Актуальность и проблематика темы. Исследование конъюнктуры рынка является важным этапом в принятии управленческих решений, поскольку результаты таких изысканий позволяют снизить риски при проектировании управленческих решений (выход на новые рынки, поиск новых возможностей, обоснование диверсификации бизнеса и проч.). Умение и навыки проведения конъюнктурных исследований является вектором успешного функционирования фирмы во внешней среде. В настоящее время вопросы исследования и оценки конъюнктуры незаслуженно забыты российскими учеными. Справедливости ради стоит отметить, что в настоящее время появляются новые взгляды, направления, научные течения в данной области. В рамках данной работы изучен существующий опыт по данной проблематике в теоретическом плане, проанализированы научные статьи, представляющие практический интерес. Термин «конъюнктура» принадлежит в настоящее время к числу наиболее встречаемых и употребляется очень часто отечественными авторами. В англоязычной же литературе данный термин определяется другими словами и словосочетаниями, например «current situation; market situation; market condition» [14]. Рассмотрим более подробно основные определения понятия «конъюнктура рынка», представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Основные определения понятия «конъюнктура рынка»
Автор |
Определение |
Багиев Г.Л. |
Совокупность конкретных экономических, социальных, организационных, политических и других условий, определяющих в каждый данный момент соотношение спроса и предложения. |
Беляевский И.К. |
Ситуация на рынке, сложившаяся на данный момент или за какой-то промежуток времени под воздействием совокупности условий. |
Лебедева О.А., Лыгина Н.И. |
Совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период времени. |
Ноздрева Р.Б. |
Форма проявления на рынке системы факторов и условий в их постоянном развитии и взаимодействии на данный момент или в течение относительно непродолжительного периода времени, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамика цен. |
Эриашвили Н.Д. |
Ситуация на рынке, определяемая совокупностью факторов и условий и выражаемая определенным соотношением спроса, предложения и динамики цен. |
Жуков Е.Ф. |
Совокупность условий и факторов, характеризующих изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров. |
Носкова Е.В., Романова И.М., Моисеенко И.В. |
Соотношение спроса и предложения на данный момент времени при данном уровне цен |
Источник: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 15]
Состояние рынка товаров и услуг можно охарактеризовать через систему количественных и качественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования. На примере рынка недвижимости и рынка образовательных услуг стран Азиатско-Тихоокеанского региона рассмотрим особенности исследования рыночной конъюнктуры.
Опыт организации конъюнктурных исследований. Исследование и оценка конъюнктуры рынка образовательных услуг базируется на формировании основных направлений исследования. Так при исследовании конъюнктуры рынка образовательных услуг стран Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо исследовать следующие направления [10, 11, 12, 13]:
1. Оценка состояния и тенденций развития рынка: объем производства и темпы прироста объема производства товаров и услуг в странах; основные компании, работающие на рынке; объем продаж товаров и услуг на рынке; соотношение спроса и предложения на рынке.
2. Анализ товарного предложения на рынке: структура операторов рынка; количество основных операторов рынка, направления их деятельности, основные производимые марки и модели товаров; объемы производства и темпы прироста производства товаров в зависимости от компаний–производителей на рынке; объемы экспорта и импорта товаров на рынке; формирование товарного предложения на рынке.
3. Анализ потребительского спроса на рынке: объем продаж товаров и услуг в зависимости от страны-производителя, компании–производителя; предпочтения потребителей при выборе и покупке товаров; частота смены производителя.
4. Анализ цен на рынке: средние цены на товары и услуги.
5. Разработка и апробация методики оценки факторов, влияющих на формирование конъюнктуры рынка: индекс инфляции; процентные ставки Центральных банков; ВВП на душу населения; численность населения; средняя рыночная цена на товары и услуги; объем производства товаров; объем экспорта товаров; объем продаж товаров; объем импорта товаров.
При исследовании рынка недвижимости основные направления исследования рынка с целью оценки конъюнктуры будут несколько иными, нежели при исследовании рынка образовательных услуг [5, 9].
1. Состояние рынка недвижимости: число построенных жилых помещений и их средний размер; основные строительные компании; количество и характеристики возводимых жилых объектов отдельными компаниями-застройщиками.
2. Тенденции развития рынка недвижимости: общие тенденции развития рынка недвижимости; динамика изменения стоимости 1 кв. метра различных типов жилья на первичном и вторичном рынке жилья.
3. Характеристика предложения на рынке недвижимости: количество основных операторов рынка недвижимости, направления их деятельности, технологии строительства, основные бренды, дипломы и награды; доли основных операторов рынка; структура предложения жилья на первичном и вторичном рынках.
4. Анализ спроса на рынке недвижимости: цели приобретения жилья; частота приобретения недвижимости разной стоимости; предпочтения потребителей относительно типа рынка, площади приобретаемой недвижимости.
5. Характеристика конъюнктурообразующих факторов: характеристика экономических, политических, социальных, географических, научно-технических и других конъюнктурообразующих факторов, тенденций под влиянием законодательства, экономических, политических, научно-технических и других факторов; оценка влияния выявленных факторов на конъюнктуру рынка недвижимости.
В целом, стоит особо отметить, что направления исследования конъюнктуры рынка и показатели при разных исследовательских проектах не совпадают. На сегодняшний день нет однозначных показателей и непротиворечивых методик оценки конъюнктуры рынка, что доказывает особую актуальность и повышенный интерес со стороны исследователей к данному вопросу. Всестороннее исследование конъюнктуры является важной проблемой теории и практики. Рыночная конъюнктура является очень сложной системой: конъюнктура определенного рынка образуется (формируется) под воздействием совокупности факторов разной природы, и эта совокупность настолько отлична и своеобразна, что не повторяется в конъюнктурах аналогичного или другого уровней.
Список литературы
Багиев Г.Л., Международный маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, Н.К. Моисеева, С.В. Никифорова. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа/ И.К. Беляевский. – М.: Инфра-М, 2004. – 414 с.
Лебедева О.А., Лыгина Н.И., Маркетинговые исследования рынка / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. – 192 с.
Международные экономические отношения: учебник / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т. Литвиненко и др.; Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.–485 с.
Моисеенко И.В., Носкова Е.В. Классификация методов определения емкости рынка на основе применяемой информации /И.В. Моисеенко,Е.В. Носкова // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. №6. С. 23
Моисеенко И.В., Носкова Е.В. Современные подходы к пониманию конъюнктуры рынка / И.В. Моисеенко, Е.В. Носкова // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. №2. С. 3-11
Моисеенко И.В., Носкова Е.В. Становление понятия «экономическая конъюнктура» / И.В. Моисеенко, Е.В. Носкова // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. №5. С. 11-17
Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг: Учебник / Р.Б. Ноздрева. – М.: Экономист, 2005. – 990 с.
Носкова Е.В. Методический подход к планированию исследования конъюнктуры товарного рынка (на примере рынка недвижимости)/ Е.В. Носкова // Практический маркетинг. 2012. №5. С. 23-30.
Романова И.М., Ефремова П.В. Теоретические основы управления инновационной деятельностью вуза: понятие и виды инноваций и инновационной деятельности вуза / И.М. Романова, П.В. Ефремова // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. №5. С. 18-27
Романова И.М., Носкова Е.В. Исследование конъюнктуры международного рынка образовательных услуг: методический подход и его апробация / И.М. Романова, Е.В. Носкова // Практический маркетинг. 2013. №5 (195). С. 18-28.
Романова И.М., Черновицкая Е.В. Состояние и особенности системы профессионального образования Российской Федерации / И.М. Романова, Е.В. Черновицкая // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2008. №1. С. 52-63
Романова И.М., Шевченко О.М., Полупанова В.А. Сущность, структура и особенности рынка образовательных услуг / И.М. Романова, О.М. Шевченко, В.А. Полупанова // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. №3. С. 67-75
Светуньков С.Г. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебник для вузов. Том II / С.Г. Светуньков, И.С. Светуньков. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 103 с.
Эришвили, Н.Д. Маркетинг / Н.Д. Эрришвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 623с.