В настоящее время перед школой стоит задача повышения качества знаний и умений школьников, подготовка их к самостоятельной трудовой и познавательной деятельности. В решении этой задачи важную роль играет домашняя работа учащихся. Именно её выполнение обеспечивает школьникам усвоение знаний и умений, а так же способствует формированию у них способности к самоорганизации, самоуправлению собственной деятельностью.
Домашняя работа - это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучаемой темой [6].
В отличие от урока, во время выполнения домашней работы ученик сам выбирает темп и способы, удобные для него индивидуально. Учитель может дать одинаковое для всех домашнее задание, может предложить индивидуальную работу. Домашние работы рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.
Домашние задания по биологии весьма разнообразны. Для того чтобы в процессе обучения у учащихся формировались такие важные качества, как ответственность, трудолюбие, настойчивость, были выделены следующие виды домашних работ:
работа с учебником;
работа с источниками информации: чтение научно-популярной литературы и справочной литературы о природе, работа с энциклопедиями и определителями;
подготовка рефератов и сообщений по заданным темам;
практическая работа с натуральными объектами (наблюдения, эксперимент);
моделирование природных процессов и явлений;
изготовление наглядных пособий (схем, моделей, рисунков, фотографий, презентаций).
Образовательное и воспитательное значение домашней работы в большой мере зависит от содержания и характера заданий. Содержание задания определяет, что ученику необходимо усвоить, а характер задания свидетельствует о требованиях к способам выполнения задания и умственным операциям.
Пономарева И.Н. считает, что домашние задания должны отвечать ряду требований:
Быть конкретными и целенаправленными.
Обеспечивать дифференцированный подход ученика к содержанию материала.
Вызывать познавательный интерес и активность учащегося.
Развивать самостоятельность и творчество ученика.
Способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке [6].
Рассмотрим практическую направленность домашних работ при изучении раздела «Человек и его здоровье». Подобные домашние задания актуальны в этом разделе. Интерес к своему организму, к процессам, происходящим в нем, велик у школьников, изучающих данный раздел. Мы считаем, что домашние работы практического характера не только способны удовлетворить его, но и вывести процесс обучения на более качественный уровень. К домашним работам практического характера относятся: самонаблюдения и наблюдения, физиологические тесты, функциональные пробы. Ниже приводятся примеры домашних заданий.
Функциональные пробы [4]
Функциональная проба – это реакция человека на дозированные нагрузки, проводимые в определенных условиях, результаты которых сравниваются со стандартными значениями, полученными на основе массовых обследований здоровых людей.
Функциональная проба является разновидностью эксперимента, ее цель – разъяснить физиологические механизмы, восстанавливающие постоянство внутренней среды путем изменения работы отдельных органов или систем. Одно из требований к функциональным пробам, проводимым в педагогических целях, заключается в том, чтобы подбирать такие нагрузки, которые, с одной стороны, были бы достаточными для регистрации вызываемых ими изменений, но, с другой стороны – не требовали бы большой затраты времени и были бы абсолютно
Тема: Определение времени задержки дыхания до и после физической работы [4].
Цель: изучить влияние работы на интенсивность обмена веществ.
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Объект исследования: человек.
Ход работы:
1. В положении сидя на спокойном выдохе, задержите дыхание на максимально возможный срок. Измерьте время задержки дыхания.
2. После того как дыхание успокоится, быстро сделайте 10 приседаний. Сразу же сядьте на стул и задержите дыхание, замеряя время задержки дыхания.
3. Полученные результаты измерений занесите в таблицу:
Задержка дыхания на максимальный срок до работы (в секундах) |
Задержка дыхания на максимальный срок после 10 приседаний (в секундах) |
4. После этого вычислите, какой процент второй результат составляет от первого или степень своей тренированности. Для этого воспользуйтесь формулой:
p = (B/A) *100%,
где р – результат функциональной пробы,
А – задержка дыхания на максимальный срок до работы,
В – задержка дыхания на максимальный срок после работы.
5. Оцените свой результат:
Хороший, если р равно 70% и больше;
Удовлетворительный, если р от 70% до 50%;
Плохой, если р ниже 50%.
Форма отчетности: таблица, заполненная измерениями, и расчеты по указанной формуле.
Тема. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки [4].
Цель: выявить влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений.
Оборудование: секундомер.
Ход работы
Измерьте пульс в состоянии покоя (сидя). Для этого проведите измерение за 15 секунд, а полученный результат умножьте на четыре.
Измерьте пульс стоя.
Сделайте одновременно 20 приседаний по команде преподавателя. Быстро сядьте и измерьте свой пульс сразу после нагрузки, затем спустя 30 секунд, 60 секунд, 90 секунд, 120 секунд, 150 секунд.
Результаты наблюдений занесите в таблицу:
Частота сердечных сокращений в состоянии покоя и после дозированной нагрузки
Пульс в состоянии покоя |
Пульс после нагрузки |
||||||
сидя |
стоя |
сразу после нагрузки |
через интервалы (сек) |
||||
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
|||
На основании полученных данных постройте график динамики пульса.
Оценка результатов:
Почему возрастает частота пульса, в положении стоя; после приседаний?
Определите, через сколько секунд после нагрузки, пульс возвращается к норме. (Если меньше чем за 2 минуты, то хорошо. Если за 2-3 минуты, то удовлетворительно)
Самонаблюдения [4]
Под наблюдением в методике обучения биологии подразумевается целенаправленное, чувственное, непосредственное восприятие предметов и явлений природы, без вмешательства в их ход. Разновидностью наблюдения является самонаблюдение, объектом которого является организм человека и процессы, в нем происходящие. Самонаблюдения, как правило, кратковременны и способствуют развитию интереса к собственному организму.
Тема: Выявление искривлений осанки [2].
Цель: проверить правильность своей осанки.
Оборудование: зеркало, ровная стена.
Объект исследования: человек.
Ход работы.
1. Встаньте прямо перед зеркалом, обратите внимание на положение плеч. Как должны выглядеть плечи при правильной осанке?
2. Встаньте спиной к стене так, чтобы лопатки, ягодицы и пятки вплотную прикасались к стене. Между поясницей и стеной попробуйте просунуть сначала кулак, потом ладонь. Подумайте, при правильной осанке, между поясницей и стеной должен проходить кулак или ладонь?
3. Положите на голову плоский предмет (например, книгу). Попробуйте с ним ходить или приседать. Должен ли свалиться предмет с головы, если осанка правильная?
Форма отчетности: написать признаки правильной осанки, с помощью вопросов в ходе работы.
Тема. Измерение объема грудной клетки при вдохе и выдохе [2].
Цель: выяснить, как происходит изменение объема грудной клетки при дыхательных движениях.
Объект исследования: человек.
Оборудование: сантиметровая лента.
Порядок работы:
1.Пользуясь лентой, измерьте окружность груди при спокойном вдохе и выдохе.
2.Измерьте окружность груди при глубоком дыхании.
3.Результаты занесите в таблицу.
Вид дыхания |
Объем грудной клетки |
|
Вдох |
Выдох |
|
Спокойное |
||
Глубокое |
Форма отчетности:
Почему объем легких при глубоком дыхании больше? Объясните, используя знания о строении легких.
Когда газообмен протекает интенсивнее: при спокойном или глубоком дыхании?
Работа с источниками информации [1]
Информационная деятельность это такая деятельность школьников, при которой организуется работа с любыми источниками информации с целью получения сведений, подтверждающих положения изучаемых биологических теорий и концепций.
Источники информации: научно-популярная литература, художественная литература, учебник, иллюстрации, интернет.
Работа с источниками информации при выполнении домашней работы особенно важна в преподавании биологии. Работа с литературой вызывает у школьников определенные эмоции, заставляет преломить прочитанное сквозь свой жизненный опыт.
Тема: Сравнение скелета человека и животных [5].
Цель: выяснить сходство скелетов человека и млекопитающих животных и различия между собой.
Оборудование: учебник «Биология. Человек», дополнительная литература.
Объект исследования: скелет человека.
Ход работы.
1.Сравнить скелет человека со скелетами млекопитающих животных. Заполнить таблицу по образцу.
Черты строения |
Собака |
Шимпанзе |
Человек |
Основные части скелета: череп, позвоночник, грудная клетка, пояса конечностей, свободные конечности |
Сходны |
Сходны |
Сходны |
Строение коротких, трубчатых и плоских костей |
|||
Соединения между одноименными костями |
|||
Прикрепления черепа к позвоночнику |
|||
Преобладание мозговой или лицевой части черепа |
|||
Количество изгибов позвоночника |
|||
Соотношение длины рук и ног |
|||
Наличие кисти, способной к захвату предметов |
|||
Ногти или когти на пальцах |
|||
Противопоставление большого пальца всем остальным |
Форма отчетности: заполненная таблица
Тема: Обмен веществ в клетке [5].
Цель: выяснить, какие процессы, связанные с обменом веществ, происходят в клетке, а какие – вне ее.
Оборудование: учебник «Биология. Человек»
Объект исследования: человек.
Ход работы.
1. Начертите таблицу:
Процессы, происходящие вне клетки |
Процессы, происходящие в клетке |
2. Выпишите в два столбика, какие процессы, связанные с обменом веществ, происходят в клетке, а какие — вне ее:
A. Превращение белков в аминокислоты в органах пищеварения.
Б. Превращение жиров в глицерин и жирные кислоты в органах пищеварения.
B. Превращение сложных углеводов в простые (например, в глюкозу).
Г. Транспортировка кислорода из воздуха в кровь в органах дыхания.
Д. Транспортировка питательных веществ от органов пищеварения к клеткам тела.
Е. Транспортировка кислорода от легких к тканям.
Ж. Образование белков, жиров и углеводов человеческого организма.
3. Процессы биосинтеза.
И. Процессы распада органических веществ с освобождением энергии.
К. Распад и окисление углеводов до С02 и Н20
Л. Распад и окисление жиров до С02 и Н20
Форма отчетности: заполненная таблица.
Физиологические тесты (тестирование)
Тестирование позволяет исследовать различные психофизические характеристики организма человека, изучать рефлекторную деятельность людей и животных, выявлять свойства анализаторов, признаки, характеризующие здоровье или отклонение от него. Физиологический тест предполагает определение функционального состояния отдельных органов или систем органов. Критерием данной группы исследований является невмешательство в естественные процессы, а только констатация фактов (самонаблюдение).
Многие физиологические тесты целесообразно использовать для постановки проблемных вопросов, чтобы, опираясь на их результаты, более доступно разъяснить изучаемый материал.
Тема:Тест на гибкость различных отделов скелета [1].
Цель: выявить степень гибкости различных отделов скелета.
Оборудование: мел.
Объект исследования: человек.
Ход работы.
Гибкость шейного отдела.
Наклон вперед, подбородок упирается в грудь.
Наклон назад, взгляд при этом направлен точно вверх или назад.
Наклон влево, вправо; ухо при этом находится параллельно линии плеча.
Поворот головы вправо и влево, нос при этом направлен строго на намеченный ориентир сбоку.
Гибкость позвоночника.
Сделать на стене метку на уровне своих плеч. Встать к стене спиной на расстоянии одного шага. Наклониться назад так, чтобы увидеть метку.
Встать к стене правым (потом левым) боком и попытаться достать метку на стене противоположной рукой.
Встать на возвышенность (30 см), достать носки ног пальцами рук, стоять так в течение 5 секунд. Результат считается лучшим, если ладони положить рядом со ступнями.
Гибкость суставов.
1.Лучезапястный.
Встать прямо, руки вперед ладонями вниз. Согнуть кисти внутрь так, чтобы пальцы смотрели друг на друга (кисти располагаются перпендикулярно предплечью). Локти при этом не сгибать.
Вытянуть руки вперед, локти вместе, ладонями вверх. Положить на ладони какой-либо предмет и удерживать его, раздвигая локти до тех пор, пока предплечья не образуют прямую линию.
Переплести пальцы рук в замок. Сделать вращательные движения без хруста в суставах.
2.Локтевой.
Встать прямо, руки в стороны. Руки согнуть и коснуться плеча кистью. (Если только пальцами, то это плохой результат).
3.Плечевой.
Правую руку завести за спину снизу, а левую сверху. Зацепиться пальцами рук. Поменять положение рук. Облегченный вариант – передать за спиной какой-либо предмет из одной руки в другую.
Встать к стене спиной на расстоянии ступни. Медленно поднять руки вверх, отвести их назад, коснуться стены. Туловище при этом не сгибать.
4.Тазобедренный.
Встать к стене спиной. Поднять одну ногу под углом 90 градусов и держать 5 секунд. Если угол составляет 70 градусов, то это тоже хороший результат.
5.Коленный.
Стоя на одной ноге, другую согнуть и положить ступней на бедро стоящей ноги. Поменять ноги местами.
6.Голеностопный.
Сесть на колени так, чтобы ягодицы касались пяток. Затем сесть ягодицами на пол, ступни при этом развести: пятки касаются бедер, носки в стороны.
Выявление нарушений осанки.
Встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались ее. Между стеной и поясницей должна проходить ладонь, но не кулак.
Отойдите от стены в принятом положении. Запомните свои ощущения, такой должна быть ваша осанка.
Положите на темя книгу, встаньте и пройдите немного с книгой на голове. Если осанка правильная, книга не упадет.
Форма отчетности: выставление баллов.
Тест оценивается по следующей шкале:
0 баллов – получается плохо.
1 балл – получается с трудом.
2 балла – получается хорошо.
Литература.
Боброва Н.Г. Способы и формы медико-оздоровительной деятельности учащихся в рамках гигиенического воспитания в разделе «Человек» // Вестник. Исследования в области естественных наук и образования: Сборник научных трудов В.5. – Самара: Изд. СГПУ, 2006. – С. 316-326.
Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с., ил.
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., переработ. – М.: Вентана-Граф. 2005. – 272 с.: ил.
Лабораторный практикум по теории и методике обучения биологии: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников / Авторы составители: А.А. Семенов, Н.Г. Боброва и др.; Под ред. А.А. Семенова. – Самара: Изд. СГПУ, 2003, - 197 с.
Маш Р. Д. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9(8) кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2000. – 206 с.: ил.
Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова; Под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.