у дошкольников описательной речи, т.к. обучение описанию способствует развитию связности речи при составлении сюжетных рассказов, развитию умения употреблять в своей речи образные и точные слова и выражения. В работе представлены также результаты исследования связной речи дошкольников.
Ключевые слова: связная речь, описание, монологическая речь, коммуникативная компетентность.
In this article examined the problem of development of monologue speech for preschool children, that is one of major central tasks in speech education of children, is examined in this article. An author pays attention to work on forming for the preschool children of descriptive speech, as educating to description assists development of connectedness of speech at drafting of with a plot stories, development of ability to use vivid and exact words and expressions in the speech. The results of research of coherent speech of preschool children are in-process presented also.
Keywords: coherent speech, description, monologue speech, communicative competence.
Развитие речи в дошкольном возрасте очень ёмкий и многоаспектный процесс, который напрямую связан с логическим мышлением и умственным развитием ребенка. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно [1, с.121]. Основы методики развития монологической речи типа описания детей дошкольного возраста определены в трудах Е.И. Тихеевой, Л.А. Пеньевской, М.М. Кониной, Е.А. Флёриной, А.М. Леушиной. В своих трудах данные исследователи раскрыли психологическую природу описательной речи и основные механизмы и особенности развития ее у детей.
Анализ теоретических источников позволяет определить общие требования к структуре и содержанию описания. Из этого следует, что описание является одним из наиболее трудных видов монологической речи, так как оно связано с умением наблюдать, выделять признаки описываемого объекта, сравнивать, синтезировать свои наблюдения в связном высказывании.
А.М. Бородич, исходя из своего опыта работы, описание характеризует, как изложение характерных признаков отдельного предмета. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей.
Описательному рассказу присущи своя композиция и структура. В начале его называется предмет, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или о действиях с ним. [2, с.56].
У дошкольников монологические высказывания типа описания и повествования формируются наиболее сложно. Для того, чтобы формирование монологических высказываний было успешным, особенно важно обучать детей речевым умениям, которые необходимы для составления повествовательных и описательных монологов: вычленить главную тему, соблюдать структуру в повествовании, определять объект речи и последовательность в описании. Эти речевые умения легче формируются на основе монологов (описание игрушки, животного, интерьера, портрета человека или конкретно сценического повествования) с помощью игр и конкретных примеров. [3, с.42].
Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов. Минимальные требования, которые предъявляются разработчиками программы обучения и воспитания дошкольников, на примере описания игрушки таковы: перед тем, как проводить занятия по описанию игрушек, с детьми среднего дошкольного возраста должны провести занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять качества игрушек и их детали, овладевая соответствующим словарем. Наибольшего эффекта можно добиться, если предъявлять детям игрушки с яркой индивидуальностью, образные, чтобы у ребенка появилась возможность в полном объеме выразить те чувства и эмоции, которые он получает при виде ее, описать и продемонстрировать игрушку в движении. Иногда бывает целесообразно отнести игрушку в групповую комнату за пять минут до занятия, предложить детям познакомиться с ней, потрогать и рассмотреть ее, а уже на самом занятии не давать в руки, т.к. на первых парах это может помешать ребенку сконцентрироваться на построении высказывания о ней.
Уровень сформированности связности описательной речи может закрепляться детьми и в другой деятельности. Например, на занятии по конструированию, ребенок может рассказать о своей постройке, во время сюжетных или ролевых игр может по воображению описать что-либо. Умения детей в описании предметов можно определить по таким критериям, как:
Монологическая речь – то, насколько ребенок проявляет инициативу в описании какого-либо предмета и отвечает на вопросы, заданные ему воспитателем.
Содержание – то, насколько ребенок ориентируется в задании.
Средства общения – то, насколько полны, развёрнуты, цикличны и связны между собой описания ребенка предложенной ему игрушки или какого-либо другого предмета.
Содержание и методика обучения детей описательной речи определяется многими задачами, вот некоторые из них: познакомить детей с правильной последовательностью высказывания: начало, середина, конец; развивать смысловую сторону речи, понимание и употребление слов в соответствии с контекстом; пополнять знания детей об окружающих предметах и явлениях, обогащать словарь; активизировать в речи детей глаголы и прилагательные, необходимые для подробного описания; предоставить и показать детям различные способы соединения предложений в тексте; формировать навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи; отбирать лексический материал; использовать разнообразные синтаксические конструкции.
Занятия по обучению описательной речи оказывают разностороннее воздействие на развитие познавательных процессов у детей, формируют их речемыслительную деятельность, способствуют активизации речеслухового, зрительного и тактильного восприятия, внимания, памяти и наблюдательности. При составлении описательного рассказа дети учатся сопоставлять и выделять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связную монологическую речь.
Диагностика проводилась с детьми среднего дошкольного возраста. Им были предложены игрушки, которые вызывают у них наибольший интерес. По результатам наблюдения за детьми данной группы, их деятельностью и свободным общением, а так же исходя из анализа проведённой диагностики, был сделан общий вывод, показывающий уровень монологического общения и описательной стороны речи детей 4 – 5 лет. Диагностика проводилась на основе описания детей любимой игрушки.
Диагностика показала следующие результаты:
Высокий уровень – составляет 50% детей. Дети инициативны в разговоре, правильно отвечают на вопросы, в общении пользуются разными типами предложений для передачи причинно-следственных связей, более точно и ясно указывают на признаки игрушки, проявляют расширенный интерес к рассказыванию о ней.
Средневысокий уровень – 30,1% детей. Дети проявляют активность в разговорном общении, интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи, самостоятельно описывают игрушку с небольшой помощью взрослого. При составлении сложного предложения затрудняются.
Средний уровень – составляет 16,6%. Детям требуется помощь в объяснительной речи. В речи встречаются грамматические ошибки. При составлении описания игрушки требуется помощь. Допускают ошибки при изменении слов по числам, родам и падежам.
Низкий уровень – 3,3% детей. Низкий уровень развития речи у одного ребенка, так как он слабо владеет русским языком.
Анализ, в котором проверялись высказывания типа описания у детей средней группы, показал, что в ходе рассказывания об игрушке данные дошкольники используют в основном простые предложения, но пытаются их усложнять при помощи присоединительной связи (союзы «и», «а»). Дети часто заменяют существительные местоимениями. В своем рассказе они стараются установить все существенные связи данного предмета (игрушки), но в полной мере сделать это удается не всем. Также результаты диагностики нам показывают, что описательная речь имеет непосредственную связь с процессами мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания, эмоциональной сферы.
По данным диагностики можно сделать вывод, что речь дошкольников средней группы не достаточно грамотна, наблюдается неправильное построение простых и сложных предложений, происходят частые замены существительных местоимениями, в монологах большинства детей прослеживается отсутствие четкой структуры построения связного высказывания.
Таким образом, в процессе целенаправленного обучения детей связным высказываниям типа описания речь дошкольников становится связной и последовательной; улучшается понимание смысловой стороны речи, звуковая сторона речи, синтаксическая структура предложений, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
Список использованной литературы
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1984., с.121.
Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981., с.56.
Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. - 1986. - №12., с.42.