ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО СТУДЕНТОВ

Власова И.В. 1
1Санкт-Петербургский государственный университет Кино и Телевидения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время, экологическую ситуацию в мире многие ученые характеризуют как близкую к критической. Негативные явления начали проявляться еще в прошлом столетии, и с каждым годом ситуация усугубляется. Уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных. Ежегодно на Земле исчезает 11 млн. га тропических лесов – это в 10 раз превышает масштабы их восстановления. Каждый день в атмосферу выбрасывается до 60 миллионов тонн углекислого газа. За последние 20 лет количество живых организмов в морях и океанах уменьшилось почти в четыре раза. В настоящее время 40% земель деградирует из-за эрозии почвы. Продуктивность земли уменьшается, что, при наихудших сценариях приводит к потере 50% урожая. За последний век потребление воды выросло почти в 7 раз, а количество доступной пресной воды на каждого человека уменьшилось на 60%. В течение последующих 25 лет предполагается дальнейшее уменьшение запасов пресной воды еще в 2 раза[1].

О критической ситуации говорит статистика. Левада-центр ежегодно проводил опрос у населения России на тему: «В какой мере вас тревожит состояние окружающей среды в вашем населенном пункте?» [2].

Таблица 1

Как видно из приведенной таблицы, с каждым годом люди все меньше и меньше обращают внимание на экологию. Количество людей, которых очень сильно тревожит состояние окружающей среды в их населенном пункте и ближайших окрестностях, сократилось с 1990 года на 29%. Растет число людей, которых не заботит состояние окружающей среды даже в их собственном городе.

Санкт-Петербург в настоящее время сталкивается с теми же проблемами, что и любой быстроразвивающийся мегаполис в мире. Основные экологические проблемы Санкт- Петербурга, по данным РАН и правового центра Беллона, включают:

* Загрязнение атмосферы

* Повышенный уровень шума

* Загрязнение почв

* Загрязнение воды

* Загрязнение отходами [3].

Однако, хочется отметить и позитивную тенденцию. Несколько лет назад в нашей стране появилась тенденция к экологичному образу жизни. Люди стали всерьез задумываться о конечности ресурсов и о том, как можно улучшить экологическую ситуацию в своем городе, а в итоге - в стране и мире. На IV Всероссийском экологическом съезде, проходившем в Москве 2-4 декабря 2013 года, вопрос об экологическом образовании школьников был вынесен на правительственный уровень. В итоговой резолюции съезда делегатами был выдвинут список рекомендаций Правительству Российской Федерации и Минобрнауки в сфере экологического образования и просвещения, в частности: ввести предмет «Экология» в качестве обязательного компонента программы среднего образования. На проблемы экологии обратили внимание не только правозащитники, но и Правительство Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации 2013 год был объявлен годом Защиты окружающей среды. В рамках года проводилось множество мероприятий по обсуждению экологической обстановки в России и в отдельных городах, на круглых столах искались пути решения экологических проблем. Общественные движения также сильнее начали проявлять активность, проводить акции в защиту окружающей среды. Количество экологических организаций, движений и объединений продолжает расти. В течение нескольких последних лет в Санкт-Петербурге быстрыми темпами растет число экологических движений, появляются новые эко-проекты.

Несомненно, что для более эффективной работы с области охраны окружающей среды необходимо наличие налаженной работы в области экологического просвещения. Однако, в школах и детских садах Российской Федерации и Санкт Петербурга, в частности, отсутствует предмет экология. Обычно, экологические темы коротко раскрываются на уроках природоведения, биологии и обществознания, но часов, выделенных на это, недостаточно: школьники знакомятся с предметом поверхностно. К основным задачам реализации содержания тем в уроках о человеке, природе и обществе относятся:

«Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме».

По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, в городе работает 641 общеобразовательная школа, в том числе 68 гимназий и 35 лицеев. Количество выделяемых часов для учеников начальной школы (1, 2, 3, 4 класса) за год на предметы, связанные с окружающим миром (человек, природа, общество), составляет:

1 класс – 66час. из 693час.;

2 класс – 68час. из 782час.;

3 класс -68час. из 782час.

4 класс - 68 часов из 782.

При этом на физическую культуру выделяется значительно больше часов:

1 класс – 99 час. из 693час;

2 класс –102час. из 782час.;

3 класс -102час. из 782час;

4 класс -102часов из 782.

Поскольку в школах и детских садах нет систематических эко-уроков, возникает проблема неосведомленности детей в вопросах бытовой экологии. В учебном плане просто нет тем, затрагивающих проблемы конечности ресурсов, ресурсосбережения, переизбытка отходов, обращения с опасными отходами. Многие не знают, куда звонить, если разбился ртутный градусник, не понимают, что опасные отходы нельзя выкидывать в общий мусор. У подрастающего поколения отсутствует чувство единения себя и мира, т.е. понимание того, что от каждого человека зависит будущее планеты.

Гражданские активисты давно практикуют эко-уроки в школах на добровольческой основе. Создаются уроки на конкретную тематику: раздельный сбор отходов, опасные отходы, загрязнение водоемов, лес и его обитатели – эти уроки проводятся в различных школах города для детей разных возрастных групп. Но, как правило, эти уроки носят разовый характер. Получается, что, заинтересовав однажды школьников определенной экологической проблемой, активисты идут дальше «заражать» уже следующих школьников. А те ребята возвращаются к обычной системе обучения и вскоре забывают о разовом предмете «экология». Лишь немногие школы проявляют инициативу и просят о повторении уроков на другую тематику или для других классов.

В детских садах об экологии говорят еще меньше. Однако известно, что в возрасте от 3-х до 7 лет закладывается фундамент знаний, умений, нравственных и социальных норм. Поэтому очень важно, чтобы в этом возрасте развитие ребенка получило правильное направление. То есть рассказывать о любви к природе и бережному отношению к ней нужно уже с детского сада.

Чтобы решить заявленные проблемы с участием автора этой статьи был создан добровольческий проект «Экология для самых маленьких», целью которого является разработка методического пособия для педагогов и родителей по обучению детей основам экологических знаний и экокультуре, а также проведение занятий в старших группах детских садов и младших классах школы. Методический сборник позволит систематизировать занятия по экологии в младших учебных заведениях и повысит заинтересованность ребят в этом направлении.

Главная особенность сборника – его многоуровневая система, то есть адаптация одних и тех же тем занятий под разные возрастные группы детей. Эта система включает в себя 3 уровня сложности:

• 1 уровень: старшие группы детского сада, дети 5-6 лет;

• 2 уровень: первый и второй классы школы, дети 7-8 лет;

• 3 уровень: третий и четвёртый классы школы, дети 9-10 лет.

Проект призван помочь детям адаптироваться к переходу в среднее звено школы, где они будут изучать экологию, географию и биологию на повышенном теоретическом уровне. В методических рекомендациях указана только средняя школа, детские сады и младшие классы не упоминаются. Поэтому на данный момент актуальность проекта «Экология для самых маленьких» не исчезает и деятельность по проекту будет продолжена.

Проект «Экология для самых маленьких» полностью добровольческий. В его осуществлении участвуют только заинтересованные ребята, в основном – студенты Киновидеотехничекого колледжа и Университета Кино и Телевидения, на базе которых создан проект. С добровольцами проводится воспитательная и учебная работа: прививается любовь к природе и бережное отношение к ней, в том числе они получают и усваивают многочисленные знания по экологии. Во-вторых, они получают опыт воспитания детей, находят с ними общий язык. В-третьих, они получают бесценный опыт работы в коллективе, что развивает у них коммуникабельность, ответственность, пунктуальность, добропорядочность, то есть те качества, которые будут необходимы в будущей профессиональной карьере. Волонтеры обучаются составлению проектов, отчётов, презентаций и методик, сами придумывают задания и апробируют их в учебных заведениях. Творческая коллективная работа позволяет раскрыть лучшие черты каждой личности, найти и развить таланты каждого. Однако, на данный момент, проект не имеет юридического лица, поэтому не засчитывается студентам как стажировка.

В перспективе проекта – привлекать к проведению уроков студентов педагогических ВУЗов и ССУЗов для обеспечения прохождения ими практики, а также получения практического опыта.

Литература

  1. Доклад на заседании расширенного ученого совета РИСИ. В.М. Клапцов, ведущий научный сотрудник сектора биоэкономики и устойчивого развития ЦЭИ РИСИ,

кандидат физико-математических наук.

  1. Левада-центр «Общественное мнение об экологии» ( http://www.levada.ru/19-06-2013/obshchestvennoe-mnenie-ob-ekologii)

  2. Основные экологические проблемы Санкт-Петербурга (http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2011/Petersburg-Europe)

Просмотров работы: 1853