ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества профессия медицинской сестры является не просто одной из самых массовых, но и наиболее социально значимых. Определяющая роль организации работы медицинских сестёр в любом лечебно-профилактическом учреждении принадлежит руководителю сестринской службы, который решает важные управленческие вопросы по сестринским кадрам, принимает решения в условиях крайней нестабильности, постоянного дефицита всех видов ресурсов в медицинской организации. Для успешного выполнения этих задач руководителю сестринской службы важны знания в области менеджмента, маркетинга, психологии. Также важно наличие таких качеств как лидерство, коммуникативные способности, оптимизм, стрессоустойчивость, видение будущего и желание знать завтра то, чего не знаешь сегодня. Действительно, на практике мы часто видим, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях в медицинских организациях успехи отдельных коллективов разные. По мнению некоторых авторов, проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности руководителя [1]. Согласно мнению специалистов, для успешной управленческой деятельности важно иметь следующие личностные качества [1,9]: лидерство, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, предприимчивость, ответственность и надежность.
Поэтому и встал вопрос об открытии факультета в высшей школе для подготовки лидеров в сестринском деле, которые могли бы управлять сестринским персоналом и повести за собой. И такие факультеты были созданы по всей России и функционируют, по сей день. На сегодняшний день их около 45. Во время обучения выпускники по специальности «Сестринское дело» квалификация менеджер изучают таких предметы как менеджмент маркетинг, медицинская психология, педагогика и ряд других дисциплин, которые способствуют формированию профессиональных компетенций руководителя. Однако выпускники, которые приходят работать в практическое здравоохранение не всегда в полном объеме могут продемонстрировать полученные знания во время обучения, более того есть предположения, что некоторые личностные качества наших выпускников даже мешают для занятия ими определенных управленческих должностей.
Поэтому в рамках курсовой работы мы поставили следующую цель: проанализировать мнение студентов о наиболее важных профессиональных компетенциях, которые нужны руководителю сестринской службы. Для достижения поставленной цели мы сформулировали и решили следующие задачи исследования:
1.Проанализировать современные подходы к разработке компетенций и компетентностных моделей для руководителей организации;
2.Проанализировать правовые основы деятельности руководителя сестринской службой;
3.Разработать анкету и проанкетировать студентов для выявления их мнения о наиболее важных компетенциях руководителя сестринской службы.
4.Проанализировать полученные результаты анкетирования.
Для решения выше представленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных и нормативных источников, анкетирование с предложенными вариантами ответов, описательный метод, статистический метод с количественным анализом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты теоретического анализа научной литературы позволяют судить о том, что мнения относительно структуры профессиональной компетентности разделяются: от определения ее как совокупности знаний, умений и навыков, до практической синонимичности с понятием «профессионализм». Поскольку однозначно не доказана справедливость какого-то одного мнения, все взгляды можно считать равноправными, и мы вправе опираться на тот подход, который в большей степени соответствует идее нашего исследования. Таким образом, под компетентностью будем понимать совокупность компетенций, т.е. взаимосвязанных качеств личности, а также знания, умения и навыки, обеспечивающих способность принимать эффективные решения, действовать рационально и в рамках своей профессиональной деятельности [2]. Анализируя модели компетенций, можно заметить, что, не смотря на определённые различия, данные модели имеют много общего и, по сути, содержат примерно одинаковый перечень необходимых организатору компетенций. Основные различия в критериях успешности менеджеров на Западе и в России лежат в области межличностных навыков (навыки общения, построение взаимоотношений) и индивидуальных характеристиках (позитивное мышление, саморазвитие), которые во многом зависят от особенностей культуры и экономической ситуации в стране [3]. Для определения компетенций руководителя сестринской службы мы взяли за основу модель компетенций «20 граней», представленная С. Симоненко в рамках конференции по результатам масштабного исследования компетенций успешных менеджеров России [4].
В ходе анкетирования было опрошено 40 студентов факультета высшего сестринского образования, Первого МГМУ им. И.М Сеченова. Из них основная часть группы респондентов занимают должности медицинской сестры (80%), лишь 1/4 часть группы респондентов (20%) является руководителями среднего звена, которые представлены должностью главной медицинской сестры. Респонденты имеют различный стаж работы в учреждениях здравоохранения, менее половины группы респондентов (45%) имеют стаж работы от 6 до 10 лет, более половины группы респондентов (55%) в возрасте до 30 лет, более ¼ части группы опрошенных (25 %) в возрасте от 31 до 45 лет. 1/4 часть группы респондентов (20 %) составляет старше 45 лет. Лишь 10 % опрошенных имеют стаж до 5 лет в учреждениях здравоохранения.
Около половины группы респондентов (45 %) поступали на факультет высшего сестринского образования с дальнейшей возможностью карьерного роста, а 1/3 часть группы респондентов, хотели просто получить высшее образование (30%). Половина группы респондентов (50%) быстрее всего рекомендовали бы поступать друзьям и близким на данный факультет, а 10 % респондентов не советовали бы поступать, т.к. не видят перспективы по трудоустройству. Около половины группы респондентов (47%) хотели бы продолжить обучение в интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» при появлении у них такой возможности.
Далее при анкетировании мы выяснили, что больше половины группы респондентов считает, что руководитель сестринской службы должен быть представителем возрастной категории от 31 до 40 лет (58%) со стажем работы 7-15 лет (68%). При этом его уровень доходов как считает более половины группы респондентов (60%) должен составлять свыше 60 тыс. рублей в месяц, однако менее половины группы респондентов (40%) считают, что уровень дохода руководителя сестринской службы должен составлять от 45 до 60 тысяч рублей в месяц.
На рис. 1 представлено какими профессиональными навыками, по мнению респондентов, должен обладать современный руководитель сестринской службы:
Рис.1 - Распределение мнения респондентов о профессиональных навыках современного руководителя сестринской службы, в %
Как видно из рис. 1 основная часть респондентов считает, что современный руководитель сестринской службы должен обладать следующими навыками: работа в команде (83%), планирование и организация (80%), лидерство (80%), системность мышления (80%), ответственность (75%), адаптивность (70%). Более половины группы респондентов выбрали такие качества как инициативность (68%), анализ проблем (65%), построение взаимоотношений (63%). Менее половины группы респондентов отметили сбор информации (48%), стрессоустойчивость (43%), развитие подчиненных (40%). Лишь 15% респондентов считают, что руководитель сестринской службы должен обладать таким качеством как саморазвитие.
ВЫВОДЫ
Проведенное нами исследование показало, что:
В настоящее время получил широкое распространение новый подход в области управления персоналом, который носит название «управление по компетенциям». Мнения относительно структуры компетентности также разделяются: от определения ее как совокупности знаний, умений и навыков, до практической синонимичности с понятием «профессионализм».
Основная часть респондентов считает, что современный руководитель сестринской службы должен быть не старше 40 лет, но при этом с опытом работы в практическом здравоохранении 7-15 лет, иметь уровень доходов около 60 тысяч рублей в месяц и обладать в первую очередь управленческими компетенциями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.- М.,. //Ж. Главная медицинская сестра 2008, № 7 –С.84–86.
Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.-http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
Базаров Т.Ю., Еремена Б.Л. Управление персоналом: ИПК ГС, 2008. – с60.
Виханский, О.С., Наумов А.И., Учебник«Менеджмент». «ГЭОТАР-Медиа» 2009. 81с.
Герчикова И.Н. «Менеджмент». М; «Юнити» 2007.-19
Деслер Г. Управление персоналом – М.: БИНОМ, 2008- с 305
Иванов В.Н. Патрушев В.И., Социальный менеджмент,2007.17с
Ефремов О.Ю. Скопылатов И.А., Управление персоналом. Серия «Университетский учебник», Инфра.М-норма, 2010.-15с.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. – с.10-12