ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Карелина М.А. 1, Карелина М.А. 1, Черная Е.В. 1
1Сахалинский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что реформа социального обслуживания населения, всей структуры профессионального образования в Российской Федерации привела к необходимости адекватной перестройки системы подготовки кадров для социальной работы, которая представляет собой очень сложный процесс, требующий глубоких знаний в области целого ряда дисциплин: теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и других [3]. Кроме того в настоящее время наблюдается повышенное внимание общества к качеству профессионального обучения, поскольку современные запросы клиентов социальных служб изменились, и соответствовать им можно только при соблюдении высокого качества оказываемых услуг. Поэтому закономерно, что современный работодатель крайне заинтересован в том, чтобы его сотрудники были компетентными специалистами. В этих условиях уровень подготовленности выпускника становится основополагающим фактором в системе профессионального образования, определяя как конкурентоспособность специалиста на рынке труда, так и его успешную профессиональную адаптацию. При этом компетентность специалиста обеспечивается посредством достижения совокупности целей – чётко очерченных требований к уровню его подготовленности.

Следует отметить, что проблема подготовки специалистов по социальной работе на профессиональном уровне раскрывается в работах многих ученых, например: Н.Ш. Валеевой [35], Н.В. Долматовой [13], В.И. Жукова [17], О.А. Овсяник [26], Г.И. Осадчей [28], Н.М. Платоновой [31], Л.В. Топчий [33], Н.Б. Шмелевой [36], С.Д. Чигановой [16], Е.Р. Ярской-Смирновой [37]. Данное исследование также вносит определенный вклад в исследование проблемы.

Учитывая вышеизложенное, объектомисследования является система профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в советской и постсоветской России.

Предметомисследования являются особенности становления и развития системы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в советской и постсоветской России (на примере деятельности Южно-сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета (ЮСПК СахГУ).

Цель исследования: выявить особенности становления и развития профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в советской и постсоветской России.

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. Охарактеризовать научно-методическую базу социальной деятельности в советский период.

  2. Раскрыть особенности профессиональной подготовки социальных работников в советский период.

  3. Проанализировать значение социальных реформ в развитии профессионального образования специалистов по социальной работе в постсоветской России.

  4. Охарактеризовать состояние теоретического и практического обеспечения профессиональной подготовки специалистов по социальной работе на современном этапе.

  5. Провести диагностику уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов, обучающихся специальности 040401 Социальная работа в ЮСПК СахГУ.

  6. Дать рекомендации студентам по саморазвитию профессиональных компетенций.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс обучения студентов, будущих специалистов по социальной работе, способствует формированию у них профессиональных компетенций при соблюдении условий реализации компетентностного подхода в обучении.

Методы исследования:

  1. теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по проблеме исследования;

  2. практические: наблюдение, анкетирование, социальное моделирование.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа является логическим завершением трехлетнего исследования, проведенного в процессе обучения в ЮСПК СахГУ, включающего работу над рефератом, выполнение курсового исследования, участие в студенческих учебно-практических конференциях [22]. Кроме того, составленная нами модель деятельности студентов, обучающихся в ЮСПК СахГУ специальности 040401 Социальная работа, по саморазвитию профессиональных компетенций, может быть рекомендована обучающимся для своевременного профессионального становления.

Структура исследования включает введение, в котором представлена актуальность темы, определяются параметры исследования, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария, приложения.

В первой главе рассматриваются предпосылки зарождения отечественного профессионального образования в области социальной работы в советский период.

Во второй главе раскрывается роль профессионального образования в развитии социальной сферы в современной России.

В третьей главе представлен эмпирический анализ качества и перспективы саморазвития профессиональных компетенций специалистов по социальной работе в Южно-Сахалинском педагогическом колледже Сахалинского государственного университета.

В заключении приведены основные выводы.

Список использованной литературы содержит 37 источников.

Глоссарий включает характеристику 9 понятий.

Глава 1. Предпосылки зарождения отечественного профессионального образования в области социальной работы в советский период 1.1 Характеристика научно-методической базы социальной деятельности в советский период

Определяющим субъектом в разработке социальной политики в СССР, начиная с 1917 г., как известно, стало государство, взявшее на себя всю заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах, детях. При этом элементом социальной политики государства была выбрана система различных пособий и выплат, направленных на достижение и поддержание социального равенства в стране. Так, социальное обеспечение с 1917 г. становится составной частью общей государственной социально-экономической программы повышения благосостояния советского народа. Заметим, что с первых дней её становления начинается осмысление путей развития этой системы и профессиональной подготовки необходимых специалистов [5, c.117].

Следует отметить, что понятие социального обеспечения рассматривалось в научной советской литературе по-разному, но, бесспорно одно: социальное обеспечение в СССР было составной частью общей государственной социально-экономической программы повышения благосостояния советского народа.

Несмотря на идеологизацию процесса социального обеспечения, многие исследования имели большое значение для развития теоретико-методологической базы социальной работы, как условия успешного развития системы социального обеспечения.

Так, некоторые авторы придерживались теории "социальных рисков" [32, c.5], предполагающей, что социальное обеспечение должно предоставляться только тем членам советского общества, которые пострадали от различных обстоятельств. Важным условием оказания такой помощи было участие данного субъекта в распределении коллективного продукта.

Как отмечает М.В. Фирсов, для переустройства социального быта советских граждан следовало разрешить два основных вопроса. Они касались как организации социального обеспечения и создания ряда условий, дающих уверенность каждому труженику в том, что его дети будут накормлены и им не придется заниматься попрошайничеством, воровством, проституцией, так и организации социальной охраны труда, преобразовав его в приятную, созидательную деятельность по реализации жизненных ценностей [5, c.44].

А. Забелин, поддерживая идеи государственного социального обеспечения и применяя марксистско-ленинские идеи о неизбежности классовой борьбы в капиталистическом обществе, подчеркивал важность социального обеспечения как формы классовой борьбы, нацеленной на удовлетворение социальных надобностей пролетариата.

Так, в 20-х и в начале 30-х годов XX в. стали развиваться преимущественно правовые исследования в области социального страхования. В результате этих исследований появились теоретические монографии Н.А. Вигдорчика, А. Вишневского, Л.В. Забежена [8, c.6]. Эти исследования проводились в тесной связи с законодательством о труде, который уже содержал нормы, характеризующие социальное страхование.

В 30-х годах XX в. появляются работы, исследующие проблемы социального обеспечения в широком теоретическом плане. Однако эти теоретические исследования были малоприменимы в практической деятельности. Причина состояла в том, что не была решена главная задача по подбору и закреплению работников соцобеспечения на местах, организация их профессионального обучения [4, c.44].

Заметим, что теоретические обоснования важности образования и подготовки специалистов для работы с инвалидами освещались и специализированными периодическими изданиями: «Известия НКСО», «Взаимопомощь», «Социальное обеспечение», «Известия НКТ», «Жизнь глухонемых», «Жизнь Слепых», «Бюллетень Всерокомпома». Все эти издания были схожи между собой. Первоначально из-за большого качества неграмотных людей пресса адресовалась в первую очередь руководителям и сотрудникам соответствующих учреждений. Газетные и журнальные площади, как правило, были отданы под публикации постановлений, распоряжений, циркуляров и т.п. В те годы такая концепция изданий выглядела логичной и оправданной. Но в дальнейшем, особенно в 30-е гг. XX в., все эти издания никоим образом не перестроились, несмотря на то, что количество грамотных среди инвалидов значительно возросло. Такой сухой, официальный стиль этих изданий не мог сделать их понятным и близкими для большинства инвалидов, в изданиях не было комментариев законодательных актов, практических советов инвалидам о том, как воспользоваться причитающимися им правами [6, c.23].

Итак, уже в первые годы советской власти руководство страны столкнулось с необходимостью профессиональной подготовки кадров в сфере социального обеспечения.

1.2 Особенности профессиональной подготовки социальных работников в советский период

Мы выяснили, что развитие системы профессиональной подготовки социальных работников началось уже в первые месяцы существования советского государства. Так, активно заявила о себе система курсовой подготовки, определившая формы социального образования в системе социального обеспечения (а значит ‒ и в системе здравоохранения и образования). В августе 1921 г. был объявлен трехдневный курс «для технических секретарей крестьянских комитетов общественной взаимопомощи». Курс был рассчитан на двадцать два часа, состоял из восьми тем. Так как в 20-е годы XX в. наибольшей проблемой была детская беспризорность, организовывались курсы для работников детских социальных учреждений, число которых к осени 1922 г. составило около 20282 [6, c.59].

Однако в течение последующих двух десятков лет серьезным оставался вопрос кадрового обеспечения системы Министерства социального обеспечения (МСО). Уже в 1945 г. была намечена аттестация работников всех уровней системы социального обеспечения и принят план их профессионального роста. В это же время организовывались краткосрочные курсы повышения квалификации работников региональных отделов социального обеспечения. Для проведения курсов были разработаны специальные учебные программы и методические рекомендации.

Например, система повышения квалификации кадров охватывала не все категории работников и специалистов, а требование регулярной учебы являлось не обязательным для работника социального обеспечения. Содержание обучения обычно было сведено к изучению только пенсионного законодательства, методики и механизмов расчета пособий. Работа по повышению квалификации и обучению работников социального обеспечения разных профилей, как правило, велась районными отделами социального обеспечения. При этом поощрялось самообразование работника. В этом случае большим подспорьем был журнал «Социальное обеспечение», в котором публиковались методические и технологические материалы из социальной практики, что позволяло обмениваться опытом работникам социального обеспечения СССР и зарубежных стран, ‒ как правило, участников социалистического содружества. Заметим, что в журнале существовала специальная рубрика «Наша консультация», разъясняющая законодательные акты, публикующая инструкции по организации социального обеспечения на местах, дающая пояснения по конкретным вопросам социальной практики [6, c. 114].

Понимая необходимость более квалифицированной подготовки работников соцобеспечения, Московская высшая школа профдвижения ВЦСПС организовала прием группы для подготовки работников органов социального обеспечения. Срок обучения составлял три года. Лицам, окончившим школу, выдавался диплом об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации «экономист по труду». Наряду с педагогическими вузами, эта школа была одной из немногих, дававших высшее социальное образование.

Еще одним примером позитивного отношения к социально-образовательному направлению стало «Положение о постоянно действующих курсах повышения квалификации руководящих работников органов социального обеспечения РСФСР», утвержденное приказом № 178 от 30 декабря 1970 г. Согласно положению, началась работа по организации очных курсов повышения квалификации работников социального обеспечения. Особое внимание на курсах придавалось изучению инновационных форм организации работы органов социального обеспечения. Курсы носили постоянный характер. Срок обучения длился три месяца, учебная программа сочетала теоретические и практические занятия, ознакомление с передовым опытом организаций системы социального обеспечения.

Существенный вклад в решение кадровых вопросов внесло Постановление Госкомтруда СССР от 8 августа 1976 г. № 223, результатом исполнения которого явилось создание единой системы курсового обучения работников социального обеспечения. Ведущим звеном курсовой сети явились Высшие Курсы Всесоюзного научно-методического центра по организации труда и управления производством, на которых обучались руководящие работники Министерств социального обеспечения всех союзных республик СССР. Соответственно в Министерствах были созданы собственные отраслевые курсы повышения квалификации. Периодически проводились областные курсы для работников системы социального обеспечения. Таким образом, система курсовой подготовки (очной и заочной) в конце 60-х ‒ начале 70-х годов, как мы видим, была лидирующей в деле подготовки специалистов социального обеспечения. Развитие курсовой подготовки требовало создания материально-технической базы курсов. Они укомплектовывались необходимыми техническими средствами обучения, библиотеками и общежитиями [8, c.5].

В системе социального обеспечения организовывались техникумы, главными задачами которых были:

  1. подготовка специалистов со средним профессиональным образованием для системы социального обеспечения;

  2. повышение квалификации специалистов, работающих в системе социального обеспечения;

  3. оказание практической помощи органам социального обеспечения в научной организации труда.

Важное социальное значение этой подготовки состояло в том, что в этих учебных заведениях обучались инвалиды [21, c.88].

Заметим, что система социального обеспечения самостоятельно готовила кадры. Формирование системы подготовки кадров и повышения квалификации работников социального обеспечения дало свои результаты. В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы», принятых XXV съездом КПСС, впервые был сформулирован специальный подраздел «Развитие социального обеспечения». В законе СССР «О государственном плане экономического и социального развития СССР на 1981 – 1985 гг.», принятым шестой сессией десятого созыва Верховного Совета РСФСР, в центре внимания были проблемы повышения уровня населения, определены мероприятия по перестройке органов социального обеспечения, впервые обоснована важность и необходимость подготовки специалистов по социальной работе. Впервые в истории социального обеспечения, наметилась тенденция оказания социальной помощи всем гражданам в зависимости от их социального положения, минимального душевого дохода, так же стали определяться размеры пенсий и компенсаций от уровня оплаты труда [14, c.48].

В целях дальнейшего улучшения подготовки специалистов, укрепления его связи с практикой работы органов социального обеспечения с 1 сентября 1983 г. в техникумах Министерства социального обеспечения РСФСР вводились новые учебные планы по специальностям «Бюджетный учет» (специализация ‒ для системы социального обеспечения), «Правоведение и учет в системе социального обеспечения», «Протезное производство». Приказом МСО № 22 от 7 февраля 1986 г. было принято решение о целевой республиканской программе «Социальное обеспечение», где ставился вопрос кадрового обеспечения. В соответствии с этой программой было рекомендовано организовывать базовые опорные пункты по вопросам обучения, подготовке, расстановки и воспитания кадров. С июня 1988 г. в стране началось целенаправленное и систематическое профессиональное обучение специалистов в средне-профессиональных и высших учебных заведениях [6, c.37].

Необходимо отметить, что новым в обучении кадров социального обеспечения стало значительное расширение преподаваемых дисциплин. Для совершенствования учебного процесса в системе повышения квалификации и подготовки работников социального обеспечения были изданы методические пособия и практические рекомендации, такие как «Бухгалтерский учет в органах социального обеспечения»; «Сборник образцов документов по делопроизводству в органах и учреждениях социального обеспечения», «Рекомендации по организации работы и методике проведения занятия на постоянно действующих курсах повышения квалификации»; «Роль наставничества в улучшении работы с кадрами в системе социального обеспечения», «Cоциальное обеспечение в СССР: Сборник нормативно-правовых актов» и т.д., кроме этого большое значение имел обмен опытом социального обеспечения СССР с зарубежными странами.

Существующая курсовая система повышения квалификации не справлялась с большим потоком молодых специалистов, да и уровень подготовки все-таки отставал от временных требований времени. Традиционные формы деятельности по социальному обеспечению (начисление пенсий, пособий, социально-бытовое и культурное обслуживание детей и взрослых из интернатных учреждений) в условиях 80-х годов XX в. оказались недостаточными. Тем более что в условиях происходивших социально-экономических политических изменений второй половины 80-х г. XX в. значительно увеличивалось количество нуждающихся – малообеспеченных граждан СССР.

Заметим, что в СССР впервые понятие «малобеспеченность» появилось в материалах XXII съезда КПСС (1961). Оно связывалось с меняющимся во времени общественно необходимым минимальным набором основных жизненных благ для поддержания нормальной жизнедеятельности человека и малообеспеченным считалось население, имеющее среднедушевой доход ниже общественно необходимого минимального размера. По мере роста общего уровня развития производства и благосостояния народа должны были последовательно повышаться доходы менее обеспеченного населения и пересматриваться границы малообеспеченности. Однако, жестко фиксированное распределение по труду, дифференциация необходимых норм потребления основных материальных благ и услуг, социальное иждивенчество, остаточный принцип социального обеспечения в изменяющихся социально-экономических условиях не способствовал сокращению численности категории малообеспеченных граждан. Поэтому проблема повышения благосостояния советского народа, наряду с решением других задач, связывалась с поиском возможностей для реализации качественного социального обеспечения, главной составляющей которой была профессиональная подготовка специалистов социальной сферы, способных осуществлять комплексные меры по социальной поддержке и защите нуждающегося населения.

Основную роль в разработке инновационных программ и учебно-тематических планов, организации образовательных форм и подготовке преподавателей для формирующейся системы обучения работников социального обеспечения играл взаимодействующий с отделом подготовки кадров Министерства социального обеспечения Всероссийский научно-методический центр по организации труда и управление Госкомтруда СССР. Центром были разработаны стандарты и требования к специалистам социального обеспечения, пособия и рекомендации по организации обучения в этой сфере на основе комплексного похода социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских и правовых знаний, что позволило сформировать базу для перехода в последующем, к новой концепции подготовки специалистов социальной сферы.

Таким образом, период с 60-х до 80-х гг. XX в. носит более ярко выраженный общественный характер. Социально-экономические преобразования, политические перемены в стране объективно привели к необходимости социальных преобразований, и в первую очередь, к более осознанной политике развития социального образования, как через общую профессиональную подготовку специалистов образования, здравоохранения и т.д., так и через специализированную систему подготовки специалистов социального обеспечения. Но традиционное представление о социальной практике, как общественной работе, преобладало и в этот период, что, естественно, снижало эффективность социальной поддержки многих категорий населения, ставшую актуальной в период 80-х гг. XX в. [7, c.6].

Проведение социальной практики стало требовать появления специальных работников, способных на комплексной основе решать многие социальные проблемы и тем самым смягчить негативные явления в обществе. Естественно, что социальная практика потребовала теоретико-методического оформления того опыта, который сложился в деятельности социальных организаций и учебно-воспитательном процессе высших и средних специальных учебных учреждений Министерств социального обеспечения здравоохранения, просвещения. Именно эти явилось основой для быстрого перехода на профессиональный уровень обучения специалистов социальной сферы в рамках системы социального образования в начале 90-х г. XX в.

Развитие новых социально-экономических отношений способствовало выделению социальной защиты в самостоятельный вид деятельности, и в 1991 г. было создано Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, которое в 1996 г. вошло в состав Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Между тем, нельзя не отметить тот факт, что в реальных условиях становление рыночных отношений сопровождалось ростом обнищания населения, а не его социальной защитой [11, c.21].

Бесспорно, стремительные изменения в социально-политической, экономической и других сферах жизни выдвигали соответствующие требования к специалистам, способным действовать, в неадекватных, нестабильных, напряженных условиях действительности. Однако предпринятые правительством Российской Федерации меры, направленные на стабилизацию ситуации в области социальной защиты населения, оказались недостаточно эффективными. Очевидно, сказалось скудное финансирование социальной сферы, непроработанность нормативно-правовой базы, практически повсеместное отсутствие профессионально подготовленных специалистов в области социальной работы

Краткие выводы по главе 1

Теоретический обзор литературы по проблеме исследования предпосылок зарождения отечественного профессионального образования в области социальной работы в советский период позволяет сделать следующие выводы.

  1. Уже на начальном периоде советского государства проводилась большая работа по становлению и развитию ведущей отрасли социальной политики, а также теоретическому осмыслению организационно-практической модели социального обеспечения.

  2. С первых лет своего существования советское государство, запретившее благотворительность в стране, столкнулось с проблемой профессиональной подготовки специалистов в сфере социального обеспечения. В связи с этим разрабатываются программы краткосрочных курсов, системы аттестации и повышения квалификации работников всех уровней социального обеспечения. Между тем, следует отметить, что традиционной оставалась практика привлечения в систему социальной работы людей с образованием, отличным от профильного. Естественно, отсутствие самостоятельного научного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса способствовало нарастанию проблем в сфере профессиональной базовой подготовки специалистов.

  3. Систематическое и целенаправленное профессиональное обучение специалистов в области социального обеспечения в государственных средне-специальных и высших учебных заведениях начинается только с 1988 г., а самостоятельное Министерство социальной защиты населения РФ было создано в 1991 г.

Глава 2. Роль профессионального образования в сфере социальной работы в современной России 2.1 Значение социальных реформ в развитии профессионального образования специалистов по социальной работе в постсоветской России

Начало 90-х г. XX в. ознаменовало собой переходный период, в ходе которого произошла смена общественно-политической и экономической систем. Так, экономические реформы, начатые в этот период, характеризуются торопливыми действиями правительства, стремящегося реализовать переход к рынку «одним прыжком», используя шоковую терапию. Проведенная либерализация цен привела к тому, что за черту бедности скатились более 90 % населения страны [19, c.283]. Вследствие этого возникла серьёзная угроза социального взрыва в стране, а 1992 г. в истории отечества отметился тем, что уровень смертности в мирное время впервые превысил уровень рождаемости.

При всеобщем депрессивном состоянии общества социальная сфера производила, действительно, шокирующее впечатление. А основным и наиболее чувствительным результатом проводимых реформ стало резкое понижение уровня жизни, ухудшение социально-психологического самочувствия населения, пострадавшего от неожиданного распада привычной социальной инфраструктуры, ростом стоимости социальных услуг, стремительным обострением социального неравенства. Естественно, что разрушение традиционных социальных институтов повлекло за собой рост социальной девиации среди всех слоев населения и проявлению таких её форм, как алкоголизм, наркомания, преступность и т.д. В связи с этим Президентом РФ был издан Указ [2], определяющий наиболее уязвимые категории населения, нуждающиеся в срочной материальной и финансовой помощи. Так, приоритетной линией в проведении социальной реформы было определено формирование целостной системы социальной защиты населения. При этом зарождение в стране принципиально новой среды, бесспорно, изменило социально-экономическую суть и содержание всей формирующейся системы социальной защиты населения.

Как уже отмечалось выше, в 1991 г. было создано Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, которое в 1996 г. вошло в состав Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Правительством Российской Федерации на данную структуру было возложены функции по проведению государственной политики и осуществление управления в области социальной защиты населения. Важной составляющей их работы также была и координация деятельности в курируемом направлении иных структур.

Важно отметить, что если в СССР социальное обеспечение отражало неотъемлемое право каждого члена общества, то в новой ситуации акцент перераспределялся на принципе разделения ответственности между тремя сторонами: государством, работодателями и гражданами [10, c.98]. Новая система социальной защиты населения нацелена была на реальную защиту каждого человека, но, в первую очередь, нуждающегося и социально незащищенного, попавшего в трудную жизненную ситуацию, от возникшей опасности экономической, социальной и физической деградации, и неготовности самостоятельно решать возникшие проблемы.

Постепенно система социальной защиты выделяется в отдельный вид деятельности. Происходившие стремительные изменения во всех социально значимых сферах жизни предъявляли новые требования к социальной адаптации людей, способных адекватно действовать в постоянно меняющихся и порождающих повышенное психическое напряжение условиях [18, c.632].

В этой сложной для страны ситуации обостряющим фактором явилось полное отсутствие профессиональных кадров в области социальной работы, готовых действовать в новых социально-экономических условиях, поскольку вся предшествующая система подготовки профессионалов не содержала никаких программ подготовки специалистов для работы в социальных кризисных ситуациях. В этой связи остановимся подробнее на рассмотрении путей решения данной проблемы.

2.2 Теоретическое и практическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов по социальной работе на современном этапе

Ответным шагом требованиям времени явилось ускоренное развитие отечественного социального образования, как самостоятельного направления, которое было обусловлено целым рядом причин:

  • дальнейшим ухудшением социальной ситуации в стране;

  • началом сложного и противоречивого процесса становления теории и методики социальной работы как ведущего направления социального образования;

  • расширением сети учреждений социального обслуживания населения, требующей большого количества профессионального подготовленных кадров;

  • углублением процесса специализации кадров социальной сферы, требующих особых знаний, умений, навыков работы с различными категориями населения;

  • общей социальной детерминацией системы образования [29, c.25].

Заметим, что само понятие «социальное образование» было введено в научный оборот ректором Московского государственного социального университета В.И. Жуковым, выступившим с концепцией социального образования на международной конференции «Социальные реформы и образование: мировой опыт и отечественная практика» в ноябре 1996 г. Оно основано на развитии социальных наук и направлено на изучение явлений и процессов, непосредственно связанных с человеком и его деятельностью, в комплексе [19, c.273].

Растущая потребность в квалифицированных социальных работниках с высшим образованием определила всевозрастающий интерес к их подготовке не только многопрофильных вузов университетского типа, но и многих вузов, подведомственных различным министерствам и ведомствам, в частности, Министерства здравоохранения, путей сообщения, сельского хозяйства, культуры, обороны России и др. Подготовкой социальных работников к этому времени занимаются негосударственные и государственные высшие учебные заведения, средние специальные учебные заведения Минобразования и Минтруда России. В результате к настоящему времени в России сложилась многоступенчатая, непрерывная система образования в области социальной работы [24, c.46].

Особо отметим, что в новой ситуации центре внимания стоит проблема совершенствования качества и содержания образовательной деятельности с учетом требований времени к системе подготовки кадров, с одной стороны, и к профессиональной деятельности специалистов, - с другой [27, c.109]. Данный подход позволяет выделить, хотя и достаточно условно, два этапа научно-методической и научно-исследовательской деятельности по образованию в области социальной работы.

На первом этапе (1991 – 1999 гг.) основные усилия были направлены на создание единого учебно-методического обеспечения подготовки социальных работников в ВУЗах, разработку нормативной документации и, прежде всего, типового плана [23, c.127].

В итоге этой работы были разработаны и утверждены Минобразованием России первые в отечественной и мировой практике социальной работы государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО), в которых были определены требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра (1993) и специалиста (1995) по социальной работе [12, c.75].

В 1999 г. был также разработан и внедрен государственный образовательный стандарт подготовки магистра социальной работы. Это, в свою очередь, позволило создать единое образовательное пространство на всей территории страны, учитывающее особенности федеральных, региональных и отраслевых требований, а так же серьёзно улучшить качество подготовки специалистов [15, c.48].

Однако к концу 90-х г. стало наблюдаться нарастание определенного несоответствия между потребностями практики социальной работы и возможностями образовательной системы в этой области. Увеличивающаяся сеть учреждений и служб социальной защиты должна была оказывать социальные услуги различным группам и категориям населения, что усилило специализированность этих учреждений [34, c35].

Содержание подготовки специалистов в высших учебных заведениях потребовалось привести в соответствие с этими тенденциями на основе оптимального сочетания широкой общеобразовательной подготовки и более узкой специальной подготовки в зависимости от сфер, объектов и видов профессиональной деятельности выпускников. В связи с этим назрела необходимость внести соответствующие изменения в требованиях к содержанию и уровню подготовки социальных работников [35, c.105].

Таким образом, второй этап (2000 – наши дни) характеризуется большой работой учебно-методического, исследовательского плана по разработке учебно-методической документации специализированной и практической подготовки будущих специалистов социальной работы и социальной сферы в целом [9, c.8].

Эти решения нашли свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) подготовки специалистов социальной работы, которые были утверждены Министерством образования России 28 октября 2009 г. [30, c.114].

Важнейшей задачей на втором этапе развития образовательной системы является усиление его роли как научного центра, объединение творческого потенциала научно-педагогических кадров вузов в разработке актуальных проблем теории социальной работы, ее идентификации, как области научного знания, изучение и обобщение практического опыта в этой области. В настоящее время можно выделить несколько уровней подготовки и переподготовки специалистов социальной сферы в системе социального образования:

  1. Допрофессиональная подготовка.

  2. Обучение в средних профессиональных учебных заведениях (СПО) на дневных, вечерних и заочных отделениях.

  3. Обучение в высших учебных заведениях (ВУЗ) на дневных, вечерних и заочных отделениях.

  4. Переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов посредством обучения на курсах повышения квалификации (КПК).

  5. Подготовка научно-преподавательских кадров.

Заметим, что профессиональное становление специалиста предполагает формирование у него готовности к будущей деятельности. В настоящее время ряд исследователей отмечает, что выпускники социальных учебных заведений испытывают трудности морально-психологического плана, возникающие из-за рассогласования модели профессиональной деятельности, сформированной в их сознании за годы обучения, с той реальной обстановкой, с которой они начинают профессиональную деятельность [34, c.33]. Это, на наш взгляд, является показателем преобладания теоретической стороны обучения над практической. Кроме того, личность студента, как будущего специалиста, развитие ее профессионального, нравственного, интеллектуального потенциала порой также остается вне внимания педагогов. Поэтому, на наш взгляд, назрела необходимость конкретизировать содержание и структурные компоненты разработки методических основ морально-психологического аспекта готовности к профессиональной деятельности (особенно – социальной работе). Актуальность этой проблемы, мы полагаем, обусловлена тем, что овладение профессией социального работника возможно лишь на индивидуально-личностном уровне. Поэтому именно моральные ценности должны лежать в основе личности и поведения специалиста социальной сферы и определять преемственность тех или иных действий в рамках профессии. В этой связи особого внимания требует проблема практико-ориентированного обучения студентов в системе социального образования. Опыт подготовки многих учебных заведений социальной направленности показывает, что это звено в системе обучения долгое время оставался одним из слабых [20, c.23].

Итак, на наш взгляд, к основным проблемам, замедляющим развитие профессиональной подготовки работников социальной сферы, можно отнести:

  • слабую способность выпускников адаптироваться в постоянно меняющихся условиях профессиональной деятельности;

  • недостаточную личностную готовность выпускников к реальной практической деятельности, что выражается в формальном отношении к работе, клиентам.

  • ограниченный доступ для практикующих работников социальной сферы к получению специального профессионального образования, включая переподготовку, стажировку работающих специалистов, не имеющих базового образования в сфере социальной работы [25, c.87].

Очевидно, что обозначенные трудности будут решаться в процессе развития социальной сферы образования. В то же время, мы полагаем, что надо учитывать, что решение имеющихся и потенциально возможных социальных проблем в нашей стране необходимо прогнозировать уже сейчас и, соответственно, формировать как государственный, так и частный заказ к подготовке специалистов социальной сферы.

Для дальнейшего развития системы социального образования необходимо, на наш взгляд, провести ряд мер, имеющих принципиальное значение:

  1. Разработать и утвердить отечественную концепцию социального образования.

  2. Интенсивнее развивать исследовательские проекты в области истории, методологии, теории социального образования в России и за рубежом.

  3. Необходимо поддерживать социальный заказ на подготовку специалистов социальной сферы. А содержание обучения должно быт практико-ориентированным и строиться с учетом требований рынка труда.

  4. Стимулировать дальнейшее развитие системы непрерывного социального образования.

Краткие выводы по главе 2

Теоретический обзор литературы по проблеме исследования роли профессионального образования в сфере социальной работы в современной России позволяет сделать следующие выводы.

  1. В результате смены общественно-политической и экономической системы в стране в начале 90-х гг. XX в., произошел рост социальной напряженности в обществе. Резкие, стремительные, часто серьёзно усугубляющие положение людей, действия реформаторов, выявили неготовность системы отечественной социальной защиты работать столь же быстро, но эффективно в новых для неё социальных условиях. Сказалось и полное отсутствие специалистов, готовых профессионально оказывать помощь нуждающимся в ситуации общественно-экономического кризиса.

  2. В этой ситуации в стране ускоренно развивается система отечественного профессионального социального образования, направленного на создание условий для обеспечения социальной безопасности общества посредством исполнения превентивной функции подготовки каждого человека к жизни в эпоху кризисов, а также подготовку специалистов, ориентированных на выполнение профессиональной деятельности в социальной сфере. Подготовкой специалистов по социальной работе начинают заниматься в негосударственных и государственных средне-профессиональных и высших учебных заведениях Минобразования и Минтруда РФ, благодаря чему к настоящему времени в стране сложилась многоступенчатая, непрерывная система образования в области социальной работы.

Глава 3. Эмпирический анализ качества и перспективы саморазвития профессиональных компетенций у студентов, обучающихся специальности 040401 Социальная работа в Южно-Сахалинском педагогическом колледже Сахалинского государственного университета 3.1 Диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов

Экспериментальное исследование проводилось на базе Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета в период с 1.10.2013 по 14.01.2014. В исследовании приняли участие студенты выпускных курсов, обучающиеся специальности 040401 Социальная работа по очной и заочной формам. В исследовании приняли участие десять студентов очной формы обучения и четырнадцать студентов заочной формы обучения. Общее количество испытуемых составило двадцать четыре человека.

Следует отметить, что студенты очной формы обучались по государственному образовательному стандарту средне-профессионального образования по специальности 0205 Социальная работа (ГОС СПО) [1]. Заметим, что данный стандарт не предусматривает необходимости овладения студентами профессиональными компетенциями. Студенты заочной формы обучались в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом средне-профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа (ФГОС СПО) [2], основу которого составляет компетентностный подход.

Учитывая тот факт, что для потенциального работодателя представляет интерес современный уровень профессиональной подготовки специалистов вне зависимости от того, по каким стандартам проходило их обучение, наше эмпирическое исследование было направлено на достижение следующих целей:

  1. определение качества сформированности профессиональных компетенций у выпускников очной и заочной форм обучения;

  2. определение перспектив саморазвития профессиональных компетенций у студентов посредством создания социальной модели.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: наблюдение за деятельностью студентов, анкетирование студентов, социальное моделирование.

Наблюдение за деятельностью студентов проводилось во время аудиторных занятий. Академическая группа студентов, обучающихся по очной форме, состоит из десяти девушек в возрасте от 17 до 22 лет. Данную группу можно назвать сложившимся рабочим коллективом. На занятиях студенты работают добросовестно, психологический климат благоприятный.

Академическая группа студентов, обучающихся на заочной форме, состоит из четырнадцати женщин в возрасте от 30 до 55 лет, которые осуществляют профессиональную деятельность в различных центрах социального обслуживания населения Сахалинской области (ГБУ ЦСОН) в качестве социальных работников. Данную группу также можно назвать сложившимся рабочим коллективом. Студенты охотно работают и помогают друг другу. Психологический климат благоприятный: студенты очень дружны, общение продолжается за пределами аудиторных занятий. Обращает на себя внимание тот факт, что студенты группы демонстрируют неподдельную любознательность и высокий интерес к изучению предметов осваиваемой специальности.

Для диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов очной и заочной форм обучения мы воспользовались методом анкетирования. Нами была разработана анкета на основе требований федерального государственного образовательного стандарта по специальности 040401 Социальная работа [3] (таблица 2, Приложение 1). Испытуемым в каждой группе предлагалось отметить соответствующие их результатам обучения уровни овладения компетенциями по трем модулям:

  • 1 модуль – социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами;

  • 2 модуль – социальная работа с семьей и детьми;

  • 3 модуль – социальная работа с лицами из группы риска, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС).

Данные, полученные в ходе проведения исследования, представлены в таблице 3 (Приложение 2), рис. 3.1 (Приложение 3).

Анализ результатов, полученных каждому модулю, представлен в таблице 1:

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов анкетирования студентов

Форма обучения

Модуль 1.

Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

Модуль 2.

Социальная работа с семьей и детьми

Модуль 3.

Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Очное отделение

Критический

Критический

Критический

Заочное отделение

Оптимальный

Допустимый

Допустимый

Очевидно, что сравнительный анализ результатов, представленных в таблице, свидетельствует о том, что уровень сформированности профессиональных компетенций у студентов заочной формы обучения выше, чем у студентов очной формы обучения. Мы полагаем, это связано с рядом обстоятельств:

  1. обучение студентов очной формы проходило вне компетентностного подхода, поэтому диагностируемые профессиональные компетенции в ходе обучения специально не отрабатывались;

  2. молодой возраст студентов очной формы обучения и отсутствие опыта практической работы в выбранной сфере профессиональной деятельности;

  3. обучение студентов заочной формы строилось на основе компетентностного подхода, в рамках которого формировались и развивались их профессиональные компетенции;

  4. студенты заочной формы обучения - это высокомотивированные специалисты, уже имеющие многолетний опыт практической деятельности социальным работником, в процессе обучения дополняя его современными теоретическими знаниями.

Учитывая полученные результаты диагностики уровня развития профессиональных компетенций у студентов, нами были разработаны рекомендации студентам по их развитию в форме модели, описание которой представлено ниже.

3.2 Моделирование деятельности студентов по саморазвитию профессиональных компетенций в процессе обучения

Цель: создать условия для саморазвития профессиональных компетенций у студентов, обучающихся специальности 040401 Социальная работа.

Задачи:

  • разработать и апробировать методику диагностики уровня развития профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения;

  • создать модель саморазвития профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности 040401 Социальная работа.

Таблица 2

Модель формирования профессиональных компетенций у студентов,обучающихся специальности 040401 Социальная работа

Проблема

Механизм решения

Ожидаемые результаты

Диагностический этап

Разный индивидуальный уровень овладения профессиональными компетенциями у студентов

  • анкетирование уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов

  • получение объективной информации ореальном уровне овладения студентами профессиональными компетенциями

Аналитический этап

Наличие необработанной информации в результате анкетирования

  • анализ и обобщение полученных результатов диагностики

  • определение уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов

Коррекционно-развивающий этап

ПК 1.1.

Диагностировать трудную жизненную ситуацию (ТЖС) у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи

  • освоение программы соответствующего модуля специальности на достаточном/оптимальном уровне;

  • наработка опыта в выборе и применении оптимальных диагностических методов на практических занятиях и производственной практике;

  • разработка способов определения различных видов необходимой помощи клиентам посредством учебного проектирования, моделирования

  • сформированность ПК на достаточном/ оптимальном уровне

ПК 2.1.

Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи

ПК 3.1.

Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска

ПК 1.2.

Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента

  • освоение программы соответствующего модуля специальности на достаточном/оптимальном уровне;

  • участие в организации взаимодействия специалистов социальной службы и клиентов в процессе социально-бытового обслуживания клиентов в период прохождения производственной практики и практических занятий;

  • разработка собственных вариантов решения проблемных ситуаций под руководством педагогов;

  • самостоятельное изучение и осмысление опыта практической деятельности специалистов через чтение профессиональной литературы;

  • оформление и представление результатов своих предложений на учебно-практических конференциях;

  • активное участие в профессиональных конкурсах

  • сформированность ПК на достаточном/ оптимальном уровне

ПК 2.2.

Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей

ПК 3.2.

Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска

ПК 1.3.

Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа

  • освоение программы соответствующего модуля специальности на достаточном/оптимальном уровне;

  • участие в проведении социального и медико-социального патроната в период прохождения производственной практики;

  • активное участие в обучающих тренингах по организации сопровождения лиц из групп риска;

  • самостоятельное изучение и осмысление опыта практической деятельности специалистов через чтение профессиональной литературы;

  • оформление и представление результатов своих предложений на учебно-практических конференциях

  • сформированность ПК на достаточном/ оптимальном уровне

ПК 2.3.

Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)

ПК 3.3.

Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)

ПК 1.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам

  • освоение программы соответствующего модуля специальности на достаточном/оптимальном уровне;

  • участие в разработке и проведении социальных акций со специалистами базы производственной практики;

  • активное участие в волонтерской деятельности;

  • самостоятельное изучение и осмысление опыта практической деятельности специалистов через чтение профессиональной литературы;

  • оформление и представление результатов своих предложений на учебно-практических конференциях

  • сформированность ПК на достаточном/ оптимальном уровне

ПК 2.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС

ПК 3.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска

ПК 1.5.

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов

  • освоение программы соответствующего модуля специальности на достаточном/оптимальном уровне;

  • активное участие в обучающих тренингах, направленных на профилактику ТЖС у различных типах семей и детей;

  • активное участие в деловых играх;

  • разработка учебных моделей профилактики ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов;

  • апробация разработанных учебных моделей в учреждениях базы практики;

  • самостоятельное изучение и осмысление опыта практической деятельности специалистов через чтение профессиональной литературы;

  • оформление и представление результатов своих предложений на учебно-практических конференциях

  • сформированность ПК на достаточном/ оптимальном уровне

ПК 2.5.

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей

ПК 3.5.

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска

Заключительный этап

Разный индивидуальный уровень овладения профессиональными компетенциями у выпускников

  • итоговое анкетирование уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов

  • оценка качества овладения выпускниками профессиональными компетенциями по специальности

Краткие выводы по главе 3

Эмпирический эксперимент, направленный на анализ качества и определение перспективы развития профессиональных компетенций у студентов, будущих специалистов по социальной работе, позволяет сделать следующие выводы.

  1. Формирование профессиональных компетенций у студентов - это целостный процесс и результат обучения в учебном заведении, эффективность которого определяется наличием ряда условий, в числе которых важное место занимает личностная позиция студента как будущего специалиста. Поэтому своевременная самодиагностика уровня сформированности тех или иных профессиональных компетенций позволяет студентам вовремя внести необходимые коррективы в процесс обучения.

  1. Важной составляющей успешного формирования профессиональных компетенций, как показало исследование, является опыт практической деятельности по специальности. В этой связи студентам очной формы обучения можно рекомендовать развивать активную профессиональную позицию в период овладения программным содержанием учебных модулей посредством разнообразных интерактивных форм, а именно: систематическом участии в учебно-исследовательской деятельности, изучении и осмыслении опыта работы практикующих специалистов, участие в деловых играх, обучающих тренингах.

Заключение

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования особенностей становления и развития системы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в советской и постсоветской России позволяет сделать следующие выводы.

  1. Предпосылками зарождения отечественного профессионального образования в области социальной работы в советский период можно считать следующие:

  • недостаточность практических разработок в области социального обслуживания и защиты населения, ставшая очевидной в период кризиса начала 90-х гг. XX в.;

  • малое количество учебных заведений, дававших профессиональное социальное образование;

  • создание с 1976 г. единой системы курсового обучения работников социального обеспечения;

  • разработка Всероссийским научно-методическим центром по организации труда и управлением Госкомтруда СССР стандартов и требований к специалистам социального обеспечения, пособий и рекомендаций по организации обучения на основе комплексного похода социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских и правовых знаний;

  • длительный период оформления отдельных элементов профессионального обучения специалистов по социальной работе в самостоятельную специальность.

  1. Профессиональная подготовка социальных работников в советский период, как мы выяснили, имела свои особенности, к числу которых относятся следующие:

  • приоритетное развитие системы курсовой подготовки, определившей на долгие десятилетия формы социального образования в системе социального обеспечения в стране;

  • организация трехлетнего обучения работников органов социального обеспечения с выдачей диплома об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации «экономист по труду»;

  • организация с 1970 г. трехмесячных очных курсов повышения квалификации работников социального обеспечения, работающих на постоянно действующей основе, и создание с 1976 г. единой системы курсового обучения работников социального обеспечения;

  • организация техникумов Министерства социального обеспечения РСФСР, готовивших специалистов со средним профессиональным образованием для системы социального обеспечения, организовывавших повышение квалификации специалистов и оказание практической помощи органам социального обеспечения в научной организации труда;

  • введение с 1983 г. в техникумах новых учебных планов по специальностям «Бюджетный учет» (специализация ‒ для системы социального обеспечения), «Правоведение и учет в системе социального обеспечения», «Протезное производство»;

  • принятие в 1986 г. решения о целевой республиканской программе «Социальное обеспечение» и организация базовых опорных пунктов по вопросам обучения, подготовки, расстановки и воспитания кадров;

  • начало целенаправленного и систематического профессионального обучения специалистов в средне-профессиональных и высших учебных заведениях с 1988 г.

  1. Социальные реформы последнего десятилетия XX в. также оказали существенное влияние на развитие профессионального образования специалистов по социальной работе. Так, в 1991 г. было создано Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, которое в 1996 г. вошло в состав Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В новой ситуации акцент перераспределялся на принципе разделения ответственности между тремя сторонами: государством, работодателями и гражданами. Постепенно и система социальной защиты выделяется в отдельный вид деятельности.

  2. Состояние теоретического и практического обеспечения профессиональной подготовки специалистов по социальной работе на современном этапе можно охарактеризовать следующим образом:

  • особенность процесса становления системы социального образования в современной России заключается в том, что оно базировалось на богатом потенциале, сложившемся в ходе общественно-исторического развития российского государства с его традициями благотворительности и милосердия, сопереживания, социальной заботы, сотрудничества и взаимопомощи. Поэтому, мы полагаем, что официальное закрепление специальности "социальная работа" имело, скорее, юридическое оформление существующей практики,

  • выделяют два этапа в развитии научно-методической и научно-исследовательской деятельности учебно-методических объединений по образованию в области социальной работы: первый этап (с 1991 по 1999 гг.), когда основные усилия были направлены на создание единого учебно-методического обеспечения подготовки социальных работников в образовательных учреждениях, разработку нормативной документации и, прежде всего, типового плана; второй этап (с 2000 г. по настоящее время), который характеризуется большой работой учебно-методического, исследовательского плана по разработке учебно-методической документации специализированной и практической подготовки будущих специалистов социальной работы и социальной сферы в целом. Эти решения нашли свое отражение в принятом в 2009 г. федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) подготовки специалистов по социальной работе. В настоящее время сложилась целостная система обучения специалистов в области социальной работы, которая осуществляется на различных уровнях, а именно: допрофессиональная подготовка - специалист среднего звена - специалист высшего звена - переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов - подготовка научно-преподавательских кадров.

  1. Эмпирический анализ качества и перспективы саморазвития профессиональных компетенций у студентов, обучающихся специальности 040401 Социальная работа в Южно-Сахалинском педагогическом колледже Сахалинского государственного университета, выявил преобладание уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов заочной формы обучения над аналогичными компетенциями у студентов очной формы обучения. На наш взгляд, в значительной степени это обусловлено тем, что обучение студентов заочной формы изначально строилось на основе компетентностного подхода, в рамках которого формировались и развивались их профессиональные компетенции.

  2. Результаты проведенного анализа уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов легли в основу разработанной нами модели деятельности студентов по их саморазвитию в процессе обучения. Особенностью модели является акцент на повышении личностной заинтересованности студентов в освоении теоретического курса специальности и наработке опыта практической работы в процессе прохождения производственной практики, активном участии в реализации как интерактивных форм и методов обучения (деловые игры, обучающие тренинги), так и учебно-исследовательской работе (участие в конференциях, изучение опыта практической деятельности специалистов).

Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель достигнута, гипотеза полностью подтвердилась.

Список использованной литературы

  1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0205 Социальная работа // Window.edu.ru: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://window.edu.ru/resource/398/51398/files/0205.pdf (дата обращения: 12.01.2014).

  2. О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г. [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 26.12.1991. № 328. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m480.html (дата обращения: 12.01.2014).

  4. Антология социальной работы: в 3-х т. / Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогь НВФ СПТ. 1993. Т. 1. 440 с.

  5. Антология социальной работы: в 3-х т. / Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогь НВФ СПТ. 1993.. Т. 2. 420 с.

  6. Бадя Л., Демина Л.И., Егошина В.Н. Исторический опыт социальной работы в России. М.: Высшая школа, 1994. 315 с.

  7. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. С. 3 – 8.

  8. Болотов В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен. Авт. реф. дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. СПб.: СПбГУ, 2001. 43 с.

  9. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях // Обучение социальной работе и России. Программы и технологии. Педагогика социальной работы. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 2007. Ч.II. С. 4 – 12.

  10. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Основы построения концепции и организации социальной работы в России первой половины 1990-х годов. М.: Просвещение, 1993. 271 с.

  11. Григорьев С.П., Григорьев И.И., Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Основы теории и практики социальной работы. М.: Просвещение, 1994. 355 с.

  12. Григорьев СИ. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов // Гуманизация образования. Вып. 2. 2006. С. 72 – 78.

  13. Долматова Н.В. Субъектно-личностный подход к проблеме профессиональной подготовки специалистов по социальной работе // Социальная политика и социология. 2006. № 2. С.138-146.

  14. Тетерский С.В., Арнольдов А.И. Допрофессиональная подготовка и начальное профессиональное образование социальных педагогов и социальных работников: научно-методическое пособие. Новосибирск: НГУ, 2007. 381 с.

  15. Еремеева Т.С., Попов И.С. Формирование профессиональной мотивации студентов специальности «Социальная работа» // Социальная политика и социология. 2006. № 4. С. 44 – 49.

  16. Жижко Е.В., Чиганова С.Д. Собеседование с абитуриентами как часть профессионального отбора в социальной работе // Образование и социальное развитие региона (Москва). 2006. № 3-4. URL: http://edu.convdocs.org/docs/2164/index-53315.html (дата обращения 12.01.2013).

  17. Жуков В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. М.: Проспект, 2000. 220 с.

  18. Жуков В.И. Российское образование, истоки, традиции, проблемы. М.: МГСУ Союз. 2001. 848 с.

  19. Жуков В.И. Социальное образование как фактор развития цивилизации // Обучение социальной работе: состояние и перспективы: материалы Международных Конгрессов Школ социальной работы. М.: РГСУ, 1997. С. 273 – 283.

  20. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20 – 26.

  21. Зимняя И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Социальная работа. 1992. Вып. 6. С. 85 – 91.

  22. Карелина М.А. Особенности социальной работы в процессе становления профессионального образования в советской и постсоветской России // Студенческий научный форум: V международная студенческая электронная научная конференция (15 февраля - 31 марта 2013, г. Москва). URL: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8435.pdf (дата обращения: 12.01.2014).

  23. Ковалев В.Н. Социологическое образование социального работника: методы и технологии // Социальная политика и социология. 2000. № 1. С. 124 – 132.

  24. Концепция развития современного образования в Российской Федерации до 2020 года / под ред. В.И. Жукова. М.: МГУ, 2003. 184 с.

  25. Никитин В.А. Проблемы теории и образования в области социальной работы. М.: Изд-во МГСУ, 2009. 100 с.

  26. Овсяник О.А. Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1999. 46 с.

  27. Олиференко Л.Я. Подготовка и переподготовка кадров для социальной работы в области образования // Социальная работа. 2002. №6. С. 108 – 113.

  28. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: учеб. пособие. М.: Ин-т социологии. 1999. 274 с.

  29. Павленок П.Д. Содержание и приоритеты высшего социального образования с ориентацией на социальную работу // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. № 1. С. 22 – 28.

  30. Пантюк И.В. Профессиональные компетенции специалиста по социальной работе. Мн.: Высшая Свята, 2011. 304 с.

  31. Платонова Н.М., Платонов М.Ю. Инновации в социальной работе. Академия, 2011. 250 с.

  32. Семенова Е.В. Становление и реализация советской модели социального обеспечения в условиях Юга Дальнего Востока: октябрь 1917- июнь 1941 г. Автореф. дис. канд. истор. наук. Благовещенск: АГУ, 2001. 53 с.

  33. Топчий Л.В. Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика. М.: РГСУ, 2010. 184 с.

  34. Уфимцева Н.Ф. Профессиональное становление студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» // Работник социальной службы. 2012. № 7. С. 33 – 36.

  35. Хасанова Г.Б., Валеева Н.Ш. Формирование естественнонаучной картины мира у будущих специалистов социальной сферы // Успехи современного естествознания. 2008. № 10. С.104-106.

  36. Шмелева Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М.: Дашков и Кº, 2004. 196 с.

  37. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социологические исследования. 2001. № 5. С. 86 – 95.

Глоссарий

Понятие

Определение

1

Компетенция

  • круг вопросов, в которых субъект обладает авторитетностью, знанием, опытом

2

Профессиональная подготовка

  • освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, положительного отношения и интереса к будущей профессии

3

Профессиональная компетенция

  • целостный результат профессионального образования; профессиональные и учебные компетентности, которые формируются и проявляются в профессиональной и учебной деятельности

4

Социальное образование

  • подготовка профессиональных специалистов, способных оказать нуждающимся категориям граждан (инвалидам, семьям и группам риска) услуги, способствующие созданию, поддержанию или увеличению их способности к социальному функционированию. Рассматривается как открытая, мобильная, саморазвивающаяся система совокупности многообразных образовательных систем

5

Социальная работа

  • профессиональная деятельность, связанная с применением социологических, психологических и педагогических методов и приемов для решения индивидуальных и социальных проблем (бедности, безработицы, наркомании, правонарушений, юношеского воспитания и др.).

6

Социальная сфера

  • совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление

7

Трудная жизненная ситуация

  • это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы.

8

Формирование

  • процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности

9

Ценность социального образования

  • подготовка человека к самореализации в социуме,

  • помощь в преодолении возникающих социальных проблем,

  • защита людей от безработицы,

  • содействие в обучении новым профессиям, переподготовке;

  • средство социальной реабилитации и коррекции как возвращения личности к нормальной жизнедеятельности и т.д.

Приложение 1

Уважаемые выпускники!

Просим Вас принять участие в исследовании, направленном на изучение соответствия уровня Вашей профессиональной подготовки требованиям ФГОС СПО по специальности "Социальная работа"

Вам предлагается оценить уровень сформированности у Вас профессиональных компетенций специалиста по социальной работе. Отметьте, пожалуйста, в каждой строке, содержащей требования к профессиональным компетенциям специалиста, тот уровень, который, на Ваш взгляд, Вам присущ.

Таблица 2

Анкета для студентов

Код

Самооценка уровня сформированности профессиональных компетенций

отлично

хорошо

скорее хорошо, чем удовл.

скорее удовл., чем хорошо

удовл.

плохо

не

владею

6 баллов

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

 

Модуль 1. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

1.1

Умеете ли Вы диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с

определением видов необходимой помощи?

             

1.2

Умеете ли Вы координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента?

             

1.3

Умеете ли Вы осуществлять социальный патронат клиента,

в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа?

             

1.4

Умеете ли Вы создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов?

             

1.5

Умеете ли Вы проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов?

             

Итог

             

Модуль 2. Социальная работа с семьей и детьми

2.1

Умеете ли Вы диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи?

             

2.2

Умеете ли Вы координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей?

             

2.3

Умеете ли Вы осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)?

             

2.4

Умеете ли Вы создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС?

             

2.5

Умеете ли Вы проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей?

Итог

             

Модуль 3. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

3.1

Умеете ли Вы диагностировать ТЖС у лиц из групп риска?

             

3.2

Умеете ли Вы координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска?

             

3.3

Умеете ли Вы осуществлять патронат лиц из групп риска

(сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)?

             

3.4

Умеете ли Вы создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска?

             

3.5

Умеете ли Вы проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска?

               

Итог

             

Интерпретация результатов

Интервалы интегративного показателя по модулю (в баллах)

Уровни развития профессиональных компетенций

0-7

Недопустимый

8-15

Критический

16-23

Допустимый

24-30

Оптимальный

Приложение 2

Таблица 3

Уровни овладения профессиональными компетенциями студентами, обучающимися по специальности 040401 Социальная работа

Очное отделение

Заочное отделение

п/п

Общее количество баллов по модулям

п/п

Общее количество баллов по модулям

1 модуль

2 модуль

3 модуль

 

1 модуль

2 модуль

3 модуль

1

18

16

17

1

22

19

17

2

13

16

14

2

24

22

18

3

12

15

12

3

23

26

21

4

15

13

13

4

25

23

19

5

14

11

13

5

29

25

20

6

13

14

11

6

26

22

18

7

11

15

14

7

22

17

21

8

14

15

13

8

25

24

22

9

13

14

13

9

27

23

21

10

10

12

8

10

24

19

19

 

11

28

18

18

12

27

22

17

13

24

21

19

14

30

20

20

Общая сумма баллов

133

141

128

Общая сумма баллов

356

301

270

Средний балл

13,3

14,1

12,8

Средний балл

25,4

21,5

19,3

Уровень

Критич.

(8-15 б.)

Критич.

(8-15 б.)

Критич.

(8-15 б.)

Уровень

Оптим.

(24-30 б.)

Допуст.

(16-23 б.)

Допуст.

(16-23 б.)

Приложение 3

Рис. 3.1 Сравнительный анализ уровня овладения профессиональными компетенциями студентами очного и заочного отделений, обучающихся специальности 040401 Социальная работа

Просмотров работы: 6389