ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мухамадеева В.С. 1, Тугулева Г.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования этой темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Существует проблема недостаточной разработанности вопросов, непосредственно связанных с методами формирования и развития креативности у старших дошкольников в возрастной и педагогической психологии, возможностью сюжетно-ролевой игры в развитии креативности старших дошкольников. Данная проблема определила цель исследования: определить эффективные психолого-педагогические условия развития креативности у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Работы Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина посвещены идее изучения креативности детей дошкольного возраста. В трудах отечественных психологов креативность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов. Идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской.

Развитие креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности. Креативность в игре связывается со способностью к замыслу, его реализации; с созданием сюжета, его реализации в роли; комбинированием (Л. С. Выготский).

Для педагогического руководства в сюжетно-ролевой игре в целях развития креативности ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают использовать специальные методы, необходимые для развития креативности как способности к творчеству. Среди этих методов исследователи выделяют: метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянд и ассоциаций.

Для решения задач, поставленных для определения психолого-педагогических условий развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, был проведен психологический эксперимент.

В психологическом эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста, общее количество участников психологического эксперимента составило 40 человек, которые были представлены двумя группами по 20 человек в каждой.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – Констатирующий. Проводится первичная диагностика уровня развития креативности экспериментальной и контрольной группах.

2 этап – Формирующий. Использовались специальные приемы, направленные на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста.

3 этап – Контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития креативности в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов. Задача констатирующего этапа психологического эксперимента состояла в определении уровня развития креативности старших дошкольников в обеих группах.

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития креативности у дошкольника в игре: Низкий уровень, Средний уровень, Высокий уровень.

Для оценки игровых проявлений у детей были использованы критерии развития креативности:

- оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

- быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

- гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

- вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для решения задачи по развитию креативности у старших дошкольников был разработан соответствующий алгоритм с привлечением для решения стоящей задачи такого средства как сюжетно-ролевая игра.

Алгоритм представляет психодиагностическую и развивающую систему по оценке, развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста, контролю успешности примененных развивающих приемов.

Алгоритм включает в себя 3 блока:

1) Набор диагностирующих методик.

2) Развивающий блок. (Использование сюжетно-ролевой игры в качестве основного развивающего приема).

3)Третий блок: блок оценки полученных результатов и эффективности применения сюжетно-ролевой игры как основного средства развития креативности у детей старшего дошкольного возраста. Применение третьего блока позволяет корректировать процесс и содержание сюжетно-ролевой игры, методические приемы по использованию сюжетно-ролевой игры как основного средства развития креативности. Этот блок выступает своеобразным средством самоконтроля для педагога-воспитателя в оценке эффективности проводимых развивающих методик.

В результате подтвердилось предположение о том, что развитие креативности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре возможно, если создаются следующие условия:

1. Игровая деятельность детей дошкольного возраста будет организовываться с учетом дифференцированного подхода к детям.

2. Создание психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия ребенка.

3. Обеспечение самостоятельности и свободы выбора в игре у старших дошкольников.

4. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры.

Таким образом, частично создан соответствующий алгоритм создания педагогических условий развития креативности у детей дошкольного возраста.

Просмотров работы: 1485