РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Токарева М.Н. 1, Носкова Е.В. 1, Романова И.М. 1
1Дальневосточный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рынок услуг гражданской авиации является одним из самых динамично развивающихся рынков мира, который подвержен огромному влиянию общемировой хозяйственной конъюнктуры. Однако быстрое развитие рынка сопровождается возникновением соперничества между авиакомпаниями за лучшие условия функционирования, за своего потребителя и получение максимальной прибыли. Развитие авиатранспортного комплекса в стране повышает конкурентоспособность государств на внутреннем и мировом рынке.

Целью данного исследования являлся анализ международной конкуренции на изучаемом рынке и разработка рекомендаций авиакомпаниям для повышения конкурентоспособности предприятий.

В рамках данной работы изучена тема анализа международной конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок. Анализ литературных источников показал, что в настоящий момент времени нет единого мнения авторов в отношении понятия «международная конкуренция». В результате анализа было сформулировано следующее определение: «международная конкуренция» – это элемент рыночного механизма в процессе глобализации, реализующийся в форме взаимодействия экономических субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия продвижения и сбыта продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках.

С целью исследования международной конкуренции пассажирских авиаперевозок в объеме данной работы были выбраны страны Восточной и Юго-восточной Азии, как наиболее перспективные для роста отрасли [27].

Оказалось, что в настоящее время в азиатском регионе успешно осуществляют свою деятельность около 300 коммерческих авиакомпаний. Рейтинг крупнейших авиапредприятий Восточной Азии по годовому пассажирообороту на сентябрь 2013 года возглавляет китайская компания Air China, имеющая в своем распоряжении около 550 воздушных судов. Второе место и третье место также за китайскими предприятиями - China Southern Air Holding Company и China Eastern Air Holding Company, осуществляющими международные и внутренние рейсы по 600 и 370 направлениям соответственно, и имеющие представительства в крупнейших городах мира[3].

Среди российских авиакомпаний крупнейшими перевозчиками, осуществляющими международные рейсы, в 2012 году стали Аэрофлот (количество перевезенных пассажиров — 17,66 млн чел.), Трансаэро (10,33 млн пасс.), ЮТэйр (7,77 млн пасс.), S7 Airlines (6,35 млн чел.), «Россия» (4,21 млн пасс.) [1].

Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) и экспертов данной области на современном рынке авиаперевозок происходит усиление конкуренции между авиакомпаниями, а также активное вступление и расширение стратегических альянсов авиакомпаний, таких как Sky Team, StarAlliance и OneWorld. [4]

В рамках данного исследования выделен ряд особенностей, связанных с ведением авиабизнеса. Например, зависимость авиакомпаний от динамики цен на нефть и нефтепродукты, сезонность спроса в некоторых странах в период отпусков и праздников, высокая чувствительность деятельности авиапредприятий к изменениям условий внешней среды и др.[5]

В ходе исследования был рассчитан индекс Герфиндаля-Гиршмана, который используется для оценки степени монополизации отрасли. Было установлено, что данный рынок относится к умеренноконцентрированным рынкам, а, значит, на нем присутствует конкуренция и имеет место неравномерность распределения субъектов рынка.

Также были определены барьеры входы на рынок пассажирских авиаперевозок. Оказалось, что одной из причин трудного вступления в отрасль является высокая капиталоемкость, которая предполагает большие финансовые вложения на начальных этапах функционирования предприятия. Сдерживающим фактором быстрого вступления в отрасль является необходимость заключения межправительственных соглашений для правового регулирования воздушных сообщений [6].

На основе результатов проведённого исследования разработаны рекомендации операторам рынка, а также установлено, что для функционирования в условиях конкурентной борьбы на мировом рынке пассажирских авиаперевозок важным является способность авиакомпаний создавать новые виды бизнеса или новое конкурентное преимущество, которое будет уникальным для каждой организации. Компании должны постоянно совершенствовать свои производственные и продуктовые технологии, внедрять информационные технологии в процесс создания ценности для потребителей, повышать квалификацию сотрудников и их корпоративный дух, развивать эффективность взаимодействия внутри организации и во внешней среде.

Литература

  1. Букалова М.В. Обзор рынка авиаперевозок РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ato.ru/files/attached_materials/obzor-rynka-aviaperevozok-bukalova.pdf

  2. Бюллетень о развитии конкуренции. Аналитический центр при правительстве РФ, №2, октябрь 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/857.pdf

  3. Ежемесячный журнал: Airline leader issue. – 2013. – №19. С. – 23

  4. Кузнецова Е.Ю., Дунаева Н.О. Конкурентоспособность авиакомпаний на международном рынке // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмен. 2008. №14 (114). - С.70.

  5. Обзоры ведущих аналитиков. Описание рынка и риски. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://barfin.ru/company/siberia-airlines/market/

  6. Официальный сайт Международной ассоциации воздушного транспорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iata.org/

Просмотров работы: 1251