СТАНОВЛЕНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СТАНОВЛЕНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Алексеева А.В. 1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная система государственных закупок в России ― важнейшая сфера взаимодействия государства и бизнеса. Для представителей малого и среднего предпринимательства ― это реальный шанс получить заказ, приносящий высокий доход для бюджета страны ― возможность заключить договор на наиболее выгодных условиях, исключив личную заинтересованность чиновников. Однако применение законодательства о размещении заказов достаточно непростое дело. Непрекращающееся реформирование системы госзакупок, череда законодательных изменений, с одной стороны, и строгий контроль соблюдения установленных норм ― с другой, влекут определенные трудности для всех участников рынка.

В развитии системы госзаказа можно выделить несколько этапов связанных с совершенствованием законодательной базы. Первый этап ― принятие Федерального закона от 27.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который за период своего действия (8,5 лет) претерпел 39 редакций.

Практика показала, что закон № 94-ФЗ и регулируемая на его основе система госзаказа имеют изъяны. Еще в 2010 году Д.А. Медведев констатировал, что «и с ним (законом) коррупция есть, а без него она еще больше»[5].

Современные исследования в области государственных закупок показывают, что возможности коррупции и мошенничества в госзаказе скрыты:

  • при планировании обеспечения государственных нужд (завышение цен; закупка ненужных товаров, работ, услуг; льготные условия контракта и планирование обеспечения государственных нужд исходя из производственных возможностей «своих» поставщиков);

  • при размещении заказа (разработка требований к продукции под конкретного производителя или поставщика; широкий перечень закупок у единственного источника; мнимые, неквалифицированные поставщики, фирмы-однодневки);

  • при исполнении государственного заказа (возможность скрыть невыполнения контракта; отсутствие информации о достижении целей закупки; невозможность получения информации о результатах контракта; возможность сговора поставщика и исполнителя в виду необходимости закрыть контракт в конце года).

В законе № 94-ФЗ имеются следующие несовершенные моменты: отсутствие реальной конкуренции при проведении торгов ( в 57% конкурсов и 64,1% электронных аукционов в 2012 году была подана одна заявка), отсутствие эффективных норм, применяемых в науке, образовании и культуре, при закупках высокотехнологичных товаров и комплексных объектов, незащищенность госзаказа от демпинга и одностороннего неисполнения контракта.

Новый этап развития системы госзаказа в России был обозначен вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Этот закон устанавливает общие принципы и требования к закупкам товаров, работ, услуг компаниями, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%.

Закон № 223-ФЗ призван обеспечить такие механизмы регулирования, при которых бюджетные средства будут расходоваться наиболее рационально, создавая тем самым благоприятную конкурентную среду для поставщиков.

Необходимость повышения эффективности государственных и муниципальных закупок и комплексного совершенствования данной сферы, указанные ранее коррупционные и иные риски, обусловили предпосылки для формирования контрактной системы в России. Создание единой Федеральной контрактной системы (ФКС) было одним из требований президента Российской Федерации в Послании о бюджетной политике на 2010-2012 годы. Подобная система уже давно и весьма эффективно работает в США, где в отличие от России, ФКС обеспечивает подготовку, размещение, оплату и контроль выполнения госзаказов. В России закон № 94-ФЗ регулирует только одно ― механизм размещения заказа, а учет и контроль исполнения госзаказов законом не регулируется.

Контрактная система закупок ― новый этап реформирования государственного заказа в Российской Федерации. С 1 января 2014 года вступают в действие основные положения Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», и закон № 94-ФЗ утрачивает силу. Программа вступления в силу закона рассчитана до 2017 года и предполагает его следующее поэтапное введение:

  • 2014 год ― основные положения, новые процедуры, новая система контроля;

  • 2015 год ― планирование на 2016 год, ввод в эксплуатацию Единой информационной системы (ЕИС);

  • 2016 год ― контрольные полномочия федерального казначейства, централизация закупок;

  • 2017 год ― каталог товаров, работ и услуг.

В новом законе утверждены принципы контрактной системы в сфере закупок:

  • Открытости и прозрачности;

  • обеспечения конкуренции;

  • профессионализма заказчика;

  • ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок;

  • единства системы в сфере закупок;

  • стимулирования инноваций.

Для исполнения закона № 44-ФЗ Президентом дано поручение по созданию и утверждению более чем 30 подзаконных нормативно-правовых актов, которые будут регламентировать данную систему, 13 из них должны быть приняты к концу декабря 2013 года. Таким образом, еще до начала действия закона мы сталкиваемся с его первыми изъянами, ― закон есть, а правой инструментарий отсутствует. Более того, по мнению экспертов, государственные заказчики по объективным причинам не готовы в полном объеме осуществлять закупочную деятельность в рамках данного закона.

Однако закон имеет и несомненные достижения, например, впервые определены и конкретизированы методы определения начальной цены. Кроме того, дается определение каждому методу и, что важно, определяется приоритетный метод, а так же указывается, в каких случаях какой метод необходимо использовать. Приоритетным является метод сопоставления рыночных цен.

Еще одним положительным моментом закона является попытка борьбы с демпингом. Для этого законодателем предусмотрены такие меры как заключение контракта после предоставления участником обеспечения контракта, в случае если цена контракта превышает 15 млн. руб., а так же возможность отклонения заявки в случае признания недобросовестности участника, подавшего его.

Анализируя все вышесказанное нельзя отрицать видимых недостатков как нового закона № 44-ФЗ, так и всего законодательства в целом. Говорить об эффективности данного законопроекта ещё рано. Однако, несмотря на выявленные недостатки и проблемы, с которыми еще придется столкнуться, следует отметить применение системного подхода к проблеме государственных закупок, который характеризуется ясностью и прозрачностью поставленных целей, а так же принципов и методов их достижения.

Литература

  1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс].

URL: http://base.garant.ru/12141175/

  1. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12188083/

  2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70353464/

  3. Госзаказ. Правовая поддержка/ Под ред. А.Е. Гладких/ ООО «НПП «Гарант-сервис-университет», 2012.

  4. Вопрос о низком качестве системы госзакупок/ TORG 94/

[Электронный ресурс].

URL: http://torg94.ru/news.php3?dummy=1&nID=241

Просмотров работы: 3796