МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯДОВИТЫХ И ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ В РАЗДЕЛЕ «РАСТЕНИЯ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯДОВИТЫХ И ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ В РАЗДЕЛЕ «РАСТЕНИЯ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человека окружает зеленый мир растений. Издревле он интересовался растительным миром. Познавая окружающий мир, люди извлекали из него большую пользу для себя. Одни растения они использовали для приготовления пищи, другие - для постройки жилья, третьи – для изготовления орудий труда, четвертые – для украшения помещения или лечения различных болезней.

Вместе с тем человечество на опыте убедилось, что наряду с полезными растения обладают и вредоносными свойствами для здоровья, а иногда и жизни человека.

Опыт изучения растений показал, что растение вредоносное в одном случае, может быть полезным в другом. Оказывается, что одно и то же вещество, вырабатываемое растением, при различных условиях (количество этого вещества, температура окружающей среды, состояние организма человека) может стать то лекарством, то ядом. Поэтому провести четкую границу между группами ядовитых и лекарственных растений невозможно.

В связи с этим изучение лекарственных и ядовитых растений в школе должно проходить совместно и неразрывно.

Необходимость изучения данных групп растений в школе продиктована не только практической стороной вопроса – профилактика отравлений и лечение заболеваний. Изучение ядовитых и лекарственных растений имеет эволюционную, систематическую и экологическую значимость. Совместная эволюция животных и растений привела к возникновению удивительных механизмов аллелохимических взаимодействий. Экологический подход к данной проблеме – это, прежде всего подход общебиологический, позволяющий связать в единое целое особенности биологии данного вида со спецификой химической структуры и механизма действия вырабатываемого им вещества.

Вопроса методики изучения ядовитых и лекарственных растений коснулись такие ученые-методисты как Н.М. Верзилин, В.А. Корчагина и многие другие именитые ученые. Но специальной литературы по методике преподавания данной темы в литературе не встречается. Отдельные методические рекомендации и разработки можно встретить в журнале «Биология в школе». Данная письменная работа является попыткой систематизации методов и форм преподавания темы «Ядовитые и лекарственные растения» в разделе «Растения».

Был проведен анализ учебников двух авторов – И.Н. Пономаревой и В.В. Пасечника на предмет наличия аспектов изучения лекарственных и ядовитых растений. Результаты анализа приведены в Таблице 1 и Таблице 2.

Таблица 1

Вопросы изучения ядовитых и лекарственных растений в содержании школьного учебника «Биология. 6 класс / под ред. проф. И.Н. Пономаревой» [5]

Тема урока

Вопросы содержания

Ядовитые растения

Лекарственные растения

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Отдел Плауновидные

Не указано наличие ядовитых видов

Баранец обыкновенный, плаун булавовидный

Отдел Хвощевидные

Не указано наличие ядовитых видов

Хвощ полевой

Отдел Папоротниковидные

Не указано наличие ядовитых видов

Конкретные виды не названы

Отдел Голосеменные

Многообразие хвойных

Не указано наличие ядовитых видов

Ель, можжевельник

Семейства класса Двудольные

Семейство Розоцветные

Не указано наличие ядовитых видов

Калган, репешок, шиповник

Семейство Мотыльковые (Бобовые)

Не указано наличие ядовитых видов

Термопсис ланцетный, кассия остролистная, солодка голая

Семейство Крестоцветные (Капустные)

Не указано наличие ядовитых видов

Конкретные виды не названы

Семейство Пасленовые

Красавка-белладонна, скополия, белена черная, дурман обыкновенный

Красавка-белладонна, скополия, белена черная, дурман обыкновенный

Семейство Сложноцветные

Не указано наличие ядовитых видов

Девясил, мать-и-мачеха, календула и др.

Семейства класса Однодольные

Семейство Лилейные

Не указано наличие ядовитых растений

Конкретные виды не названы

Семейство Луковые

Не указано наличие ядовитых видов

Лук репчатый, лук-слизун, лук-порей, чеснок

Таблица 2

Вопросы изучения ядовитых и лекарственных растений в содержании школьного учебника В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»[4]

Тема урока

Вопросы содержания

Ядовитые растения

Лекарственные растения

Разнообразие, распространение и значение растений

Значение растений в жизни человека

Не указано наличие ядовитых видов

Облепиха, зверобой, череда, шалфей, душица

Водоросли

Значение водорослей в природе и жизни человека

Не указано наличие ядовитых видов

Конкретный вид лекарственного вида назван

Лишайники

Значение лишайников

Не указано наличие ядовитых видов

Конкретные виды не названы.

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Значение плаунов, хвощей, папоротников

Не указано наличие ядовитых видов

Плаун.

Покрытосеменные или Цветковые

Значение покрытосеменных

Не указано наличие ядовитых видов

Конкретные лекарственных виды не названы

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (Капустные)

Культурные растений семейства Крестоцветных

Не указано наличие ядовитых видов

Конкретные виды не названы

Класс Двудольные. Семейство Розоцветные

Дополнительная информация

Не указано наличие ядовитых видов

Шиповник

Класс Двудольные. Семейство Пасленовые

Многообразие и значение представителей семейства

Белена черная, дурман обыкновенный, белладонна (красавка)

Белена черная, дурман обыкновенный, белладонна (красавка), табак курительный.

Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые (Бобовые)

Многообразие и значение представителей семейства

Не указано наличие ядовитых видов

Донник

Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые)

Многообразие и значение представителей семейства

Не указано наличие ядовитых видов

Ромашка аптечная, девясил, василек, мать-и-мачеха, череда, пижма.

Класс Однодольные. Семейство Лилейные

Многообразие и значение представителей семейства

Вороний глаз, ландыш майский

Вороний глаз, ландыш майский

Как видно из таблиц, современные учебники предлагают учащимся изучение лекарственных и ядовитых растений при раскрытии вопросов значения различных систематических единиц растений. Помимо этого данные группы растений (ядовитые и лекарственные) упоминаются авторами при прохождении темы «Разнообразие растительного мира».

Анализ показал, что информация, предоставленная в обоих учебниках, очень скудна. Авторы ограничиваются, в основном, перечислением полезных видов растений. Например, приведем отрывок из учебника под ред. И.Н. Пономаревой (§43 Семейства класса Двудольные) – «Многие Мотыльковые используются как лекарственные растения (термопсис ланцетный, кассия остролистная, солодка голая)». Нельзя не сказать, что в отдельных темах обозначено наличие лекарственных растений, но конкретные виды не названы.

Что же касается ядовитых растений, то информация по этой группе растений вообще отсутствует. Исключение составляет тема «Семейство Пасленовые» в учебниках обоих авторов. В учебнике В.В. Пасечника обнаруживается так же информация по ядовитости некоторых представителей семейства Лилейные.

Сведения по воздействии на организм человека практически не представлены как в группе лекарственных, так и ядовитых растений. Исключение составляют ядовитые представители семейства Пасленовые. В учебнике И.Н. Пономаревой читаем: «белена черная и дурман обыкновенный могут вызвать смертельные отравления». Примерно то же самое можно обнаружить в учебнике В.В. Пасечника.

Все выше сказанное позволяет сказать, что учителю предоставляется огромное творческое пространство в выборе форм и методов для преподавания темы «Лекарственные и ядовитые растения».

Для изучения лекарственных и ядовитых растений можно использовать весь арсенал методов преподавания.

Из словесных методов замечательно подходят методы рассказа, беседы и объяснения для изучения интересующей нас темы. При изучении раздела «Растения» исключается использование метода лекции в силу возрастных особенностей школьников.

При изучении лекарственных и ядовитых растений уместно применение таких наглядных методов как демонстрация изобразительных пособий и натуральных объектов. В качестве изобразительных пособий можно использовать коллекции открыток «Ядовитые растения», «Лекарственные растения», таблицы, фотографии, электронные презентации Microsoft Power Point. При этом открытки и фотографии лучше использовать как раздаточный материал, а таблицы и презентации как демонстративный. Натуральными пособиями при изучении данных групп растений могут служить гербарии, коллекции семян и плодов, комнатные растения. К лекарственным комнатным растениям относятся алое древовидное, каланхоэ Дегремона, герань , лимон, лавр и другие виды. К группе ядовитых среди распространенных комнатных растений относятся диффенбахия, монстера, филодендрон, аспарагус, цикламен и другие виды растений. При выборе натуральных изобразительных материалов следует учесть, что работа с ядовитыми растениями представляет опасность для жизни и здоровья учащихся, поэтому желательно исключить опасные виды из натуральных пособий.

Практические методы при изучении лекарственных и ядовитых растений желательно исключить из работы в виду опасности, которую представляют ядовитые и лекарственные растения для жизни и здоровья учащихся.

Для изучения темы «Лекарственные и ядовитые растения» целесообразно использовать все известные формы преподавания.

Из всех типов уроков – урок изучения нового материала, урок закрепления и обобщения, контрольно-учетный урок, комбинированный урок для изучения лекарственных и ядовитых растений мы считаем наиболее подходящим урок изучения нового материала. Этот выбор основан на том, что именно этот тип урока характеризуется тем, что обогащает учащихся фактами, понятиями, теоритическими вопросами, которыми школьникам нужно овладеть впервые.

Изучение темы «Лекарственные и ядовитые растения» не предусматривает проведение опытов, поэтому единственной внеурочной работой в данном направлении являются летние задания.

Изучение темы «Лекарственные и ядовитые растения» предполагает использование следующих вариантов домашних работ: чтение научно-популярной литературы, журналов и справочной литературы о природе; использование энциклопедий, определителей; подготовка рефератов по заданным темам; изготовление наглядных пособий (схем, моделей, рисунков, фотографий, видеозаписи и др.) к уроку по заданию учителя и собственной инициативе.

Внеклассные занятия можно классифицировать по разным принципам. С учетом количества участников выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассных занятий; по реализации занятий во временных рамках - эпизодические и постоянно действующие.

Примеры возможных внеклассных работ при изучении лекарственных и ядовитых растений приведены в таблице 3.

Таблица 3

Возможные внеклассные работы при изучении лекарственных и ядовитых растений

Вид внеклассной работы

Вид занятия

Тема занятия

Индивидуальные занятия

Научное исследование

«Ядовитые и лекарственные растения во флоре Самарской области», «Табак и живые организмы», «Крапива двудомная как лекарственное растение», «дикая роза - альтернатива лимону», «Опасность с подоконника»

Опыт

«Прорастания семян клещевины», «Приготовление настоя фиалки трехцветной».

Массовые занятия

Просмотр кинофильма

Цикл видеороликов «Лечебные растения»

Конференция

«Друзья или враги?» (о лекарственных растениях, которые являются так же ядовитыми),

Выставки работ учащихся

Выставки рисунков и фотографий ядовитых и лекарственных растений.

Издание стенгазеты

Газеты: «Зеленые друзья», «Осторожно – яд!», «Аптека с огорода», «За лекарством в лес».

Лекция

«Зеленые друзья и враги»

Групповые занятия

Факультатив

Проведение цикла занятий по данной тематике: лекарственные растения: правила заготовки лекарственного сырья, приготовление настоев, отваров и пр.; ядовитые растения: действие на организм человека, приемы первой помощи.

Походы в природу

Во время похода в природу можно запланировать остановку, посвященную лекарственным или ядовитым растениям.

В качестве примера внеклассного мероприятия приводим разработку «Суд над ядовитыми растениями».

Тема: «Суд над ядовитыми растениями»

Цель: охарактеризовать свойства и значение ядовитых растений.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с многообразием ядовитых растений, изучить свойства ядовитых растений, рассмотреть их применение в медицине;

  • Развивающие: развитие понятий «органы растения», «Жизненные формы»; развитие умений отличать признаки известных ядовитых и лекарственных растений; развитие мышления

  • Воспитательные: формирование научного мировоззрения, эстетическое на примере демонстрации изображений растений, экологическое на примере изучения среды обитания растений, гигиеническое на примере изучения влияния ядовитых и лекарственных растений на организм человека.

Тип мероприятия: массовое внеклассное занятие

Методы:

Словесные (рассказ, объяснение)

Наглядные (демонстрация натуральных и изобразительных объектов)

Оборудование: школьные таблицы, атрибутика суда, изображения лекарственных растений.

Предварительная подготовка:

  1. Выбор путем жеребьевки исполняемой роли учащимися и получение заданий согласно таблице:

Исполняемая роль

Задание

Обвиняемые

Белладонна-красавка

Подборка интересного исторического материала, составление своей «биографии», составление ботанического описания.

Волчье лыко

Вороний глаз

Чемерица Лобеля

Дурман

Ландыш майский

Прокурор

Подготовка общей обвинительной речи, контроль готовности свидетелей обвинения.

Свидетели обвинения

Свидетель обвинения по делу белладонны-красавки

Подобрать по одному факту из жизни вредного влияния данного растения на жизнь и здоровье человека

Свидетель обвинения по делу волчьего лыка

Свидетель обвинения по делу вороньего глаза

Свидетель обвинения по делу чемерицы Лобеля

Свидетель обвинения по делу дурмана

Свидетель обвинения по делу ландыша майского

Адвокат

Подготовка общей оправдательной речи, контроль готовности свидетелей защиты.

Свидетели защиты

Свидетель защиты по делу белладонны-красавки

Подобрать по одному факту из жизни полезного влияния данного растения на жизнь и здоровье человека (применения данных растений человеком).

Свидетель защиты по делу волчьего лыка

Свидетель защиты по делу вороньего глаза

Свидетель защиты по делу чемерицы Лобеля

Свидетель защиты по делу дурмана

Свидетель защиты по делу ландыша майского

Ученый-химик

Подготовить сведения по содержанию ядовитых веществ во всех растениях (какие это вещества, в какой части растения и в каких количествах находится)

Врач и мед. сестра

Подготовить сведения о том на какие органы и системы органов воздействуют данные ядовитые растения; подготовить соответствующий плакат.

Присяжные (2-3 человека, могут быть представлены учителями)

Выслушивают всех выступающих, выносят «приговор».

Секретарь (данную роль исполняет сам учитель биологии)

Подготавливает живое обсуждение вопроса, активизирует участников процесса

Выступление на суде является не только правом, но и обязанностью его участников. От количества выступлений и убедительности речей зависит решение суда и оценка каждого учащегося.

Ход урока

Секретарь: Сегодня мы будем продолжать знакомство с ядовитыми растениями. Вы уже знаете из уроков и личного опыта множество ядовитых растений. Сегодняшнее занятие необычное, сегодня нас ждет Суд. Суд над известными и не очень ядовитыми растениями.

Встать! Суд идет!

В зал суда – кабинет входят присяжные и присаживаются за подготовленный стол.

Присяжные: Сегодня слушается дело по обвинению группы опасных преступников. Эти растения обвиняются в том, что они преднамеренно отравляют безвинных людей, а иногда и убивают их. Мы собрались сегодня, чтобы обстоятельно разобраться в поставленном вопросе, со справедливостью и беспристрастностью выслушать показания свидетелей и вынести справедливый приговор.

Секретарь: Ввести подсудимых!

В зал заседания входят все подсудимые и присаживаются на приготовленную лавочку (стулья) вдоль стены.

Секретарь: Установим личности подсудимых. Первый подсудимый назовите свое имя.

Допрос каждого подсудимого проводится по следующей схеме:

  1. Представление обвиняемого

  2. Выступление свидетелей обвинения

  3. Выступление свидетелей защиты

  4. Выступление ученого-химика

  5. Выступление врача и/или мед. сестры.

В качестве примера приводится часть урока с допросом белладонны, волчьего лыка и вороньего глаза.

К трибуне подходит Белладонна-красавка

Белладонна: Атропа белладонна, или красавка.

Секретарь: Ваша биография.

Белладонна: Я появилась на земле сотни тысяч лет назад, имя мое Атропа - это имя мифической богини, перерезающей нить жизни человека. А вот фамилия моя означает «красивая дама», и на Руси меня звали красавкой. Да, я, безусловно, ядовита, но если со мной обращаться аккуратно, ничего плохого не будет

Секретарь: Каково Ваше происхождение?

Белладонна: Отношусь я к славному семейству Пасленовых, мои ближайшие родственники - всем известные картофель, томаты, перец, баклажаны. Я лекарственное - многолетнее травянистое растение 1 - 1,5 м высотой. Стебель ее прямой, сверху вилчаторазветвленый, коротко-железисто-пушистый. Листья чередующиеся, до 25 см длиной, яйцевидные, заостренные, к основанию сужены в черешок, с цельными краями. Цветки достаточно большие, колокольчико-подобные, пониклые, одиночные, реже - парные, в верхней части грязно-пурпурные или буро-фиолетовые, вокруг основания зеленовато-желтые или желто-бурые, появляются в пазухах листьев. Плод - двугнездовой, при-плющенно-шаровидный, блестящий, черный, многосемянная ягода с зеленой чашей. Ягоду дети часто принимают за вишню и травятся ею. Цвету я в июне - июле, плоды созревают в июле - сентябре.

Секретарь: Есть ли вопросы к обвиняемой?

Прокурор: Почему у этого коварного растения имя «красавка»?

Белладонна: Еще древние римлянки закапывали в глаза сок белладонны. Глаза при этом блестели, зрачки расширялись, делались огромными, дыхание учащалось. В былые времена и славянские девушки натирали щеки ягодами этого растения, и щеки делались румяными. Отсюда название «красавка». Важно только было не допустить передозировки.

Секретарь: Переходим к заслушиванию свидетелей. Вызывается свидетель обвинения по делу Белладонны-красавки.

Свидетель обвинения: Эту траву, которая называет себя красивой дамой, давно пора изгнать из нашего общества. Ведь чаще всего отравляются ею маленькие дети, которых привлекают похожие на вишню ягоды. Не случайно плоды этого растения называют «бешеной вишней». Я была свидетелем гибели совсем маленького ребенка: он умер от остановки дыхания, видеть это было ужасно.

Секретарь: Хотелось бы услышать, какие же соединения вызывают смерть человека?

Ученый-химик: Белладонна содержит очень ядовитые алкалоиды: атропин, тосциамин и другие. Атропин был выделен еще в 1833 году.

Секретарь: Многоуважаемые медики расскажите суду, как эти вещества влияют на наш организм.

Врач (подходит к плакату с изображением систем органов человека): Вещества, содержащиеся в данном растении, влияют на нервную систему. Признаки лёгкого отравления (появляются через 10—20 минут): сухость и жжение во рту и глотке, затруднённое глотание и речь, учащённое сердцебиение. Зрачки расширены, не реагируют на свет. Может наблюдаться мелькание мушек перед глазами. Сухость и покраснение кожи. Возбуждение, иногда бред и галлюцинации.

Мед.сестра: При тяжёлых отравлениях полная потеря ориентации, резкое двигательное и психическое возбуждение, иногда судороги. Резкое повышение температуры тела, одышка, посинение слизистых оболочек, пульс неправильный слабый, падение артериального давления. Возможен смертельный исход от паралича дыхательного центра и сосудистой недостаточности.

Секретарь: Приступим к опросу свидетелей защиты.

Свидетель защиты: Я работаю бортпроводницей. К сожалению, не все пассажиры хорошо переносят перелеты в авиалайнерах, и помощник наш в этих случаях - противорвотное средство «аэрон». Сколько бы дополнительных хлопот у нас было, не будь аэрона! Готовят же его из белладонны.

Адвокат: Прошу предоставить мне слово!

Присяжные: Говорите.

Адвокат: Прошу принять к сведению, уважаемые присяжные, что из белладонны фармацевты готовят различные лекарственные препараты: капли Зеленина, астматол, бесалол, солутан, таблетки Карбелла, свечи «амузол», «бетиол». А препараты атропина используются для расширения зрачков при операциях на глазах, для снятия спазм гладкой мускулатуры, как противоядие при отравлениях. В руках врачей убийственные яды стали верным средством лечения многих болезней.

Секретарь: Переходим к допросу второго обвиняемого. Вызывается Волчье лыко!

К трибуне подходит Волчье лыко.

Секретарь: Назовите свое имя.

Волчье лыко: Волчье лыко, или волчеягодник обыкновенный

Секретарь: Ваша биография?

Волчье Лыко: Согласно древнегреческим легендам, Дафна - дочь речного царя Пенея, убегая от Аполлона, превратилась в малоприметный кустарничек в сумраке леса. Карл Линней открыл меня, назвав «ядовитая дафна». Так произошло мое латинское имя. А волчьим лыком меня зовут из-за того, что будто бы некогда волк опоздал на совет зверей, где растениям давали названия, и ни одно из них поэтому не получило имя волка. Он был очень раздражен этим обстоятельством и с досады стал сдирать кору с кустарника, и тогда, чтобы утихомирить злого хищника, этот кустарник и назвали волчьим лыком.

Секретарь: Что вы собой представляете?

Волчье Лыко: Я никогда не образую зарослей - обычно располагаюсь поодиночке, на значительном расстоянии одно от другого. Небольшой кустарник с очень красивыми цветами белого или розового цвета с розовые или белые цветки. Они очень напоминают по форме цветки сирени — те же четыре лепестка. От них исходит нежный аромат, похожий на запах гиацинта, однако долго вдыхать его не стоит — может вызвать головную боль. К осени на мне созревают ярко-красные, величиной с горошину ягоды. В ягодах содержится яд, но птица склевывает ягоды без вреда для себя.

Секретарь: Есть ли вопросы к обвиняемому?

Адвокат: У меня есть вопрос к суду. Будет ли учитываться тот факт, что подсудимый чистосердечно признался, что он действительно ядовит?

Присяжные: Суд рассмотрит все факты.

Секретарь: Приступим к допросу свидетелей. Прошу свидетеля обвинения подойти к трибуне.

Волчье лыко проходит на свое место, за трибуну становиться свидетель обвинения.

Свидетель обвинения: Я давно знаю, что ягоды волчьего лыка могут вызвать сильное отравление. Но оказывается, чтобы отравиться, не обязательно есть ягоды. Был теплый весенний день, мы отправились в лес на прогулку. Пошел мелкий дождь. Снег почти растаял, и мы увидели прекрасные кустики, покрытые чудесными розовыми цветами. Мы подошли к ним поближе. Кустиков было много, они очень хорошо пахли. Мы попытались сломить несколько веточек, но нам это не удалось и мы вернулись домой. А на следующий день на коже рук появились пузыри, язвы, мы чихали и кашляли.

Секретарь: Есть ли еще у обвинения свидетели?

Прокурор: Да, есть еще один выступающий.

Свидетель обвинения 2: В начале мая мы отдыхали на Кавказе. И там купили баночку свежего весеннего меда. Хозяин посоветовал перед употреблением прокипятить его. Не обратив внимания на эти слова (до этого я никогда не слышала, что мед надо кипятить), я угостила дома медом всю семью. В результате мы все попали в больницу.

Секретарь: Спасибо, заслушаем теперь свидетелей защиты.

Свидетель защиты: Моя бабушка рассказывала мне, что как и многие ядовитые растения, волчье лыко относится к числу лекарственных растений. Издавна из его плодов и листьев готовили мазь, способствующую созреванию и вскрытию нарывов. Отсюда и еще одно его название в старинных травниках: «нарыв-цвет», «нарыв-дерево».

Секретарь: Заслушаем ученого-химика.

Ученый химик: данное растение содержит дитерпеноиды (дафнетоксин, мезереин), кумарины (дафнин, дафнетин и др.), в плодах найдено эфирное масло.

Секретарь: Как же эти вещества влияют на наш организм?

Врач: Мезереин оказывает сильное местно-раздражающее действие на кожу (вызывает красноту и волдыри) и слизистые (вызывает жжение и расстройство желудка). Дафнин и другие гидрооксикумарины относятся к группе антивитаминов K и могут вызвать повышенную кровоточивость.

Мед.сестра: Отравление наступает при поедании ягод (часто детьми), жевании коры, а также при контакте кожи с влажной корой или при попадании на неё сока растений (дерматиты). Вдыхание пыли из коры вызывает раздражение слизистых глотки и дыхательных путей, попадание в глаза раздражает конъюнктиву. После поедания ягод ощущается жжение во рту, боль в подложечной области, тошнота, рвота, слабость, возможны судороги.

Секретарь: Спасибо ученым и медикам за справку. Переходим к допросу третьего обвиняемого. К трибуне приглашается Вороний глаз.

К трибуне проходит Вороний глаз.

Секретарь: Представьтесь, пожалуйста.

Вороний глаз: Вороний глаз четырехлистный, так же меня можно назвать вороньи ягоды, крест-трава.

Секретарь: Ваша биография?

Вороний глаз: Жил в лесу в дупле дуба старик кудесник с вороном, которого он научил предсказывать будущее. Когда старик умер, ворон летал высоко над лесом и горько оплакивал его. Днем он предсказывал будущее на своем птичьем языке, а ночью ронял горькие слезы, из которых вырастали растения с глазами. За верность и любовь ворона к старику кудеснику и назвали люди это растение вороньим глазом. И вот теперь я стою перед вами.

Секретарь: Что Вы можете о себе рассказать?

Вороний глаз: Я многолетнее корневищное растение от 10 до 40 см. в высоту. У меня всего четыре листа, которые собраны в мутовку. Цветок у меня один-единственный, но зато цветет, продолжи тельное время. И плод – ягода тоже одна. Это первое на что обращают внимание люди. Ягоду невозможно не заметить благодаря ее окраске – она черная-черная с синим отливом.

Секретарь: Есть ли вопросы к обвиняемому?

Прокурор: Вы сами признаете себя виновным, считаете ли себя ядовитым?

Вороний глаз: Да, я ядовит. Не зря меня даже животные сторонятся.

Секретарь: Можете садиться. Вызывается свидетель обвинения.

Вороний глаз проходит на свое место, за трибуну становиться свидетель обвинения.

Свидетель обвинения: Ходила я со своим внуком в лес – собирать грибы, прошлым летом. Так, он – внук увидал красивые черные ягоды и полакомился ими. Да кто же знал, что так все обернется? К вечеру он у меня начал жаловаться на боль в животе, тошнить его стало, весь побледнел – ужас один. Еле-еле отходили. Так ягоды эти были как раз вороньего глаза.

Секретарь: Спасибо, заслушаем теперь свидетеля защиты.

Свидетель защиты: Да вы наверно все слышали, что вороний глаз – это ядовитое растение? Но его все-таки применяют как лекарственное растение. Надземная часть растения применяется для приготовления настоек, отваров. Вы удивитесь, но и даже свежие недозревшие ягоды тоже собирают и употребляют в качестве лечебного средства. Отвары вороньего глаза снимают спазмы, которые вызваны нервными расстройствами, помогают при лихорадке и водянке.При нарушении обмена веществ, головокружении, ларингите, расстройстве психики помогает настойка из вороньего глаза, приготовленная на спирту.

Секретарь: Заслушаем ученого-химика.

Ученый: Все растение содержит сапонин, стероиды, гликозид пиридин. А в траве было найдено содержание вещества под названием флавоноиды, а также в траве имеются кумарины и витамин С. Корневища богаты алкалоидами.

Секретарь: Что же о действии этого растения скажут нам медицинские работники?

Врач: Растение смертельно ядовито. Особенно часто отравляются дети, которых привлекают блестящие красивые ягоды вороньего глаза. Листья действуют на ЦНС, плоды — на сердце, корневища вызывают рвоту. Симптомы отравления: боли в животе, понос, рвота, приступы головокружения, судороги, нарушение работы сердца вплоть до его остановки. Применение растения для медицинских целей запрещено.

Мед. сестра: Первая помощь при отравлении вороньим глазом такая же как и при любых других отравлениях.

Секретарь: Спасибо за выступления, уважаемые врачи.

После допросов всех подсудимых прокурор и адвокат произносят свои заключительные слова.

Секретарь: Мы выслушали и обвиняемых, и свидетелей. Слово предоставляется главному обвинителю.

Прокурор: Уважаемый суд! Зачем мы здесь собрались? Ведь вина подсудимых очевидна. Я не могу понять, как здравомыслящий человек, при всем моем уважении к защитнику, может защищать этих преступников, которые творят свои злые дела уже в течение многих веков. Сколько жизней они унесли, сколько погибло детей! И им не стыдно заявлять, что суд их оправдает. Необходимо изгнать их из природы.

Секретарь: Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Если рассматривать преступление моих подзащитных с юридической точки зрения, то нужно заметить, что достоинств у них все же больше, чем недостатков. Ведь благодаря лекарствам, полученным из этих растений, спасаются жизни многих миллионов людей. А если брать во внимание те случаи, когда яды этих растений вызывают отравления, смерть людей, нужно учитывать, что в большинстве из них человек, в общем-то, виноват сам. Он сам срывает, скажем, ягоду и сам добровольно ее съедает. Что касается отравления детей, то здесь виноваты взрослые, которые не объяснили ребенку, что нельзя ничего есть в лесу, в поле. Наверное, никто из присутствующих не сможет привести примера, когда эти растения, скажем, догоняли человека и, насильно, заставляли его съесть свои ягоды.

И еще один очень важный вопрос сегодня не был освещен. Вопрос состоит не в том, чтобы изгнать ядовитые растения. А скорее всего, человек должен умолять их не исчезнуть совсем с нашей планеты. И волчье лыко, и белладонна, и многие другие ядовитые растения могут в ближайшие десятилетия исчезнуть безо всякого суда. Их нужно спасать. Просто нужно помнить одну истину: «Охраняя их, охраняйся сам».

Секретарь: Суд удаляется на совещание. Встать, суд идет!

Перерыв.

Секретарь. Встать, суд идет!

1-ый присяжный: Наш суд был долгим и беспристрастным. Внимательно выслушав обе стороны, суд пришел к следующему решению.

2-ой присяжный: Учитывая некоторые отрицательные стороны деятельности подсудимых, суд, тем не менее, полагаясь на свой собственный опыт, на речь уважаемой защиты и показания свидетелей защиты, считает большую часть обвинений преувеличенными, а посему постановляет:

3-ий присяжный: С учетом полезности положительных сторон действия ядовитых растений и вредности отрицательных сторон, расширять применение положительных качеств и избегать отрицательных действий, для чего неустанно изучать растения, углублять знания по ботанике, проникать в тайны природы и охранять растения от вредного влияния деятельности человечества в целом.

Секретарь: Заседание суда считаю оконченным. Были в истории взаимоотношений ядовитых растений и человека и мрачные страницы, и радостные - с помощью растений, на которых лежала печать проклятия, теперь удалось одержать победу над многими болезнями.

Учитель: Сегодня мы с Вами провели занятие, на котором узнали много интересного о ядовитых растениях, которые нас окружают в повседневной жизни.

Хотя эти растения ядовиты, их нельзя уничтожать, так как они помогают при многих болезнях. Знание этих растений, поможет Вам при встрече с ними в лесу. Не трогайте их, а пройдите мимо и другим расскажите об этих полезных растениях.

Спасибо, ребята, за работу!

Литература:

  1. Кречетович, Л.М. Ядовитые растения. Их польза и вред [Текст] / Л.М. Кречетович – М.: Сельхозгиз, 1931. – 319 с.

  2. Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии [Текст] / А.И. Никишов – М.: Колосс, 2007 – 256 с.

  3. Орлов, Б.Н. Ядовитые животные и растения СССР [Текст]: справ. пособие для студентов вузов по специальности «Биология» / Б.Н. Орлов, Д.Б. Гелашвили, А.К. Ибрагимов. – М.: Высшая школа, 1990. – 272 с

  4. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.

  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240 с.

Просмотров работы: 6036