ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ЭМИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ЭМИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Кондратьева О.Г. 1, Уткина М.Г. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организация и методики исследования

Исследование проводилось на базе СОШ №61 г. Уфы. В исследовании приняли 19 учащихся 3-9 классов, которые переехали в Россию из стран ближнего зарубежья). 9 детей из Армении, 3 – из Казахстана, 2 – из Таджикистана, 5 – из Узбекистана. Семьи 15 детей получили российское гражданство, 4 – имеют временную регистрацию.

11 детей проживают в Уфе более 3-х лет, 5 детей – 2-2,5 года, 3 ребенка переехали на местожительство менее года назад.

При поступлении в школу у всех детей основной проблемой, отрицательно влияющей на социально-психологическую адаптацию, являлся языковой барьер. Только у двоих детей были сформированы навыки владения русским языком. Остальные дети в течение года практически начинали изучение русского языка с начала. В настоящее время средний балл по русскому языку в этой группе детей – 3,4.

Из 19 учащихся обучаются в классах выравнивания и компенсирующего обучения 13 детей - учащихся 3-5 классов. Средний балл успеваемости у 15 учащихся составляет 3,1 – 4,0, у 4-х он составляет 4,1 – 4,5.

Из 19 детей, только одна семиклассница входит в актив класса.

В классных и школьных мероприятиях 14 детей редко принимают участие (1-2 раза в год), 5 детей регулярно участвуют и занимали призовые места в конкурсах и смотрах. Двое детей занимаются в кружках и секциях вне школы, 5 – в школьной секции волейбола.

Состояние здоровья в этой группе детей относительно удовлетворительное: 9 детей входят в основную группу, 7 детей – это часто и длительно болеющие дети (в основном вирусными инфекциями), 3 детей имеют хронические заболевания (дискинезия желчевыводящих путей, гастрит, бронхит). 5 детей при поступлении в школу не были привиты соответственно возраста. У 6 детей в разное время были выявлены педикулез, чесотка, нейродермиты.

Все семьи не имеют собственного жилья: 5 семей снимают квартиры, 8 семей живут в общежитии, 6 семей проживают у родственников в частных домах (Ново-Александровка и Старо-Александровка). Ни у одного ребенка нет собственного, приспособленного для занятий места.

В 5 семьях родители злоупотребляют алкоголем. У 3 детей родители неоднократно были вызваны на заседание школьного совета профилактике за уклонение от воспитания ребенка. У 3 детей – одна мать, у 5 – отчим.

При проведении интеллектуальных и тематических предметных конкурсов эти дети занимают низкие рейтинговые места.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, о том, что у подавляющего числа детей-эмигрантов:

  • у 64% детей - неблагополучные семьи,

  • у 100% детей - очень низкий уровень жилищных условий,

  • у 76% детей – низкая социальная активность,

  • у 76% детей – уровень успеваемости низкий и ниже среднего,

  • более 50% - часто болеющие дети,

  • 68% детей обучаются в классах коррекционной направленности.

Таким образом, у подавляющего числа детей отмечается низкий уровень социальной адаптации.

Для определения уровня невербального интеллекта мы использовали прогрессивные матрицы Равена.

Экспертная диагностика социально-педагогической запущенности детей проводилась с использованием методики Р.В. Овчаровой.

Таблица 2

Уровни тревожности по шкалам теста Филлипса

 

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожидания окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителсми

уровень психологической адаптации

средний

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

низкий

средний

ниже среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

низкий

выше среднего

ниже среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

высокий

высокий

высокий

средний

высокий

низкий

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

высокий

высокий

средний

высокий

ниже среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

средний

выше среднего

ниже среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

средний

высокий

ниже среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

высокий

высокий

средний

высокий

низкий

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

высокий

низкий

выше среднего

ниже среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

высокий

высокий

высокий

ниже среднего

высокий

низкий

средний

средний

средний

средний

высокий

высокий

средний

средний

средний

выше среднего

выше среднего

выше среднего

средний

средний

средний

низкий

выше среднего

ниже среднего

средний

средний

выше среднего

средний

средний

выше среднего

низкий

высокий

ниже среднего

высокий

средний

выше среднего

выше среднего

выше среднего

средний

низкий

высокий

ниже среднего

средний

средний

выше среднего

выше среднего

выше среднего

средний

низкий

выше среднего

ниже среднего

высокий

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

низкий

выше среднего

низкий

высокий

выше среднего

средний

выше среднего

выше среднего

выше среднего

низкий

выше среднего

ниже среднего

средний

средний

выше среднего

выше среднего

выше среднего

средний

низкий

выше среднего

ниже среднего

выше среднего

средний

высокий

выше среднего

выше среднего

средний

низкий

выше среднего

ниже среднего

выше среднего

выше среднего

средний

выше среднего

высокий

выше среднего

низкий

высокий

низкий

Как видно из таблиц 2 и 4, рисунка 1, по всем шкалам школьной тревожности преобладают уровни выше среднего и высокий. Наиболее высокие показатели тревожности по шкалам:

  • Фрустрация потребности в достижении успеха – у 84,4% детей,

  • Страх самовыражения – у 84,4 %,

  • Страх ситуации проверки знаний – у 89,6%,

  • Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – у 74%,

  • Проблемы и страхи в отношениях с учителями – 89,6%.

Более выражены эти показатели у детей, обучающихся в русскоязычной школе менее года, что связано, прежде всего с языковым барьером.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу у 68,6% учащихся соответствует средне-возрастным показателям.

Уровень социально-психологической адаптации низкий и ниже среднего у 94,8% детей.

Экспертная диагностика социально-педагогической запущенности детей была проведена с использованием методики Р.В. Овчаровой. Полученные результаты позволили определить следующее:

  • Низкая сформированность свойств субъектного самосознания выявлена у 37,8% детей;

  • Низкая сформированность свойств субъекта общения – у 52%;

  • Низкая сформированность свойств субъекта деятельности – у 46,8%;

  • высокий уровень семейной тревожности – у 68,2%;

  • низкий уровень сформированости воспитательного микросоциума семьи – у 69,2%;

  • высокий и выше среднего уровень социально-педагогической запущенности выявлен у 74% детей.

Таблица 3

Уровни сформированности свойств личности

 

Сформированность свойств субъектного самосознания

Сформированность свойств субъекта общения

Сформированность свойств субъекта деятельности

Семейная тревожность

Достоинства ребенка

Воспитательный микросоциум семьи

Социально-педагогическая запущенность

1

низкий

ниже среднего

ниже среднего

средний

низкий

низкий

высокий

2

выше среднего

ниже среднего

ниже среднего

выше среднего

ниже среднего

ниже среднего

средний

3

низкий

ниже среднего

ниже среднего

высокий

средний

средний

выше среднего

4

средний

средний

средний

средний

выше среднего

средний

средний

5

ниже среднего

средний

средний

выше среднего

низкий

ниже среднего

выше среднего

6

ниже среднего

средний

средний

высокий

ниже среднего

ниже среднего

выше среднего

7

ниже среднего

средний

средний

средний

средний

ниже среднего

средний

8

ниже среднего

средний

средний

выше среднего

средний

средний

средний

9

выше среднего

низкий

средний

высокий

выше среднего

низкий

высокий

10

средний

низкий

ниже среднего

средний

средний

низкий

высокий

11

выше среднего

низкий

ниже среднего

средний

средний

средний

средний

12

средний

ниже среднего

ниже среднего

выше среднего

ниже среднего

средний

средний

13

средний

ниже среднего

низкий

выше среднего

средний

средний

средний

14

средний

средний

средний

выше среднего

выше среднего

низкий

высокий

15

средний

средний

ниже среднего

высокий

ниже среднего

низкий

высокий

16

средний

средний

ниже среднего

высокий

средний

низкий

высокий

17

ниже среднего

ниже среднего

ниже среднего

высокий

выше среднего

ниже среднего

высокий

18

ниже среднего

низкий

низкий

высокий

средний

ниже среднего

высокий

19

ниже среднего

низкий

низкий

выше среднего

ниже среднего

низкий

высокий

Таблица 4. Соотношение уровней тревожности по шкалам теста Филлипса

уровни

показатели

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожидания окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителсми

уровень психологической адаптации

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

низкий

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12

63,4

-

-

5

26,0

ниже среднего

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

5,2

-

-

13

68,8

средний

5

26,0

6

31,2

3

15,6

3

15,6

2

10,4

5

26,0

6

31,4

2

10,4

1

5,2

выше среднего

11

58,4

13

68,8

15

79,2

14

74,0

11

58,4

8

42,6

-

-

9

47,0

-

-

высокий

3

15,6

-

-

1

5,2

2

10,4

6

31,2

6

31,4

-

-

8

42,6

-

-

Рис.1. Соотношение уровней тревожности

Таблица 5. Соотношение уровней социально-педагогической запущенности

уровни

показатели

Сформированность свойств субъектного самосознания

Сформированность свойств субъкта общения

Сформированность свойств субъекта деятельности

Семейная тревожность

Достоинства ребенка

Воспитательный микросоциум семьи

Социально-педагогическая запущенность

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

низкий

2

11,8

3

15,6

5

26,0

-

-

5

26,0

7

36,4

-

 

ниже среднего

5

26,0

7

36,4

4

20,8

-

-

7

36,4

6

31,8

-

 

средний

11

56,3

9

48,0

10

53,2

6

31,8

5

26,0

6

31,8

5

26,0

выше среднего

1

5,9

-

 

-

-

8

42,2

2

11,6

-

 

4

20,8

высокий

   

-

 

-

-

5

26,0

-

 

-

 

10

53,2

Рис.2. Факторы социально-педагогической запущенности

По данным рисунка 1, мы определили, что в группе школьников преобладают следующие уровни тревожности по шкалам:

  • «общая тревожность в школе» - выше среднего;

  • «переживание социального стресса» - выше среднего;

  • «фрустрация потребности в достижении успеха» - выше среднего;

  • «страх самовыражения» - выше среднего;

  • «страх ситуации проверки знаний» - выше среднего;

  • «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» - выше среднего;

  • «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» - низкий;

  • «проблемы и страхи в отношения с учителями» - выше среднего;

  • «психологическая адаптация» - низкий.

Таким образом, мы можем констатировать, что в группе детей мигрантов значительно повышен уровень тревожности. Данный факт можно, объяснить тем, что у школьников, особенно в начале обучения в русскоязычной школе, существенны проблемы связанные со взаимопониманием, трудностями самовыражения, проблемами возникающими в процессе усвоения знания, страхом перед ситуациями проверки знания, в частности, устный ответ; фрустрацией ситуации успеха.

Данные, представленные на рисунке 2, иллюстрируют сформированность качеств, определяющих социально-педагогическую запущенность ребенка.

  • у 35% детей - низкая социальная приспособленность, неадекватная самооценка и уровень притязаний, низкий уровень развитости свойств субъектного самосознания;

  • у 50% детей - низкая коммуникативная активность, низкая удовлетворенность потребности в общении, низкий социальный статус и отвержение окружающими, социальная неадекватность, связанная со слабой социальной рефлексией и демонстрацией способов защитно-компенсаторного поведения;

  • у 45% детей определяется дисгармония мотивации учения, нарушения учебно-познавательной активности, несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающуюся на психические новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов);

  • у 70% школьников высокая семейная тревожность, чем выше балл тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию;

  • у 65% детей - неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение;

  • 60% детей испытывают отторжение, неприятие, наблюдается односторонний подход к ребенку со стороны педагогов или родителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у 55% детей выявляются признаки социально-педагогической запущенности.

Для определения уровня невербального интеллекта мы использовали тест Равена (прогрессивные матрицы). Полученные результаты представлены в таблице 6 и на рисунке 3.

Таблица 6. Степени невербального интеллекта

Степени интеллекта

Абс.число учащихся

% соотношение

низкая (интел. дефект)

-

0%

ниже среднего

3

15,6%

средняя

12

63,6%

выше среднего

3

15,6%

высокая

1

5,2%

Рисунок 3. Соотношение степеней невербального интеллекта (%)

Как видно, по данным исследования невербального интеллекта, в группе учащихся преобладает средняя степень развития интеллекта.

Проанализировав результаты эмпирического исследования мы определили социально-психологические факторы, препятствующие процессу адаптации к новым условиям жизнедеятельности детей-мигрантов:

  1. языковой барьер, препятствующий формированию условий взаимопонимания;

  2. низкий уровень социального принятия и, как следствие, низкая социальная активность;

  3. низкий социальный статус;

  4. фрустрация потребности в достижении успеха;

  5. двуязычие и двукультурность;

  6. неблагоприятная семейная обстановка;

  7. неблагоприятные условия жизни;

  8. низкая материальная обеспеченность;

  9. социально-педагогическая запущенность.

В связи с этим у них может возникнуть чувство неполноценности, ущербности от неспособности выстроить контакт с новой средой и социумом, а также адаптироваться в новом для них «мире».

Таблица 7

Сводные данные результатов исследования

 

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожидания окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителсми

уровень психологической адаптации

Сформированность свойств субъектного самосознания

Сформированность свойств субъекта общения

Сформированность свойств субъекта деятельности

Семейная тревожность

Достоинства ребенка

Воспитательный микросоциум семьи

Социально-педагогическая запущенность

Степень развития невербального интеллекта

3

4

4

4

4

4

4

3

2

1

2

2

3

1

1

5

2

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

2

2

4

2

2

3

3

4

4

4

5

5

5

3

5

1

1

2

2

5

3

3

4

3

4

4

4

4

5

5

3

5

2

3

3

3

3

4

3

3

5

4

4

4

4

4

4

3

4

2

4

3

3

4

1

2

4

2

4

4

4

4

4

4

3

5

2

3

3

3

5

2

2

4

3

4

4

4

4

5

5

3

5

1

2

3

3

3

3

2

3

3

4

4

4

4

4

5

1

4

2

2

3

3

4

3

3

3

3

4

4

4

5

5

5

2

5

1

2

1

3

5

4

1

5

3

3

3

3

3

5

5

3

3

3

3

1

2

3

3

1

5

2

4

4

4

3

3

3

1

4

2

4

1

2

3

3

3

3

4

3

3

4

3

3

4

1

5

2

3

2

2

4

2

3

3

4

5

3

4

4

4

3

1

5

2

3

2

1

4

3

3

3

4

3

3

4

4

4

3

1

4

2

3

3

3

4

4

1

5

3

5

4

4

4

4

4

1

4

1

3

3

2

5

2

1

5

3

5

4

3

4

4

4

1

4

2

3

3

2

5

3

1

5

3

3

3

4

4

4

3

1

4

2

2

2

2

5

4

2

5

3

4

3

5

4

4

3

1

4

2

2

1

1

5

3

2

5

3

4

4

3

4

5

4

1

5

1

2

1

1

4

2

1

5

3

Статистическая обработка данных была проведена с помощью выборочного коэффициента ранговой корреляции Спирмена (см. таб. 8). В результате были определены статистически значимые зависимости между показателями:

  • прямая зависимость между уровнем страха самовыражения, тем выше уровень страха ситуации проверки знаний;

  • чем сильнее переживание социального стресса, тем выше страх не соответствовать ожиданиям окружающих;

  • чем сильнее переживание социального стресса, тем ниже уровень психологической адаптации;

  • чем выше уровень страха самовыражения, тем ниже уровень психологической адаптации;

  • чем выше уровень проблем и страхов в отношениях с учителями, тем ниже уровень психологической адаптации;

  • чем выше уровень сформированности свойств субъектного самосознания, тем ниже страх самовыражения;

  • чем выше уровень сформированности свойств субъекта деятельности, тем выше страх не соответствовать ожиданиям окружающих;

  • чем выше уровень семейной тревожности, тем выше уровень страха самовыражения;

  • чем выше степень развития невербального интеллекта, тем больше проблем и страхов в отношениях с учителями,

  • чем выше уровень сформированности свойств субъекта деятельности, тем выше уровень сформированности свойств субъекта общения;

  • чем ниже уровень воспитательного микросоциума семьи, тем выше уровень социально-педагогической запущенности;

  • чем выше уровень сформированности воспитательного микросоциума семьи, тем выше степень развития невербального интеллекта;

  • чем ниже степень развития невербального интеллекта, тем выше уровень социально-педагогической запущенности.

Таким образом, можно определить факторы, положительно влияющие на уровень социально-психологической адаптации детей-эмигрантов:

  • высокий уровень сформированности свойств субъектного самосознания,

  • высокий уровень сформированности свойств субъект общения и деятельности,

  • низкий уровень семейной тревожности,

  • высокий уровень воспитательного микросоциума семьи,

  • низкий уровень школьной тревожности и страхов.

Факторы, формирующие социально-психологическую дезадаптацию:

  • языковой барьер,

  • низкий материальный и культурный уровень семьи,

  • высокий уровень школьной тревожности и наличие школьных страхов,

  • низкий социальный статус ребенка,

  • низкая социальная активность,

  • низкий уровень сформированности свойств субъектного самосознания, общения и деятельности,

  • высокий уровень социально-педагогической запущенности,

  • высокий уровень семейной тревожности и низкая сформированность воспитательного микросоциума семьи.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о существовании особенностей социально-психологической адаптации детей-эмигрантов, обусловленные культурно-языковым барьером, подтвердилась.

Таблица 8. Статистически значимые зависимости между показателями социально-психологической адаптации

 

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожидания окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителсми

уровень психологической адаптации

Сформированность свойств субъектного самосознания

Сформированность свойств субъекта общения

Сформированность свойств субъекта деятельности

Семейная тревожность

Достоинства ребенка

Воспитательный микросоциум семьи

Социально-педагогическая запущенность

Степень развития невербального интеллекта

Общая тревожность в школе

1,000

0,443

-0,028

0,324

0,049

0,025

-0,197

0,298

-0,382

0,202

0,242

-0,147

0,330

-0,079

0,104

-0,181

0,280

Переживание социального стресса

0,443

1,000

-0,145

0,375

0,235

0,485

0,410

0,148

-0,482

-0,022

0,287

0,360

-0,044

-0,316

-0,044

-0,180

-0,108

Фрустр. потребн. в дост. успеха

-0,028

-0,145

1,000

0,214

-0,322

-0,278

0,012

0,082

-0,061

-0,106

0,054

0,118

0,173

0,078

0,434

-0,256

0,221

Страх самовыражения

0,324

0,375

0,214

1,000

0,499

0,273

0,206

0,349

-0,621

-0,516

0,155

0,205

0,540

0,213

-0,134

0,226

-0,156

Страх ситуации проверки знаний

0,049

0,235

-0,322

0,499

1,000

0,682

0,399

0,320

-0,417

-0,449

-0,090

0,167

-0,070

0,307

-0,259

0,206

-0,230

Страх не соот ожидания окружающих

0,025

0,485

-0,278

0,273

0,682

1,000

0,511

0,239

-0,278

-0,288

0,163

0,471

-0,178

0,040

0,008

-0,168

-0,192

Низкая физ. сопрот. стрессу

-0,197

0,410

0,012

0,206

0,399

0,511

1,000

-0,053

0,053

-0,018

0,091

0,339

-0,331

-0,301

-0,057

-0,159

-0,426

Проблемы и страхи в отн.с учит.

0,298

0,148

0,082

0,349

0,320

0,239

-0,053

1,000

-0,548

-0,142

0,062

0,118

0,176

0,157

0,397

-0,403

0,590

уровень психологической адаптации

-0,382

-0,482

-0,061

-0,621

-0,417

-0,278

0,053

-0,548

1,000

0,440

-0,020

-0,033

-0,318

0,014

0,130

-0,087

-0,084

Сформ. свойств субъект. самосозн.

0,202

-0,022

-0,106

-0,516

-0,449

-0,288

-0,018

-0,142

0,440

1,000

0,192

0,111

-0,201

-0,177

0,126

-0,347

0,229

Сформ. свойств субъекта общения

0,242

0,287

0,054

0,155

-0,090

0,163

0,091

0,062

-0,020

0,192

1,000

0,614

0,047

-0,062

0,071

-0,229

-0,001

Сформ. свойств субъекта деятельн.

-0,147

0,360

0,118

0,205

0,167

0,471

0,339

0,118

-0,033

0,111

0,614

1,000

-0,130

0,218

0,028

-0,217

-0,107

Семейная тревожность

0,330

-0,044

0,173

0,540

-0,070

-0,178

-0,331

0,176

-0,318

-0,201

0,047

-0,130

1,000

0,090

-0,156

0,425

-0,047

Достоинства ребенка

-0,079

-0,316

0,078

0,213

0,307

0,040

-0,301

0,157

0,014

-0,177

-0,062

0,218

0,090

1,000

0,106

0,068

0,370

Воспитательный микросоциум семьи

0,104

-0,044

0,434

-0,134

-0,259

0,008

-0,057

0,397

0,130

0,126

0,071

0,028

-0,156

0,106

1,000

-0,838

0,635

Социально-пед. запущенность

-0,181

-0,180

-0,256

0,226

0,206

-0,168

-0,159

-0,403

-0,087

-0,347

-0,229

-0,217

0,425

0,068

-0,838

1,000

-0,576

Степень разв. неверб. интеллекта

0,280

-0,108

0,221

-0,156

-0,230

-0,192

-0,426

0,590

-0,084

0,229

-0,001

-0,107

-0,047

0,370

0,635

-0,576

1,000

ВЫВОДЫ

  1. При поступлении в школу у всех детей основной проблемой, отрицательно влияющей на социально-психологическую адаптацию, является языковой барьер.

  2. У подавляющего числа детей-эмигрантов: неблагополучные семьи, очень низкий уровень жилищных условий, уровень успеваемости низкий и ниже среднего,

  3. Более половины - часто болеющие дети,

  4. Большинство детей обучаются в классах коррекционной направленности.

  5. В группе детей мигрантов значительно повышен уровень тревожности.

  6. У детей - низкая коммуникативная активность, низкая удовлетворенность потребности в общении, низкий социальный статус и отвержение окружающими, социальная неадекватность, связанная со слабой социальной рефлексией и демонстрацией способов защитно-компенсаторного поведения.

  7. У всех детей определяется дисгармония мотивации учения, нарушения учебно-познавательной активности, несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающуюся на психические новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов).

  8. У многих детей - низкая социальная приспособленность, неадекватная самооценка и уровень притязаний, низкий уровень развитости свойств субъектного самосознания.

  9. Неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживают его активность и самовыражение.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 210 с.

  2. Асмолов А.Г. Как встроить мигранта в общество: кризис утраты смысла существования // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень - 2001. - №2. - С.12-20.

  3. Башмакова Е.А. Эффективность общения в социальной работе. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 236 с.

  4. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 368 с.

  5. Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Смирнов Н.К. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие: Учебное пособие для учащихся средних школ. – М.: АПК и ПРНО, 2003. – 146 с.

  6. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.

  7. Витковская Г.С. Направленное расселение вынужденных мигрантов: социальная цена прописки // Вынужденные мигранты и государство. – М., 1998. – С. 250-257.

  8. Вынужденная миграция и права человека / Под ред. М. Арутюнова. - М., 1999. – 200 с.

  9. Ганеев А.М., Тронова Л.С. Конфликтология. Формирование установок толерантного сознания и поведения. – Казань, 2000.

  10. Гриценко В.В. Русские среди русских: проблемы адаптации вынужденных мигрантов и беженцев из стран ближнего зарубежья в России. – М.: ИЭА РАН, 2001. – 156 с.

  11. Зайончковская Ж.А. Прогноз миграции населения // Социологический журнал. – 2002. - №3. – С. 22-27.

  12. Касаткина Е.К. Мы – разные. - Архангельск, 2000.

  13. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Академический проект, 2005. – 280 с.

  14. Ключников С.Ю. Невидимая броня: теория и практика психологической защиты. – М.: Беловодье, 2002.

  15. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: - М.: Изд-во ВЛАДОС-пресс, 2002.

  16. Комарова О.Д. Социально-демографическая характеристика и основные проблемы вынужденной миграции в России // Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение. – М., 2000. – С. 15-32.

  17. Кривцова С.В. Жизненные навыки. – М.: Генезис, 2002.

  18. Лебедева Социальная психология этнических миграций. – М., 1993.

  19. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

  20. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. – М., 1995. – С. 138-153.

  21. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  22. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф., Леберах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. - СПб.: Психотерапевтический институт им. В.М. Бехтерева, 2000.

  23. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999. - 178 с.

  24. Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория и практика, проблемы. – Уфа, 2000.

  25. Мукомель В.И. Федеральное и региональное законодательство о правах вынужденных мигрантов // Вынужденные мигранты и государство. - М., 1998. – С. 103-122.

  26. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб.: Питер, 2004.

  27. Население России / Под ред. А.Г. Вишневской. – М.: Институт социальной работы, 1998. – 256 с.

  28. Николаева М.А. Становление толерантности в условиях модернизации образования. // Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. научн. и метод. трудов под ред. Н.К. Сергеева. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 136-158.

  29. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Смысл, 2000. – 236 с.

  30. Преображенская Н.А. Потенциал вашей личности: психологические тесты. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003

  31. Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста / Авт.-сост. В.И. Екимова, Т.В. Золотова. – М.: АРКТИ, 2008. – 64 с.

  32. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность / Авт.сост. С.А. Пырочкин, О. П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123 с.

  33. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия / Авт.сост. Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

  34. Родионов В.А. Я и все-все-все: тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9 классов. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.

  35. Савоскул СС. Русские переселенцы и Россия: взгляд из нового зарубежья // Вынужденные мигранты и государство. - М., 1998. – С. 289-312.

  36. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога: психологический тренинг. Дубна: ООО «Феникс+», 2000.

  37. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Кризис идентичности у вынужденных мигрантов // Мигранты из дальнего зарубежья. – М., 2000. – С.17-22.

  38. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 2000. – 136 с.

  39. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. От гражданина до беженца: ценности и мотивы поведения русских ближнего зарубежья // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. - М., 1998. – С.120-139..

  40. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов // Психологический журнал. – 2002. – том 23. - №23.- С.66-81.

  41. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д., Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 250 с.

  42. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шлягина Е.И. Нарушения этнической идентификации у русских мигрантов // Социологический журнал. – 2002. - №5. – С. 144-150.

  43. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / авт.-сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 206 с.

  44. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов / Авт.-сост. С.В. Баныкина, В.К. Егоров. – М.: АРКТИ, 2007. – 128 с.

  45. Филиппова Е.И. Опыт создания компактных поселений в России // Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение. М., 1997. - С. 75-88.

  46. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Соматизация: история понятия, культуральные и семейные аспекты, объяснительные и психотерапевтические модели // Московский психотерапевтический журнал. – 200. - №2. – С. 5-50.

  47. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Отв. ред. Н.М. Лебедева. – М.: Изд-во РУДН, 2002.

 

 

 

Просмотров работы: 2201