УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Христенко Е.В. 1
1Первый МГМУ им.И.М.Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Инициативность является одной из важнейших характеристик личности будущего руководителя сестринской службы, выступающей как результат профессиональной подготовки и важнейшее условие её эффективности[6]. Данная специальность дает возможность стать успешными лидерами сестринского дела и, по мнению некоторых авторов, руководители сестринской службы с высшим сестринским образованием более ориентированы в управленческую деятельность, чем их коллеги со средним специальным образованием[4]. Однако нельзя не отметить, что из-за ряда существующих причин далеко не все выпускники ВСО работают на управленческих должностях и проявляют инициативность на своих должностях. Многим молодым руководителям по сестринскому делу не хватает инициативности и, поэтому мы считаем актуально, узнать уровень инициативности, с которой выпускники выходят из вуза в практическое здравоохранение[2].

В ходе написания работы нами была сформулирована следующая цель исследования: проанализировать уровень инициативности студентов очно-заочной формы обучения в рамках высшего сестринского образования.

Для достижения поставленной цели мы сформулировали и решили следующие задачи исследования:

1.Провести анализ научной и научно-методической литературы по определению уровня инициативности у руководителей сестринской службы.

2. Разработать анкету и провести анкетирование студентов очно-заочной формы обучения в рамках высшего сестринского образования с целью выявления их социально-демографической характеристики.

3. Опросить с помощью тест-опросника «Пять уровней инициативности» студентов очно-заочной формы обучения в рамках высшего сестринского образования.

4. Проанализировать результаты анкетирования и тестирования студентов очно-заочной формы обучения в рамках высшего сестринского образования.

Для решения выше представленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных и литературно-методических источников, анкетирование с предложенными вариантами ответов, тестирование с использованием тест-опросника «Пять уровней инициативности» (компания BIRC), описательный метод, статистический метод с количественным анализом.

Данное исследование проводилось на базе кафедры управлением сестринской деятельностью и социальной работы. Исследование осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе исследования нами была разработана анкета для выявления мнений студентов факультета ВСО и ПСР очно-заочной формы обучения, Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, о мотивах их поступления, а также социально-демографические данные респондентов.

На втором этапе было проведено тестирование по тест-опроснику компании BIRC«5 уровней инициативности».Первый уровень инициативности с названием «Ждать указаний» характеризует сотрудников, которые столкнувшись с проблемами, предпочитают ждать указаний своего руководителя, или же дожидаются, пока проблема не станет срочной. Это состояние определяется низким уровнем вовлеченности в работу и тенденцией откладывать решение задач на потом. Второй уровень инициативности с названием «Спрашивать, что делать?» характеризует сотрудников, которые достаточно быстро реагируют на проблемы, предугадывая то, что проблему заметит руководитель или другие. Однако они предпочитают получить от руководителя указания в отношении того, что им делать. Они могут потом сделать по-своему, но предпочитают не показывать своих идей руководителю на тот случай, если потом желание отпадет. Третий уровень инициативности с названием «Предлагать идеи» характеризует сотрудников, которые эмоционально вовлечены в рабочий процесс. У них появляются идеи, что можно сделать в различных ситуациях. Однако они еще не достаточно уверены в себе, чтобы начать это воплощать. Часто предложение большого количества идей является следствием некоторой сдержанности. Таким людям часто не хватает систематичности в доведении начатого до конца, даже если их идеи бывают очень дельными. Четвертый уровень инициативности с названием «Инициировать действия» характеризует сотрудников, которые подходят к своему фронту работы с чувством хозяина. Им не безразлично то, что происходит в зоне их ответственности. Они достаточно компетентны в том, чтобы выдвигать практичные идеи для улучшения каких-либо процессов. Более того, они готовы брать ответственность на себя за реализацию своих инициатив. Однако им не хватает иногда самоорганизованности и настойчивости для завершения, начатого до конца. Пятый уровень инициативности с названием «Делать самостоятельно до завершения и докладывать периодически» характеризует сотрудников, которые чувствуют себя полностью ответственными за все, что происходит в их работе. Они любят самостоятельность в доведении, начатого до конца. Они хорошо организованы, считают, что все инициативы, возможно, довести до конца, если правильно преподнести их другим и быть систематичными и настойчивыми.

На третьем этапе по результатам анкетирования и тестирования был произведен анализ уровней развитий инициативности у студентов факультета ВСО и ПСР очно-заочной формы обучения с их мотивами поступления и социально-демократическими характеристиками.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты теоретического анализа научной литературы позволяют судить о том, что инициативность определяется с помощью многообразных характеристик, относящихся к различным психологическим сферам, модальностям (динамической, мотивационной, эмоционально-чувственной, когнитивной, волевой, результативной).Инициативность проявляется осознанно и намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва. Как правило, она связана с напряжением физических и духовных сил того, кто ее проявляет. Возможности же для ее проявления появляются тогда, когда есть внутренний интерес к изменению существующей ситуации к лучшему [5].Инициативность, по мнению многих авторов, находит свое проявление в следующих навыках: проактивность, нацеленность на результат, системность в достижении результата[7]. Под инициативностью медицинской сестры с высшим образованием, мы будем рассматривать активное творческое отношение личности к своей деятельности, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе неожиданных, не прогнозированных результатов деятельности и их использованию для дальнейшего познания, как руководителя сестринской службы [10].

Одним из условий развития инициативной деятельности будущих менеджеров сестринского дела является создание оптимальных условий (ситуаций) для реализации студентом ФВСО потенциальных возможностей, включение в поисковый познавательный процесс не только логических механизмов, но и предвосхищения, прогнозирования, интуиции; вариативный поиск решения проблем студентами, имитация определённых действий [10].

В исследовании участвовало 36 респондентов из них больше половины группы (61%) работают на должностях сестринского персонала, более 1/4 части группы респондентов (22%) являются менеджерами низового звена в должности старшей медицинской сестры и менее 1/4 части группы респондентов (17%)являются руководителями среднего звена в должности главной медицинской сестры. Основную часть группы респондентов (99%) составляют женщины, более половины группы респондентов (58%) в возрасте до 30 лет и 1/3 часть группы респондентов (31%)в возрасте от 31 до 40 лет. Более половины группы респондентов (58%) имеют стаж работы более 5 лет. Меньше половины группы респондентов (42%) имеет не большой общемедицинский стаж работы в системе здравоохранения до 5 лет. Больше половины группы респондентов состоят в браке и имеют детей (56%). Среднемесячный доход семьи на одного человека у более половины группы респондентов (64 %) составляет более 12500 руб.Для выявления уровня инициативности у студентов факультета ВСО и ПСР очно-заочной формы обучения, Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, как будущих руководителей сестринских служб, было проведено тестирование по тест-опроснику компании BIRC«5 уровней инициативности». Интерпретация результатов теста соотнесла каждого респондента к определенному профилю уровня инициативности, данные представлены на рис.1.

Рис.1 - профиль уровня инициативности студентов ФВСО, в%

Как видно из рис.1 к 1 уровню «Ждать указаний» было соотнесено более 1/4 части группы респондентов (23 %). К 2 уровню «Спрашивать, что делать?» соотнесена 1/4 часть группы респондентов (20%). К 3 уровню с названием «Предлагать идеи» было соотнесено менее 1/4 части группы респондентов (12%). К 4 уровню «Инициировать действия» соотнесено менее 1/4 части группы респондентов (11%). К 5 уровню с названием «Делать самостоятельно до завершения и докладывать периодически», было соотнесено более 1/3 части группы респондентов (34%).

При анализе анкетирования и тестирования были получены следующие результаты: более инициативными являются респонденты с 5 уровнем инициативности с названием «Делать самостоятельно до завершения и докладывать периодически», составляющие более 1/3 части группы респондентов (34%). Основная аудитория лиц этой группы представлена возрастной категорией от 31 до 50 лет. Это уже взрослые люди со своим сложившимся мировоззрением, у которых есть семьи и дети. Они занимают как управленческие должности, в лице преимущественно главных медицинских сестер, так и должности медицинской сестры (постовые, операционные, процедурные, перевязочные медицинские сестры, медицинские сестры ДОУ). И самое главное у этой группы респондентов серьезные мотивы к поступлению на ФВСО: добиться профессионального роста в управление организацией сестринской службы, получить новую должность (карьерный рост) и получить высшее образование. У этой группы респондентов огромный опыт работы за плечами в системе здравоохранения (общемедицинский стаж от 16 до 25 лет), который позволяет им чувствовать себя полностью ответственными за все, что происходит в их работе. Вся группа респондентов хочет продолжить обучение в интернатуре по специальности «Управления сестринской деятельностью», что говорит об их систематичности и настойчивости.

К 1 уровню «Ждать указаний» было соотнесено более 1/4 части группы респондентов (23%).Это группа представлена респондентами в возрасте до 30 лет, в должности медицинской сестры, с общемедицинским стажем в системе здравоохранения до 5 лет, без серьезных мотивов к поступлению на ФВСО и не имеющих желания в дальнейшем обучении.

К 2 уровню «Спрашивать, что делать?» соотнесена 1/4 часть группы респондентов(20%). В эту группу вошли респонденты в возрастной категории до 30 лет, также занимающие должности медицинской сестры(постовые, операционные, процедурные, перевязочные медицинские сестры, медицинские сестры ДОУ), со стажем в системе здравоохранения до 5 лет, которые хотят самореализоваться, и часть респондентов захотели доказать себе, что смогут поступить и учиться на данном факультете. Многие респонденты этой группы затрудняются ответить на вопрос о дальнейшем обучение в интернатуре, и лишь один респондент хочет продолжить обучение.

К 3 уровню с названием «Предлагать идеи» было соотнесено 12% респондентов. Эта группа представлена респондентами в возрасте от 31 до 40 лет, преимущественно менеджерами низового звена, а именно старшими медицинскими сестрами, с общемедицинским стажем в системе здравоохранения от 11 до 15 лет, которые хотят получить высшее образование и продолжить обучение в интернатуре по специальности «Управления сестринской деятельностью».

К 4 уровню «Инициировать действия» соотнесено 11% респондентов, в возрасте от 31 до 40 лет, занимающие должности старших медицинских сестер, с большим общемедицинским стажем в системе здравоохранения от 16 до 20 лет. Желающие добиться профессионального роста в управление организацией сестринской службы, а также обязательно продолжить обучение в интернатуре по специальности «Управления сестринской деятельностью».

В процессе организации и проведении исследования возникли небольшие проблемы, которые в какой-то степени повлияли на результат исследования. В анкетировании и тестировании участвовало небольшое количество студентов, по неизвестным причинам. Возможно, это было, связано с их занятостью или не желанием участвовать в исследовании.

ВЫВОДЫ

Проведенное нами исследование показало, что:

1. Понятие «инициативность» не получило в науке однозначного определения, что является одной из причин возникновения затруднений при ее формировании у студентов ФВСО.

2. Характер инициативности зависит от личностной направленности человека, социальных потребностей, интересов.

3. Более инициативными оказались респонденты, занимающие управленческие должности, имеющие стаж работы более 15 лет, желающие продолжать свое обучение в интернатуре и имеющие следующие мотивы при поступлении на ФВСО: добиться профессионального роста в управление организацией сестринской службы, получить новую должность (карьерный рост).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бражников, А.Ю. Высшее сестринское образование в России. Итоги 20-ти лет развития / А.Ю. Бражников, Н.Н. Камынина // Экономика здравоохранения. – 2011. – № 5/6. – С. 58–60.

  2. Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. «К вопросу о подготовке в России специалистов с высшим сестринским образованием» - Медицинская сестра, 2010. - №3. – С. 12 – 15.

  3. Двойников С.И. Значение проведения научных исследований в сестринском деле для развития здравоохранения, //Ж. Главная медицинская сестра 2009, № 4 –С.84–86.

  4. Камынина, Н.Н. Модель компетенций руководителя сестринской службы / Н.Н. Камынина//Экономика здравоохранения. – 2011. – № 5/6. – С. 61–65.

  5. Краснов А.Ф. Сестринское дело. Том 1 (гуманитарный, психолого-педагогический, административно-управленческий блоки)/С.: ГП «Перспектива», 1998г.– С.368.

  6. Матвейчик Т.В., Волченок В.Ф. Формирование программы повышения творческого потенциала (школа творческого роста) Учебно-практическое пособие, изд. БелМАПО, 2001.– С.45.

  7. Материалы Российской научно-практической конференции с международным участием, сборник докладов//Высшее сестринское образование в системе российского здравоохранения, 2007.

  8. Перфильева Г.М. Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз): Авторефдисс. Д-ра мед. наук. – М., 1995. – С.46.

  9. Рябчикова Т.В. Состояние высшего образования специалистов сестринского дела и перспективы его развития на современном этапе// Сборник докладов - 2007. Ж. Управление сестринской деятельностью № 5 – С. 46–49.

  10. Узнадзе Д.Н. Психология установки. Санкт-Петербург, 2001.Психология классика.–С.401.

Просмотров работы: 2592