Суть технологии модульного обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам в процессе работы с модулем, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. Это полностью соответствует новым требованиям к биологическому образованию, предъявляемым ФГОС.
Модуль – это функциональный целевой узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им [2].
Применение технологии модульного обучения предполагает разработку модульной программы, котораясостоит из комплексной дидактической цели (КДЦ) и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Модульная программа может охватывать раздел школьного курса биологии или отдельную его тему. При составлении модульной программы учителю необходимо:
выделить основные научные идеи раздела или темы;
структурировать содержание учебного материала вокруг этих идей в определенные блоки;
сформулировать комплексную дидактическую цель;
из комплексной дидактической цели выделить интегрирующие дидактические цели (ИДЦ);
составить модуль [1].
В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), в соответствии, с которыми выделяются учебные элементы (УЭ).
Использование технологии модульного обучения предполагает знание учителем некоторых принципов, позволяющих каждому ученику вместе с педагогом управлять своим обучением.
Перед каждым модулем необходимо проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь представление об уровне готовности к работе по новому модулю.
Обязательно осуществляйте текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента в виде самоконтроля, взаимоконтроля, сверки с образцом и т.д.
После завершения работы с модулем нужно проводить выходной контроль.
Содержание учебного материала должно быть дифференцированным, для того чтобы ученик его мог эффективно усвоить.
Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Для его реализации большое значение имеет структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов (УЭ) плюс три: УЭ-0 – формулировки целей модуля; УЭ предпоследний – обобщение; УЭ последний – выходной контроль.
Каждый учебный элемент имеет:
частную дидактическую цель;
задание для самостоятельной работы;
промежуточный контроль [1].
В целом, модуль выглядит следующим образом:
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство к выполнению заданий |
УЭ-0 |
Интегрирующая дидактическая цель. Входной контроль |
Указать время на выполнение |
УЭ-1, УЭ-2, УЭ-3 и т.д. |
Частная дидактическая цель. Задание для самостоятельной работы. Промежуточный контроль |
Способ выполнения, источник, время на выполнение |
УЭ обобщение |
Обобщения и выводы по уроку |
|
УЭ последний |
Выходной контроль |
|
Домашнее задание |
Для учета набранных баллов в ходе работы с модулем учеником заполняется лист самоконтроля, который может иметь следующий вид:
УЭ |
Номер задания |
Баллы |
Сумма баллов |
Важным критерием построения модуля является структурирование учебной деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
В модуле должна быть предусмотрена возможность для повторения основного содержания. Она реализуется через предпоследний учебный элемент (обобщение). Важно, чтобы обобщение было сделано не только словесно, но и в форме таблиц сравнительных характеристик, графиков, диаграмм и т.д.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной. В старших классах лекционная система вполне согласуется с технологией модульного обучения. В такую технологию хорошо вписывается работа индивидуальная, в паре, в группах. Модули могут использоваться в любой организационной системе обучения и тем самым улучшать ее качество и повышать эффективность [2].
Ниже приводится пример изучения темы «Класс Земноводные» с помощью модульной технологии. На тему отводится 4 урока, соответственно представлено 4 модуля.
Тема: Скелет и внешнее строение земноводных.
Цель: изучить строение скелета и внешнее строение земноводных, выявить особенности связанные с наземной средой обитания.
Задачи:
1.Образовательные: сформулировать представление о земноводных, их усложнение по сравнению с представителями класса Рыбы; выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше;
2.Развивающие: развитие понятий «скелет», «среда обитания»; развитие познавательного интереса, логического мышления, умения анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умения высказывать собственное мнение и его обосновывать; формирование умений работать с учебником.
3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание на примере адаптивных черт строения лягушки.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий).
Оборудование: таблицы «Скелет лягушки», «Внутреннее и внешнее строение класса Рыбы», модуль для освоения темы.
Модуль 1 «Скелет и внешнее строение земноводных»
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием задания |
Руководство по усвоению учебного материала |
|||||||||||||||
УЭ-0 |
ИДЦ: изучить особенности строения внешнего и внутреннего строения лягушки в связи со средой обитания |
||||||||||||||||
УЭ-1 Входной контроль |
ЧДЦ: проверить знания об адаптивной приспособленности рыб 1.Закончите следующие фразы: а) у большинства рыб ___________форма тела; б) кожа покрыта_________________; в) кожные железы выделяют _____________, уменьшающую _________тела рыб при движении в воде; г) окраска рыб _________ и зависит от ________ окружающей среды; д) по характеру питания рыбы бывают ________________; е) дышат рыбы _______________; ж) органами передвижения рыб являются – ___________________________________; з) к органам чувств относятся: __________________________; 2. Напишите названия органов внешнего строения рыбы.(1-9) 3.Выпишите адаптивные черты рыб к водной среде. |
Выполняются самостоятельно в тетради. Проверяется совместно с учителем. Критерий оценки: 1-3 ошибки – 4 3-4 ошибок – 3 |
|||||||||||||||
УЭ-2 Изучение нового материала |
ЧДЦ: изучить особенности строения лягушки
Напишите органы внешнего строения лягушки (1-10) |
Проверьте и оцените свою работу: Нет ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; 4 и более – вы не справились с заданием. |
|||||||||||||||
УЭ-3 Изучение нового материала |
ЧДЦ: изучить скелет лягушки как первого наземного животного
|
||||||||||||||||
УЭ-4 Изучение нового материала |
ЧДЦ: изучить скелет лягушки как первого наземного животного
Задание. Заполните таблицы: «Строение и функции скелета земноводных»
«Сравнительная характеристика скелета земноводных и рыб»
|
Самостоятельное выполнение заданий. Критерий оценки по 5 бальной шкале для каждого задания. |
|||||||||||||||
УЭ-5 Закрепление |
ЧДЦ: проверить полученные на уроке знания Выберете правильные суждения. 1. Лёгочное и кожное дыхание в связи с одновременным водным и наземным образом жизни; 2.Вторые животные, у которых появляются парные конечности; 3.Позвоночник имеет столько же отделов, сколько и у рыб; 4.Кожа образована многослойным эпителием или собственно кожей. Бывают ядовитые железы; 5.В коже много кровеносных сосудов в связи с кожным дыханием; 6.Кожа тонкая и слизкая, покрыта ороговевшими пластинками. |
Критерии оценки: Нет ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; 5 и более – материал не усвоен. |
|||||||||||||||
УЭ-6 Обобщение |
ЧДЦ: определить усвоение учебного материала 1.Подсчитайте количество баллов, полученных на уроке. 2. Выставьте себе оценку за урок, пользуясь следующими критериями:
|
||||||||||||||||
УЭ-7 Домашнее задание |
Если вы получили за урок оценку “5” или “4”, то для вас нет домашнего задания. Но если ваша оценка “3”, то вам необходимо выучить § 36. |
Тема: Внутреннее строение Земноводных.
Цель: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.
Задачи:
1.Образовательные: рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их особенности, связанные со средой обитания; установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.
2.Развивающие: развитие понятий «дыхание», «кровообращение», «выделение», «рефлекс»; развитие познавательного интереса, умения анализировать и сравнивать, формирование умений работать с учебником.
3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий.
Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка», «Скелет лягушки»; рельефная таблица «Внутреннее строение лягушки», модуль для освоения темы.
Модуль 2 «Внутреннее строение земноводных»
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием задания |
Руководство по усвоению учебного материала |
||||||||
УЭ-0 |
ИДЦ: изучить внутреннего строения лягушки в связи со средой обитания. |
|||||||||
УЭ-1 Входной контроль |
ЧДЦ: проверить знания о внешнем строении земноводных. Задание 1. Укажите правильные ответы: 1. Для внешнего строения лягушки характерно: а) Тело состоит из трех отделов: головы, туловища и конечностей; б) Граница между головой и туловищем малозаметна; в) Есть хорошо выраженная шея; г) Голая кожа покрыта слоем слизи; д) Хорошо развиты парные конечности, каждая из которых состоит из трех отделов; е) Глаза без век; ж) Глаза защищены веками; з) Ноздри ведут в слепо заканчивающиеся обонятельные ямки; и) Ноздри сквозные, воздух проходит по носовым ходам и через хоаны в ротоглоточную полость. 2. Скелет лягушки: а) Состоит из скелета головы, туловища, конечностей и их поясов; б) Имеет хрящевой череп; в) Позвоночник состоит из трех отделов – шейного, туловищного и хвостового; г) Шейный и крестцовый отделы имеют по одному позвонку; д) Хвостовой отдел позвоночника отсутствует; е) К позвонкам туловищного отдела прикрепляются ребра; д) Ребра отсутствуют; е) У лягушки есть грудная клетка; ж) Хвостовые позвонки срастаются в единую хвостовую кость. Задание 2. Что обозначено на рисунке цифрами 1-12? Задание 3. Докажите на примере скелета лягушки, что это первое наземное животное. Какие отделы скелета лягушки появляются впервые по сравнению с рыбами? |
Выполняются самостоятельно в тетради. Проверяется совместно с учителем. Критерий оценки: 1-3 ошибки – 4 3-4 ошибок – 3 |
||||||||
УЭ-2 Изучение нового материала |
ЧДЦ: изучить особенности строения пищеварительной лягушки.
Напишите отделы пищеварительной системы земноводных(1-10) |
Проверьте и оцените свою работу: Нет ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; 4 и более – вы не справились с заданием. |
||||||||
УЭ-3 Изучение нового материала |
ЧДЦ: изучить кровеносную систему земноводных.
Почему малый круг кровообращения называется легочным? Какие процессы там происходят? |
Объяснение учителя |
||||||||
УЭ-4 Изучение нового материала |
ЧДЦ: изучить дыхательную, нервную и выделительную системы земноводных.
Задание1. Укажите правильные ответы: Особенности дыхательной системы лягушки: а) Органы дыхания – парные мешковидные легкие с тонкими ячеистыми стенками; б) Вдох и выдох происходят за счет изменения объема грудной клетки; в) Дыхание происходит за счет опускания и подъема дна ротовой полости; г) Дыхание осуществляется не только с помощью легких, но и с помощью кожи. Задание2. Какими прогрессивными чертами обладает головной мозг земноводных в сравнении с рыбами? Задание 3. В чем разница в строении выделительной системы рыб и земноводных? |
Самостоятельное выполнение заданий. Критерий оценки по 5 бальной шкале для каждого задания. |
||||||||
УЭ-5 Закрепление |
ЧДЦ: Проверить знания, полученные на уроке. Выберите правильные суждения.
|
Нет ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; 4 и более – вы не справились |
||||||||
УЭ-6 Обобщение |
ЧДЦ: определить усвоение учебного материала.
|
|||||||||
УЭ-7 Домашнее задание |
Если вы получили за урок оценку «5» или «4», то для вас нет домашнего задания. Но если ваша оценка «3», то вам необходимо выучить § 37. |
Тема: Размножение земноводных.
Цель: изучить особенности размножения и развития земноводных.
Задачи:
1.Образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний о размножении и развитииземноводных, связанное с водой; привести доказательства происхождения земноводных от древних кистеперых рыб.
2.Развивающие: развитие понятий «размножение», «метаморфоз», «эволюция»; развитие умений сравнивать и анализировать, умений работать с источниками информации.
3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, половое воспитание на примере размножения земноводных.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий).
Оборудование: таблицы «Развитие лягушки», «Внутреннее строение лягушки», модуль для освоения темы.
Тема: «Размножение земноводных»
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием задания |
Руководство по усвоению учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-0 |
ИДЦ: изучить размножение земноводных и их происхождение. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 Входной контроль |
ЧДЦ: проверить знания об особенностях внутреннего строения лягушки. Задание 1. Ответьте на вопросы. 1. Сколько камер различают в сердце земноводных? 2. Сколько кругов кровообращения имеет лягушка? 3. Какой кровью снабжаются внутренние органы? 4. Какая кровь находится в разных отделах сердца земноводных? 5. Чем принципиально отличается кровеносная система земноводных и рыб? 6. Какие органы участвуют в процессе дыхания? 7. Каково значение слизи на коже в процессе дыхания? 8. Протоки, каких систем органов впадают в клоаку? 9. Чем представлена центральная нервная система? 10. Какие безусловные рефлексы характерны для земноводных? 11. Какова функция почек? Задание 2. 1)Отметьте органы внутреннего строения лягушки. 2)К каким системам органов они относятся? |
Выполняются самостоятельно в тетради. Проверяется совместно с учителем. Критерий оценки: 1-3 ошибки – 4 3-4 ошибок – 3 |
||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 Изучение нового материала |
ЧДЦ: изучить половую систему земноводных, особенности поведения в брачный период.
|
Объяснение учителя |
||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 Изучение нового материала |
ЧДЦ: изучить особенности размножения лягушки (цикл развития).
Задание 1. Чем представлена женская половая система? Задание 2. Чем представлена мужская половая система? Задание 3. Заполнить таблицу «Сравнение взрослой лягушки с головастиком».
|
Самостоятельное выполнение заданий. Критерий оценки по 5 бальной шкале для каждого задания. |
||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-4 Изучение нового материала |
ЧДЦ: изучить происхождение земноводных.
|
Объяснение учителя Фронтальная беседа. За каждый правильный ответ – 1 балл |
||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-5 Закрепление |
ЧДЦ: проверить полученные на уроке знания Выберете правильные суждения. 1. Половые продукты выводятся из организма через половое отверстие; 2. Половые продукты выводятся из организма через клоаку; 3. Оплодотворение у земноводных внутреннее; 4. Оплодотворение наружное; 5. Вышедший из икринки головастик дышит сначала наружными, затем внутренними жабрами; 6. Вышедший из икринки головастик сразу же дышит с помощью легких и кожи; 7. У головастика появляются парные плавники – грудные и брюшные; 8. У головастика развиваются сначала задние, затем передние пятипалые конечности; 9. Головастик имеет боковую линию; 10.Головастик имеет жаберные крышки; 11.У вышедшего из икринки головастика сердце двухкамерное и один круг кровообращения; 12. У вышедшего из икринки головастика сердце трехкамерное и два круга кровообращения; 13.Второй круг кровообращения образуется у головастика в связи с развитием легких. |
Критерии оценки: Нет ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; 5 и более – материал не усвоен. |
||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-6 Обобщение |
ЧДЦ: определить усвоение учебного материала 1.Подсчитайте количество баллов, полученных на уроке. 2. Выставьте себе оценку за урок, пользуясь следующими критериями:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-7 Домашнее задание |
Если вы получили за урок оценку “5” или “4”, то для вас нет домашнего задания. Но если ваша оценка “3”, то вам необходимо выучить § 38. |
Тема: Многообразие и значение Земноводных.
Цель: изучить многообразие и значение земноводных.
Задачи:
1.Образовательные: изучить характерные особенности отрядов земноводных (Безногие, Бесхвостые, Хвостатые), познакомиться с представителями, выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.
2.Развивающие: развитие понятий «среда обитания», «систематическая группа»; развитие умений анализировать информацию.
3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание на примере изучения мест обитания земноводных разных отрядов, нравственное воспитание на примере изучения охраняемых видов земноводных.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий).
Оборудование: таблицы «Развитие лягушки», «Многообразие Земноводных», модуль для освоения темы.
Модуль 4 «Многообразие и значение Земноводных»
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием задания |
Руководство по усвоению учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-0 |
ИДЦ: изучить особенности внешнего строения, многообразия и значения отрядов: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. |
|||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 Входной контроль |
ЧДЦ: проверить знания о размножении и происхождении Земноводных. 1.Ответьте на вопросы. а) Где происходит размножение земноводных и развитие их личинок? б) Какое оплодотворение у большинства земноводных? в) Когда появились первые земноводные? г) Кто был предком древних земноводных? д) Какие особенности позволили рыбам освоить наземную среду обитания и превратиться в земноводных? 2. Подпишите соответствующие названия (1-6). 3.Ответьте на вопросы: 1) Сколько кругов кровообращения у головастика? 2) Сколько камер в сердце у головастика? 3) Чем представлены органы дыхания головастика? 4) Чем питается головастик? 5) Какая пара конечностей появляется у головастика первой? |
Выполняются самостоятельно в тетради. Проверяется совместно с учителем. Критерий оценки: 1-3 ошибки – 4 3-4 ошибок – 3 |
||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 Изучение нового материала |
ЧДЦ: изучить особенности внешнего строения отрядов Земноводных.
1) Объясните отсутствие ног у австралийской червяги. 2) Объясните отсутствие зрения у австралийской червяги. 3) Чем объясняется наличие хорошо развитого осязания у австралийской червяги? 4) Чем объяснить отсутствие прыгательных задних конечностей у тритона? 5)чем объяснить наличие хвоста у саламандры? |
Проверьте и оцените свою работу: Нет ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; 4 и более – вы не справились с заданием. |
||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 Изучение нового материала |
ЧДЦ: изучить виды Земноводных, которые занесены в Красную книгу. Прослушайте объяснение учителя по теме «Земноводные, занесенные в Красную книгу» |
Объяснение учителя |
||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-4 Изучение нового материала |
ЧДЦ: изучить значение земноводных.
Многообразие земноводных и их роль
|
Самостоятельное выполнение заданий. 1 балл за каждый правильный ответ |
||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-5 Закрепление |
ЧДЦ: проверить полученные на уроке знания Соотнесите отряды и соответствующие им виды. К отрядам Хвостатые (а), Бесхвостые (б), и Безногие (в) амфибии относятся: 1. Прудовая лягушка. 2. Серая жаба. 3. Огненная саламандра. 4. Краснобрюхая жерлянка. 5. Рогатая лягушка. 6. Обыкновенный тритон. 7. Пипа суринамская 8. Гребенчатый тритон. 9. Червяга. 10. Аксолотль. 11. Квакша. 12. Исполинская саламандра. |
Критерии оценки: Нет ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; 5 и более – материал не усвоен. |
||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-6 Обобщение |
ЧДЦ: определить усвоение учебного материала 1.Подсчитайте количество баллов, полученных на уроке. 2. Выставьте себе оценку за урок, пользуясь следующими критериями:
|
|||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-7 Домашнее задание |
Если вы получили за урок оценку “5” или “4”, то для вас нет домашнего задания. Но если ваша оценка “3”, то вам необходимо выучить § 39. |
Литература
Лабораторный практикум по теории и методике обучения биологии: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников / Авторы составители: А.А. Семенов, Н.Г. Боброва и др.; Под ред. А.А. Семенова. – Самара: Изд. СГПУ, 2003, - 197 с.
Модульное обучение: сущность, технологии: Биология в школе №5/ Шамова Г.И, 1994, - С. 29-34.
Модульная программа раздел «Животные»: Биология в школе №№4-8/ Бурцева О.Ю., 2000; №№1-2 2001.
http://www.festival.1september.ru
http://www.rudocs.exdat.com
http://www.uchportal.ru
http://www.openclass.ru