МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогическая технология. Применительно к педагогическому процессу технологию обучения можно определить как совокупность методов, приемов в их логической последовательности, составляющих процесс обучения.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Цель личностно-ориентированной технологии разностороннее, свободное, творческое развитие ребенка.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.

Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают материалом, другим требуется не только значительно больше времени на осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всём классе. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то создается ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются спросить у сильных все не понятные ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабые ученики, досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями решаются поставленные задачи. Развиваются личностные, волевые качества учеников, ответственность. Такова общая идея обучения в сотрудничестве [2].

Технология обучения в сотрудничестве обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляет каждому из них возможность осознать, осмыслить новый материал. Для данной технологии главной особенностью также является групповая работа.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  • деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;

  • выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);

  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  • группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы [1].

Практические методы представляют собой взаимодействие слова, наглядности и практической работы, которую организует и направляет учитель. Учащимся приходится применять на практике ранее усвоенные знания и умения, при условии, что лабораторная работа будет являться для них источником новых знаний. Мы считаем, что применение технологии обучения в сотрудничестве особенно эффективно при организации практической деятельности на уроках биологии.

Рассмотрим методику проведения практических занятий на уроках биологии на примере практического урока на тему «Основные отделы растений». Данный урок был проведен в ходе педагогической практики 4 курса в МБОУ Гимназия №1 г.о. Самара.

Урок-практикум

Тема: Основные отделы растений

Цель: изучить особенности строения, размножения и местообитания данных растений.

Задачи:

  1. Образовательные: повторить внешнее строение и размножение водорослей мхов папоротников и голосеменных

  2. Развивающие: развитие понятий «спора», «органы растения», «жизненная форма», «гаметофит», «спорофит»; развитие умений работы с текстом, иллюстрациями и гербариями; развитие умения анализировать информацию, сравнивать, обобщать.

  3. Воспитательные: формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание на примере изучения мест обитания растений, половое на примере изучения жизненных циклов растений.

Тип урока: урок-практикум

Методы: словесные (объяснение в виде инструктажа), наглядные (демонстрация натуральных и изобразительных объектов), практические (распознавание и определение объектов).

Оборудование: гербарии и иллюстрации растений различных отделов.

Условия проведения

Этот урок проводится после изучения отделов растений: водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные.

Класс делится на 4 группы – «лаборатории», В каждой лаборатории определяется «заведующий». Группе предоставляется листок с информацией и заданиями. Так же на столах у учеников лежат гербарии и иллюстрации изучаемых растений.

В работе имеются вопросы практического характера, согласно которым учащиеся должны работать с раздаточным материалом и искать правильный ответ. Так же в заданиях имеется текст, с помощью которого ученики должны заполнить предложенную им таблицу. (В таблице уже заполнена последняя колонка по покрытосеменным растениям. Она одновременно служит примером для заполнения остальных колонок). Каждая лаборатория заполняет таблицу исследуемого отдела растений. На практическую работу отводится 25 минут.

Отделы растений

Водоросли

Мхи

Папорот-

ники

Голосемен-

ные

Покрытосе-

менные

Среда обитания

       

Наземно-воздушная, водная, почвенная

Жизненные формы

       

Травы, деревья, кустарники

Особенности

строения:

  • Корень

       

+

  • Стебель

       

+

  • Листья

       

+

  • Цветок

       

+

  • Плод

       

+

  • Иные части

растения

       

Видоизмененные органы

Способ размножения: спорами или

семенами

       

семенами

Чем представлен

гаметофит?

       

♀семязачаток

♂пыльцевое

зерно

Чем представлен

спорофит?

       

Взрослое зеленое растение

Далее каждая лаборатория представляет свой отдел растений: «заведующие лабораториями» выходят к доске и заполняют на доске свою колонку в сравнительной таблице. Подводятся итоги проведенной работы и выставляются оценки каждой лаборатории.

Задание для лаборатории «Мхи»

Фамилия и имя исследователя_________________________________

Класс_______________________________________________________

Цель работы: изучить особенности строения, размножения и местообитания мхов.

Оборудование: гербарий кукушкина льна, сфагнума.

Ход работы.

  1. Рассмотрите предложенный вам гербарий растения кукушкин лен. Ответьте на следующие вопросы:

  • Какая жизненная форма растения представлена: дерево, кустарник, трава?

_________________________________________________________________

  • Каковы размеры растения (приблизительно)?

__________________________________________________________________

  • Какие органы, характерные для растений, можно выделить у этого мха: корень, стебель, лист, цветок, плод? (ответ подчеркните)

  • Какую форму имеют листья?

_________________________________________________________________

  • Как вы думаете, почему эти растения растут кучно?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Рассмотрите предложенный вам гербарий растения сфагнум. Ответьте на следующие вопросы:

  • Какой цвет имеет это растение и почему?

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

  • Чем побеги сфагнума отличаются от побегов кукушкина льна?

____________________________________________________________________

  • По какому признаку можно определить женское растение кукушкина льна или сфагнума?

__________________________________________________________________

Информация для лаборатории «Мхи»

Мохообразные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Почти все они многолетние растения. Они всегда растут в местах повышенного увлажнения. Все мохообразные делятся на два класса: печеночники и листостебельные мхи.

У печеночников тело представлено разветвленным зеленым слоевищем. У листостебельных мхов хорошо видны стебель и мелкие зеленные листья, т.е. есть побег. Они имеют ризоиды, которые закрепляет растение в почве. В их теле имеется фотосинтезирующая ткань, но проводящие, механические, запасающие и покровные ткани отсутствуют или слабо развиты.

Печеночники и листостебельные мхи размножаются спорами, поэтому их называют споровыми растениями.

На зеленных побегах появляются специальные органы, в которых развиваются мужские гаметы – сперматозоиды, и женские гаметы – яйцеклетки. С водой сперматозоиды попадают на яйцеклетку и оплодотворяют ее. После оплодотворения на появившейся зиготе развивается особый орган – коробочка, или спорофит. В коробочке формируются споры, которыми размножаются моховидные растения. Как только споры созревают, они высыпаются на землю и прорастают в зеленую нить – протонему, внешне похожую на водоросль.

Зеленое растение у мохообразных, которое развивается из споры называют гаметофитом, потому что на нем образуются гаметы. Спорофит развивается после оплодотворения на женском растении и питается его соками (паразитирует на нем) и представляет собой коробочку со спорами – спорангий.

По результатам своего исследования заполните колонку в таблице, соответствующую мхам

Задание для лаборатории «Водоросли»

Фамилия и имя исследователя_________________________________

Класс_______________________________________________________

Цель работы: изучить особенности строения, размножения и местообитания водорослей.

Оборудование: гербарий зеленых и бурых водорослей.

Ход работы.

  1. Рассмотрите предложенный вам гербарий водорослей. Ответьте на следующие вопросы:

  • Какую форму тела имеют водоросли, представленные на гербарии: округлую, овальную, вытянутую?

__________________________________________________________________

  • На что похоже слоевище водорослей (похоже ли оно на растение с его органами)?

___________________________________________________________________

  • Как вы думаете, водоросли, представленные на гербарии, прикрепляются ко дну или свободно плавают в толще воды?

____________________________________________________________________

  • Есть ли у водорослей органы прикрепления?

____________________________________________________________________

  • Какой цвет имеют гербарные образцы водорослей?

____________________________________________________________________

  • Что определяет их окраску и где находится пигмент в клетке?

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  • Как вы объясните взаимосвязь: водоросли обитают в воде и у них слабо развита механическая ткань.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Информация для лаборатории «Водоросли»

Водоросли — самые древние растения на нашей планете. Преобладающее большинство из них живет в пресной и соленой воде. Некоторые произрастают в наземно-воздушной среде, располагаясь на стволах деревьев, каменных стенах, на поверхности почвы и даже снега и льда.

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные организмы.

Строение водорослей отличается от строения других растений. Их тело не расчленено на корень, стебель и листья, а представлено слоевищем, или талломом. В нем нет проводящих сосудов, не развиты ткани, характерные для растения. Водоросли всей поверхностью своего тела поглощают вещества из окружающей среды, а поддерживаются вертикально в водоемах, благодаря воде. У некоторых водорослей есть ризоиды – корнеподобные выросты, с помощью которых они прикрепляются ко дну. Отсутствие тканей и органов – признак, по которому водоросли их относят к низшим растениям.

В клетках тела водоросли присутствует хлорофилл, который содержится в клетке в особом органоиде – хроматофоре. В связи с этим водоросли относят к автотрофным организмам, способным с участием хлорофилла на свету осуществлять фотосинтез.

Размножаются водоросли бесполым и половым путем.

Бесполое размножение водоросли происходит спорами, которые образуются делением одной материнской клетки. Обычно возникает одна или четыре споры. У некоторых водорослей споры имеют жгутики, которыми они передвигаются в водной среде. Споры со жгутиками называются зооспорами. Из споры вырастает новая (дочерняя) особь.

Вегетативное размножение происходит вследствие случайного разрыва таллома или в благоприятных условиях распадением тела на отдельные клетки. Это часто происходит у нитчатых зеленых водорослей.

Половое размножение осуществляется благодаря слиянию двух половых клеток — гамет. В результате слияния двух гамет от разных особей водоросли образуется зигота. После некоторого периода покоя зигота прорастает и дает начало новому дочернему организму.

Водоросли играют огромную роль в природе как гигантский поставщик кислорода в атмосферу, а в водной среде — органических питательных веществ и энергии для живых организмов, которые питаются гетеротрофно.

По результатам своего исследования заполните колонку в таблице, соответствующую водорослям

Задание для лаборатории «Папоротникообразные»

Фамилия и имя исследователя_________________________________

Класс_______________________________________________________

Цель работы: изучить особенности строения, размножения и местообитания папоротникообразных.

Оборудование: гербарий папоротника, хвоща.

Ход работы.

  1. Рассмотрите предложенный вам гербарий папоротника и хвоща. Ответьте на следующие вопросы:

  • Какая жизненная форма растения представлена: дерево, кустарник, трава?

__________________________________________________________________

  • Какой орган папоротника представлен на гербарии?

__________________________________________________________________

  • Где созревают споры у папоротника? Каковы их размеры?

____________________________________________________________________

  • Чем отличаются весенний и летний побеги хвоща? (обратите внимание на цвет и особенности побега).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Чем отличаются листья папоротника и хвоща?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Найдите спорангии папоротника и укажите, где они расположены.

____________________________________________________________________

  • Найдите спороносный колосок хвоща, на каком побеге он расположен?

____________________________________________________________________

Информация для лаборатории «Папоротникообразные»

Папоротникообразные — большая группа высших растений. В нее входят плауны, хвощи и папоротники. В большинстве своем все они — травянистые растения, обитающие в тенистых, влажных местах. В тропических лесах Азии, Америки и Австралии произрастают древовидные папоротники 15 — 20 метров в высоту.

Современные папоротникообразные часто называют живыми ископаемыми. Все они нуждаются в охране.

Папоротникообразные различаются между собой по внешнему виду. Все они однако имеют сходные черты во внутреннем строении, развитии и размножении.

У всех папоротникообразных есть вегетативные органы: придаточные корни и побег (стебель и листья). Корневой системы у папоротников нет, но есть настоящие придаточные корни. Хотя они слабые и проникают лишь в верхние слои почвы. Стебель папоротникообразных бывает двух видов: подземный – корневище и надземный. У папоротникообразных имеются покровные, механические и проводящие ткани. Проводящие ткани корня и побега образуют вместе единый центральный цилиндр — стелу.

Развитие тканей у папоротникообразных объясняется их приспособленностью к существованию в наземно-воздушной среде. Этим же объясняется и крупные размеры их органов.

Размножение и расселение осуществляется спорами. Одно растение способно образовывать несколько миллионов спор. Все они очень долго сохраняют способность к прорастанию во влажной теплой среде.

В благоприятных условиях из споры развивается маленькая пластинка или нить — заросток. Он зеленого цвета, т.к. содержит хлорофилл и имеет ризоиды. Заросток может жить самостоятельно некоторое время. На нем вскоре в особых органах развиваются мужские и женские половые клетки (гаметы). На нижней поверхности заростка, в женских половых органах — архегониях находится яйцеклетка. К ней током воды доставляются из мужских половых органов — антеридиев мужские гаметы — сперматозоиды. После оплодотворения из образовавшейся зиготы на заростке появляется маленький побег с придаточными корнями. Со временем оно развивается в крупное зеленое растение, живущее много лет. Спустя некоторое время на растение образуются споры в особых органах — спорангиях. Поэтому данную фазу жизненного цикла папоротникообразных называют спорофитом, а стадию заростка — гаметофитом.

По результатам своего исследования заполните колонку в таблице, соответствующую папоротникам.

Задание для лаборатории «Голосеменные»

Фамилия и имя исследователя_________________________________

Класс_______________________________________________________

Цель работы: изучить особенности строения, размножения и местообитания голосеменных растений.

Оборудование: гербарий сосны, лиственницы, кипариса, тиса, гинкго двулопастного.

Ход работы.

  1. Рассмотрите предложенный вам гербарий тиса, кипариса, лиственницы и сосны. Ответьте на следующие вопросы:

  • Какая жизненная форма растений представлена: дерево, кустарник, трава?

_________________________________________________________________

  • По какому признаку эти растения относят к хвойным (особенности листьев, название листьев).

___________________________________________________________________

  • Сколько хвоинок в пучке у сосны, лиственницы (приблизительно)?

____________________________________________________________________

  • У каких растений хвоя более мягкая?

____________________________________________________________________

  • Найдите на гербарии сосны органы, в которых созревают семена. Как они называются?

____________________________________________________________________

  1. Рассмотрите гербарий гинкго двулопастного. Ответьте на следующие вопросы:

  • Какая жизненная форма растений представлена: дерево, кустарник, трава?

___________________________________________________________________

  • Какую форму имеют листья этого растения?

___________________________________________________________________

  • Чем листья гинкго отличаются от листьев хвойных?

___________________________________________________________________

Информация для лаборатории «Голосеменные»

Голосеменные растения обитают только на суше (наземно-воздушная среда), причем поселяются они на любых почвах: песчаных, черноземных, суглинистых и т.д.

Голосеменные — древесные растения: деревья, кустарники. Травянистых форм нет.

Растения, относящиеся к отделу голосеменных, так же как и покрытосеменные, характеризуются тем, что производят семена. Свое название они получили из-за того, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек. У голосеменных имеются хорошо развитые ткани; фотосинтезирующие, проводящие, покровные, механические, запасающие и образовательные. Они обладают способностью роста стебля в толщину вследствие деления камбия.

Среди растений отдела голосеменные наиболее распространены представители класса хвойные. К хвойным голосеменным растениям нашей страны относятся ель, сосна, пихта, лиственница и можжевельник.

Сосна — высокоствольное, светолюбивое дерево, произрастающее на любых почвах: песчаных, каменистых, болотных. Хвоинки длиной 4 — 5 см. по 2 или по 5 сидят на очень коротких боковых побегах, расположенных на ветвях. Хвоинки живут 2 — 4 года, поэтому их называют вечнозелеными растениями.

Весной на верхушках молодых побегов сосны появляются маленькие (около 5 мм) красноватые женские шишки. У основания молодых побегов среди хвои располагаются скопление овальных мелких мужских шишек. На чешуях женских шишек, ни чем не защищенные, как голые, лежат семязачатки с развитой в них яйцеклеткой. В мужских шишках развивается пыльца, в ней образуются половые клетки — спермии. Таким образом, гаметофиты у голосеменных растений микроскопические: ♂ гаметофит представлен мужскими шишками, а ♀ гаметофит женскими шишками. Спорофит представлен взрослым растением.

Спермии у сосны – неподвижные клетки, без жгутиков. Пыльца разносится ветром и опыляет семязачатки, после опыления чешуи шишки смыкаются и склеиваются смолой: начинается процесс подготовки к оплодотворению (прорастание пыльцевой трубки у пылинки, в ней спермиев и яйцеклетки в семязачатке) и происходит непосредственно оплодотворение. После оплодотворения из зиготы развивается зародыш, и формируются семена сосны.

В семенах (в отличие от спор) есть запас питательных веществ, они защищены семенной кожурой, и в них формируется зародыш нового растения. Он состоит из зародышевого корешка, почечки и зародышевых листьев (семядолей). Когда созревают семена, чешуи шишки раздвигаются и семена выпадают из нее. На семенах имеется пленчатое крыло, которое позволяет им с помощью ветра отлететь от материнского растения. Похожим образом размножаются все хвойные.

По результатам своего исследования заполните колонку в таблице, соответствующую папоротникам.

Итоговая таблица

Отделы растений

Водоросли

Мхи

Папорот-

ники

Голосемен-

ные

Покрытосе-

менные

Среда обитания

Водная, влаж. участки суши

Влажные участки суши

Влажные участки суши

Наземно-воздушная,

любые почвы

Наземно-воздушная, водная, почвенная

Жизненные формы

Однокл., многокл. травы

Травы

Травы.

Деревья, кустарники

Травы, деревья, кустарники

Особенности

строения:

  • Корень

_

_

Придаточные

Мощная корневая система

+

  • Стебель

_

+

Подземный и надземный

Ствол

+

  • Листья

_

+

+

+

+

  • Цветок

_

_

_

_

+

  • Плод

_

_

_

_

+

  • Иные части

растения

Слоевище, ризоиды

ризоиды

Видоизменен-

ные органы

Способ размножения: спорами или

семенами

Спорами

Спорами

Спорами

Семенами

Семенами

Чем представлен

гаметофит?

Взрослое

растение

Взрослое

растение

Заросток

♀семязачаток

♂пыльцевое

зерно

♀семязачаток

♂пыльцевое

зерно

Чем представлен

спорофит?

Зигота

Спорангий на ножке

Взрослое зеленое растение

Взрослое зеленое растение

Взрослое зеленое растение

Литература

  1. Лабораторный практикум по теории и методике обучения биологии: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников / Авторы составители: А.А. Семенов, Н.Г. Боброва и др.; Под ред. А.А. Семенова. – Самара: Изд. СГПУ, 2003. - 197 с.

  2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ», 204. – 336 с.

Просмотров работы: 2684