РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Г. ВЛАДИВОСТОКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Г. ВЛАДИВОСТОКА

Букреева С.Е. 1, Носкова Е.В. 1, Романова И.М. 1
1Дальневосточный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конъюнктурные исследования как одно из направлений исследований рынка является основополагающим элементом деятельности фирмы. Результатом систематической исследовательской и аналитической деятельности в области изучения рыночной конъюнктуры является возможность спрогнозировать изменения рынка в перспективе, что позволяет вовремя принимать важные маркетинговые решения и повысить эффективность работы предприятия.

В настоящее время сфера услуг общественного питания является одной из самых быстрорастущих и привлекательных сфер бизнеса. Причиной такого стремительного роста является возросшая покупательная способность населения – потребители всё чаще предпочитают питаться вне дома, посещая модные рестораны или кафе. Для предприятий общественного питания в большей степени, чем для предприятий других сфер, имеет значение способность быстро и эффективно реагировать на изменение внешних условий, вести успешную конкурентную борьбу. В этой связи возрастает актуальность и необходимость изучения конъюнктуры рынка услуг общественного питания.

Целью исследования конъюнктуры рынка услуг общественного питания г. Владивостока является изучение состояния и тенденций развития конъюнктуры данного рынка. Методический подход к оценке конъюнктуры включает в себя: 1) методику анализа предложения на рынке услуг общественного питания г. Владивостока; 2) методику анализа спроса на рынке услуг общественного питания г. Владивостока; 3) методику оценки состояния и тенденций развития рынка, а также факторов, влияющих на формирование конъюнктуры рынка услуг общественного питания г. Владивостока.

На этапе оценки предложения на рынке услуг общественного питания г. Владивостока необходимо комплексное изучение различных показателей, таких как: объём рынка услуг общественного питания г. Владивостока; объём рынка услуг общественного питания г. Владивостока на душу населения; количество операторов рынка услуг общественного питания г. Владивостока; географическая концентрация операторов рынка услуг общественного питания г. Владивостока. Также анализ предполагает характеристику различных типов предприятий общественного питания, действующих на рынке г. Владивостока. По данным справочника «2 ГИС» в г. Владивостоке представлено всего 6 типов предприятий общественного питания: кафе, бары, рестораны, столовые, заведения быстрого питания, кафе-кондитерские (кофейни). Для характеристики типов предприятий, действующих на рынке услуг общественного питания г. Владивостока, были выделены следующие параметры: общее количество предприятий каждого типа, относительная доля различных типов предприятий, количество посадочных мест, число ассортиментных позиций в меню, набор дополнительных услуг, предоставляемых предприятиями различного типа, наличие специальных предложений, диапазон цен, средний чек, а также распределение типов предприятий по видам предлагаемой кухни.

На этапе сбора информации для оценки предложения на рынке услуг общественного питания г. Владивостока целесообразно использовать материалы статистических сборников Федеральной службы государственной статистики, а также информацию таких интернет-источников как специализированный раздел сайта г. Владивостока www.rest.vl.ru, а также электронную карту и справочник организаций г. Владивостока «2 ГИС» www.vladivostok.2gis.ru.

Для оценки спроса на рынке услуг общественного питания г. Владивостока необходимо провести опрос потребителей. Целью опроса является выявление количественных характеристик спроса, а также предпочтений жителей г. Владивостока относительно услуг общественного питания. Для детального анализа спроса необходимо рассматривать специфику услуги общественного питания с различных точек зрения, используя такие классификационные признаки, как тип предприятия и сумма среднего чека, что позволит более детально охарактеризовать спрос и оценить его количественно. Также при изучении спроса на услуги общественного питания г. Владивостока необходимо изучить такие характеристики как: 1) частота и время посещения потребителями заведений общественного питания, 2) предпочтения потребителей относительно предоставляемых услуг, 3) цели, мотивы, осознаваемые выгоды и факторы, оказывающие решающее воздействие на характер спроса с точки зрения потребителей.

Методом опроса является анкетирование. Инструментом сбора данных для опроса является анкета, условно разделённая на 4 части: 1 часть – преамбула, в которой содержится обращение к респонденту, обозначаются цель опроса и правила заполнения анкеты; 2 часть – фильтр; 3 часть – основной блок, содержащий все вопросы, необходимые для выявления качественных и количественных характеристик спроса, отвечающие целям и задачам исследования; 4 часть – вопросы, направленные на выявление социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, семейное положение, наличие детей, род занятий, уровень дохода). География исследования ограничивается территорией г. Владивостока. Исследуемой совокупностью являются постоянные жители г. Владивостока в возрасте от 16 до 65 лет (включительно). Размер выборки, необходимый для проведения опроса потребителей на рынке услуг общественного питания г. Владивостока, составляет 245 респондентов (для расчета использована формула С.Г. Светунькова). Структура выборочной совокупности сформирована в соответствии со структурой населения г. Владивостока методом квотирования по признаку пола и возраста.

Этап оценки состояния и тенденций развития рынка услуг общественного питания г. Владивостока включает изучение следующих показателей: 1) объём оборота общественного питания в денежном выражении (в России в целом и в г. Владивостоке); 2) объём оборота общественного питания на душу населения в России и г. Владивостоке; 3) индекс физического объёма оборота общественного питания в России и г. Владивостоке; 4) число предприятий общественного питания в России и г. Владивостоке. Все показатели изучаются в динамике за период последних пяти лет, для анализа каждого показателя рассчитываются базисный и среднегодовой темпы роста.

На этапе отбора и оценки влияния конъюнктурообразующих факторов необходимо изучить вторичную информацию из таких источников, как: материалы Федеральной службы государственной статистики по России и Приморскому краю, специализированных журналов, а также различных специализированных сайтов сети Интернет (www.4p.ru, www.russiantourism.ru, www.restoranoff.ru, www.horeca.ru, www.restop.ru). Отбор факторов, влияющих на формирование конъюнктуры рынка услуг общественного питания г. Владивостока, необходимо произвести по следующим направлениям: экономические факторы, политические факторы, социальные, демографические, географические и другие. При отсутствии в источниках вторичной информации данных о факторах, влияющих на конъюнктуру рынка услуг общественного питания г. Владивостока, и о степени их влияния на данный рынок необходимо провести экспертный опрос. При отборе экспертов для проведения экспертного опроса необходимо руководствоваться следующими критериями: занимаемая должность (не ниже руководителя отдела продаж), стаж работы в сфере услуг общественного питания не менее 3-х лет, компетентность эксперта в исследуемой сфере, объективность.

Таким образом, разработанный методический подход к оценке конъюнктуры рынка услуг общественного питания г. Владивостока позволит собрать всю необходимую информацию о состоянии и тенденциях развития рынка, оценить и охарактеризовать различные показатели спроса и предложения на данном рынке, а также выявить перечень факторов, оказывающих наибольшее влияние на его конъюнктуру. На основе полученной информации можно произвести прогноз конъюнктуры рынка на дальнейшую перспективу, а также разработать рекомендации операторам рынка в области принятия маркетинговых решений.

Просмотров работы: 2534