ОБЩАЯ ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБЩАЯ ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Когда мы говорим о детской одаренности, то имеем в виду некое соединение особенностей генетики и влияние внешней среды. Микросреда, в которой развивается ребенок, является собирательным понятием, включающим в себя: семью, школу, сверстников и т.д. Очень важно, чтобы микроклимат в семье, в школе, в отношениях между сверстниками – был оптимальным для растущих детей с ранимой психикой. У одаренных детей, как у «белых ворон» зачастую, может развиться комплекс неполноценности. Чтобы этого не произошло, педагогу необходимо создать условия для воспитания всесторонне – развитой личности. Как следствие, дети, будь они одаренные или «заурядные» будут стремиться строить взаимоотношения между собой, опираясь на уважение друг к другу, терпение, доброжелательность и т.д.

В сфере психосоциального развития факторами проблемы одаренности детей дошкольного возраста являются следующие особенности: самоактуализация. Стремление ребенка к самоактуализации проявляется уже в детстве и должно поддерживаться и формироваться. В психологии под понятием самоактуализация имеют ввиду- стремление человека реализовать свои личностные возможности. Данной проблемой самоактуализации занимался известный американский психолог А.Маслоу. По его словам, стремление к самоактуализации – это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать свои способности, свою сущность. По мнению А.Маслоу, у людей склонных к самоактуализации, доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от использования своих способностей, и этой особенностью они отличаются от людей, которые стремятся удовлетворить потребности в том, чего им недостает.

« В условиях «внутреннего» и «внешнего» обучения, главная задача педагогов- помочь ребенку обнаружить то, что в нем закалено, а не обучать « отливая» в определенную форму» [1,с.86-87]. Рассмотрим особенности психосоциального развития одаренных детей. Такое качество как перфекционизм тесно связано со способностью к оценке, выражено в стремлении ребенка к совершенству. Такая внутренняя потребность в совершенстве результатов собственной деятельности характерна для одаренных детей уже на самых ранних возрастных этапах.

Следующая особенность психосоциального развития – это социальная автономность. Считается одной из основных особенностей одаренных детей.

Для ребенка характерна относительная свобода от общепринятых ограничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу. «Чем ниже уровень педагогической квалификации учителей, чем менее тактичны и внимательны родители, тем больше количества проблем». [2. с.17]Неприязнь к традиционному обучению у творчески одаренных детей приводит к плохой успеваемости.

Далее перейдем еще к одной особенности психосоциального развития это эгоцентризму. Это качество свойственно и взрослым, если их эгоцентризм производное эгоизма, то эгоцентризм ребенка определяется неспособностью его встать на позиции другого, по причине ограниченного опыта. Следующая особенность ребенка, берущая на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.

Необходимо отметить еще, что основная причина склонности ребенка к командованию сверстниками его интеллектуальное превосходство над другими, гибкость и быстрота мышления. Склонность одаренного ребенка к соревновательности отмечали многие исследователи: Н.Гольдман, К.Джонстоун, М.Партен, Э.Чудновский, В.С.Юркевич и др.Через соревнование ребенок формирует собственное представление своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать ( К. Абромс, А.Карне, К.Т.Экенс). В качестве одной из основных особенностей эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Способность детей улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственными им эгоцентризмом, приводит к тому что они все принимают на свой счет. Без способности видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека.

«Формирование интеллекта происходит в процессе осознанного, рефлексируемого обучения, обусловлено естественной природой человека» [2,с.25].Творческий дар нужно постоянно обогащать, «возделывать».Одаренность существует только в динамике, она или развивается, или угасает. Поэтому одаренному человеку нужно всегда двигаться вперед, не оставаться на достигнутых результатах, максимально самосовершенствоваться, ведь творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности.

Литература:

  1. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. Пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия»,2000.-232с

  2. Кузнецова, А.Я. Образование как становление духовного человека. Новосибирск- 482 с.

3. Маслоу Абрахам Гарольд. Дальние пределы человеческой психики. / Перев. с англ. А. М. Татлы … Евразия, 1999.-432с.

Просмотров работы: 1373