Различия между учебно-исследовательской (УИР) и научно-исследовательской работами (НИР) школьников заключаются, прежде всего, в том, что УИР выполняются учащимися под постоянным контролем со стороны педагога, и часто с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных, или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя. Результаты, полученные в процессе выполнения таких работ, часто известны руководителям заранее.
НИР подразумевают большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Естественно, такие работы выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности, а научные руководители выступают при этом скорее в качестве консультантов на разных этапах ее выполнения. Для НИР требуются подготовленность исполнителей (научные и методические знания), хорошая техническая база и правильное руководство. Стоит отметить, что результаты НИР могут быть заранее неизвестны даже руководителям.
В НИР школьников необходимо учитывать их профессионализм и посильность задачи. Первое школьникам пока недоступно, и здесь может помочь общение со специалистами. Если учитывать второй аспект, то это убережет от упрощения ситуации, произнесения фраз, за которыми не стоит никакого дела. Конечно, ребятам интересно обсуждать и серьезные проблемы, например, спасения рек, разработки очистных сооружений и т.д. Если учитель берется организовать такое обсуждение, то в этом случае у школьников должно быть понимание многоплановости этих вопросов.
В биологическом и экологическом направлениях основная масса НИР связана с изучением флоры и фауны региона и особо охраняемых природных территорий (Силаева, Смирнов, 2001). Такие работы не только формируют экологическую и биологическую грамотность подрастающего поколения, но и патриотизм, гуманизм, чувство ответственности и собственного достоинства.
В Самарской области уже 40 лет проводится Городская краеведческая олимпиада по биологии, экологии и другим научным направлениям. Важной ее составляющей является обсуждение НИР школьников среднего и старшего звена. Тематика НИР широка и многообразна.
В 2013 году на XXXIX краеведческой олимпиаде нами было проведено анонимное анкетирование школьников города Самары, принимавших участие в письменном туре и защищающих свои исследовательские работы. Ответы учащихся отчетливо свидетельствуют о низкой их заинтересованности к выполнению НИР. Это связано не только с общими тенденциями развития общества, направленного больше на получение и развитие экономических благ, но и с проблемами школьного образования, например, с изменением учебных планов средней школы в сторону сокращения часов на изучение биологии, так и с отсутствием внеклассных и внеурочных мероприятий, проводимых учителями-предметниками.
Из опрошенных учащихся 7-11 классов 82% интересуются биологией и участвуют в олимпиадах по собственному решению, 15,5% отметили, что их заставляют учителя или родители, 2,5% участвуют в олимпиадах только ради признания и наград. Все 100% опрошенных участвовали в олимпиадах и конференциях неоднократно. Однако большинство этих мероприятий городского или областного уровня (90% участников).
Неоспоримым по важности аспектом в биоэкологическом образовании является кружковая работа, где предоставляется возможность заниматься НИР. Именно биологический кружок позволяет найти время на подобную работу, изучить методики исследований, осуществить поиск литературы по теме. Однако в большинстве школ нет таких кружков или учащиеся не знают об их существовании (рис. 1).
Заинтересованные школьники посещают биологические кружки в школе – их менее 28%. Около 8% из них делают это нерегулярно, а скорее изредка. Более 72% учащихся кружки не посещают (рис. 2).
Биологические кружки функционируют и в центрах дополнительного образования. Их регулярно посещают около 6% школьников, 9,4% делают это от случая к случаю, почти 84% членами подобных кружков вне школы не являются (рис. 3).
Радует, что школьники имеют желание заниматься кружковой работой. Около 70% из них хотят продолжить занятия или вступить в биологический кружок (рис. 4).
Рис. 1. Число школьников, осведомленных о работе биологических кружков в школе (%)
Рис. 2. Члены школьных биологических кружков (%)
Рис. 3. Количество учащихся, посещающих биологические кружки вне школы (%)
Рис. 4. Число школьников, желающих стать членами кружка (%)
Краеведческая НИР школьников базируется на проведенных в природе исследованиях. Учащиеся ответили, что только 34% из них не ходят с учителем на экскурсии. Однако это все-таки высокий процент, так как опрос проводился среди учащихся, углубленно занимающихся изучением биологии (рис. 5).
Рис. 5. Число школьников, участвующих в биологических экскурсиях (%)
По словам опрошенных школьников, УИР и ИР занимаются около 52% из них. Остальные 48% только углубленно изучают биологию. Опять же следует отметить, что опрашивались не классы полностью, а только те школьники, которые уже определились с направлением исследований и являются участниками олимпиады (рис. 6).
Рис. 6. Число школьников, занимающихся УИР и НИР (%)
Оказалось, что только около 48% респондентов хотят продолжить или начать заниматься УИР и НИР, около 18% не имеют такого желания, а более 34% школьников не определились с этим вопросом. Эти невысокие показатели объясняются причинами, названными выше (рис. 7)
.
Рис. 7. Число школьников, желающих заниматься УИР и НИР (%)
Задача учителя на современном этапе – заинтересовать школьников работой исследовательского характера. Но для этого и сам учитель должно являются квалифицированным педагогом, знающим теоретические основы, методы исследования и современные тенденции в биологии и экологии.
Литература
Ильина Н.С., Селезнева Л.В. О построении и поддержке исследовательских работ школьников // Исследования в области биологии и методики ее преподавания: Межкафедральный сборник научных трудов. Вып.2. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. – С. 113-121
Силаева Т.Б., Смирнов В.М. Использование местной флоры и фауны в преподавании биологии и экологии от школы до вуза школьников // Интеграция образования. – № 4. 2001. – С. 88-90.