ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУГЕ И ДРУЖБЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУГЕ И ДРУЖБЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Кораллкина А.В. 1, Тельминова Е.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детская дружба – это первые связи с людьми, не являющимися родителями, важнейший акт социализации ребенка. Дети, лишенные приятелей в детстве в силу разных обстоятельств, труднее устанавливают контакты и связи уже во взрослой жизни.

Принято считать, что детская дружба зарождается спонтанно и отношения между детьми несерьезные, возникают без усилий и легко распадаются. Сегодня малыш говорит: «Я с Петей дружу, а с Васей – нет», а завтра – наоборот. Вмешательство взрослых нужно разве что в случае бурного конфликта или драки. Однако психологи утверждают: от того, как складываются отношения со сверстниками, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка.

Отношения со сверстниками являются традиционным предметом исследования в самых разных научных школах и направлениях. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, И.С. Кона, А. Фрейд, Э. Эриксона и др.

Изучение общения и отношений со сверстниками детей дошкольного возраста осуществляется, как правило, исходя из представлений об игре как ведущей деятельности возраста. Близкие, дружеские отношения, возникающие именно в старшем дошкольном возрасте, становятся к концу следующего возрастного этапа крайне значимой сферой отношений для самих детей (Д.Б. Эльконин, И.С. Кон, B.C. Мухина, Г.А. Цукерман). Вместе с тем, собственно психологическое содержание дружбы старших дошкольников, ориентация детей на те или иные аспекты отношений, аффективный аспект этих отношений - остаются за пределами многих исследований.

Актуальность исследования дружеских отношений старших дошкольников обусловлена необходимостью анализа различных планов развития личности ребенка, среди которых межличностные отношения со сверстниками занимают важное место. Дружеские отношения можно рассматривать как такую форму близких и личностно значимых отношений, в которой наиболее полно раскрывается возрастное своеобразие отношений со сверстниками и их роль в психическом развитии.

Объектом исследования являются дружеские отношения старших дошкольников.

Предметом исследования является представление о друге и дружбе у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: выделение возрастной специфики психологического содержания дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте через изучение изменения особенностей представлений детей о друге и дружбе на протяжении этого возраста.

Нами выдвинуты следующие гипотезы:

1. Формирование представлений детей о друге и дружбе на протяжении старшего дошкольного определяется переходом от ориентации на внешние характеристики дружеских отношений через преобладание ориентации на характеристики, связанные с совместной деятельностью с другом, к ориентации на внутренние основания дружеских отношений.

2. Существуют тендерные различия в представлениях детей о друге и дружбе состоящие в том, что в представлениях мальчиков в большей степени представлены деловые характеристики друга, а в представлениях девочек - личностные.

Задачи исследования:

1. Анализ теоретических подходов к изучению детской дружбы и результатов эмпирических исследований дружеских отношений.

2. Разработка методик исследования представлений о друге и дружбе детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявление особенностей возрастного развития и анализ тендерных различий представлений о дружеских отношениях на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Сравнительный анализ особенностей представлений о реальных дружеских отношениях и нормативных представлений детей о дружбе.

5. Выделение индивидуальных вариантов развития дружеских отношений со сверстником с учетом особенностей представления о друге и дружбе.

Результаты исследования можно использовать в практической работе с детьми с целью диагностики особенностей дружеских отношений ребенка, коррекции их неблагоприятных вариантов, оптимизации развития дружеских отношений и профилактики их нарушения.

Просмотров работы: 3422