МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПОЛИВИТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПОЛИВИТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ

Лихобаба А.П. 1, Павлова Т.Ю. 1, Ачмиз З.А. 1, Панжинская Н.И. 1, Петрова С.Ю. 1
1Краснодарский краевой базовый медицинский колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Поливитаминные препараты относятся к одной из самых востребованных и поражающих разнообразием предложений групп на фармацевтическом рынке Краснодарского края. Поливитаминные комплексы представлены как зарубежными, так и отечественными производителями. Современные поливитаминные препараты содержат различные микроэлементы (иод, селен, магний, кальций, цинк и др.), выпускаются витамины с женьшенем, с травами и даже с лактокультурами. Поражает и количество форм выпуска: таблетки, капсулы, ампулы, желе, жидкие формы. Несмотря на то, что лидеры витаминного рынка («Витрум», «Мультитабс», «Центрум» и др.) не собираются уступать первых мест по продажам, некоторые крупные отечественные фармацевтические компании выходят на российский фармацевтический рынок с новыми поливитаминными препаратами, регистрируя их как БАД, что значительно укорачивает и удешевляет период регистрации.

Как же не растеряться среди такого разнообразия предложений, как сделать правильный выбор и купить именно тот препарат, который окажется оптимальным как по составу, качеству, так и по цене? Ведь некоторые производители доказывают превосходство определенного соотношения витаминов и микроэлементов в выпускаемом ими препарате, при этом каждая компания имеет свою формулу, ссылаясь на рекомендации Минздрава России. Другие производители отстаивают позицию монокомпонентности и разделяют микроэлементы и витамины (алфавит, дуовит и др). Некоторые компании считают, что присутствие витаминов и определенного важнейшего микроэлемента делает неоспоримым преимущества данного препарата при определенном заболевании или состоянии организма. Это такие препараты, как триовит, кальций Д-3, прегнавит, селмевит и др.

Как показали исследования независимых экспертов, рынок витаминов является самой перспективной нишей фармацевтического бизнеса, и каждый год показывает уверенный рост продаж.

И вот здесь возникает вопрос, как сделать правильный выбор при покупке поливитаминного препарата, Возникает закономерный вопрос, насколько данный рынок может развиваться, и какое количество витаминных препаратов население может потребить?

Экспериментальная часть

Нами проведен маркетинговый опрос, в котором принимали участие 172 респондента различных возрастных категорий: студенты нашего колледжа и посетители аптек города Краснодара.

Опрос проводился по специально разработанной анкете в осенне-зимний период 2013 года. Выполнена статистическая обработка данных, анализ которой показал следующие результаты.

Целесообразность приема витаминных препаратов отмечают 153 опрошенных, т.е. 86% респондентов. Оставшиеся 19 человек (14%) считают, что можно обойтись без покупки витаминов, а необходимый их уровень в организме можно пополнять за счет потребления овощей и фруктов в течение всего года. Это самое часто встречающееся заблуждение, т.к. в овощах и фруктах содержится всего три витамина: А (ретинола ацетат), Е (токоферола ацетат), С (аскорбиновая кислота), а также фолиевая кислота. Остальные витамины содержатся совсем в других продуктах питания. Например, в черном хлебе – витамин В2 – рибофлавин, в желтках яиц, морской рыбе – витамин Е – токоферола ацетат, морковь – витамин А, ретинола ацетат и т.д. В данном случае очень важно знать, что жирорастворимые витамины усваиваются только в присутствии жиров, например витамин А из сырой моркови усваивается только не более 12%, а при сочетании моркови с растительным маслом, сметаной или майонезом всасывание витамина А резко возрастает до 80%.

Наиболее лояльными к витаминным препаратам являются женщины в возрасте 25 – 45 лет, считающие, что прием витаминов помогает им поддерживать свое здоровье и привлекательный внешний вид. В этой категории респондентов 66% опрошенных принимают витамины, а треть, т.е.34% по разным причинам этого не делает.

Среди респондентов старше 60 лет 32% опрошенных считают необходимым прием поливитаминных препаратов, но их выбор до сих пор не сделан и прием отложен на неопределенное время. Основу данной группы составили женщины старше 60 лет, которые считают, что они вполне могут обойтись и без витаминов. Количество респондентов, которые принимают поливитаминные комплексы, в этой возрастной группе составляют 68%.

Но самым неожиданным оказался тот факт, что более трети женщин в возрасте 25 – 40 лет, т.е. 34%, поливитаминные препараты не принимают, т.к. чувствуют себя хорошо, прекрасно выглядят и поэтому не видят необходимости в их приеме .

При более внимательном изучении мнения посетителей аптек, заинтересованных в приеме и принимающих поливитаминные препараты, становится ясно, что иностранные производители медленно, но верно начинают терять свои когда-то устойчивые позиции на краснодарском рынке поливитаминных препаратов. Более 52% опрошенных принимают или собираются принимать витамины исключительно отечественных производителей. И это связано не только с тем, что цены на отечественные препараты ниже импортных, но и с качеством предлагаемой продукции. Так, 44% опрошенных отметили, что именно проверенное временем качество российских препаратов, а также надлежащий контроль фармацевтического производства, осуществляемый Роспотребнадзором, позволили им сделать правильный выбор.

Рекомендации специалистов (врачей, работников аптек ) по – прежнему остаются важным критерием в выборе поливитаминных препаратов: 40,1% (68 человек) респондентов ответили, что именно специалисты могут точно сказать, какой из присутствующих на витринах аптек витаминный комплекс наиболее подходит для конкретного пациента. Причем советы врача являются приоритетными. Рекомендации аптечных работников, в большинстве случаев, менее значимы, т.к. около 67% опрошенных считают, что сотрудники аптек заинтересованы в продаже более дорогостоящего поливитаминного препарата, т.к. их заработная плата зависит от полученной ими выручки.

Реклама в средствах массовой информации для 4,4% (8 человек) респондентов является важным фактором мотивации при выборе поливитаминного комплекса. Для 13,8% (24 человека) опрошенных более важным фактором является цена. Следующим по значимости критерием при выборе поливитаминного препарата для 19,5% (34 человека) респондентов является совет друзей или знакомых.

Однако, самым главным критерием при покупке препарата для большинства опрошенных является качество поливитаминного комплекса – 44% респондентов (76 человек).

Если рассматривать критерии потребители при выборе времени года для приема поливитаминныхвитаминных препаратов, то здесь практика аптечных продаж свидетельствуют, что покупательская востребованность поливитаминных комплексов наблюдается в течение всего года, а в сезонный осенне-зимний и зимне-весенний период отмечается ее выраженный подъем.

Обращает на себя особое внимание тот факт, что около 25,1% (43 человека) опрошенных принимают поливитамины постоянно в целях профилактики. И что очень огорчает, только 23,6% (40 человек) используют витамины в комплексном лечении при различных заболеваниях. Повышенная психоэмоциональная нагрузка (сдача экзаменов, стрессы на работе или учебе, вождение автомобиля) сопровождается приемом витаминных препаратов только у 5,8% (10 человек) опрошенных. В период повышенной физической нагрузки принимают поливитамины 8,5% (15 человек) респондентов. Большинство же опрошенных - 34,7% (60 человек) предпочитают принимать поливитаминные комплексы только в определенное время года, в основном, в осеннее-зимне-весенний период, а летом делают перерыв, что по мнению некоторых авторов является абсолютно правильным решением.

Нами разработаны таблицы в которых сконцентрированы материалы о жизненно важных жиро- и водорастворимых витаминах, источниках нахождения витаминов, суточная потребность, а также о заболеваниях человека, возникающих при гиповитаминозах. В таблицах представлены данные о суточной потребности в витаминах для людей различных возрастных категорий, а также для беременных и кормящих. Особого внимания заслуживает тот факт, что потребность в витаминах у женщин во время беременности возрастает в 1,5 раза. По данным различных источников в современных условиях будущие матери не только не получают дополнительного количества витаминов, но часто испытывают их умеренный или глубокий дефицит. Для различных витаминов он может колебаться от 45% до 100%. Наиболее распространен у беременных недостаток витаминов В6 (100%),В1 (96%), фолиевой кислоты (77%), витамина С (64%). Причем, при более внимательном изучении данного вопроса нами установлено, что потребность в витаминах беременных женщин и кормящих матерей различна. Поэтому, по нашему мнению, должны быть разработаны специальные поливитаминные комплексы, как для беременных, так и для кормящих женщин.

Разработанные нами таблицы содержит обобщенные данные об источниках поступления витаминов и микроэлементов в организм человека, систематизируют признаки гиповитаминоза и может служить справочным материалом для студентов медицинских колледжей при изучении специальных медицинских дисциплин, как фармакология, клиническая фармакология, гигиена и экология человека, терапия и др.

Выводы

Исходя из ранее сказанного, становится ясно, что большинство населения активно потребляет витаминные препараты в течение всего года. В основном отдается предпочтение поливитаминным комплексам отечественного производства. Рост покупательской способности наблюдается в осенне-зимне-весенний сезоны и в период повышенной заболеваемости. Но особенно радует нас как будущих медицинских и фармацевтических работников то, что рекомендации специалистов (врачей, работников аптек ) по – прежнему остаются важным критерием в выборе поливитаминных препаратов.

Просмотров работы: 4311