Актуальность исследования состоит в том, что воспитание и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - одна из важнейших задач целого ряда специалистов: социальных педагогов, социальных работников, психологов, воспитателей. Не секрет, что негативные обстоятельства, в результате которых произошли серьезные изменения в судьбе детей, и они остались без попечения семьи, часто ведут к искажению процесса социализации, социальной адаптации личности, затрудняют своевременное формирование и развитие системы ценностей, принятых в обществе.
Заметим, что успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных социальных навыков, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Но их полноценное формирование, как правило, затруднено в условиях государственного попечения, в результате чего дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома и имеют искаженные представления о себе и своих возможностях, системе ценностей как основы мотивации сознательного поведения.
Мы полагаем, что для успешной социализации и социальной адаптации воспитанников детского дома очень важно сформировать у воспитанников ценностно-нормативные основы в соответствии с требованиями современного общества. Поэтому нами была разработана модель психосоциальной деятельности специалистов детского дома, направленная на развитие социально адаптивного поведения воспитанников и представленная ниже.
Проблема |
Механизм решения |
Специалисты |
Ожидаемые результаты |
||
I.Диагностический этап |
|||||
1.Работа с подростками |
|||||
Методы педагогической диагностики
|
|
|
|||
2.Методы психологической диагностики
|
|
|
|||
3.Методы социальной работы
|
|
|
|||
2.Работа с педагогами |
|||||
|
|
|
|||
II.Аналитический этап |
|||||
Наличие информации, требующей обобщения |
|
|
|
||
III.Коррекционно-профилактический этап |
|||||
1.Работа с подростками |
|||||
Неполная адаптация или дезадаптация, трудности формирования системы ценностных ориентаций |
|
|
|
||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
2.Работа с педагогами |
|||||
Разрозненные действия специалистов |
|
|
|
||
IV.Заключительный этап |
|||||
Мониторинг результатов |
Таким образом, процесс формирования ценностно – нормативных основ, лежащих в основе социально адаптивного поведения личности воспитанников детских социальных учреждений, имеет ряд особенностей, которые складываются под воздействием специфических условий организации их жизнедеятельности и устранения последствий нарушений первичной социализации.
Список использованной литературы
Психологическая лаборатория: описания психологических тестов [Электронный ресурс] // Vch.narod.ru: [сайт]. [2013]. URL: http://vch.narod.ru/file.htm (дата обращения: 18.11.2013).